ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-44/2022 от 16.08.2022 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело №33-2908/2022

судья Быкова Ю.В. (№ дела в суде 1-й инст. № 2-44/2022)

УИД-75RS0029-01-2021-002392-67

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Казакевич Ю.А.

судей краевого суда Погореловой Е.А., Подшиваловой Н.С.

при секретаре Маркове А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 16 августа 2022 г. гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ- Отделение Пенсионного фонда по Забайкальскому краю о признании решения заместителя руководителя Управления установления пенсий ОПФР по Забайкальскому краю №1189 от 27 октября 2021г. незаконным, признании права на досрочное назначение страховой пенсии

по апелляционной жалобе ГУ- Отделение Пенсионного фонда по Забайкальскому краю

на решение Нерчинского районного суда Забайкальского края от 21 февраля 2022 г., которым постановлено:

Признать за ФИО1 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Обязать ОПФ по Забайкальскому краю включить в специальный стаж, дающий право на начисление досрочной страховой пенсии по старости в соответствие с подпунктам 2 пунктом 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы в качестве бригадира телефонистов с 11.11.1999 года по 04.08.2004 года.

Обязать ОПФ по Забайкальскому краю назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости со дня наступления права досрочную страховую пенсию по старости - с 28 августа 2021 года.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Погореловой Е.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 16 ноября 2021 г. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что решением заместителя руководителя Управления установления пенсий Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда по Забайкальскому краю (далее по тексту ГУ-ОПФР по Забайкальскому краю) №1189 от 27 октября 2021г. ей необоснованно отказано во включении в стаж, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи работой с вредными и тяжелыми условиями труда в соответствии с разделом ХХIХ «Связь» Списка N2 производств, работ, профессий, должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость на которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 период работы в должности бригадира телефонистов в АО «Электросвязь» с 11 ноября 1999 г. по 4 августа 2004 г. Отказ мотивирован тем, что в трудовой книжке ее должность поименована как «бригадир телефонисток». С указанным она не согласна, так как фактически она работала спорный период в качестве телефониста полный рабочий день с микротелефонной гарнитурой (устройством) на междугородных, заказных, справочных коммутаторах. Бригадирство, помимо основной работы телефонисткой, предусматривало дополнительную обязанность по составлению отчетной документации. В связи с этим она просила суд признать решение пенсионного органа незаконным, признать её право на досрочное пенсионное обеспечение. Обязать ОПФ по Забайкальскому краю включить в специальный стаж, дающий право на начисление досрочной страховой пенсии по старости в соответствие с подпунктам 2 пунктом 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы в качестве бригадира телефонистов с 11 ноября 1999 г. по 4 августа 2004 г., назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения, т.е. с 5 августа 2021 г.

Оопределениями суда от 15 декабря 2021 г., 24 января 2022 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечено ГУ - Отделение Пенсионного РФ по Забайкальскому краю, в качестве третьего лица Бурятский филиал ОАО «Ростелеком».

Судом постановлено приведенное выше решение.

С решением суда не согласился ответчик, в апелляционной жалобе представитель ГУ-ОПФР по Забайкальскому краю ФИО2 просит решение суда отменить. Считает, что спорный период работы истца не имеет документального подтверждения, а представленные документы не несут требуемой информации. В частности представленные истцом документы не подтверждают постоянную работу ФИО1 с микротелефонной гарнитурой (устройством) на междугородных, заказных, справочных коммутаторах в соответствии со Списком № 2. Учитывая, что работа истца выполнялась определенным способом и с помощью определенного оборудования, возможно подтверждение стажа следующими документами: журналом учета отработанного времени, паспортными данными на оборудование (технологическим паспортом), инвентарным списком основных средств (оборудования), должностной инструкцией, журналом заданий, нарядами на выполняемую работу, нормированными заданиями, приказами о закреплении за определенными работами. Основным доказательством, положенным в основу решения суда являются показания свидетелей и самой истицы, которые носят косвенный характер и не основаны на документальных подтверждениях. Ссылается на постановление Пленума Верховного Суда РФ ОТ 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которому характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Третье лицо Бурятский филиал ОАО «Ростелеком», извещенное о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, о причинах неявки не сообщило, об отложении дела не просило.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.

Согласно ст. 155.1 ГПК РФ судебное заседание проведено путем использования системы видеоконференц-связи с Шилкинским районным судом Забайкальского края с участием представителя ГУ-ОПФР по Забайкальскому краю ФИО2

Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, на основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика ФИО2, поддержавшей доводы жалобы, ФИО1 полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).

Согласно подпункту «б» пункта 1 данного постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:

- Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

Список N 2, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26.01.1991 г. в разделе XXIX «Связь», предусматривает:

под кодом 23100000-19093 телефонистов междугородной телефонной связи, постоянно работающие с микротелефонной гарнитурой (устройством) на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорных пунктах с круглосуточным действием.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Исходя из приведенных нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о работе с тяжелыми условиями труда). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

Как установлено судом и следует из материалов дела 5 августа 2021 г. года ФИО1 обратилась в Отдел ПФР по Нерчинскому району с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением заместителя руководителя Управления установления пенсий ГУ - ОПФР по Забайкальскому краю от 27 октября 2021 года № 1189 ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с тем, что на момент обращения ФИО1 имеет страховой стаж 27 лет 10 месяцев 14 дней, специальный стаж 4 года 1 месяц 27 дней.

В продолжительность стажа истца не включены периоды работы истца с 11 ноября 1999 г. по 04 августа 2004 г. в должности бригадира телефонистов Нерчинского филиала АО «Электросвязь», так как Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение должность бригадира телефонистов не предусмотрена.

Не согласившись с решением пенсионного органа, истец обратилась в суд.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, исходя из установленных обстоятельств дела, пришел к выводу о том, что ФИО1 с 11 ноября 1999 г. по 4 августа 2004 г. работала в должности телефониста междугородной телефонной связи, постоянно работающего с микротелефонной гарнитурой (устройством) на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорных пунктах с круглосуточным действием в течение полного рабочего дня.

Установив, что при включении вышеуказанного спорного периода работы, специальный стаж истца составит 08 лет 10 месяцев 21 день, суд пришел к выводу о наличии у истца права на пенсию с 28 августа 2021 г.

Судебная коллегия полагает возможным с указанными выводами суда первой инстанции согласиться, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценке и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным правоотношениям.

Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии документального подтверждения работы истца в спорный период в должности телефонистки междугородной телефонной связи, постоянно работающие с микротелефонной гарнитурой (устройством) на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорных пунктах с круглосуточным действием отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.

Как достоверно установлено судом и следует из материалов дела, с 14 сентября 1995 г. по 4 августа 2004 года ФИО1 работала телефонисткой междугородной телефонной связи, постоянно работающей с микротелефонной гарнитурой на междугородних заказных, справочных коммутаторах и на переговорных пунктах с круглосуточным действием.

С 11 ноября 1999 г. истец была назначена на должность телефонистки МТС с вменением обязанностей старшей телефонистки (бригадира), за что ей производилась доплата.

Указанное обстоятельство следует из трудовой книжки истца, справок № 709/05/4692-13 от 20 декабря 2013 г., от 11 марта 2021 г. № 05-04-22/27 уточняющих особый характер работы, выданных Бурятским филиалом ОАО «Ростелеком», приказа № 90 от 10 ноября 1999 г., приказа о приеме на работу № 159к от 1 сентября 2003 г., лицевых карточек, личной карточки истицы (том 1 л.д. 9-14, 16-17, 27-30, 33, 34-43, 44).

Кроме того, судом исследовался паспорт гарнитуры без шумозащиты ГБШ, гарнитуры телефонно-микрофонной, которые относились к оборудованию рабочего места междугородной телефонистки и использовалась ими для опроса абонентов, принятия междугородних телефонных звонков (том 1 л.д. 22-26).

Согласно лицевым счетам по начислению заработной платы за 1999, 2002, 2004 г., должность истицы поименована как телефонист, старший телефонист с доплатой за бригадирство (том 1 л.д. 36-43).

Данное обстоятельство следует из штатных расписаний Нерчинского узла телекоммуникаций на 1 декабря 2002 года, 1 сентября 2003 года, согласно которым в отделе Междугородняя телефонная связь была предусмотрена должность бригадира телефонистов, которую занимала ФИО1, при этом её должностной оклад (1890 руб., 1900 руб., 2300 руб.) соответствует окладу телефонистов (том 1 л.д.46-53).

Таким образом, доказательств того, что истец с 11 ноября 1999 г. по 4 августа 2004 г. выполняла обязанности только бригадира телефонистов, получала за это иную заработную плату, чем другие телефонисты, материалы дела не содержат, ответчиком такие доказательства не представлены.

Так, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.

Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из дела, ФИО1 зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования с 4 марта 1999 г.

Действительно, согласно выписке из индивидуального лицевого счета истца индивидуальные сведения в отношении специального стажа истца представлены работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации с указанием кода льготных условий и уплатой работодателем дополнительного тарифа страхового взноса только за период с 01 января 1998 г. по 31 декабря 1998 г. (том 2 л.д.89).

Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы ответчика о том, что это обстоятельство являются основанием для отказа ФИО1 в иске, поскольку факт работы истца в тяжелых условиях труда подтверждается иными доказательствами.

В частности факт признания работодателем за ФИО1 права на льготное пенсионное обеспечение подтверждается также сведениями из наблюдательного дела, которое было представлено в материалы дела и исследовано судом.

Так, в поименных списках работодателя (Нерчинского филиала АО «Электросвязь» за период с 1999 по 2003 год, Шилкинского узла телекоммуникаций за период с 2003 по 2004 годы), который тот представлял в пенсионный орган указана ФИО1 поименована как телефонист МТС имеющий право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку N 2, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26.01.1991 г. в разделе XXIX «Связь» под кодом 23100000-19093 телефонистов междугородной телефонной связи, постоянно работающие с микротелефонной гарнитурой (устройством) на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорных пунктах с круглосуточным действием (т. 1 л.д. 191 - 200).

Наличие у истицы право на льготное пенсионное обеспечение в связи с работой в должности телефониста междугородной телефонной связи, постоянно работающие с микротелефонной гарнитурой (устройством) на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорных пунктах с круглосуточным действием подтверждено и справкой уточняющей особый характер работы, которая была выдана истице 30 декабря 2013 г. Бурятским филиалом ОАО "Ростелеком", а также аналогичной справкой выданной ПАО "Ростелеком" 11 августа 2021 г. (т. 1 л.д. 16-17).

В силу статьи 25 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", (действовавшего в спорный период времени) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (пункт 1 статьи 25).

Аналогичные положения предусмотрены ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Учитывая вышеприведенные положения закона, у суда первой инстанции оснований не доверять предоставленным документам не имелось. Как не имеется их у суда апелляционной инстанции.

Позиция ответчика в данной части основана на предположениях, что не может быть положено в основу судебного постановления. Кроме того, невозможность пенсионного органа проверить достоверность предоставленных сведений, не может сама по себе являться основанием для отказа в удовлетворении иска.

Следует также отметить, что оценивая пенсионные права ФИО1 20 мая 2014 г., пенсионный орган признавал за истицей право на льготную пенсию, указывая в своем заключении, что общий стаж работы ФИО1 по состоянию на 6 мая 2014 г. составляет 21 год 01 месяц 16 дней, специальный трудовой стаж 8 лет 10 месяцев 21 день, срок назначения пенсии - 28 августа 2021 г. (том 2 л.д. 166).

Кроме того, в силу пп. «б» п. 11 Разъяснений N 5, утвержденных Постановлением Министерства труда РФ N 29 от 22.05.1996 г. «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию по выслуге лет», бригадиры пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда как рабочие в случаях, когда они заняты в бригаде рабочих, профессии которых предусмотрены Списками, выполняют дополнительные трудовые функции бригадира и не освобождены от своей основной работы по профессии.

Доказательств того, что ФИО3 была освобождена от основной работы телефонистки и в спорные периоды выполняла только обязанности бригадира телефонисток, материалы дела не содержат, ответчиком такие доказательства не представлены, в этой связи у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа истице в удовлетворении её исковых требований, как нет их и у суда апелляционной инстанции.

Напротив из имеющихся в материалах дела карточек справок по заработной плате должность истицы именовалась телефонист. За спорные периоды времени за отработанную норму рабочего времени истице начислялась заработная плата в полном объеме, в частности оклад по штатному расписанию за выполнение обязанностей по должности телефонистки, также начислялась доплата за ночные и праздничные дни исходя из процентного соотношения к размеру оклада по должности телефонистки (т. 1 л.д. 208 - 212).

За выполнение обязанностей бригадира ФИО1 осуществлялась доплата.

Порядок и размер начисления истице в спорный период времени заработной платы достоверно указывает на то, что в спорные периоды времени та выполняла обязанности по должности телефониста междугородней связи с выполнением дополнительной работы бригадира, за что получала доплату, начисляемую к основной заработной плате по должности телефонистки.

Таким образом имеющимися в деле доказательствами подтверждено, что ФИО1 с 11 ноября 1999 года по 04 август 2004 года выполняя обязанности бригадира, на полный рабочий день выполняла работу телефониста междугородной телефонной связи, постоянно работающую с микротелефонной гарнитурой (устройством) на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорных пунктах с круглосуточным действием.

Довод жалобы о том, что характер работы не может быть подтвержден свидетельскими показаниями, судебная коллегия не принимает в виду следующего.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (часть 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Установленные статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила о допустимости доказательств носят императивный характер.

Доказывание характера и условий труда является обязательным, так как действующее пенсионное законодательство не позволяет суду принять решение о праве лица на досрочное пенсионное обеспечение в связи с работой во вредных или тяжелых условиях труда в отсутствие доказательств соответствующих условий работы.

Исходя из изложенного и вопреки доводам апелляционной жалобы, разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции установил характер работы истца на основании совокупности доказательств, подтверждающих работу истца в тяжелых условиях. При вынесении решения суд основывался на сведениях о трудовой деятельности истца, содержащихся в её трудовой книжке и в личной карточке, справке, уточняющей характер работы, поименных списках работников, пользующихся правом на льготное обеспечение, а также принял во внимание лицевые счета по заработной плате, штатные расписания, из которых следует вывод о том, что истица постоянно в течение спорного периода времени работала телефонисткой с возложением на неё обязанности бригадира, за что получала такую же как и телефонистки заработную плату с учетом надбавки за бригадира.

В этой связи ссылка суда на показания свидетелей о спорном периоде работы истца наряду с письменными доказательствами не противоречит закону.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика, изложенной в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования районного суда или опровергали выводы судебного акта, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку доказательств, и не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения суда.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым обратить внимание на следующее.

В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, резолютивная часть решения должна быть изложена четко и ясно, с тем чтобы оно не вызывало вопросов при его исполнении.

Суд первой инстанции, возлагая на пенсионный орган обязанность назначить истице досрочную страховую пенсию по старости, не привел закон, в соответствии с которым истица имеет право на такую пенсию.

В связи с чем, судебная коллегия считает необходимым изменить решение в вышеназванной части, уточнить резолютивную часть указанием на обязанность пенсионного органа назначить истице досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» с 28 августа 2021 года.

В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения как законное и обоснованное.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Нерчинского районного суда Забайкальского края от 21 февраля 2022 г. частично изменить.

Обязать ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Забайкальскому краю назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» с 28 августа 2021 года.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно после провозглашения и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через Нерчинский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 августа 2022 г.