ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4489/2022 от 04.07.2023 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33-2729/2023

Судья Иванец С.В. (номер дела в суде первой инстанции № 2-4489/2022)

УИД 75RS0001-02-2022-006151-37

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Комковой С.В.

судей Кардаша В.В., Куклиной И.В.

при секретаре Разумове С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 4 июля 2023 года гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Губернатора Забайкальского края о взыскании единовременной субсидии на приобретение жилого помещения,

по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Центрального районного суда г.Читы от 10 октября 2022 года, которым постановлено:

Отказать в удовлетворении иска ФИО1 к Администрации Губернатора Забайкальского края о взыскании единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

Дополнительным решением Центрального районного суда г.Читы от 19 апреля 2023 года, постановлено:

В удовлетворении иска ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Забайкальскому краю, Правительству Забайкальского края отказать.

Заслушав доклад судьи Куклиной И.В., судебная коллегия,

установила:

Истец ФИО1 обратилась с указанным иском в суд, ссылаясь на следующее. Она работает в Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края с 1996 года, стаж государственной гражданской службы составляет более 15 лет. С 2014 года она состоит в очереди на получение единовременной субсидии в соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 03.07.2009 № 260 «О единовременных субсидиях государственным гражданским служащим Забайкальского края» (далее - Постановление). 21.12.2021 года состоялось заседание комиссии по единовременным субсидиям на приобретение жилого помещения, на котором было принято решение о предоставлении ей единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. В Администрацию Забайкальского края ею было подано заявление о перечислении единовременной субсидии с указанием реквизитов банковского лицевого счета. Однако, до настоящего времени единовременная субсидия на приобретение жилого помещения ей не перечислена. Полагает, что Правительство Забайкальского края и Администрация Губернатора Забайкальского края при отсутствии правовых оснований бездействует, не совершая установленных Постановлением обязанностей, направленных на исполнение решения комиссии по единовременным субсидиям на приобретение жилого помещения о предоставлении ей субсидии на приобретение жилого помещения, и тем самым, нарушают её право на предоставление государственной гарантии. С учетом уточненных исковых требований просила взыскать с Администрации Губернатора Забайкальского края в ее пользу единовременную субсидию на приобретение жилого помещения (л.д.5-7, 58-59).

Определением суда от 5 сентября 2022 года в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Забайкальскому краю, Правительство Забайкальского края (л.д.52).

Судом постановлено приведенное выше решение и дополнительное решение (л.д. 73-75, 129-131).

В апелляционной жалобе истец ФИО1 выражает несогласие с решением суда, считает его незаконным и необоснованным. Повторяя обстоятельства, приведенные в исковом заявлении, не согласна с указанием суда о необходимости соблюдения условий для предоставления субсидий, а именно принятие Правительством Забайкальского края распоряжения о выплате субсидии и наличия средств в бюджете Забайкальского края. Непринятие распоряжения Правительством Забайкальского края о выплате субсидии противоречит федеральному законодательству, так как нарушает принципы правовой определенности, справедливости, стабильного правового статуса, вытекающие из Конституции РФ. Указывая на отсутствие сроков принятия распоряжения Правительством Забайкальского края, суд не учел, что любой срок не может длиться бесконечно и должен отвечать принципу разумности. Судом бездоказательно сделан вывод об отсутствии в бюджете Забайкальского края средств, предусмотренных на выплату субсидий гражданским служащим. Считает, что дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не может служить основанием для утраты права гражданскими служащими Забайкальского края на предоставление государственных гарантий. Просит решение отменить, исковые требования удовлетворить (л.д.76-77).

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Администрации Губернатора Забайкальского края ФИО2 просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения (л.д.87-89, 94-96).

Представители ответчиков Администрации Губернатора Забайкальского края, Правительства Забайкальского края в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав истца ФИО1 и ее представителя ФИО3, полагавших решение суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене, представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Забайкальскому краю ФИО4, считавшую решение суда законным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Учитывая, что дополнительное решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов РФ, Правительству Забайкальского края истцом не обжалуется, оно не является в данной части предметом проверки суда апелляционной инстанции.

Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация – в ведении субъекта Российской Федерации (пп. 4 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Пунктом 4 ст. 53 Федерального закона от 27 июня 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также п. 4 ч. 4 ст. 11 Закона Забайкальского края от 4 июля 2008 г. № 21-ЗЗК «О государственной гражданской службе Забайкальского края» предусмотрено, что государственным гражданским служащим Забайкальского края (далее – гражданские служащие) при определенных условиях, предусмотренных федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законом Забайкальского края или иными нормативными правовыми актами Забайкальского края, предоставляется единовременная субсидия на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и постановлением Правительства Забайкальского края.

Порядок и условия предоставления субсидии в целях обеспечения государственных гарантий гражданским служащим, в настоящее время установлены постановлением Правительства Забайкальского края от 28 декабря 2021 г. № 548 «О единовременных субсидиях государственным гражданским служащим Забайкальского края».

Постановлением Правительства Забайкальского края от 3 июля 2009 г. № 260 «О единовременных субсидиях государственным гражданским служащим Забайкальского края» утверждено Положение о единовременных субсидиях на приобретение жилого помещения государственным гражданским служащим Забайкальского края, устанавливающее порядок и условия предоставления субсидии (далее соответственно – постановление № 260, Положение, утвержденное постановлением № 260).

Постановлением Правительства Забайкальского края от 13 июля 2021 г. № 246 «О признании утратившими силу постановлений и отдельных положений постановлений Правительства Забайкальского края» постановление № 260 признано утратившим силу и установлено, что предоставление субсидии государственным гражданским служащим, подавшим заявление на получение субсидии до вступления в силу настоящего постановления, осуществляется в порядке и на условиях, действовавших до вступления в силу настоящего постановления.

В связи с указанным вопросы предоставления гражданским служащим субсидии регулируются положением, утвержденным постановлением № 260, которым предусмотрено, что субсидия является единовременной денежной выплатой, предоставляемой гражданскому служащему один раз за весь период прохождения гражданской службы, в соответствии с настоящим Положением за счет средств краевого бюджета в качестве компенсации за приобретенное жилое помещение. Гражданский служащий имеет право на субсидию при наличии у него определенного стажа государственной гражданской службы Забайкальского края (п. 1-3 Положения, утвержденного постановлением № 260).

В соответствии с п. 6 положения, утвержденного постановлением № 260, предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в краевом бюджете на соответствующий финансовый год, на основании заявления на получение субсидии, поданного гражданским служащим в комиссию по единовременным субсидиям на приобретение жилого помещения (далее – комиссия). К заявлению на получение субсидии прилагаются соответствующие документы, подтверждающие достаточность стажа государственной гражданской службы Забайкальского края, приобретение жилого помещения, а также обязательство гражданского служащего о возврате субсидии в случае его увольнения в соответствии с п. 13 Положения, утвержденного постановлением № 260 (п. 7 Положения, утвержденного постановлением № 260).

Согласно п. 71 положения, утвержденного постановлением № 260, представленные заявление гражданского служащего и документы подлежат рассмотрению комиссией, образуемой на основании правового акта Правительства Забайкальского края. В соответствии с п. 10 положения, утвержденного постановлением № 260, гражданскому служащему, в отношении которого принято решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии, направляется соответствующее уведомление в виде письма за подписью председателя (заместителя председателя) комиссии в течение 10 рабочих дней со дня заседания комиссии.

В силу п. 11 положения, утвержденного постановлением № 260, предусмотрено, что на основании решения комиссии о предоставлении субсидии администрация Губернатора Забайкальского края готовит проект соответствующего распоряжения Правительства Забайкальского края. Предоставление субсидии осуществляется после принятия распоряжения Правительства Забайкальского края о выплате субсидии путем зачисления администрацией Губернатора Забайкальского края средств краевого бюджета на открытый банковский лицевой счет гражданского служащего. Гражданский служащий представляет в администрацию Губернатора Забайкальского края заявление о перечислении субсидии с указанием реквизитов своего открытого банковского лицевого счета. Администрация Губернатора Забайкальского края перечисляет гражданскому служащему субсидию в течение 10 рабочих дней с даты получения указанного заявления.

Статьей 2 Закона Забайкальского края от 5 октября 2009 г. № 228-ЗЗК «О системе исполнительных органов государственной власти Забайкальского края», Положением об администрации Губернатора Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 22 августа 2017 г. № 367, установлено, что администрация Губернатора Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим обеспечение деятельности Губернатора Забайкальского края и Правительства Забайкальского края, в том числе финансового, в части выплаты субсидии гражданским служащим в порядке и на условиях, устанавливаемых постановлением Правительства, а также по исполнению ими государственных полномочий в области проведения кадровой политики и управления государственной службой. Администрация Губернатора Забайкальского края осуществляет свои функции и полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Забайкальского края.

Материалами дела установлено, что ФИО1 с 2014 года состоит в очереди на получение субсидии и данное обстоятельство ответчиками не оспаривалось.

На заседании 21.12.2021 комиссия по единовременным субсидиям на приобретение жилого помещения рассмотрела заявление ФИО1, было принято решение о предоставлении ФИО1 единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

29.12.2021 в адрес ФИО1 направлено соответствующее уведомление за исх.№А-04-25533 (л.д. 12).

Согласно искового заявления истца, ею через Интернет-приемную были предоставлены реквизиты банковского лицевого счета для перечисления субсидии.

Подготовлен проект распоряжения Правительства о выплате субсидии гражданским служащим в том числе ФИО1, который согласно отзыва представителя ответчика Администрации Губернатора Забайкальского края ФИО2 22.12.2021 направлен на рассмотрение Правительства Забайкальского края (л.д.34-39, 45-47).

Согласно справки Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 18.08.2021 года, стаж государственной гражданской службы ФИО1 составляет более 15 лет (л.д. 11).

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований указал, что по состоянию на дату рассмотрения дела проект распоряжения Правительством Забайкальского края не принят, вопросы предоставления субсидий гражданским служащим находятся на рассмотрении Правительства Забайкальского края, срок принятия проекта распоряжения после его внесения на рассмотрение Правительства Забайкальского края положением, утвержденным постановлением №260, не предусмотрен, целесообразность принятия проекта распоряжения определяется Правительством Забайкальского края самостоятельно в рамках своей компетенции, предоставление администрацией Губернатора Забайкальского края субсидий гражданским служащим может осуществляться только после принятия соответствующего распоряжения Правительством Забайкальского края при наличии средств, предусмотренных на эти цели в краевом бюджете на соответствующий финансовый год.

С данными выводами судебная коллегия считает возможным согласиться, поскольку судом полно и объективно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, по делу применены и истолкованы в соответствии с их содержанием нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, выводы суда в решении мотивированы, соответствуют доказательствам по делу, и оснований для признания их ошибочными судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы о том, что непринятие распоряжения Правительством Забайкальского края о выплате субсидии противоречит федеральному законодательству, так как нарушает принципы правовой определенности, справедливости, стабильного правового статуса, вытекающие из Конституции РФ, о том, что указывая на отсутствие сроков принятия распоряжения Правительством Забайкальского края, суд не учел, что любой срок не может длиться бесконечно и должен отвечать принципу разумности судебной коллегией отклоняются как несостоятельные.

Вопросы предоставления субсидий гражданским служащим находятся на рассмотрении Правительства Забайкальского края. Сроков принятия проекта распоряжения после его внесения на рассмотрение Правительства Забайкальского края положением, утвержденным постановлением № 260, не предусмотрено. Целесообразность принятия проекта распоряжения определяется Правительством Забайкальского края самостоятельно в рамках своей компетенции, а предоставление администрацией Губернатора Забайкальского края субсидий гражданским служащим может осуществляться только после принятия соответствующего распоряжения Правительством Забайкальского края при наличии средств, предусмотренных на эти цели в краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Законность указанного постановления истцом не оспорена.

Кроме того, неполучение истцом оспариваемой субсидии в 2021 г. не лишает ее права получить такую субсидию в последующем, когда на эти цели будут предусмотрены средства в бюджете, а довод истца о том, что при дефиците бюджета субъекта Российской Федерации она утрачивает право на предоставление государственных гарантий, является необоснованным.

Ссылка истца в апелляционной жалобе о том, что судом бездоказательно сделан вывод об отсутствии в бюджете Забайкальского края средств, предусмотренных на выплату субсидий гражданским служащим в 2021 году отклоняется, так как указанные денежные средства возвращены в бюджет Забайкальского края, а на 2022 год средств, предусмотренных на выплату субсидий не предусмотрено (л.д. 41-44).

Также судебная коллегия отмечает, что органы исполнительной и судебной власти самостоятельны и не вправе вмешиваться в компетенцию друг друга, суд не может обязать высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ принять, отменить или изменить какой-либо правовой акт.

При таком положении оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г.Читы от 10 октября 2022 года с учетом дополнительного решения от 19 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 21.07.2023 года.