ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-442/19 от 30.10.2019 Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики (Карачаево-Черкесская Республика)

Судья Семенов Б.С. Дело № 33-1441/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Черкесск КЧР 30 октября 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего – Матакаевой С.К.,

судей – Лайпанова А.И., Адзиновой А.Э.,

при секретаре судебного заседания – Хабовой М.Т.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-442/2019 по апелляционной жалобе третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики на решение Прикубанского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 25 июля 2019 года по исковому заявлению Шавтиковой З.В. к администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, Управлению труда и социального развития администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, признании права на получение единовременной денежной выплаты, взыскании единовременной денежной выплаты.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Матакаевой С.К., объяснения представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики - Кумратовой А.М., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Шавтикова З.В. обратилась в суд с иском администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, Управлению труда и социального развития администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, признании права на получение единовременной денежной выплаты, взыскании единовременной денежной выплаты.

Исковые требования обоснованы тем, что Шавтикова З.В. в соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2013 года № 81-РЗ "О республиканском материнском капитале при рождении (усыновлении) четвертого ребенка или последующих детей в Карачаево-Черкесской Республике и наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Карачаево-Черкесской Республики отдельными государственными полномочиями Карачаево-Черкесской Республики" имеет право на единовременную денежную выплату при рождении четвертого ребенка. При этом, Управление труда и социального развития населения Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в получении указанной выплаты Шавтиковой З.В. отказало, сославшись на не представление свидетельств о рождении детей, выданных уполномоченными органами Карачаево-Черкесской Республики.

С учетом увеличения и дополнения исковых требований истец просит:

-признать незаконным отказ начальника Управления труда и социального развития администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в предоставлении Шавтиковой З.В. государственной услуги «Назначение единовременной денежной выплаты, республиканского материнского капитала при рождении (усыновлении) четвертого ребенка или последующих детей в Карачаево-Черкесской Республике»;

-признать право Шавтиковой З.В. на получение единовременной денежной выплаты, республиканского материнского капитала при рождении четвертого ребенка - дочери <ФИО>2, <дата> года рождения, уроженки города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики, свидетельство о рождении I- ЯЗ №... от <дата>, актовая запись №..., выданное Псыжским СМП Прикубанского района <дата>;

-взыскать с Управления труда и социального развития администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в пользу Шавтиковой З.В. единовременную денежную выплату республиканского материнского капитала при рождении четвертого ребенка - дочери <ФИО>2, <дата> года рождения, уроженки города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики, свидетельство о рождении I- ЯЗ №... от <дата>, актовая запись №..., выданное Псыжским СМП Прикубанского района <дата>, с учетом индексации за 2019 год в размере 105 500 рублей.

Представитель истца Шавтиковой З.В. - Гумба О.М. в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.

Истец Шавтикова З.В., представители ответчиков администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, Управления труда и социального развития администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили.

Гражданское дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Решением Прикубанского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 25 июля 2019 года исковые требования Шавтиковой З.В. удовлетворены частично. Суд постановил:

Признать незаконным решение Управления труда и социального развития администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики об отказе в предоставлении Шавтиковой З.В. государственной услуги «Назначение единовременной денежной выплаты, республиканского материнского капитала при рождении (усыновлении) четвертого ребенка или последующих детей в Карачаево-Черкесской Республике», вынесенное 20.03.2019 года.

Признать право Шавтиковой З.В., <дата> года рождения, уроженки аула <адрес>, на получение единовременной денежной выплаты, республиканского материнского капитала при рождении четвертого ребенка -дочери <ФИО>2, <дата> года рождения, уроженки города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики, свидетельство о рождении I- ЯЗ №... от <дата>, актовая запись №..., выданное Псыжским сельским поселением Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики <дата>.

Отказать в удовлетворении искового требования Шавтиковой З.В. к администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о взыскании с Управления труда и социального развития администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в пользу Шавтиковой З.В., единовременной денежной выплаты республиканского материнского капитала при рождении четвертого ребенка с учетом индексации за 2019 год в размере 105 500 рублей.

Не согласившись с принятым решением третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части признания незаконным решения Управления труда и социального развития администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, вынесенного 20 марта 2019 года, и признания права Шавтиковой З.В. на получение единовременной денежной выплаты республиканского материнского капитала при рождении четвертого ребенка. В обоснование доводов жалобы ссылается, что, исходя из характера правоотношений и заявленных истцом требований, спора о праве который подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством, не усматривается. Данное правоотношение возникло в результате акта государственного органа власти и носит публично-правовой характер. Следовательно, правоотношения Управления труда и социального развития администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, отказавшего в приеме документов, и истца Шавтиковой З.В. не основаны на равенстве, автономии воли участников. Соответственно, рассмотрение данного дело необходимо было в порядке административного судопроизводства, согласно главе 22 КАС РФ. Кроме того, решение суда принято при полном игнорировании Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики. Таким образом, неправильное применение норм процессуального права привело к принятию неправильного решения суда.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики – Кумратова А.М. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила отменить решение Прикубанского районного суда КЧР от 25 июля 2019 года в той части, в которой были признаны требования истца. Пояснила, что в настоящее время внесены изменения в республиканский закон по данным правоотношениям, согласно которым Шавтикова З.В. имеет право на соответствующую выплату.

Истец Шавтикова З.В., представители ответчиков администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, Управления труда и социального развития администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали; представитель ответчика администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судебная коллегия, учитывая, что все участвующие в деле лица были извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц на основании ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав объяснения представителя третьего лица Кумратовой А.М., обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах изложенных в апелляционной жалобе доводов в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует и установлено судом, что Шавтикова З.В. будучи гражданином Российской Федерации зарегистрирована по месту жительства на территории Карачаево-Черкесской Республики с 13 июня 2006 года по настоящее время; постоянно проживает на территории Карачаево-Черкесской Республики и за указанный период за ее пределами зарегистрирована не была.

Шавтикова З.В. состоит в зарегистрированном браке с <ФИО>1, от которого у них имеются пятеро детей, что подтверждается сведениями из свидетельств о рождении <ФИО>3, <дата> года рождения, <ФИО>4, <дата> года рождения, <ФИО>5, <дата> года рождения, <ФИО>2, <дата> года рождения, <ФИО>6, <дата> года рождения.

Согласно материалам личного дела Шавтиковой З.В., право на республиканский материнский капитал при рождении четвертого ребенка или последующих детей в Карачаево-Черкесской Республике, возникшее как со дня рождения <ФИО>2 - с <дата>, так и со дня рождения <ФИО>6 - с <дата>, не реализовано.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки,

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.

Согласно ч. 7 ст. 3 Федерального закона N 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей).

Закон Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2013 N 81-РЗ "О республиканском материнском капитале при рождении (усыновлении) четвертого ребенка или последующих детей в Карачаево-Черкесской Республике и наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Карачаево-Черкесской Республики отдельными государственными полномочиями Карачаево-Черкесской Республики" устанавливает дополнительную меру социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Карачаево-Черкесской Республики и наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Карачаево-Черкесской Республики отдельными государственными полномочиями Карачаево-Черкесской Республики по предоставлению республиканского материнского капитала.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2013 N 81-РЗ республиканский материнский капитал - средства республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики на реализацию дополнительной меры социальной поддержки граждан Российской Федерации, установленной Законом Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2013 N 81-РЗ.

В соответствии с пунктами 1, 8-10 ст. 2 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2013 N 81-РЗ право на республиканский материнский капитал возникает у женщин, имеющих гражданство Российской Федерации, при рождении (усыновлении), начиная с 1 января 2012 года, четвертого ребенка или последующих детей при условии постоянного проживания на территории Карачаево-Черкесской Республики. В случае смерти ребенка в возрасте до трех лет республиканский материнский капитал не предоставляется. Право на республиканский материнский капитал возникает со дня рождения (усыновления) четвертого ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) четвертого ребенка или последующих детей, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на республиканский материнский капитал. Право на республиканский материнский капитал возникает в случае, если оно ранее не реализовывалось и независимо от наличия права на предоставление иных мер государственной поддержки в соответствии с действующим законодательством.

Из пункта 2 статьи 2 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2013 N 81-РЗ следует, что при определении права на республиканский материнский капитал лиц, указанных в части 1 статьи 2 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2013 N 81-РЗ, не учитываются дети: 1) в отношении которых данные лица лишены родительских прав или ограничены в родительских правах; 2) в отношении которых отменено усыновление данными лицами; 3) усыновленные, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами указанных лиц; 4) находящиеся под опекой (попечительством); 5) находящиеся на полном государственном обеспечении; 6) родившиеся мертвыми; 7) умершие на день обращения за выплатой семейного капитала.

Согласно ст. 3 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2013 N 81-РЗ республиканский материнский капитал выплачивается лицам, указанным в статье 2 настоящего Закона, при условии обращения за его назначением до дня, следующего за днем исполнения ребенку, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на республиканский материнский капитал: рожденным в 2015 году, возраста 5 лет; рожденным в 2016 году, возраста 4 лет; рожденным с 1 января 2017 года, возраста 3 лет.

Из пунктов 1 и 2 ст. 5 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2013 N 81-РЗ следует, что назначение республиканского материнского капитала осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов при наделении их соответствующими полномочиями. При этом лицо, имеющее право на республиканский материнский капитал (далее - заявитель), обращается в уполномоченный орган местного самоуправления по месту жительства и предъявляет следующие документы: 1) заявление на имя главы администрации соответствующего муниципального района или городского округа о выплате республиканского материнского капитала по образцу согласно приложению 1 к Закону Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2013 N 81-РЗ; 2) копию страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации (СНИЛС); 3) копию паспорта заявителя (страниц, содержащих информацию о личности заявителя, отметки о его регистрации по месту жительства); 4) копию свидетельства о рождении на каждого ребенка, выданного уполномоченными органами в соответствии с действующим законодательством; 5) копию решения суда об усыновлении ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на получение республиканского материнского капитала; 6) копию сберегательной книжки или номер лицевого счета получателя республиканского материнского капитала с указанием реквизитов кредитного учреждения Российской Федерации; 7) согласие на обработку персональных данных лица (лиц), указанного(ых) в заявлении и представленных документах, являющегося(ихся) заявителем, по образцу согласно приложению 2 к Закону Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2013 N 81-РЗ; 8) копию паспорта представителя заявителя и копию документа, подтверждающего его полномочия, если за предоставлением республиканского материнского капитала обращается представитель заявителя.

Согласно ст. 6 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2013 N 81 -РЗ в целях реализации права на республиканский материнский капитал Министерством труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики ведется республиканский реестр лиц, имеющих право на получение республиканского материнского капитала и единая база данных получателей республиканского материнского капитала.

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 5 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2013 N 81-РЗ решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) республиканского материнского капитала принимается главой администрации муниципального района или городского округа по месту жительства лица, имеющего право на республиканский материнский капитал, не позднее 30 дней со дня регистрации заявления о предоставлении республиканского материнского капитала со всеми необходимыми документами. Основанием для отказа является: 1) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на получение республиканского материнского капитала; 2) отсутствие у заявителя права на предоставление республиканского материнского капитала на день регистрации заявления уполномоченным органом местного самоуправления.

Согласно статьям 8 и 9 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2013 N 81-РЗ отдельными государственными полномочиями Карачаево-Черкесской Республики, состоящими в предоставлении за счет средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики республиканского материнского капитала, в том числе, наделен Абазинский муниципальный район Карачаево-Черкесской Республики.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 11 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2013 N 81-РЗ органы местного самоуправления при осуществлении отдельных полномочий обязаны определять орган местного самоуправления, уполномоченный осуществлять деятельность по исполнению переданных отдельных полномочий.

Постановлением Главы администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики № 35 от 21 января 2014 года организация осуществления переданных государственных полномочий по предоставлению вышеуказанного республиканского материнского капитала возложена на Управление труда и социального развития Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики.

В соответствии с пунктом 8 статьи 2 вышеуказанного закона право на республиканский материнский капитал может быть реализовано, а значит, выплата республиканского материнского капитала может быть произведена, не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) четвертого ребенка или последующих детей, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на республиканский материнский капитал.

При этом в соответствии со статьей 3 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2013 N 81-РЗ материнский капитал выплачивается при условии обращения за его назначением до дня, следующего за днем исполнения ребенку, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на республиканский материнский капитал: рожденным в 2015 году, возраста 5 лет; рожденным в 2016 году, возраста 4 лет; рожденным с 1 января 2017 года, возраста 3 лет.

Из системного толкования норм пунктов 8 и 9 статьи 2 и статьи 3 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2013 N81-P3 следует, что закон разграничивает назначение заявителю республиканского материнского капитала и его реализацию, то есть выплату.

Как следует из материалов дела, 18 марта 2019 Шавтикова З.В. обратилась в Управление труда и социального развития населения администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики с заявлением на получение государственной услуги «Назначение единовременной денежной выплаты, республиканского материнского капитала при рождении (усыновлении) четвертого ребенка или последующих детей в Карачаево-Черкесской Республике» в связи с рождением четвертого ребенка - <ФИО>2, в срок, установленный статьей 3 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2013 N 81-РЗ, то есть до достижения <ФИО>2, родившейся в <дата>, <данные изъяты> лет.

При обращении Шавтиковой З.В. в Управление труда и социального развития населения администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики вместе с вышеуказанным заявлением были представлены все документы, предусмотренные п. 2 ст. 5 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2013 N 81-РЗ, в том числе: копии свидетельств о рождении на каждого ребенка, справка о составе семьи, копия паспорта, копия страхового номера индивидуального, лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, реквизиты лицевого счета Шавтиковой З.В., согласие на обработку персональных данных.

20 марта 2019 года начальником Управления труда и социального развития населения администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в адрес Шавтиковой З.В. направлено уведомление № 223 об отказе в предоставлении государственной услуги, мотивированное тем, что право на получение государственной услуги у Шавтиковой З.В. отсутствует, поскольку в нарушение п. 13 п.п. 4 Порядка о предоставлении республиканского материнского капитала при рождении (усыновлении) четвертого ребенка или последующих детей в Карачаево-Черкесской Республике, утвержденного Приказом № 22 от 13 февраля 2019 года Министерством труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики, Шавтиковой З.В. не предоставлены свидетельства о рождении на каждого ребенка, выданные уполномоченными органами в соответствии с действующим законодательством на территории Карачаево-Черкесской Республики.

Частично удовлетворяя исковые требования Шавтиковой З.В., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при наличии у Шавтиковой З.В. права на республиканский материнский капитал, представлении ею в установленный законом срок в орган местного самоуправления, наделенный государственными полномочиями по предоставлению республиканского материнского капитала, всех документов, предусмотренных законом, решение Управления труда и социального развития населения Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики от 20 марта 2019 года, является незаконным. Однако в силу требований пункта 8 статьи 2 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2013 N 81-РЗ, оно может быть реализовано соответствующей выплатой из средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики только по истечению трех лет после рождения четвертого ребенка, то есть не ранее <дата>, поскольку четвертый ребенок Шавтиковой З.В. - <ФИО>2 родилась <дата>.

При этом суд исходил из того, что при разрешении настоящего гражданского дела применению подлежит подпункт 4 пункта 2 статьи 5 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2013 N 81-РЗ, а подпункт 4 пункта 13 Порядка представления применению не подлежит, как не соответствующий нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют требованиям действующего законодательства, фактическим обстоятельствам дела и подтверждены исследованными судом доказательствами, оценка которых произведена судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Так, при обращении в орган местного самоуправления за назначением республиканского материнского капитала, подлежат представлению копии свидетельств о рождении на каждого ребенка, выданных уполномоченными органами. Предоставление копий свидетельств о рождении, выданных уполномоченными органами не на территории Карачаево-Черкесской Республики, в силу закона не является самостоятельным основанием для отказа в назначении республиканского материнского капитала.

Свидетельства о рождении детей Шавтиковой З.В. выданы: <ФИО>3 - администрацией Псыжского сельского муниципального образования Прикубанского района Карачаево-Черкесской Республики <дата>, <ФИО>4 - Управлением ЗАГС администрации города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области <дата>, <ФИО>5 - Управлением ЗАГС администрации города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области <дата>, <ФИО>2 -администрацией Псыжского сельского поселения Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики <дата>, <ФИО>6 - Отделом ЗАГС Управления записи актов гражданского состояния Карачаево-Черкесской Республики по Абазинскому муниципальному району.

В соответствии с нормами статей 4, 8 и 23 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" и Закона Карачаево-Черкесской Республики от 22.04.2011 N 13-РЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния", как указал суд первой инстанции, вышеперечисленные органы являлись органами, уполномоченными выдавать свидетельства о рождении.

Таким образом, Шавтикова З.В. представила в Управление труда и социального развития населения документы в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 5 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2013 N 81-РЗ, в том числе, копии свидетельств о рождении на каждого ребенка, выданных уполномоченными органами в соответствии с действующим законодательством.

Поскольку четвертый ребенок Шавтиковой З.В. - <ФИО>2 родилась <дата>, принимая во внимание требования пункта 8 статьи 2 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2013 N 81-РЗ, право на материнский капитал может быть реализовано соответствующей выплатой из средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики только по истечению трех лет после рождения четвертого ребенка, то есть не ранее <дата>.

Решение суда основано на правильном применении и толковании норм материального права, нарушений требований процессуального закона, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что данное правоотношение носит публично-правовой характер, поскольку возникло в результате акта государственного органа власти, основаны на неправильном толковании норм процессуального права.

По смыслу части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.Критерием правильного определения вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина, оспаривающего решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иных государственных органов, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, является характер правоотношений, который предопределяется не только участием в них в качестве одного из субъектов таких органов, но и тем, что участники таких правоотношений не обладают равенством и один из них наделен властными полномочиями по отношению к другому.

При этом, споры об осуществлении гражданских прав и обязанностей, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными) ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Отвергая анализируемый довод жалобы, судебная коллегия исходит из того, что признание незаконным решения ответчика необходимо заявителю для реализации права на распоряжение средствами материнского капитала, что свидетельствует о наличии спора о материальном праве, который подлежит разрешению в порядке искового производства.

В данном случае, несмотря на то, что ответчик и наделен отдельными публичными полномочиями, необходимо исходить не только из субъектного состава спорных правоотношений, но и из их характера.

Таким образом, учитывая характер спорных правоотношений, заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке искового производства, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Доводы жалобы о том, что решение суда принято при полном игнорировании мнения Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики, будучи проверенными, не нашли своего подтверждения. В судебном заседании, в котором принято обжалуемое решение, представитель Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики участия не принимал, при этом, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, что подтверждается представленным в материалах дела уведомлением, тем самым, своим правом по реализации процессуальных прав не воспользовался.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований для отмены решения суда не содержат, так как не опровергают выводов суда, не указывают на обстоятельства, нуждающиеся в дополнительной проверке, и по существу сводятся к повторению истцом позиции, изложенной в суде первой инстанции, которая была предметом исследования суда и которой судом дана надлежащая правовая оценка.Оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Прикубанского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 25 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи