ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4502/20 от 23.11.2020 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 33-4903/2020; 2-4502/2020

72RS0025-01-2020-004306-28

апелляционное определение

г. Тюмень

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего Кориковой Н.И.,

судей Николаевой И.Н., Хамитовой С.В.

при секретаре Хлебниковой Э.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, действующего в лице заместителя начальника Главного управления – начальника управления гражданской защиты Томчук А.А., на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 25 июля 2020 года, которым постановлено:

«Исковые требования первого заместителя прокурора Тюменской области, действующего в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Межрегионального территориального управления Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, выразившееся в ненадлежащем содержании федерального имущества - защитного сооружения гражданской обороны (убежище ОСУ А-3) инвентарный номер № 6-72, расположенного по адресу: г. Тюмень, <.......>, находящегося в федеральной собственности – реестровый номер федерального имущества В 12720001092.

Возложить на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации обязанность с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий, связанных с разработкой проектно-сметной документации в целях восстановления и приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства защитного сооружения гражданской обороны (убежище ОСУ А-3) инвентарный номер № 6-72, расположенного по адресу: г. Тюмень, <.......>, находящегося в федеральной собственности – реестровый номер федерального имущества В 12720001092.

Возложить на Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе обязанность с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по разработке проектно-сметной документации в целях восстановления и приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства защитного сооружения гражданской обороны (убежище ОСУ А-3) инвентарный номер № 6-72, расположенного по адресу: г. Тюмень, <.......>, находящегося в федеральной собственности – реестровый номер федерального имущества В 12720001092.

Возложить на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации обязанность обеспечить в течение года с момента вступления решения суда в законную силу финансирование мероприятий, связанных с приведением в соответствие с требованиями действующего законодательства защитного сооружения гражданской обороны (убежище ОСУ А-3) инвентарный номер № 6-72, расположенного по адресу: г. Тюмень, <.......>, находящегося в федеральной собственности – реестровый номер федерального имущества В 12720001092.

Возложить на Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе обязанность, в течение года с момента принятия решения о финансировании мероприятий, согласно проектно-сметной документации, устранить выявленные нарушения путем приведения защитного сооружения гражданской обороны (убежище ОСУ А-3) инвентарный номер № 6-72, расположенного по адресу: г. Тюмень, <.......>, находящегося в федеральной собственности – реестровый номер федерального имущества В 12720001092, в соответствие с требованиями действующего законодательства, в том числе: устранить завалы выходов и лестничных пролетов; обеспечить замену, восстановление и сохранность дверей входов, аварийных выходов; защитно-герметичных и герметичных дверей, уплотнителей; полов, потолков, стен; горизонтально и вертикальной гидроизоляции; санитарных узлов, сантехприборов, труб; фильтрационной системы; инженерно-технических систем: воздуховодов, систем водоснабжения, систем теплоснабжения, систем канализации, систем электроснабжения и электроэнергии; противовзрывных устройств, расширительных камер на воздухозаборах и воздуховыбросах; подготовить к приему укрываемых; обязать проводить осмотр и комплексную оценку технического состояния защитного сооружения гражданской обороны раз в три года».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Николаевой И.Н., судебная коллегия

установила:

Первый заместитель прокурора Тюменской области, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, в котором просит признать незаконным бездействие Межрегионального территориального управления Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, выразившееся в ненадлежащем содержании федерального имущества - защитного сооружения гражданской обороны (убежище ОСУ А-3) инвентарный номер № 6-72, расположенного по адресу: г.Тюмень, <.......>, находящегося в федеральной собственности – реестровый номер федерального имущества В 12720001092; возложить на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации обязанность с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий, связанных с разработкой проектно-сметной документации в целях восстановления и приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства защитного сооружения гражданской обороны (убежище ОСУ А-3), инвентарный номер № 6-72, расположенного по адресу: г. Тюмень, <.......>, находящегося в федеральной собственности – реестровый номер федерального имущества В 12720001092; возложить на Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе обязанность с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по разработке проектно-сметной документации в целях восстановления и приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства защитного сооружения гражданской обороны (убежище ОСУ А-3) инвентарный номер № 6-72, расположенного по адресу: г.Тюмень, <.......>, находящегося в федеральной собственности – реестровый номер федерального имущества В 12720001092; возложить на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации обязанность обеспечить в течение года с момента вступления решения суда в законную силу финансирование мероприятий, связанных с приведением в соответствие с требованиями действующего законодательства защитного сооружения гражданской обороны (убежище ОСУ А-3) инвентарный номер № 6-72, расположенного по адресу: г. Тюмень, <.......>, находящегося в федеральной собственности – реестровый номер федерального имущества В12720001092; возложить на Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе обязанность в течение года с момента принятия решения о финансировании мероприятий, согласно проектно-сметной документации устранить выявленные нарушения путем приведения защитного сооружения гражданской обороны (убежище ОСУ А-3) инвентарный номер № 6-72, расположенного по адресу: г.Тюмень, <.......>, находящегося в федеральной собственности – реестровый номер федерального имущества В12720001092, в соответствие с требованиями действующего законодательства, в том числе: устранить завалы выходов и лестничных пролетов; обеспечить замену, восстановление и сохранность дверей входов, аварийных выходов; защитно-герметичных и герметичных дверей, уплотнителей; полов, потолков, стен; горизонтально и вертикальной гидроизоляции; санитарных узлов, сантехприборов, труб; фильтрационной системы; инженерно-технических систем: воздуховодов, систем водоснабжения, систем теплоснабжения, систем канализации, систем электроснабжения и электроэнергии; противовзрывных устройств, расширительных камер на воздухозаборах и воздуховыбросах; подготовить к приему укрываемых; обязать проводить осмотр и комплексную оценку технического состояния защитного сооружения гражданской обороны раз в три года.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой <.......> проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего сохранность и использование объекта гражданской обороны (убежища), в ходе которой установлено, что защитное сооружение гражданской обороны (далее по тексту ЗС ГО) (убежище ОСУ А-3) инвентарный №6-72, расположенное по адресу: г.Тюмень, <.......>, находящееся в федеральной собственности –реестровый номер федерального имущества В12720001092, которое в настоящее время не передано в оперативное управление либо хозяйственное ведение (выписка из реестра федерального имущества Территориального управления от 18.03.2020 №527/1, не может быть использовано по назначению, требует капитального ремонта, устранения, выявленных в ходе проверки, недостатков. Согласно техническому заключению ЗАО «НПП «Инжмашпроект» от 2013 года по результатам обследования строительных конструкций и систем жизнеобеспечения, фактическое состояние ЗС ГО №6-72, расположенного по адресу: г. Тюмень, <.......> (фактический адрес: г. Тюмень, <.......>), не соответствует требованиям СНиП II-11-77, не готово к использованию по прямому назначению (не пригодно к использованию в качестве защитного сооружения), в виду утраты ЗС ГО расчетных защитных свойств, ограждающих и несущих строительных конструкций, а также экономической нецелесообразности восстановления требуется его списать и вывести из состава защитных сооружений. ЗС ГО (убежище ОСУ А-3) инвентарный номер № 6-72, реестровый номер В 12720001092, расположенное по адресу: г. Тюмень, <.......>, является собственностью Российской Федерации, включено в реестр федеральной собственности, в пользование третьим лицам в настоящее время не передано, назначение объекта как защитного сооружения не изменено. Обязанность Территориального управления по приведению имущества в должное состояние предусмотрена Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», порядком содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденным приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 21.07.2000 № 575, порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации 15.12.2002 № 583 (далее – Приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583). Ответчики длительное время не принимают мер для приведения ЗС ГО в надлежащее состояние, в то время, как согласно сведениям департамента безопасности жизнедеятельности Администрации города Тюмени от 20.03.2020 № 19-08-000476/20, департамента гражданской защиты и пожарной безопасности Тюменской области от 16.04.2020 № 455-20 потребность в защитном сооружении гражданской обороны, расположенном по адресу: г. Тюмень, <.......>, имеется. В данном защитном сооружении предлагается разместить наибольшую рабочую смену ГБУЗ ТО «ОКБ №19». Данным бездействием нарушаются требования к эксплуатации защитных сооружений, тем самым подвергаются угрозе права неопределенного круга лиц на обеспечение беспрепятственной возможности укрытия в защитном сооружении в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций, что влечет за собой возникновение угрозы целостности обороны страны и безопасности государства. В связи с чем, в порядке ст.45 ГПК РФ, прокурор обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц (т.1 л.д.2-9).

В порядке ст.43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по <.......>, Министерство финансов РФ.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, действующий в лице заместителя начальника Главного управления – начальника управления гражданской защиты ФИО3

В апелляционной жалобе, ссылаясь на основания для отмены решения суда, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, просит отменить решение суда, принять по делу новый акт об отказе в удовлетворении требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что Росимущество в силу Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года № 432, осуществляют полномочия в области гражданской обороны только в отношении объектов ЗС ГО, закреплённых за агентством, его территориальными органами и подведомственными организациями, на соответствующем вещном праве, то есть в пределах своей компетенции. При этом указывает, что целевое финансирование Росимущества на осуществление мероприятий по приведению в надлежащее состояние ЗС ГО и обеспечению их денежного содержания не предусмотрено. Указывает, что судом не дана оценка тому факту, что сведения о потребности в ЗС ГО на территории Тюменской области установлены лишь письмом от 01 июня 2020 года. При этом, по результатам ранее проводимых инвентаризацией в 2009 году, в 2011 году комиссиями в составе с представителями Главного управления МЧС России по Тюменской области и ТУ Росимущества в Тюменской области, обследовалось спорное ЗС ГО, и по результатам инвентаризации предлагалось организовать мероприятия по снятию с учета указанного ЗС ГО. Обстоятельства, подтверждающие необходимость списания ЗС ГО и выведения сооружения из состава защитных сооружений подтверждены техническим заключением ЗАО «Научно-производственное предприятие «Инжмашпроект». Данное заключение не принято во внимание, ему не дана оценка судом. Кроме того, 04 августа 2020 года проведено совещание с территориальными органами МЧС России и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ при участии заинтересованных органов исполнительной власти, по результатам которого было решено проработать вопросы постановки на государственный кадастровый учет защитных сооружений гражданской обороны, их содержания, с целью дальнейшей передачи из федеральной собственности в собственность субъектов РФ и муниципальных образований. В связи с чем, учитывая решение о передаче защитных сооружений гражданской обороны из федеральной собственности в собственность субъектов РФ и муниципальных образований, исполнение требований оспариваемого решения нецелесообразно (том 2, л.д. 50-56).

В дополнениях к апелляционной жалобе представитель ответчика указывает на то, что наличие у объекта статуса защитного сооружения гражданской обороны не дает оснований автоматически считать его объектом инженерной инфраструктуры, подпадающим под действие пункта 2 раздела III (объекты оборонного производства) Приложения 1 к Постановлению № 3020-1. МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты- Мансийском автономном округе — Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, не является ни организацией эксплуатирующей ЗС ГО, ни балансодержателем ЗС ГО, а в отношении федеральных объектов, обладающих определенным статусом — «защитные сооружения гражданской обороны», Межрегиональное территориальное управление осуществляет учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра, а также выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на защитные сооружения гражданской обороны.

При этом, целевое финансирование Росимущества на осуществление мероприятий по приведению в надлежащее состояние ЗС ГО и обеспечению их должного содержания не предусмотрено. Вопросы создания и поддержания ЗС ГО в состоянии постоянной готовности к использованию отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

согласно статье 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28 ФЗ «О гражданской обороне» создание и поддержание защитных сооружений гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Письмами № 8321/01 от 10.08.2018г. в Правительство Тюменской области, исх.№ 8319/01 от 10.08.2018г. в Главное управление МЧС России по Тюменской области, исх.№ 8322/01 от 10.08.2018г. в Администрация города Тюмени, исх.№ 12018/01 от 28.11.2018г. в Правительство Тюменской области, исх.№ 12017/01 от 28.11.2018г. в Администрация города Тюмени, исх.№ 72-ПС-01/4940 от 08.05.2020г. в Главное управление МЧС России по Тюменской области, исх.№ 72-ПС-01/4913 от 07.05.2020г. в Департамент гражданской защиты и пожарной безопасности Тюменской области, Межрегиональным территориальным управлением неоднократно запрашивались сведения о существующей потребности в ЗС ГО на территории Тюменской области и непосредственно на территории города Тюмени.

В письмах вх.№ 10543-3-2-15 от 07.12.2018г., вх.№03-06-3272/8 от 07.09.2018г., исх.№03-06-4914/8 от 13.12.2018г. Главное управлением МЧС России по Тюменской области, Департамент безопасности жизнедеятельности Администрации г.Тюмени сообщали Межрегиональному территориальному управлению об отсутствии потребности в федеральных ЗС ГО на территории г.Тюмени и Тюменской области, а письмами исх.№23/21711Г/18-7249 от 18.12.2018г., исх.№11/21711Г/18-113 от 15.01.2019г. (имеются в материалах дела) заместитель Губернатора Тюменской области уведомил о том, что определение потребности требует детальной проработки, при этом указанная работа будет проведена до 15.04.2019г., и по завершению сформированный перечень будет направлен в адрес Межрегионального территориального управления дополнительно.

Указанный сформированный перечень ЗС ГО из числа имущества казны РФ, в отношении которых у Тюменской области имеется потребность для защиты категорий населения по результатам проведенной работы по определению общей потребности в ЗС ГО, в адрес Межрегионального территориального управления не поступал в 2019 году.

Письмом исх.№612-20 от 01.06.2020г. Департамент гражданской защиты и пожарной безопасности Тюменской области предоставил запрашиваемые сведения, необходимые для организации дальнейших мероприятий в отношении ЗС ГО, в соответствии с которыми имеется потребность в укрытии в защитном сооружении гражданской обороны, расположенном по адресу, г. Тюмень, <.......> наибольшей работающей смены государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области «Областная больница № 19», что влечет передачу федерального объекта недвижимости в государственную собственность субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Межрегиональным территориальным управлением постоянно проводилась работа по решению вопроса о возможности передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке ЗС ГО, при этом уполномоченные органы исполнительной власти субъекта РФ сведений для разрешения поставленных вопросов не предоставляли.

По результатам ранее проводимых инвентаризацией в 2009г., 2011г. комиссиями в составе с представителями Главного управления МЧС России по Тюменской области и ТУ Росимущества в Тюменской области, обследовались спорное ЗС ГО, при этом по результатам инвентаризации предлагалось организовать мероприятия по снятию с учета указанного ЗС ГО.

Письмом исх.№ 11931-3-2-4 от 07.12.2012г. уполномоченный орган в сфере гражданской обороны - Главное управление МЧС России по Тюменской области обратился в адрес ТУ Росимущества в Тюменской области с обращением об оформлении в отношении ЗС ГО, расположенного по адресу: Россия, г. Тюмень, <.......>, технического заключения о состоянии объекта и подготовке актов на снятие с учета ЗС ГО.

В связи с чем, в 2013 году специализированной организацией ЗАО Научно- производственное предприятие «Инжмашпроект» проведено обследование указанного защитного сооружения на предмет технического состояния строительных конструкций защитного сооружения, в результате которого выявлена утрата расчетных защитных свойств ЗС ГО и представлено техническое заключение об экономической нецелесообразности восстановления данных защитных сооружений гражданской обороны.

Однако судом не принято во внимание указанное техническое заключение, не дана надлежащая оценка доводу Межрегионального территориального управления о том, что восстановление ЗС ГО, утратившего свои расчетные защитные свойства еще в 2013г., экономически нецелесообразно. Полагает что иск прокурора направлен не на защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, а, напротив, приведет к нарушению прав РФ.

Информация о судебном разбирательстве была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда oblsud.tum.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство»).

Прокурор Макарова Н.Т. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила оставить постановленное по делу решение без изменения.

Представитель третьего лица Главного Управления МЧС Росси по ТО Скориков Ю.Г. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил оставить постановленное по делу решение без изменения.

Представитель третьего лица Минфина РФ в лице УФК по Тюменской области Фокина С.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила принять решение на усмотрение суда.

Представители ответчиков, третьего лица в суд апелляционной инстанции не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили, ходатайств об отложении дела не заявляли.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и дополнениях к ней (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории Тюменской области значится ЗС ГО (убежище ОСУ А-3) инвентарный номер № 6-72, расположенное по адресу: г.Тюмень, <.......>, находящееся в собственности Российской Федерации – реестровый номер федерального имущества В12720001092, которое в настоящее время не передано в оперативное управление либо хозяйственное ведение, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества Территориального управления от 18.03.2020 № 527/1 (т.1 л.д.10-12).

Согласно паспорту убежища (убежища ОСУ А-3) инвентарный номер № 6-72 от 20.08.1984, выписки из реестра федерального имущества Территориального управления от 18.03.2020 № 527/1, акту инвентаризации от 25.07.2018 ГУ МЧС России по Тюменской области (далее – Управление), в качестве ЗС ГО учтено сооружение с инвентарным номером № 6-72, реестровым номером В 12720001092, расположенное по адресу: г. Тюмень, <.......> (фактический адрес: г. Тюмень, <.......>) (далее – убежище) (т.1 л.д.13-15).

ЗС ГО (убежище ОСУ А-3) инвентарный номер № 6-72, реестровый номер В12720001092, расположенное по адресу: г. Тюмень, <.......>, является собственностью Российской Федерации, включено в реестр федеральной собственности, в пользование третьим лицам в настоящее время не передано, назначение объекта как защитного сооружения не изменено.

Согласно техническому заключению ЗАО «НПП «Инжмашпроект» от 24.08.2013 по результатам обследования строительных конструкций и систем жизнеобеспечения ЗС ГО № 6-72, расположенного по адресу: г.Тюмень, <.......> (фактический адрес: г. Тюмень, <.......>), с целью определения соответствии его фактического состояния требованиям СНиП II-11-77 установлено, что защитное сооружение не готово к использованию по прямому назначению (не пригоден к использованию в качестве защитного сооружения), в виду утраты ЗС ГО расчетных защитных свойств, ограждающих и несущих строительных конструкций, а также экономической нецелесообразности восстановления требуется его списать и вывести из состава защитных сооружений. Восстановление защитных свойств сооружения потребует выполнения значительного объема работ по изменению объемно-планировочных и конструктивных решений, установке и наладке систем жизнеобеспечения, восстановлению гидроизоляции, усилению строительных конструкций и т.д. Восстановление ЗС ГО следует проводить по вновь разработанным проектам с учетом требований СНиП II-11-17*, СНиП 3.01.09-84 (раздел 7 Выводы). Для обеспечения надежного функционирования сооружения гражданской обороны необходимо выполнить ряд мероприятий, в результате выполнения которых ЗС ГО будет восстановлено до своего первоначального уровня: произвести ремонт обваловки покрытия ЗС ГО №6-72 (удалить растительность); произвести разбор завалов и восстановить входы в ЗС ГО №6-72; провести заделку трещин и отверстий проделанных для прокладки кабелей и труб инженерных коммуникаций; провести замену оборудования системы вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения и связи ЗС ГО №6-72 и его наладку; установить световые табло «Вход» и «Выход» и «Направление движения»; предусмотреть оборудование ЗС ГО №6-72 независимым источником электроснабжения; произвести окраску оборудования инженерно-технических систем в соответствие с требованиями Приказа МЧС России №583 от 15.12.2002; произвести мероприятия по усилению строительных конструкций и обеспечению противорадиационной защиты; выполнить комплексные пуско-наладочные работы и испытание систем жизнеобеспечения; обваловку сооружения следует устроить с параметрами, при этом на поверхности грунтовой обваловки не допускается нахождение деревьев и кустов поверхность обваловки одерновывается. Указанные виды работ должны проводиться в соответствии с проектом реновации (рекомендации) ЗС ГО, разработанному организацией, имеющей опыт такого проектирования (раздел 8 Рекомендации) (т.1 л.д.16-28).

Актом инвентаризации, оценки содержания и использования убежища Управления от 25.07.2018 выявлены следующие нарушения в содержании объекта: все выходы завалены и не могут быть использованы для заполнения сооружения укрываемыми, доступ организован через оголовок вентиляционной шахты; лестничные пролеты засыпаны землей; герметичные двери подвержены коррозии, в нерабочем состоянии, уплотнители отсутствуют; аварийные выходы отсутствуют, защитные оголовки имеют повреждения; полы, потолки и стены имеют множественные трещины и щели, а также вымывания, отслоения и частичные разрушения, отслоение отделочного слоя потолков, частичное выпадение раствора из межплитных швов; горизонтальная гидроизоляция полностью разрушена, вертикальная гидроизоляция не выполняет своей функции, что является причиной попадания грунтовых и талых вод в помещение сооружения; санитарные узлы в неудовлетворительном состоянии, сантехприборы отсутствуют, остатки труб имеют сквозную коррозию; фильтровентиляционная система разукомплектована, металлические конструкции ФВУ имеют сквозную коррозию; инженерно-технические системы в неудовлетворительном состоянии, воздуховоды имеют повреждения, трещины и щели, система водоснабжения демонтирована, на остатках водопроводных труб сквозная коррозия, система теплоснабжения демонтирована, система канализации демонтирована, система электроснабжения демонтирована, на всех остатках труб сквозная коррозия; противовзрывные устройства отсутствуют, расширительные камеры на воздухозаборах и воздуховыбросах отсутствуют; обвалование сооружения нарушено; ЗС ГО к приему укрываемых не готово. Выводы комиссии Управления: учитывая состояние объекта на момент проведения инвентаризации, ЗСГО не может быть использовано по предназначению (т.1 л.д.29-32).

Согласно акту проверки содержания и использования ЗС ГО от 04.03.2020 установлено, что по своему фактического состоянию ЗС ГО не готово к приему укрываемых, защитное сооружение не используется (т.1 л.д.33-34).

По сведениям департамента безопасности жизнедеятельности Администрации города Тюмени от 20.03.2020 № 19-08-000476/20, департамента гражданской защиты и пожарной безопасности Тюменской области от 16.04.2020 № 455-20 потребность в защитном сооружении гражданской обороны, расположенном по адресу: г. Тюмень, <.......>, имеется. В данном защитном сооружении предлагается разместить наибольшую рабочую смену ГБУЗ Тюменской области «Областная больница № 19» (т.1 л.д.77, 80-86).

Разрешая спор при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 210 ГК РФ, Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора в полном объеме. При этом суд исходил из того, что спорное защитное сооружение гражданской обороны нуждается в проведении ремонтных работ по приведению его в надлежащее состояние. Бездействием ответчика, выразившемся в ненадлежащем содержании федерального имущества, нарушаются требования к эксплуатации защитных сооружений, тем самым подвергаются угрозе права неопределенного круга лиц на обеспечение беспрепятственной возможности укрытия в защитном сооружении в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций. Имеющиеся нарушения приводят к невозможности реализации основных задач в области гражданской обороны, предусмотренных ст.2 Федерального законов от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны).

Судебная коллегия находит данные выводы суда правильными, они подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, надлежащая оценка которым дана судом в решении, основаны на правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы с дополнениями к ней сводятся к тому, что ответчик не обязан поддерживать спорное имущество в надлежащем состоянии, а также к тому, что проведении ремонтных работ является экономически нецелесообразным.

Данные доводы жалобы являются несостоятельными и подлежат отклонению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, по адресу: г. Тюмень, <.......> располагается объект гражданской обороны: защитное сооружение типа ОСУ А-3, инвентарный номер № 6-72, реестровый номер В12720001092, являющееся собственностью Российской Федерации.

Статьями 1, 2, 6 Федерального закона N 28-ФЗ "О гражданской обороне" предусмотрено, что гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, согласно п. 2 которого, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Приказом МЧС РФ от 21.07.2005 г. N 575 утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, который определяет требования по содержанию и использованию защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО) в мирное время.

Согласно п. 2 указанного Порядка содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.

В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

Согласно пунктам 1.3, 1.7 и 1.8 Правил N 583 организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил, к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе V Правил).

Согласно пунктам 1.4, 3.4.4 Правил N 583 для обслуживания защитных сооружений гражданской обороны в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны. Для поддержания защитных сооружений гражданской обороны в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект гражданской обороны в зависимости от их вместимости.

При режиме повседневной деятельности выполняется комплекс требований, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования защитных сооружений гражданской обороны.

Важнейшими из этих требований являются: исправность несущих ограждающих конструкций и защитных устройств, воспринимающих нагрузки от избыточного давления; надежная герметичность сооружения и исправное состояние фильтровентиляционной системы, обеспечивающие нормативную длительность пребывания укрываемых в зараженной зоне, в зоне пожара, а также, при соответствующем оборудовании, в зоне катастрофического затопления; исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых; подготовленность обслуживающего персонала (групп и звеньев по обслуживанию ЗС ГО).

Требования к содержанию защитных сооружений гражданской обороны установлены СНиП II-11-77 "Защитные сооружения гражданской обороны", утвержденными Постановлением Госстроя СССР от 13 октября 1977 года N 158.

Вместе с тем, актом проверки содержания и использования ЗС ГО от 04.03.2020 установлено, что по своему фактического состоянию ЗС ГО не готово к приему укрываемых, защитное сооружение не используется (т.1 л.д.33-34).

При этом достоверных и допустимых доказательств, опровергающих указанный акт, ответчиками не представлено.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ч. 3 ст. 123.23 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

Поскольку защитное сооружение по адресу: г.Тюмень, <.......> своего статуса, как защитного сооружения гражданской обороны, не утратило, и в настоящее время требуются ремонтные работы по приведению его в надлежащее состояние, суд пришел к обоснованному выводу о том, что неисполнение ответчиком требований законодательства о надлежащем содержании данного защитного сооружения нарушает права неопределенного круга лиц на возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации.

При этом, вопреки доводам жалобы, именно на ответчике как на собственнике лежит обязанность по содержанию спорного имущества.

Доводы апелляционной жалобы о том, что приведение спорного помещения в надлежащее состояние нецелесообразно, являются несостоятельными, поскольку интересы государства и его граждан превыше экономической составляющей.

В остальном апелляционная жалоба практически полностью воспроизводит правовую позицию ответчика, приведенную в обоснование своих возражений, проверенную судом первой инстанции в полном объеме и получившую мотивированную оценку в решении, с которой судебная коллегия соглашается. Так как по существу все доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой, согласно материалам дела, не имеется, судебная коллегия не может принять их во внимание.

Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Руководствуясь статьями 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда г. Тюмени от 25 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, действующего в лице заместителя начальника Главного управления – начальника управления гражданской защиты Томчук А.А. – без удовлетворения.

Председательствующий Корикова Н.И.

Судьи коллегии: Николаева И.Н.

Хамитова С.В.