Судья Сомова И.В. дело № 2-445/2021 г.
(первая инстанция)
дело № 33-3171/2021 г.
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 октября 2021 года г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего – судьи Григоровой Ж.В.,
судей – Анашкиной И.А., Козуб Е.В.,
при участии секретаря – Дубравской А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Севастополе апелляционные жалобы ООО «Максима Трейд», ООО Максима», ООО «Ремонтно-Строительная фирма «Феникс», ООО «Крымопт-Стройматериалы», ИП Савчук В.Г. на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 21 апреля 2021 года по гражданскому делу по иску Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Максима Трейд», ООО Максима», ООО «Крымопт-Стройматериалы», ООО «Ремонтно-Строительная фирма «Феникс», индивидуальному предпринимателю Савчук В.Г. о запрете деятельности до устранения нарушений природоохранного законодательства, возложении обязанности устранить нарушения,
заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В.,
УСТАНОВИЛА:
Севастопольский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Максима Трейд», ООО «Максима», ООО «Крымопт-Стройматериалы», ООО «Ремонтно-Строительная фирма «Феникс», ИП Савчук В.Г. и, уточнив требования, просил запретить деятельность ООО «Крымопт-Стройматериалы» на производственной площадке, расположенной по адресу: <адрес> до устранения нарушений законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения путем получения в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологических заключений на проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух источников выбросов в атмосферный воздух на указанной площадке и санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны данной площадки с возложением на них обязанности устранить нарушения законодательства.
Запретить деятельность ООО «Максима-Трейд» по самовольному пользованию недрами в целях добычи подземных технических вод из скважины № Альминского месторождения подземных вод Равнинно-Крымского артезианского бассейна, расположенного на территории города Севастополя до получения лицензии на права пользования недрами; возложить на них обязанность представить декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 г. в адрес территориального органа Росприроднадзора, обеспечить внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 г.
Запретить деятельность ООО «Максима-Трейд» и ООО «Ремонтно-Строительная фирма «Феникс» на производственной площадке, расположенной по адресу <адрес> до устранения нарушений законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а, именно, до получения в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологического заключения на проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух источников выбросов в атмосферный воздух и до получения в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологическое заключения на проект санитарно-защитной зоны указанной площадки.
Возложить на ООО «Максима-Трейд», ООО «Ремонтно-Строительная фирма «Феникс» обязанность устранить нарушения законодательства путем осуществления постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников; обеспечить подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности лица, ответственного за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду; согласовать в Департаменте экологии и природных ресурсов города Севастополя плана мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий; обеспечить отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности; оборудовать места накопления отходов на территории.
Запретить деятельность ООО «Максима-Трейд» и ООО «Максима» на производственной площадке по адресу: <адрес> до устранения нарушений законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а, именно, до получения в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологического заключения на проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, источников выбросов в атмосферный воздух, получения заключения на проект санитарно-защитной зоны указанной производственной площадки. Возложить на ООО «Максима-Трейд» и ООО «Максима» обязанность устранить нарушения законодательства путем осуществления постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников; обеспечения подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности лица, ответственного за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду; согласования в Департаменте экологии и природных ресурсов города Севастополя плана мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий; обеспечения отнесения образующихся отходов к конкретному классу опасности; оборудования места накопления отходов на указанной производственной территории.
Запретить деятельность ООО «Максима-Трейд» и ИП Савчук В.Г. на производственной площадке, расположенной по адресу <адрес> до устранения следующих нарушений законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: получения в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологического заключения на проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух источников выбросов в атмосферный воздух; получения в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологическое заключения на проект санитарно-защитной зоны данной производственной площадки.
Возложить на ООО «Максима-Трейд», и ИП Савчук В.Г. обязанность устранить нарушения законодательства, а, именно, путем осуществления постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников; обеспечения подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности лица, ответственного за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду; согласования в Департаменте экологии и природных ресурсов города Севастополя плана мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий; обеспечение отнесения образующихся отходов к конкретному классу опасности; оборудования места накопления отходов на данной территории.
Возложить солидарно на ООО «Максима-Трейд» и ИП Савчук В.Г. обязанность ликвидировать захламление территории, расположенной по адресу: <адрес> от отходов мусора от строительных и ремонтных работ, тары из черных металлов, загрязненной нефтепродуктами, покрышек пневматических шин отработанных, обтирочного материала, загрязненного нефтью.
Возложить солидарно на ООО «Максима-Трейд» и ООО «Максима» обязанность ликвидировать захламление территории, расположенной по адресу: <адрес>, от мусора от строительных и ремонтных работ, шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные храниться на открытом грунте в нарушение указанных выше требований.
Возложить солидарно на ООО «Максима-Трейд» и ООО «РСФ «Феникс» обязанность ликвидировать загрязнение грунта в районе территории, расположенного по адресу: <адрес> 2, от осадка отстоя воды от промывки бетонных изделий и/или оборудования производства товарного бетона.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокурорской проверки на предмет исполнения ООО «Максима Трейд» требований природоохранного законодательства установлено, что основным видом деятельности юридического лица является производство товарного бетона. Ответчик ООО «Максима Трейд» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «Максима», использует производственно-складскую базу с оборудованием, расположенную по адресу: <адрес>; на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ с ИП Савчук В.Г. – здания и сооружения по адресу: <адрес>; на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Крымопт-Стройматериалы» – производственно-складскую базу по адресу: <адрес> на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «РСФ «Феникс» – производственно-складскую базу по адресу: <адрес>. На территориях по адресам: <адрес><адрес>, <адрес> расположены источники выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно: бетоносмеситель, силосы, дозаторы (БРУ), хранение инертных материалов. Источники являются неорганизованными. При производстве бетона в атмосферный воздух попадают такие вещества как неорганическая пыль с разным содержанием диоксида кремния, оксиды углерода и азота, сернистый ангидрид (диоксид серы), углеводороды, в том числе полициклические, сажа при работе транспорта (самосвалов, а также фронтальных погрузчиков) на дизельном топливе. На территории промышленной площадки по ул. <адрес> установлена печь на твердом топливе, стационарный источник выброса, при работе которой в атмосферный воздух поступают такие вещества как пыль неорганическая, диоксид и оксид азота, диоксид углерода, диоксид серы, а также вещество 1-го класса опасности - бензапирен. В нарушение требований закона об охране окружающей среды ООО «Максима Трейд до настоящего времени не осуществило постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Инженер по охране окружающей среды ООО «Максима Трейд» обеспечивает проведение производственного экологического контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, учет первичной документации по проведению мероприятий производственного экологического контроля, а также обеспечивает внесение изменений в программу ПЭК и план-график мероприятий по проведению ПЭК по мере необходимости. Однако у лица, ответственного за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, в нарушение требований закона отсутствует подготовка в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Кроме того, в нарушение требований закона об охране атмосферного воздуха юридическим лицом не обеспечено проведение инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. При обследовании производственных площадок установлено нарушение требований закона «Об отходах производства и потребления», Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03. На производственной площадке, расположенной по <адрес>, установлено, что в нарушение требований закона мусор от строительных и ремонтных работ, тара из черных металлов, загрязненная нефтепродуктами, покрышки пневматических шин отработанные, обтирочный материал, загрязненный нефтью, хранятся на открытом грунте. На производственной площадке по <адрес> мусор от строительных и ремонтных работ, шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные, хранятся также на открытом грунте. На производственной площадке в <адрес> осадок отстоя воды от промывки бетонных изделий и/или оборудования производства товарного бетона через проделанное в бетонном заборе отверстие сбрасывается на открытый грунт прилегающей к указанному земельному участку территории. Кроме того, ООО «Максима Трейд» не обеспечено отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности по таким видам отходов как: жидкие отходы очистки накопительных баков мобильных туалетных кабин, тара из черных металлов, загрязненная нефтепродуктами, бой бетонных изделий, осадок отстоя воды от промывки бетонных изделий и/или оборудования производства товарного бетона, отходы строительного щебня незагрязненные, отходы бетонной смеси, шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные, мусор от строительных и ремонтных работ, содержащий материалы, изделия, отходы которых отнесены к V классу опасности, отходы синтетических и полусинтетических масел, отходы минеральных масел трансмиссионных.
В нарушение требований Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» ООО «Максима Трейд» не согласован в Главном управлении экологии и природных ресурсов план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух в период НМУ. Ответчиком ООО «Максима Трейд» не получено санитарно-эпидемиологическое заключение об установлении, изменении размера санитарно-защитной зоны предприятия, которая согласно п. 7.1.4. СанПиН для объектов III класса, в том числе для объектов по производству бетона и бетонных изделий, составляет 300 м.
Также проверкой установлено, что на территории производственной площадки на <адрес>, в <адрес> находится скважина № Альминского месторождения подземных вод Равнинно-Крымского артезианского бассейна, которая в соответствии с лицензией на пользование недрами находится в пользовании ООО «Крымопт-Стройматериалы». Фактически указанная скважина эксплуатируется ООО «Максима Трейд» для целей производства бетона. В нарушение закона, ООО «Максима Трейд», лицензия на пользование указанной скважиной не оформлялась, юридическое лицо осуществляет самовольное пользование недрами для добычи подземных вод, не обеспечивает внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 21.04.2021 г. иск удовлетворен частично, запрещена деятельность ООО «Крымопт-Стройматериалы» на производственной площадке по адресу: <адрес>, до устранения следующих нарушений законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения:
- проведения исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта;
- представления в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов: проекта санитарно-защитной зоны; экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
ООО «Крымопт-Стройматериалы» обязано устранить нарушения законодательства на производственной площадке по адресу: <адрес>
- обеспечить отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности по таким отходам как: бой бетонных изделий; отходы строительного щебня; мусор от строительных и ремонтных работ, содержащий материалы, изделия, отходы которых отнесены к V классу опасности;
- оборудовать в соответствии с требованиями законодательства места накопления отходов.
Запрещена деятельность ООО «Максима-Трейд» и ООО «Ремонтно- Строительная фирма «Феникс» на производственной площадке по адресу: <адрес>, до устранения следующих нарушений законодательства об охране окружающей среды и санитарно- эпидемиологическом благополучии населения:
- проведения исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта;
- представления в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов: проекта санитарно-защитной зоны; экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
ООО «Максима-Трейд» и ООО «Ремонтно-Строительная фирма «Феникс» обязаны устранить нарушения законодательства на производственной площадке по адресу: <адрес>:
- обеспечить отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности по таким отходам как: бой бетонных изделий; отходы строительного щебня; мусор от строительных и ремонтных работ, содержащий материалы, изделия, отходы которых отнесены к V классу опасности.
Запрещена деятельность ООО «Максима-Трейд» и ООО «Максима» на производственной площадке по адресу <адрес>, до устранения следующих нарушений законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения:
- проведения исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта;
- представления в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов: проекта санитарно-защитной зоны; экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
ООО «Максима-Трейд» и ООО «Максима» обязаны устранить нарушения законодательства на производственной площадке по адресу <адрес>:
- обеспечить отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности по таким отходам как: бой бетонных изделий; отходы строительного щебня; шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные; мусор от строительных и ремонтных работ, содержащий материалы, изделия, отходы которых отнесены к V классу опасности;
- оборудовать в соответствии с требованиями законодательства места накопления отходов.
ООО «Максима» обязано ликвидировать захламление территории, расположенной по адресу <адрес>, от мусора от строительных и ремонтных работ, шпал железнодорожных деревянных, пропитанных антисептическими средствами, отработанных.
Запрещена деятельность ИП Савчук В.Г. на производственной площадке по адресу: <адрес>, до устранения следующих нарушений законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения:
- проведения исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта;
- представления в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов: проекта санитарно-защитной зоны; экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
ИП Савчук В.Г. обязана устранить нарушения законодательства на производственной площадке по адресу: <адрес>:
- обеспечить отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности по таким отходам как мусор от строительных и ремонтных работ, содержащий материалы, изделия, отходы которых отнесены к V классу опасности;
- оборудовать в соответствии с требованиями законодательства места накопления отходов;
- ликвидировать захламление территории от отходов мусора от строительных и ремонтных работ, тары из черных металлов, загрязненной нефтепродуктами, покрышек пневматических шин отработанных, обтирочного материала, загрязненного нефтью.
В удовлетворении остальной части требований иска отказано.
Не согласившись с постановленным судом решением, ответчиками ООО «Максима Трейд», ООО Максима», ООО «Ремонтно-Строительная фирма «Феникс», ООО «Крымопт-Стройматериалы» подана апелляционная жалоба, в которой апеллянты просят решение отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование доводов жалобы указано на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, не исследование в полном объеме доказательств, суд не дал им должной оценки и допустил нарушения норм материального и процессуального права.
Не согласившись с решением, ИП Савчук В.Г. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование доводов жалобы указано на нарушения судом норм материального и процессуального права, что привело к принятию незаконного решения.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционных жалоб, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО «Максима Трейд» зарегистрировано в качестве юридического лица с ДД.ММ.ГГГГ Основным видом деятельности данного юридического лица является производство товарного бетона.
Из материалов дела следует, что Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов отдела государственного экологического надзора по Республике Крым и г. Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства в деятельности ООО «Максима Трейд».
Как усматривается из справки от ДД.ММ.ГГГГ, составленной старшим государственным инспектором отдела государственного экологического надзора по Республике Крым и г. Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на территории по адресам <адрес>, <адрес> расположены источники выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно бетоносмеситель, силосы, дозаторы (БРУ), площадка хранения инертных материалов. Источники являются неорганизованными. При производстве бетона в атмосферный воздух попадают такие вещества как неорганическая пыль с разным содержанием диоксида кремния, оксиды углерода и азота, сернистый ангидрид (диоксид серы), углеводороды, в том числе полициклические, сажа при работе транспорта (самосвалов, а также фронтальных погрузчиков) на дизельном топливе.
На территории промышленной площадки по <адрес> установлена печь на твердом топливе (уголь), стационарный источник выброса, при работе которой в атмосферный воздух поступают такие вещества как пыль неорганическая, диоксид и оксид азота, диоксид углерода, диоксид серы, а также вещество 1-го класса опасности - бензапирен.
При осуществлении указанной производственной деятельности целях допущены нарушения законодательства об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об отходах производства и потребления, о недрах, санитарно-эпидемиологические требования.
Судом первой инстанции установлено, что собственником производственно-складской базы с оборудованием по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является ООО «Максима».
Как следует из сведений, содержащихся в ЕГРН и договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и ИП Савчук В.Г., земельный участок по адресу: <адрес>, передан ей в аренду на 48 лет. На указанном земельном участке в собственности ИП Савчук В.Г. находятся нежилые здания.
Собственником зданий и сооружений производственно-складской базы по адресу: <адрес>, является ООО «Крымопт-Стройматериалы», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок по адресу: <адрес>, на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и ООО «Ремонтно-Строительная фирма «Феникс» находится в пользовании последнего.
Обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, Севастопольский межрайонный природоохранный прокурор просил запретить деятельность ООО «Максима Трейд», ООО «Максима», ООО «Крымопт-Стройматериалы», ООО «Ремонтно-Строительная фирма «Феникс», ИП Савчук В.Г., возложив на них обязанность устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Рассматривая настоящее дело, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные прокурором требования частично нашли свое подтверждение, в связи с чем удовлетворил их в указанной части.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается связи со следующим.
Конституция Российской Федерации как Основной закон государства провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В развитие названных гарантий Основного закона были приняты федеральные законы «Об охране окружающей среды» и «Об охране атмосферного воздуха», которые определяют правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 04.05.1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» (с последующими изменениями) установлено, что при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.
В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды или с его территориальными органами и другими федеральными органами исполнительной власти или с их территориальными органами.
Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с положениями ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с последующими изменениями) при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 г. № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
Согласно п. 2 названного Постановления Правительства РФ правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
В соответствии с п.п. 13 и 14 указанных Правил заявление об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны и документы, указанные в пункте 14 настоящих Правил, представляются или направляются в уполномоченный орган лицами, указанными в пунктах 6, 7, 9 и 10 настоящих Правил, по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителей или иными лицами на основании заключения договора с заявителями.
К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: а) проект санитарно-защитной зоны; б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Между тем, в нарушение указанных требований законодательства в установленный срок ответчиками в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не направлены заявления об установлении санитарно-защитных зон на производственных объектах, расположенных по адресам: <адрес><адрес>, <адрес>, с приложением проектов санитарно-защитной зоны, экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы.
Доводы апелляционной жалобы ответчиков о том, что срок подачи заявлений об установлении санитарно-защитных зон на производственных объектах ответчиков в силу положений действующего законодательства не наступил, не основаны на законе.
Так, в соответствии с п. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с последующими изменениями) установлено, что с 1 января 2022 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2021 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.
Вместе с тем, данные положения распространяются на объекты, в отношении которых были установлены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны.
В материалах дела отсутствуют доказательства разработки и установления в отношении производственных объектов ответчиков ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон.
В указанном случае санитарно-защитные зоны и их границы не были установлены, в связи с чем, по правилам п. 13 ст. 26 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» подлежат установлению до 01.01.2022 г. Требования об установлении санитарно-защитных зон в силу действующего законодательства к ответчикам не предъявлялись.
Кроме того, в установленный п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 г. № 222 срок ответчики не провели исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и не обратились в Роспотребнадзор с соответствующим заявлением, с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 Правил, а, именно, проекта санитарно-защитной зоны; экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Ввиду того, что указанные требования исполнены не были, требования прокурора обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств складирования на территории производственных площадок отходов, подлежащих паспортизации, также опровергаются материалами дела.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Согласно ст. 4.1 вышеуказанного закона отходы, в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
В соответствии со ст. 14 вышеназванного закона установлены требования к обращению с отходами I - V классов опасности.
Так, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Порядок паспортизации отходов I - V классов опасности утвержден Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026.
Согласно п. 1 приказа порядок паспортизации отходов I - IV классов опасности (далее - Порядок) устанавливает требования к выполнению работ по составлению, переоформлению и утверждению паспортов отходов I - IV классов опасности.
Паспорт отходов I - IV классов опасности (далее - паспорт отходов) представляет собой документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности и содержащий сведения об их составе.
Согласно п. 3 Порядка паспортизация отходов I - IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
В соответствии с п. 4 – 7 Порядка индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспортов отходов, не включенных в ФККО, подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Паспорт отходов, не включенных в ФККО, составляется и утверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не позднее 30 календарных дней со дня получения информации о подтверждении отнесения данных отходов к конкретному виду и классу опасности территориальными органами Росприроднадзора по типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, не включенных в ФККО, согласно приложению № к настоящему приказу.
Из составленной старшим государственным инспектором отдела государственного экологического надзора по Республике Крым и г. Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования справке от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ответчиками не обеспечено отнесение ряда отходов производства, которые, исходя из характера производственной деятельности, должны быть подвергнуты паспортизации, а именно:
- на производственной площадке по адресу: <адрес>, не обеспечено отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности по таким отходам как: бой бетонных изделий; отходы строительного щебня; мусор от строительных и ремонтных работ, содержащий материалы, изделия, отходы которых отнесены к V классу опасности;
- на производственной площадке по адресу: <адрес>, не обеспечено отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности по таким отходам как: бой бетонных изделий; отходы строительного щебня; мусор от строительных и ремонтных работ, содержащий материалы, изделия, отходы которых отнесены к V классу опасности;
- на производственной площадке по адресу <адрес>, не обеспечено отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности по таким отходам как: бой бетонных изделий; отходы строительного щебня; шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные; мусор от строительных и ремонтных работ, содержащий материалы, изделия, отходы которых отнесены к V классу опасности;
- на производственной площадке по адресу: <адрес>, 53А, не обеспечено отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности по таким отходам как мусор от строительных и ремонтных работ, содержащий материалы, изделия, отходы которых отнесены к V классу опасности.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 13.4 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Правила благоустройства территории города Севастополя утверждены Постановлением Правительства Севастополя от 03.11.2017 г.
Согласно пунктам 10.6, 10.7 названных Правил сбор отходов осуществляется в местах временного хранения отходов.
К местам временного хранения отходов относятся специальные площадки, оборудованные стандартными контейнерами определенных типов и размеров. Площадки должны иметь твердое покрытие, обеспечивающее возможность их уборки, ограждение. Подъезды и подходы к площадкам должны быть освещены, иметь твердое (или щебеночное) покрытие и обеспечивать свободный подъезд и подход.
В соответствии с п. 10.19 Правил сбор и временное хранение отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляются силами указанных лиц на специально оборудованных для этих целей местах.
Согласно п. 5.2 Правил установлено, что уборка улиц, остановочных площадок общественного транспорта, мостов, тротуаров с газонами и приствольными лунками, площадей, дворов, парков, скверов, бульваров и прилегающих к ним территорий, рынков, свободных земельных участков, строительных площадок и других объектов осуществляется организациями, индивидуальными предпринимателями и гражданами, в собственности или пользовании которых они находятся.
Согласно п. 11.4 Правил лица, осуществившие организацию несанкционированных свалок отходов, обязаны за свой счет обеспечить уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка.
Как следует из составленной старшим государственным инспектором отдела государственного экологического надзора по Республике Крым и г. Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования справки от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе обследования производственных площадок ответчиков установлено нарушение вышеприведенных требований закона, а именно:
- на производственной площадке по адресу: <адрес>, мусор от строительных и ремонтных работ, тара из черных металлов, загрязненная нефтепродуктами, покрышки пневматических шин отработанные, обтирочный материал, загрязненный нефтью, хранится на открытом грунте;
- на производственной площадке по адресу <адрес>, мусор от строительных и ремонтных работ, шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные хранятся на открытом грунте;
- на производственной площадке по адресу: <адрес>, <адрес> 2, осадок отстоя воды от промывки бетонных изделий и/или оборудования для производства товарного бетона через проделанное в бетонном заборе отверстие сбрасывается на открытый грунт.
На всех указанных производственных площадках, а также на производственной площадке по адресу: <адрес>, не организованы в соответствии с требованиями законодательства места накопления отходов.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами проверки, проведенной Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов отдела государственного экологического надзора по Республике Крым и г. Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Основания не доверять обстоятельствам, установленным в ходе проведения проверки, отраженным в справке специалиста от ДД.ММ.ГГГГ. и подтвержденным фотоснимками, выполненными в ходе проведения проверки, у суда отсутствуют, доказательств обратного суду не представлено.
Несостоятельны также доводы апелляционной жалобы апеллянтов о проведении прокурором проверки в отношении ООО «Максима Трейд», как субъекта малого предпринимательства, в период, на который установлен запрет на проведение проверок согласно требованиям Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения настоящего закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора.
В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
В данном случае проверка проведена прокурором во исполнение задания прокуратуры города Севастополя от 27.03.2018 г. о соблюдении требований Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а исковое заявление направлено на пресечение действий, нарушающих права неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду или создающих угрозу его нарушения, в связи с чем, подмены иных государственный органов прокурором не допущено.
Привлечение прокурором представителей (сотрудников) органа, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, к участию в проверке исполнения законов конкретной некоммерческой организацией обусловлено необходимостью придания этим сторонним лицам правового статуса специалистов, компетентных в решении вопросов, которые возникли или могут возникнуть в ходе прокурорской проверки, и не влечет изменение ее характера как проводимой именно в порядке реализации органами прокуратуры возложенных на них функций прокурорского надзора.
Кроме того, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Севастопольским межрайонным природоохранным прокурором вынесено решение № о проведении проверки в отношении ООО «Максима Трейд» на основании задания прокуратуры города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ о соблюдении требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления».
В результате проверки выявлены нарушения в деятельности ООО «Максима Трейд» и иных ответчиков при эксплуатации производственных площадок.
Поскольку нарушения в деятельности ответчиков ООО Максима», ООО «Крымопт-Стройматериалы», ООО «Ремонтно-Строительная фирма «Феникс» и ИП Савчук В.Г. выявлены в ходе проведения проверки по решению от ДД.ММ.ГГГГ, основания для вынесения решений о проведении проверки в отношении указанных субъектов отсутствовали.
При этом, действия и решения прокурора, связанные с проведением проверки не обжаловались ответчиками в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, требования прокурора о возложении обязанности на ответчиков оборудовать в соответствии с требованиями законодательства места накопления отходов и ликвидировать захламление территории обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 24 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Несоблюдение вышеуказанных санитарных требований свидетельствует о существенном нарушении действующего законодательства, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что является основанием для запрета деятельности на производственных объектах ответчиков.
В связи с вышеизложенным, судебная коллегия приходит к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены верно, правильно применен закон, подлежащий применению, выводы суда основаны на объективном, всестороннем и полном исследовании представленных сторонами доказательств. Нарушений норм материального или процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционных жалоб не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 21 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ООО «Максима Трейд», ООО Максима», ООО «Ремонтно-Строительная фирма «Феникс», ООО «Крымопт-Стройматериалы», ИП Савчук В.Г. – без удовлетворения.
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 13.10.2021 г.
Председательствующий: Ж.В. Григорова
Судьи: И.А. Анашкина
Е.В. Козуб