ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-445/2023 от 17.01.2024 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Копырина В.Г.

Дело №2-445/2023

Дело № 33-54/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 января 2024 г. г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.,

судей Коневой О.А., Слободчиковой М.Е.,

при секретаре Шаховой И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 08.11.2023, которым постановлено:

Исковые требования ФИО1 к администрации Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о признании права собственности на служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, в порядке приватизации - оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Серга Н.С., пояснения истца ФИО1, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области (далее - администрация Ленинского сельского поселения), комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области (далее - КУМИ, комитет) о признании права собственности на служебное жилое помещение.

Требования мотивировал тем, что 08.08.2022 между ним и администрацией Ленинского сельского поселения заключён договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, собственником, которого является муниципальное образование «Ленинское сельское поселения» Ленинского муниципального района Еврейской автономной области (далее - МО «Ленинское сельское поселение»).

22.09.2023 ответом главы администрации Ленинского сельского поселения ему разрешено приватизировать указанное служебное жилое помещение, и рекомендовано с этим вопросом обратиться в КУМИ, поскольку полномочия по приватизации жилищного фонда поселения переданы последнему.

19.10.2023 КУМИ отказало в приватизации, ссылаясь на Положение о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области, тогда как занимаемое им служебное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду МО «Ленинское сельское поселение».

Просил признать за ним право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, в порядке приватизации.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, дополнительно пояснил, что отказывая ему в приватизации служебного жилого помещения, отнесённого к специализированному жилому фонду МО «Ленинское сельское поселение», КУМИ ссылается на несоответствие условиям, предусмотренным пунктом 5 Положения о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области. Между тем, указанное Положение не распространяет своё действие на специализированный жилищный фонд МО «Ленинское сельское поселение».

МО «Ленинское сельское поселение», являясь собственником жилого помещения, находящегося по адресу: <...>, вправе распоряжаться им по своему усмотрению. Полномочия по приватизации переданы КУМИ только по заключению договоров, нормативно-правовое регулирование данного вопроса муниципальному району сельским поселением не передавалось.

Считает, что законных оснований для отказа у КУМИ не имелось, поскольку в своей деятельности по переданным полномочиям, в части приватизации жилищного фонда сельского поселения, комитет должен руководствоваться Положением о приватизации специализированных жилищных фондов сельского поселения, утверждённым решением Собрания депутатов от 07.08.2023 № 113, действующим на момент подачи им заявления о приватизации служебного жилого помещения.

Представитель ответчика КУМИ - ФИО2 исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении. Дополнительно пояснил, что ежегодно сельскими поселениями муниципальному району передаются полномочия по приватизации жилищного фонда. Данное полномочие предполагает также и нормативно-правовое регулирование указанного вопроса. Жилищный фонд включает в себя как специализированный служебный, так и социальный. Решением Собрания депутатов Ленинского муниципального района Еврейской автономной области от 23.06.2023 № 446 утверждено Положение о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области. Кроме того, в соответствии с Положением о КУМИ, функция по осуществлению приватизации жилищного фонда муниципального района, в том числе жилищного фонда сельских поселений муниципального района, возложена на КУМИ. При осуществлении принятых от сельских поселений полномочий по приватизации жилищного фонда сельских поселений комитет руководствуется нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления муниципального района. Требования Положения о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области истцом соблюдены не были, в связи с чем было принято решение об отказе в приватизации служебного жилого помещения, просил в удовлетворении требований отказать.

Представитель ответчика администрации Ленинского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.

B соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившегося лица.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, рассмотреть гражданское дело по правилам суда первой инстанции, удовлетворив заявленные исковые требования в полном объёме.

Считает, что судом первой инстанции неверно определены юридически значимые обстоятельства дела, к участию в деле не было привлечено Собрание депутатов МО «Ленинское сельское поселение».

Указал, что собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <...> является МО «Ленинское сельское поселение».

Решением Собрания депутатов МО «Ленинское сельское поселение» от 07.08.2023 № 113 утверждено Положение о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда МО «Ленинское сельское поселение» (далее - Положение о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда МО «Ленинское сельское поселение» от 07.08.2023 № 113). Указанным положением устанавливаются основания, условия и порядок приватизации жилых помещений специализированного жилищного фонда, отнесённого к виду служебных жилых помещений, находящихся в собственности МО «Ленинское сельское поселение»

Его заявление о приватизации занимаемого служебного жилого помещения, поданное в администрацию Ленинского сельского поселения, в соответствии с Положением о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда МО «Ленинское сельское поселение» от 07.08.2023 № 113 рассмотрено на заседании жилищной комиссии.

В соответствии с ответом главы администрации Ленинского сельского поселения от 22.09.2023 № 142 ему разрешено приватизировать спорное служебное жилое помещение, для заключения договора рекомендовано обратиться в КУМИ.

В ответе КУМИ от 19.10.2023 за исх. № <...>, подготовленном по результатам рассмотрения его заявления о приватизации занимаемого служебного жилого помещения, ему отказано в передаче спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации в связи с несоответствием условиям, предусмотренным пунктом 5 Положения о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области, утверждённого решением Собрания депутатов муниципального образования «Ленинским муниципальный район» Еврейской автономной области от 24.06.2023 № 446 (далее - Положение о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда МО «Ленинский муниципальный район» от 24.06.2023 № 446).

Однако занимаемое им служебное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду МО «Ленинское сельское поселение» области, а не МО «Ленинский муниципальный район».

Кроме того, вывод суда первой инстанции о том, что к спорным правоотношениям должно применяться Положение о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда МО «Ленинский муниципальный район» от 23.06.2023 № 446 противоречит пункту 2 указанного Положения. Более того, условия пункта 5 указанного Положения, устанавливающего права на приватизацию, не распространяются на сотрудников органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий МО «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО.

Полагает, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, вынесенным с неправильным определением обстоятельств.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В суде апелляционной инстанции истец ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, исковые требования - удовлетворить.

Дополнительно пояснил, что вопрос распоряжения имуществом в части установления порядка приватизации находится в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления, Положение о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда МО «Ленинский муниципальный район» от 23.06.2023 № 446, в соответствии с которым заключаются договоры приватизации, противоречит федеральному законодательству.

Представители ответчиков администрации Ленинского сельского поселения, КУМИ в апелляционную инстанцию не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.

Согласно части 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения лица, участвующего в апелляционной инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что ФИО1 с 01.08.2022 по настоящее время занимает должность муниципальной службы заместителя главы администрации Ленинского сельского поселения, что подтверждается справкой, выданной администрацией Ленинского сельского поселения от 14.08.2023 за исх. № <...>.

08.08.2022, 06.04.2023 между МО «Ленинское сельское поселение» ЕАО и ФИО1 заключены договоры найма служебного жилого помещения по адресу: <...>, общей площадью <...> кв.м, для временного проживания в нём, в период трудовых отношений.

Согласно выписке ЕГРН от <...> вышеуказанное жилое помещение, находится в собственности МО «Ленинское сельское поселение» и имеет статус служебного жилого помещения.

17.08.2023 ФИО1 обратился в администрацию Ленинского сельского поселения с заявлением о приватизации указанного служебного жилого помещения.

Уведомлением главы администрации Ленинского сельского поселения от 22.09.2023 за исх. № <...> ФИО1 разрешено приватизировать спорное служебное жилое помещение, рекомендовано обратиться в КУМИ для заключения договора передачи в собственность граждан служебного жилого помещения.

02.10.2023 ФИО1 обратился в КУМИ с заявлением о приватизации служебного жилого помещения.

Решением КУМИ от 19.10.2023 за исх. № <...> ФИО1 отказано в приватизации спорного служебного жилого помещения, в связи с несоответствием условиям, предусмотренным пунктом 5 Положения о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда МО «Ленинский муниципальный район».

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь действующим законодательством, в том числе нормативными правовыми актами органов местного самоуправления сельского поселения и муниципального района, пришёл к выводу о том, что КУМИ правомерно приняло решение об отказе истцу в передаче служебного жилого помещения, отнесённого к специализированному жилому фонду МО «Ленинское сельское поселение» в собственность в порядке приватизации, поскольку полномочия по приватизации жилищного фонда сельского поселения переданы на основании Соглашения от 16.12.2022 органам местного самоуправления муниципального района, в лице комитета.

Кроме того, суд указал, что учитывая требования Положения о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда МО «Ленинский муниципальный район», у истца на момент его обращения с заявлением, права на приватизацию служебного жилого помещения не возникло.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.

Оснований для иных выводов по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.

В соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что 07.08.2023 решением Собрания депутатов Ленинского сельского поселения № 113 утверждено Положение о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда МО «Ленинское сельское поселение», которое устанавливает основания, условия и порядок приватизации жилых помещений специализированного жилищного фонда, отнесенного к виду служебных жилых помещений, находящихся в собственности МО «Ленинское сельское поселение», а также перечень документов, прилагаемых к заявлению о приватизации служебного жилого помещения, и необходимых для принятия решения о его приватизации.

В соответствии с пунктом 4 вышеуказанного Положения право на приватизацию служебного помещения, реализуемого в порядке приватизации, установленном настоящим Положением, имеют граждане Российской Федерации, при наличии в совокупности следующих условий:

проживание нанимателя служебного жилого помещения (далее - наниматель) в жилых помещениях специализированного жилого фонда МО «Ленинское сельское поселение» по договорам найма служебного жилого помещения не менее 1 года на дату подачи заявления о приватизации служебного жилого помещения (далее - заявление о приватизации);

наличие у нанимателя общего трудового стажа не менее 8 лет в органах местного самоуправления Ленинского сельского поселения и/или органах местного самоуправления Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, и/или муниципальных учреждениях МО «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области, и/или в муниципальных унитарных предприятиях МО «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области;

наниматель является действующим сотрудником (работником) органа местного самоуправления Ленинского сельского поселения и/или органа местного самоуправления Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, и/или муниципального учреждения МО «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области, и/или муниципального унитарного предприятия МО «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области на дату подачи заявления о приватизации;

наниматель и члены его семьи ранее не реализовали право на однократную бесплатную приватизацию жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

отсутствие у нанимателя и членов его семьи других жилых помещений (долей в них), занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности;

наниматель и члены его семьи не совершали действия по отчуждению жилых помещений (долей в них) в течение 5 лет, предшествующих дате подачи заявления о приватизации.

Из представленных в материалы дела документов следует, что ФИО1 имеет общий трудовой стаж в муниципальных унитарных предприятиях МО «Ленинский муниципальный район» 8 лет 3 месяца, с 01.08.2022 по настоящее время занимает должность муниципальной службы в администрации Ленинского сельского поселения заместителя главы администрации, с 15.08.2022 по настоящее время проживает и зарегистрирован по адресу: <...>

Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21.08.2023 прав на недвижимое имущество на территории Российской Федерации с 21.08.2018 за ФИО1 не зарегистрировано.

Справкой, выданной КУМИ от 14.08.2023 № <...>, подтверждается, что между КУМИ и ФИО1 договор передачи (приватизации) жилого помещения в собственность граждан не заключался.

Между тем, решением КУМИ от 19.10.2023 за исх. № <...> ФИО1 отказано в приватизации спорного служебного жилого помещения, в связи с несоответствием условиям, предусмотренным пунктом 5 Положения о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда МО «Ленинский муниципальный район» от 23.06.2023 № <...>.

В отличие от условий приватизации, установленных пунктом 4 Положения о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда МО «Ленинское сельское поселение», пунктом 5 Положения о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда МО «Ленинский муниципальный район» установлено, что на дату подачи заявления о приватизации служебного жилого помещения нанимателю необходимо проживать в нём не менее 5 лет.

При этом, как следует из материалов дела, на дату подачи заявления о приватизации в КУМИ (02.10.2023) ФИО1 проживал в спорном жилом помещении менее 5 лет (с 15.08.2022).

Исходя из этого, судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции, который указал, что на момент обращения с заявлением у истца отсутствовало право на приватизацию служебного жилого помещения.

Довод истца о том, что вопрос распоряжения имуществом сельского поселения в части установления порядка приватизации находится в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления сельского поселения, следовательно, при принятии решения о приватизации служебного жилого помещения, находящегося в собственности Ленинского сельского поселения, не может применяться Положение о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда МО «Ленинский муниципальный район», не может быть принят судом апелляционной инстанции в качестве оснований для отмены либо изменения решения суда, поскольку противоречит нормам материального права.

Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счёт межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 16.12.2022 между администрацией Ленинского муниципального района Еврейской автономной области и администрацией Ленинского сельского поселения заключено Соглашение о передаче органам местного самоуправления Ленинского муниципального района Еврейской автономной области части полномочий органов местного самоуправления Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области на 2023 год (далее - Соглашение).

Согласно пункту 1.2 статьи 1 вышеуказанного Соглашения администрации Ленинского муниципального района переданы полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности Ленинского сельского поселения, в части приватизации жилищного фонда на территории поселения, управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности сельского поселения.

Таким образом, передав полномочия в части приватизации жилищного фонда на территории поселения, МО «Ленинское сельское поселение» передало, в том числе нормативно-правовое регулирование в указанной части. Следовательно, оснований для утверждения 07.08.2023 решением Собрания депутатов Ленинского сельского поселения № 113 Положения о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда МО «Ленинское сельское поселение» не имелось, вопрос приватизации жилищного фонда на территории Ленинского сельского поселения в 2023 году определялся Положением о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда МО «Ленинский муниципальный район» от 23.06.2023 № 446.

Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что 13.09.2023 в адрес председателя Собрания депутатов МО «Ленинское сельское поселение прокурором Ленинского муниципального района принесён протест за исх. № <...>, согласно которому решение Собрания депутатов Ленинского сельского поселения от 07.08.2023 № 113 «Об утверждении Положения о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района Еврейской автономной области» не соответствует федеральному законодательству. Вышеуказанное решение признано утратившим силу решением Собрания депутатов Ленинского сельского поселения от 17.10.2023 № 9.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании права собственности на служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <...> в порядке приватизации.

Иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность вынесенного решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

С учётом изложенного, решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 08.11.2023 по доводам жалобы отмене либо изменению не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 08.11.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий Н.С. Серга

Судьи О.А. Конева

М.Е. Слободчикова

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 22.01.2024.