ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-441/2021 от 22.06.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Овчинникова В.М.

УИД 38RS0006-01-2021-000543-95

Судья-докладчик Махмудова О.С.

№ 33а-4477/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Абрамчика И.М.,

судей Исаковой Н.Н., Махмудовой О.С.,

при секретаре судебного заседания Кузьминой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-441/2021 по исковому заявлению прокурора города Черемхово в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Черемховского районного муниципального образования о возложении обязанности

по апелляционной жалобе администрации Черемховского районного муниципального образования на решение Черемховского городского суда Иркутской области от 21 декабря 2021 г.,

установила:

в обоснование искового заявления указано, что по результатам анализа деятельности администрации Черемховского районного муниципального образования выявлены нарушения требований ст. 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне». Истец полагает, что неисполнение администрацией Черемховского районного муниципального образования возложенных на нее обязанностей и в дальнейшем непринятие действенных мер по устранению выявленных нарушений законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций может привести к наступлению негативных последствий, выразившихся в неготовности органов местного самоуправления к действиям в режиме чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нарушения прав населения Черемховского районного муниципального образования на защиту их жизни, здоровья, имущества в случаи их возникновения.

Прокурор г. Черемхово Иркутской области просил суд возложить на администрацию Черемховского районного муниципального образования обязанность в срок не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу создать резерв материальных ресурсов в целях гражданской обороны и для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Решением Черемховского городского суда Иркутской области от 21 декабря 2021 г. иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе администрация Черемховского районного муниципального образования просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. На территории Черемховского района 1 городское поселение и 17 сельских поселений, в состав которых входят 100 населенных пунктов, которые территориально расположены на удалении от административного центра района, что не позволит оперативного предоставить для населения материальные ресурсы. В бюджете Черемховского района отсутствует возможность обеспечения материальными ресурсами. На территории района отсутствуют муниципальные специализированные склады и организации по их обслуживанию, спасательные службы, аптеки и склады для хранения медицинских средств, склады с ГСМ и строительными материалами. На территории муниципального образования имеется 190 действующих магазинов. Для соблюдения требований методических рекомендаций МЧС России от 19 марта 2021 г. № 2-4-71-5-11, с учетом особенностей района администрацией Черемховского районного муниципального образования заключены муниципальные контракты и договоры. В перечне муниципальных образований, которым рекомендовано создать материальную базу Черемховское районное муниципальное образование отсутствует.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Данное дело рассмотрено судом первой инстанции по правилам гражданского судопроизводства.

Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 мая 2022 г. постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, с передачей настоящего дела в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда.

Заслушав доклад судьи Махмудовой О.С., объяснения представителя административного ответчика ФИО3, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора ФИО4, возражавшей против отмены решения суда, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

В силу требований ч. 1 ст. 9 указанного Закона организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Пунктом 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесены организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно положениям ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлены обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В части 1 статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой г. Черемхово проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

В ходе проверки прокурором выявлены нарушения со стороны администрации Черемховского районного муниципального образования в части создания материальных резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории района, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

По результатам проведенной проверки прокурором в адрес администрации направлено представление об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне с требованием принять меры к устранению выявленных нарушений, в частности произвести комплексную проверку готовности системы оповещения Черемховского районного муниципального образования, создать необходимые запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго-, водоснабжения, водоотведения и канализации, создать и подготовить резервы мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды, создать на водонапорных станциях необходимый запас реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств, определить места возможных захоронений, разработать муниципальную программу, которая содержала бы необходимые мероприятия в сфере гражданской обороны, в рамках которой осуществлялось их финансирование.

Из сообщения администрации Черемховского районного муниципального образования Номер изъят от Дата изъята следует, что Дата изъята составлен акт проверки состояния муниципальной автоматизированной системы оповещения населения Черемховского муниципального образования по оценке готовности оповещения, который составлен в соответствии с требованиями приложения к распоряжению Правительства Иркутской области от 24 февраля 2021 г.№ 99-рп «О комплексных проверках готовности региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Иркутской области и муниципальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения в 2021 году». Запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго-, водоснабжения, водоотведения и канализации, создать и подготовить резервы мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды, реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств, на территории Черемховского районного муниципального образования не созданы, поскольку это не отнесено к компетенции органа местного самоуправления. Места захоронения в военное время определены на территории кладбищ городского и сельских поселений. Администрация Черемховского муниципального образования не усмотрела оснований для разработки муниципальной программы в сфере гражданской обороны.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходил из того, что резервы материальных ресурсов администрацией не созданы, что создает угрозу нарушения прав и законных интересов граждан, подвергает опасности их жизни и здоровье, может привести к невозможности их своевременного оповещения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, ненадлежащее исполнение администрацией Черемховского районного муниципального образования возложенных на нее обязанностей и в дальнейшем непринятие действенных мер по устранению выявленных нарушений законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций может привести к наступлению негативных последствий, выразившихся в неготовности органов местного самоуправления к действиям в режиме чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нарушения прав населения Черемховского районного муниципального образования на защиту их жизни, здоровья, имущества в случаи их возникновения.

Судебная коллегия полагает выводы суда правильными, доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным ответчиком обстоятельств дела.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии у администрации района законодательно возложенной обязанности по обеспечению материальных резервов, судебная коллегия считает ошибочным, основанном на неверном толковании норм права, регулирующих правоотношения, которые возникают в сфере гражданской обороны.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии необходимых в бюджете администрации денежных средств, признаются несостоятельными, поскольку действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления указанных требований с их финансовыми возможностями и отсутствием в бюджете необходимых денежных средств.

Отсутствие муниципальных специализированных складов организаций по их обслуживанию, спасательных службы, аптек и складов для хранения медицинских средств, складов с ГСМ и строительными материалами не может расцениваться как основание для освобождение от исполнения возложенных законом обязанностей, поскольку необеспечение материальными ресурсами населения Черемховского районного муниципального образования может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, и являются мотивированными, они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующих рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи; юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно.

Иные доводы апелляционной жалобы на правовую оценку решения суда не влияют и в силу статьи 310 КАС РФ основанием к его отмене или изменению не являются.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда у судебной коллегии не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства, судебная коллегия

определила:

решение Черемховского городского суда Иркутской области от 21 декабря 2021 г. по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий

И.М. Абрамчик

Судьи

Н.Н. ИсаковаО.С. Махмудова