ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-449/2022 от 15.09.2022 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Блохина Н.В. Дело № 33-3-7775/2022

№ 2 –449/2022

УИД 26RS0015-01-2022-000479-29

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 15 сентября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе

председательствующего судьи Чернышовой Н.И.

судей Мясникова А.А., Берко А.В.

при секретаре судебного заседания Пилипенко И.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края по доверенности Ефименко И.А.,

на решение Ипатовского районного суда Ставропольского края от 24 мая 2022 года,

по иску Романской Светланы Николаевны к администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края, отделу имущественных отношений и земельных отношений администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края о признании отказа в приватизации незаконным, признании права на приватизацию и обязании подготовить разрешение на приватизацию служебного жилого помещения,

заслушав доклад судьи Мясникова А.А.,

УСТАНОВИЛА:

Романская С.Н. обратилась в суд с иском, впоследствии уточненным, к администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края, отделу имущественных отношений и земельных отношений администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края о признании отказа в приватизации незаконным, признании права на приватизацию и обязании подготовить разрешение на приватизацию служебного жилого помещения.

Свои требования мотивировала тем, что с 1990 года она занимается педагогической деятельностью, с 01.09.2008 работает в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Центр дополнительного образования Ипатовского района Ставропольского края в должности педагога дополнительного образования детей (далее МБУ ДО ЦДОД).

В соответствии с протоколом заседания комиссии от 21 декабря 2012 года № 8, постановлением администрации муниципального образования г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края от 25.12.2012 № 552 она была принята на учет граждан, нуждающихся в предоставлении специализированного жилого помещения.

Распоряжением администрации Ипатовского городского округа от 31 октября 2018 года № 498-р ей было предоставлено жилое помещение служебного фонда жилых помещений Ипатовского городского округа, расположенного по адресу: Ставропольский край, Ипатовский район, г.Ипатово, ул. …, общей площадью 49,8 кв.м., о чем 09 ноября 2018 года между ней и администрацией округа был заключен договор найма служебного жилого помещения № 1.

По указанному адресу она зарегистрирована и проживает до настоящего времени, другого жилья не имеет, в МБОУ ДО ЦДОД проработала более пяти лет.

Она обратилась в администрацию округа с заявлением о приватизации занимаемого ею по договору найма служебного жилого помещения, однако в приватизации этого помещения ей было отказано в связи с протестом прокуратуры Ипатовского района Ставропольского края от 21.02.2022 на Положение о порядке и условиях приватизации жилых помещений служебного фонда жилых помещений Ипатовского городского округа, утвержденного решением Думы Ипатовского городского округа Ставропольского края от 25.09.2018 №173.

С данным отказом она не согласна, считает его необоснованным, не соответствующим требованиям законодательства, нарушающим ее законные интересы, а также создающим препятствия к реализации права на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации занимаемых по договору найма жилых помещений.

Просит суд признать отказ администрации Ипатовского городского округа от 28.02.2022 №04-04/2552 в приватизации служебного жилого помещения, расположенного по адресу: Ставропольский край, Ипатовский район, г. Ипатово, ул. …, занимаемого ею по договору найма служебного жилого помещения №1 от 09 ноября 2018 года, незаконным; признать за ней право на приватизацию служебного жилого помещения, расположенного по адресу: Ставропольский край, Ипатовский район, г. Ипатово, ул. …, занимаемого ею по договору найма служебного жилого помещения №1 от 09 ноября 2018 года; обязать администрацию Ипатовского городского округа и отдел иму­щественных и земельных отношений администрации Ипатовского городского округа в соответствии с действовавшими на момент обращения с заявлением о приватизации служебного жилого помещения решениями Думы Ипатовского городского округа от 25 сентября 2018 года №173 «Об утверждении Положения о порядке и условиях приватизации жилых помещений Ипатовского городского округа Ставропольского края» и от 23 июля 2019 года № 69 «О внесении изменений в Положение о порядке и условиях приватизации жилых помещений служебного фонда помещений Ипатовского городского округа Ставропольского края, утвержденное решением Думы Ипатовского городского округа Ставропольского края от 25 сентября 2018 года № 173» подготовить разрешение на приватизацию служебного жилого помещения, расположенного по адресу: Ставропольский край, Ипатовский район, г.Ипатово, ул. …, занимаемого по договору найма служебного жилого помещения №1 от 09 ноября 2018 года и направить его в Думу Ипатовского городского округа для принятия решения о даче согласия на приватизацию указанного служебного жилого помещения; взыскать с административных ответчиков в ее пользу понесенные расходы по оплате госпошлины в размере 600 рублей и оплате услуг адвоката в размере 7000 рублей.

Решением Ипатовского районного суда Ставропольского края от 24 мая 2022 года исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что в число служебных жилых помещений внесена квартира, расположенная по адресу: Ставропольский край, Ипатовский район, г. Ипатово, ул. ….

На основании распоряжения отдела имущественных и земельных отношений администрации Ипатовского городского округа от 21.05.2018 № 238-р спорная квартира как служебное жилое помещение закреплена на праве оперативного управления за администрацией Ипатовского городского округа.

Постановлением администрации Ипатовского городского округа от 31.08.2018 № 1097 сформирован муниципальный специализированный жилищный фонд (служебный фонд жилых помещений) Ипатовского городского округа, в состав которого вошла, в том числе спорная квартира.

Романская С.Н. с 1990 занимается педагогической деятельностью, с 01.09.2008 года работает в МБУ ДО ЦДОД в должности педагога дополнительного образования детей, что подтверждается трудовой книжкой.

В соответствии с протоколом заседания комиссии от 21 декабря 2012 года №8, постановлением администрации муниципального образования г.Ипатово Ипатовского района Ставропольского края от 25.12.2012 года№ 552 она была принята на учет граждан, нуждающихся в предоставлении специализированного жилого помещения.

Распоряжением администрации Ипатовского городского округа от 31 октября 2018 года № 498-р ей было предоставлено жилое помещение служебного фонда жилых помещений Ипатовского городского округа расположенного по адресу: Ставропольский край, Ипатовский район, г.Ипатово, ул. …, общей площадью 49,8 кв.м., о чем 09 ноября 2018 года между ней и администрацией округа был заключен договор найма служебного жилого помещения № 1.

Согласно акту приема-передачи и технического состояния служебного помещения от 09.11.2018 вышеуказанная квартира была передана Романской С.Н. во владение и пользование для временного проживания в нем сроком на время трудовых отношений.

По указанному адресу Романская С.Н. зарегистрирована и проживает по настоящее время, другого жилья не имеет.

22 ноября 2021 года Романская С.Н. обратилась с заявлением на имя главы Ипатовского городского округа о разрешении приватизации квартиры, расположенной по адресу: Ставропольский край, Ипатовский район, г. Ипатово, ул. …, предоставив необходимый пакет документов.

Письмом заместителя главы администрации Ипатовского городского округа Н.С. Головинова в приватизации указанной квартиры Романской С.Н. отказано в связи с протестом прокуратуры Ипатовского района Ставропольского края от 21.02.2022 года на Положение о порядке и условиях приватизации жилых помещений служебного фонда жилых помещений Ипатовского городского округа, утвержденного решением Думы Ипатовского городского округа Ставропольского края от 25.09.2018 г. №173.

Романская С.Н. полагая, что отказ в приватизации жилого помещения незаконный, необоснованный, не соответствующий требованиям законодательства, нарушающий ее законные интересы, обратилась в суд с настоящим иском.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, преду­смотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В силу ст. 11 Закона о приватизации каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Передача жилых помещений в собственность граждан, в соответствии со ст. 7 названного закона, оформляется договором передачи, заключаемым уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

В силу ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.

В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно ст. 4 названного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

По смыслу данной статьи собственник жилищного фонда вправе принимать решение о приватизации служебных жилых помещений.

Как указано выше, согласно выписке из ЕГРН от 13.10.2018 правообладателем спорной квартиры, расположенной в г. Ипатово по ул. …, является Ипатовский городской округ, следовательно, администрация Ипатовского городского округа, выступающая от имени собственника служебного жилого помещения - квартиры, расположенной в г. Ипатово по ул. …, наделена правом распоряжения данным имуществом, исходя из чего, имела право заключить договор приватизации данной квартиры без снятия с нее статуса служебного жилья.

Как указано выше, 22.11.2021 Романской С.Н. на имя главы администрации Ипатовского городского округа подано заявление о приватизации жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: г. Ипатово, ул. …, используемой ею одной на основании договора найма специализированного служебного жилого помещения № 1 от 09.11.2018. К заявлению приложен полный пакет документов, указанный в ст. 3 Положения № 173.

На момент обращения с указанным заявлением Романская С.Н. имела стаж работы в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях более 10 лет, общий стаж ее педагогической деятельности 32 года, что подтверждается трудовой книжкой; у Романской С.Н. отсутствует в собственности иное жилое помещение, что подтверждается имеющимися в деле доказательствами; в занимаемом служебном помещении Романская С.Н. на основании договора найма специализированного служебного жилого помещения № 1 от 09.11.2018 проживает более 3-х лет; Романская С.Н. ранее не реализовала право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном использовании, что подтверждается соответствующими справками; также имелось ходатайство директора МБУ ДО ЦДО Ипатовского района Ставропольского края Гарькуша В.Д. от 18.11.2018 на имя главы Ипатовского городского округа о разрешении Романской С.Н. приватизации жилого помещения - квартиры, расположенной в г. Ипатово на ул. Юбилейная, д.6, кв.8.

Таким образом, предусмотренные ст. 2 Положения № 173 условия для принятия решения о приватизации служебных жилых помещений были соблюдены Романской С.Н. в полной мере, в связи с чем оснований для отказа в приватизации служебного жилого помещения, предусмотренных ст. 3 Положения № 173 не имелось, таких оснований и не установлено судом, доказательств обратному в материалы дела не представлено.

При отсутствии оснований для отказа, указанных в статье 3 настоящего Положения, ответчиками подлежало подготовить разрешение на приватизацию Романской С.Н. спорного служебного жилого с помещения и направить его в Думу Ипатовского городского округа Ставропольского края для принятия решения о согласии или об отказе в приватизации служебного жилого помещения.

Таким образом судом установлено, что оспариваемый Романской С.Н. отказ администрации Ипатовского городского округа от 28.02.2022 года №04­04/2552 в приватизации служебного жилого помещения, расположенного по адресу: Ставропольский край, Ипатовский район, г. Ипатово, ул. …, является незаконным, нарушает права Романской С.Н., предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

Однако, судебная коллегия считает данное мнение ошибочным.

Согласно статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Согласно части 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

Более того, согласно статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Как видно из материалов дела в списке граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений служебного фонда жилых помещений Ипатовского городского округа Ставропольского края в настоящее время числится 31 человек.

Кроме того, решением Думы Ипатовского городского округа Ставропольского края от 26 апреля 2022 года № 64 Положение о порядке и условиях приватизации жилых помещений служебного фонда жилых помещений Ипатовского городского округа Ставропольского края, от 25 сентября 2018 года № 173 признано утратившим силу.

На основании изложенного решение суда первой инстанции нельзя считать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ипатовского районного суда Ставропольского края от 24 мая 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Романской Светланы Николаевны к администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края, отделу имущественных отношений и земельных отношений администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края о признании отказа в приватизации незаконным, признании права на приватизацию и обязании подготовить разрешение на приватизацию служебного жилого помещения, взыскании судебных расходов отказать.

Апелляционную жалобу удовлетворить.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.09.2022.

Председательствующий:

Судьи: