ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-447/2022 от 24.05.2022 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело № 2-447/2022

№ 33-3337/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 24 мая 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Наумовой Е.А.,

судей областного суда Наливкиной Е.А., Полшковой Н.В.,

при секретаре Музычук А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района города Оренбурга в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ФИО6» об обязании получения паспорта готовности к отопительному сезону,

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «ФИО7»

на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 18 января 2022 года,

установила:

прокурор Ленинского района г. Оренбурга, действуя в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, обратился в суд с названным выше иском к ООО «ФИО8», указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В ходе проведённой проверки установлено, что ООО «ФИО9» в нарушение требований законодательства в установленный срок (не позднее (дата) г. для потребителей тепловой энергии, потребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения; не позднее (дата) г. для теплоснабжающих и теплосетевых организаций) не подготовило паспорта готовности на многоквартирные дома, расположенные по адресам: (адрес)

С учетом изложенного просил суд обязать ООО «ФИО10» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу получить паспорт готовности к отопительному сезону (дата) годов по указанным выше многоквартирным домам.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 18 января 2022 г., исковые требования прокурора Ленинского района г. Оренбурга удовлетворены.

Суд обязал общество с ограниченной ответственностью «ФИО11» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу получить паспорт готовности к отопительному сезону (дата) годов в отношении многоквартирных домов, расположенных в городе Оренбурге по следующим адресам: (адрес)

С таким решением суда не согласен ответчик ООО «ФИО12», подал на него апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в полном объеме.

В суд апелляционной инстанции не явились представитель ООО «ФИО13», представитель УЖКХ администрации г. Оренбурга, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Заслушав доклад судьи Наумовой Е.А., мнение прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры Абраменок Е.А., полагавшей, что не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что основным видом деятельности юридического лица ООО «ФИО14» является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.

Распоряжениями УЖКХ администрации г. Оренбурга ООО «ФИО15» определено управляющей организацией для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: (адрес) (л.д. 31-48)

Постановлением администрации г. Оренбурга от 24 мая 2021 г. № 983-п «О подготовке к отопительному периоду (дата) годов теплоснабжающих и теплосетевых организаций потребителей тепловой энергии муниципального образования «город Оренбург» и о признании утратившим силу постановления администрации города Оренбурга от 9 июня 2020 г. № 849-п» сроки выдачи паспортов готовности определены:

- не позднее (дата) г. для потребителей тепловой энергии, потребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения;

- не позднее (дата) для теплоснабжающих и теплосетевых организаций.

(дата) г. прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга в адрес ООО «ФИО16» внесено представление № об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в связи с тем, что в нарушение сроков, определенных постановлением администрации г. Оренбурга от 24 мая 2021 г. № 983-п, ООО «ФИО17» не подготовило паспорта готовности многоквартирных домов по адресам: (адрес) Прокурор потребовал безотлагательно рассмотреть представление и в течение месяца принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

(дата) г. УЖКХ администрации г. Оренбурга сообщило прокурору, что паспорта готовности к отопительному сезону (дата) годов не были получены ООО «ФИО18».

Удовлетворяя в полном объеме исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 9,10,12 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. № 103, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, исходил из возложенной на ООО «ФИО19» законом обязанности получить паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях. Установив, что соответствующие паспорта готовности у ответчика отсутствуют, суд пришел к выводу о возложении на ООО «ФИО20» обязанности получить паспорта готовности многоквартирных домов к отопительному сезону (дата) годов в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

Доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда неисполнимо, заслуживают внимания.

Согласно п. 2.6.10 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях (приложение N 9).

Приложение N 9 содержит рекомендуемый образец паспорта готовности.

Постановлением Администрации города Оренбурга от 24.05.2021 N 983-п "О подготовке к отопительному периоду 2021 - 2022 годов теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии муниципального образования "город Оренбург" и о признании утратившим силу постановления Администрации города Оренбурга от 09.06.2020 N 849-п" утверждены "Состав комиссии по оценке готовности к отопительному периоду 2021 - 2022 годов теплоснабжающих и теплосетевых организаций, действующих на территории муниципального образования "город Оренбург", "Состав комиссии по оценке готовности к отопительному периоду 2021 - 2022 годов потребителей тепловой энергии на территории муниципального образования "город Оренбург", "Программа проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии к отопительному периоду 2021 - 2022 годов".

Из данного постановления следует, что выдача паспорта готовности дома к отопительному сезону осуществляется уполномоченной комиссией, которая в ходе работы проверяется выполнение требований, установленных главами III, IV Правил Приказа Минэнерго России от 12.03.2013 N 103 "Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду", результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду 2021 - 2022 годов (далее - акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки по форме согласно приложению N 2 к настоящей программе (пункты 2.2, 2.4).

Срок проведения проверки объектов для определения готовности к отопительному периоду 2021 - 2022 годов установлен в Приложении № 1 к Постановлению и был определен с (дата) по (дата)

Приказ Минэнерго России от 12.03.2013 N 103 "Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду" определяет порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения и содержит требования по готовности к отопительному периоду для потребителей тепловой энергии.

Тем самым, паспорт готовности МКД к отопительному сезону не может быть получен ООО «ФИО21» в отсутствие оформленного комиссией акта проверки готовности, т.е. получение паспорта ответчиком зависит от результата работы соответствующей комиссии.

Возлагая обязанность на ООО «ФИО22» получить паспорт готовности многоквартирных домов к эксплуатации в зимних условиях в период 2021 - 2022 годов суд первой инстанции не учел, что выдача такого документа осуществляется при соответствии МКД приведенным выше требованиям по готовности к отопительному периоду для потребителей тепловой энергии, однако, заявляя исковые требования, прокурор не просил обязать ответчиков выполнить конкретные действия, препятствующие получению паспорта готовности в отношении спорных многоквартирных домов к отопительному периоду 2021 – 2022 годов.

Совершение таких действий решением суда ни на кого не возлагалось.

Однако, как указывал представитель ответчика в суде первой инстанции и затем в апелляционной жалобе, общество не имеет возможности получить паспорт готовности, поскольку некоторым домам более 100 лет, требуется проект, требуется поставить монометр, клапана, узлы находятся на улице, что может повлечь их повреждение посторонними лицами, требуется проведение комплекса дорогостоящих мероприятий, для выполнения которых, помимо прочего, отсутствует техническая возможность.

Эти доводы ответчика не были учтены судом, который ограничился констатацией факта неисполнения требования закона.

Кроме того, требование о соблюдении законодательства не является способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенного права, поскольку соблюдение закона является обязанностью всех граждан и организаций Российской Федерации.

В рассматриваемом случае отсутствуют нарушения прав лиц, в отношении которых предъявлен иск – Российская Федерация и неопределенный круг лиц, фактом неполучения ООО «Скарабей» паспорта готовности МКД к отопительному сезону, поскольку многоквартирные дома по перечисленным выше адресам не были лишены отопления в зимний период. Данное обстоятельство подтверждено сторонами.

Таким образом, выбранный прокурором способ защиты нарушенного права не соответствует закону и характеру нарушенного права.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, в том числе, потому что оно не исполнимо, в силу чего подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района города Оренбурга в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Скарабей» об обязании получить паспорт готовности к отопительному сезону.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 18 января 2022 г. отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района города Оренбурга в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ФИО23» об обязании получить паспорт готовности многоквартирных домов к отопительному сезону, отказать.

Председательствующий

Судьи