ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4425/2021 от 07.10.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

гражданское дело № 2-4425/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 33-17745/2021

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего

Гадиева И.С.Алексеенко О.В.

судей

ФИО2

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Валеевым А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 ФИО8 к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №... по адрес о взыскании недоплаченных компенсаций, морального вреда по апелляционным жалобам Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №... по адрес и Управления Федеральной налоговой службы по адрес на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата.

Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия,

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском (с последующим уточнением) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №... по адрес о взыскании недоплаченных компенсаций, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указала, что с дата она замещала должности государственной гражданской службы в инспекции Федеральной налоговой службы по адрес РБ. С дата служебный контракт с ней был расторгнут, она освобождена от должности гражданской службы и уволена по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от дата №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. При увольнении ей была выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 40 календарных дней в размере 35 230 рублей 48 копеек, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 105 325 рублей 75 копеек. Полагает, что при расчете сумм компенсации ответчиком не были учтены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные в период с 2019 по 2020 годы, в результате чего недоплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания составляет 86 194 рубля, недоплата компенсации за отпуск составляет 36 197 рублей. Указывает, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем учитывается при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск. Просит взыскать с Межрайонной ИФНС №... по РБ:

-доплату компенсации при сокращении за четыре месяца в размере 86 194 рубля,

-доплату компенсации за 41 день неиспользованного отпуска в размере 30 153 рубля,

-денежного содержания на период нахождения ее в ежегодном оплачиваемом отпуске за 2019 год в количестве 30 дней в размере 33 847 рублей,

-компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей,

-компенсацию за несвоевременную выплату денежных средств в размере 3 897 рублей.

Решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата иск ФИО1 к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №... по адрес о взыскании недоплаченных компенсаций, компенсации морального вреда удовлетворен частично, постановлено:

взыскать с Межрайонной ИФНС №... по РБ в пользу ФИО1 доплату компенсации при сокращении за четыре месяца в размере 86 027 рублей 40 копеек, доплату компенсации за период неиспользованного отпуска в размере 30 094 рубля 75 копеек, денежное содержание за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в размере 29 650 рублей 34 копейки, компенсацию за несвоевременную выплату отпускных в размере 3 897 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей,

в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС №... по РБ не соглашается с решением, просит отменить. Указывает, что судом не учтен тот факт, что согласно пункта 6 Правил №... при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. При этом средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты пунктами 6 и 8 Правил не предусмотрены. Подтверждения того, что средства материального стимулирования федеральным гражданским служащим Инспекции выплачивались в соответствии с постановлениями Правительства №...,347-7 и 228-7, на которые ссылается суд, в материалах дела не имеется. Выплачиваемые средства материального стимулирования, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляются в пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службой на основании Постановления Правительства Российской Федерации, не являются премиальным фондом и не входят в состав денежного стимулирования государственных гражданских служащих.

Управление Федеральной налоговой службы по адрес в апелляционной жалобе также просит отменить решение суда как незаконное.

Проверив оспариваемое решение в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, выслушав представителя Межрайонной ИФНС №... по РБ ФИО4 представителя Управления ФНС по РБ ФИО5, поддержавших доводы апелляционной жалобы, истца ФИО1, просившую оставить решение суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от дата № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от дата № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от дата № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от дата № 79-ФЗ).

Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от дата № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Как установлено судом и следует из материалов дела ФИО1 с дата замещала должности государственной гражданской службы в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №... по РБ.

дата служебный контракт с ФИО1 расторгнут, она освобождена от должности гражданской службы и уволена по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от дата №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.

При увольнении ФИО1 выплачена компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы в размере 105 325 рублей 80 копеек, компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 35 230 рублей 48 копеек. Также выплачено денежное содержание на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в размере 23 642 рубля 40 копеек.

Из расчетных листов, представленных Межрайонной ИФНС №... по РБ, за период с августа 2019 года по март 2021 года усматривается, что ФИО1 производились начисления в виде материального стимулирования (СМС).

Обращаясь с иском, истец указала, что при расчете выходного пособия и отпускных ответчиком не были учтены СМС-выплаты.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал установленным, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, сверх установленного фонда оплаты труда, входят в состав денежного содержания гражданского служащего, являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляются в пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службой на основании Постановлений Правительства Российской Федерации, в связи с чем, средства материального стимулирования подлежали учету при расчете компенсации при увольнении и отпускных ФИО1

Между тем судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от дата№....

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации при увольнении производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В случаях, предусмотренных подпунктами «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и «з» пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).

Из пункта 2 Правил следует, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся:

а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;

в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

г) ежемесячное денежное поощрение;

д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;

ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Таким образом, законодателем установлен специальный порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего, в соответствии с которым его размер исчисляется на дату расторжения служебного контракта; в составе денежного содержания учитывается премия за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 1/12 от фактически выплаченной суммы такой премии. Включение в состав денежного содержания иных премий Правилами не предусмотрено. Перечень выплат, учитываемых при исчислении месячного денежного содержания гражданских служащих, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Как следует из материалов дела, выплата в размере четырехмесячного денежного содержания истцу включала в себя: месячный оклад ГС по замещаемой должности - 4511 рублей, оклад за классный чин – 1694 рублей, ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе – 1354 рублей, районный коэффициент - 2216 рублей, ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы – 2707 рублей, ежемесячное денежное поощрение – 4511 рублей, также дополнительные выплаты, фактически начисленные за указанный выше период: материальная помощь к отпуску, единовременная выплата к отпуску и премии за выполнение особо важных и сложных заданий на общую сумму 112054,87 рублей (1/12 часть составила – 9337,90 рублей). С учетом вышеуказанных выплат размер денежной компенсации, с учетом районного коэффициента, в размере четырехмесячного денежного содержания истца составил: 105325,80 рублей (т. 1 л.д. 165).

Согласно представленным ответчиком приказам о материальном стимулировании федеральных гражданских служащих Межрайонной ИФНС №... по Республики Башкортостан средства материального стимулирования распределялись государственным гражданским служащим на основании решения Комиссии Межрайонной ИФНС №... по Республики Башкортостан по оценке деятельности структурных подразделений и распределению средств федерального бюджета, направляемое на материальное стимулирование государственных гражданских служащих.

Из протоколов заседания указанной Комиссии следует, что начальниками отделов Инспекции, в составе, которого работает сотрудник, исходя из определенных CMC отделов и критериев оценки качества выполнения должностных обязанностей, должностного регламента, иных качественных характеристик работы стимулирования, производится оценка каждого работающего сотрудника. В Комиссию начальниками приоритетных отделов и иных отделов представлены опросные листы с установленными бальными оценками. Исходя, из установленных баллов производится расчет по каждому работающему сотруднику с учетом оценки указанной в опросном листе.

В соответствии с методикой расчета фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, территориальных органов ФНС России, материальное стимулирование в виде других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от дата№... «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» в составе фонда оплаты труда гражданских служащих Инспекции не предусмотрено и к иным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих не относится.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона № 79-ФЗ количество должностных окладов для формирования фонда оплаты труда служащих инспекции ограничено, следовательно, материальное стимулирование не может дополнительно учитываться в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Однако отнесение иных выплат, к составным частям денежного содержания гражданского служащего в том понятии, в котором оно установлено нормами Правил и Федеральным законом № 79-ФЗ, законодательно прямо не предусмотрено.

Такая позиция по вопросу, связанному с учетом выплат, производимых федеральным государственным гражданским служащим за счет бюджетных ассигнований, доводимых до федеральных государственных органов на материальное стимулирование гражданских служащих, при исчислении денежного содержания в установленных законодательством случаях изложена в письме Минтруда России от дата№.../В-5300 и основана на прямом применении норм права.

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от дата№... не отменяет действие приказа Министерства финансов Российской Федерации от дата№...н, которым утвержден порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, и которым определено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом №..., Правительство России ежегодно разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение проект постановления о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих, следовательно, выплаты, предусмотренные постановлением Правительства №... от дата, относятся к периоду 2014 года.

Согласно письму Минфина России от дата№..., разъяснения содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от дата№... не носят обязательного характера и не регулируют спорные отношения. Вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы, оплатой труда и порядком исчисления их денежного содержания для всех случаев определения его размера отнесены к компетенции Минтруда России.

Из буквального толкования положений Правил №..., пункта 4 части 1 статьи 14, частей 3.1, 3.2 статьи 37, частей 1, 10 статьи 50, частей 1, 2, 6 статьи 51 Федерального закона от дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» следует, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляются в пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службой на основании постановлений Правительства Российской Федерации, в связи с чем, эти денежные средства не подлежат учету при расчете денежного содержания ФИО1 для исчисления компенсаций при ее увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, с отказом в удовлетворении заявленных требований истца.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований ФИО3 ФИО9 к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №... по адрес о взыскании недоплаченных компенсаций, морального вреда отказать.

Председательствующий И.С. Гадиев

Судьи О.В. Алексеенко

ФИО2