ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4477/2022 от 05.09.2022 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело №2-4477/2022 Дело №33-3253/2022

Судья Луковцев А.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Якутск 05 сентября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Удаловой Л.В., судей Матвеевой М.К., Осиповой А.А., при секретаре Осиповой Е.П., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 июня 2022 года по делу по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «ЯкутскЭкоСети» о защите прав потребителя, которым

постановлено:

В удовлетворении иска ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «ЯкутскЭкоСети» о защите прав потребителя отказать.

Заслушав доклад судьи Удаловой Л.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику о защите прав потребителя. В обоснование иска указано на то, что семья ФИО1 проживает по адресу: .........., не пользуется услугами регионального оператора, так как место сбора мусора расположено далеко, вывозят мусор за пределы территории услуг ООО «ЯкутскЭкоСети» (далее ООО «ЯкутскЭкоСети») самостоятельно. Договоры на оказания услуг сторонами не заключались, плата выставлена. Просил признать неправомерными действия по заключению договора путем совершения конклюдентных действий, расторжении договора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене состоявшегося судебного постановления и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что решение судом принято с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, ответчик и его семья оплачивают расходы на вывоз твердых коммунальных отходов по адресу: .........., поэтому с истца расходы на вывоз твердых коммунальных отходов взыскивайте вторично, мусора у частного дома нет, представителем ответчика не представлено доказательств повышения цен на услуги.

Стороны извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в суд не явились, о причинах неявки в суд апелляционной инстанции не сообщено.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена своевременно в установленном пункте 2 части 1 статей 14, 15 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (vs.jak.sudrf.ru раздел «Судебное делопроизводство»).

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражении на апелляционную жалобу, Судебная коллегия находит, что не имеется оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления.

В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения не допущены при рассмотрении настоящего дела.

Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: ........... Супруга и дети проживают в жилом доме, расположенном по адресу: .........., где истец состоит на регистрационном учете.

Общество с ограниченной ответственностью «ЯкутскЭкоСети» является действующим юридическим лицом, осуществляющим деятельность по сбору, обработке и утилизации отходов, что подтверждается протоколом № ... от 14 мая 2018 года.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») ООО «ЯкутскЭкоСети» 28 декабря 2018 года опубликовало официальное предложение в газете «Якутия», а также разместило на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://yaecoseti.ru) адресованное всем потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между истцом и ООО «ЯкутскЭкоСети» является заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

ООО «ЯкутсЭкоСети» на основании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного с истцом по правилам, предусмотренным статьей 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с порядком, установленным разделом 1(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N1156, с января 2019 года фактически оказывает истцу и совместно проживающим с ним лицам услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Разрешая заявленные требования, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, применен закон, подлежащий применению, дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановлено решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и пункта 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 N1156, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.

На основании пункта 8(17) указанных Правил N1156 в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора.Из приведенных положений следует, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Такой договор является публичным для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Региональный оператор не вправе отказать в заключение договора собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых, находятся в зоне его деятельности.

Согласно части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Разрешая заявленные истцом требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для расторжения договора, поскольку истцом не представлено доказательств оказания данной услуги ненадлежащего качества, доказательств, свидетельствующих о самостоятельной утилизации твердых бытовых отходов, в том числе данных о заключении договоров утилизации бытовых отходов с иной специализированной организацией, а также доказательств направления региональному оператору заявки и документов на заключение договора с ответчиком на иных условиях.

Суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, применен закон, подлежащий применению, дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановлено решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для расторжения договора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи с тем, что данная услуга их семье не оказывается, поскольку их семья перерабатывает твердые коммунальные отходы самостоятельно, судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.

В результате обычной деятельности любого лица происходит образование и накопление бытовых отходов, которые данное лицо объективно вынуждено передавать для вывоза с места своего проживания для дальнейшей утилизации.

По результатам конкурса, проведенного Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), согласно Протоколу № ... подведения результатов конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Центральной зоны Республики Саха (Якутия), 14 мая 2018 года в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территориях городской округ «город Якутск», городской округ «Жатай», муниципальное образование «Горный улус (район)», муниципальное образование «Намский улус (район)», муниципальное образование «Хангаласский район» отобрано ООО «ЯкутскЭкоСети».

В соответствии с частью 1 статьи 24.6, части 4 статьи 24.7 Федерального Закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктами 4, 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156 исключительно региональный оператор ООО «ЯкутскЭкоСети» вправе осуществлять обращение твердых коммунальных отходов в центральной зоне Республики Саха (Якутия).

В силу пункта 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В пункте 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Транспортирование твердых коммунальных отходов с жилых домов, расположенных по адресу: .........., осуществляется с ближайших общественных мест накоплений, установленных Окружной администрацией города Якутска.

Также для удобства потребителей, проживающих в частном секторе, производится бестарный способ сбора твердых коммунальных отходов по адресу: .........., каждый четверг с 08 часов 00 минут до 14 часов 00 минут.

Места накопления твердых коммунальных отходов Окружной администрацией города Якутска оборудованы с учетом обеспечения подъездных путей к местам накопления для специализированной техники (на въездах, выездах с жилых кварталов), а также с учетом охвата всего населения, проживающих в частном секторе.

Учитывая общедоступный характер оказания услуги по вывозу твердых коммунальных отходов истец, вопреки своим утверждениям, мог пользоваться указанными услугами.

Допустимых доказательств того, что в спорный период ответчик не оказывал услуги по вывозу твердых коммунальных отходов и истец не имел возможности ими пользоваться истцом не представлено, как и доказательств того, что истцом осуществлялся самостоятельный вывоз и утилизация бытовых отходов способами, не нарушающими действующее законодательство, либо в спорный период заключались соответствующие договоры с иной специализированной организацией.

Исходя из установленных фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Оснований для иного толкования норм закона и иной оценки доказательств, на чем фактически настаивает истец, у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, основаны на правильном применении норм материального права, оценка доказательств отвечает требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Договор с Региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора, и региональный оператор не вправе отказать в заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. В силу закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.

Иных правовых оснований, которые в силу закона могли бы повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 июня 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

Определение изготовлено 07 сентября 2022 года.