г. Сыктывкар Дело №33-5911/2020 г. (№2-4504/2020 г.)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,
судей Сироткиной Е.М., Шерстнёвой А.А.,
при секретаре Куприенковой Л.А.,
рассмотрела в судебном заседании 3 декабря 2020 года дело по апелляционной жалобе представителя истца Окулова Александра Васильевича – Яковлева Владислава Анатольевича на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 августа 2020 года, которым
исковые требования Окулова Александра Васильевича к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о признании права на получение государственного жилищного сертификата оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., пояснения представителя истца – Яковлева В.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Окулов А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми с требованием о признании права на получение государственного жилищного сертификата за счёт средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с датой постановки на учёт <Дата обезличена> по категории «...» на состав семьи из ... человек.
В судебном заседании представитель истца – Яковлев В.А. на удовлетворении исковых требований настаивал; представитель Минстрой Республики Коми иск не признала.
Иные лица участия в судебном заседании не приняли.
Судом принято указанное выше решение.
Судом принято указанное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель истца, полагая, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Согласно части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Условия и порядок предоставления социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом РФ от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ), Подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, и Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879.
Судом установлено, что Окулов А.В. родился <Дата обезличена> в ..., и с <Дата обезличена> (повторно) ему установлена ... – бессрочно.
...
Окулов А.В. вместе с ВС., М сохраняют регистрацию по месту жительства <Адрес обезличен>, что подтверждается справкой от <Дата обезличена>.
<Дата обезличена> Окулов А.В. обратился в администрацию МО ГО «Воркута» с заявлением о включении его в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в <Адрес обезличен>, с составом семьи из четырех человек (Окулов А.В., О, ЕК).
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута», протокол <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, ФИО1 включен в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат по категории РИД «...», с датой подачи заявления <Дата обезличена>, и признан участником программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Постановлением администрации МО ГО «Воркута» от <Дата обезличена><Номер обезличен> ФИО1 включен в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркута, по категории «...», с датой постановки на учёт <Дата обезличена>.
На основании личного заявления решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута», протокол <Номер обезличен> от <Дата обезличена>О и Е исключены из состава семьи ФИО1, состоящего в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты, по категории РИД «...».
Заявлением на имя руководителя администрации МО ГО «Воркута» от <Дата обезличена> ФИО1 отказался от получения государственного жилищного сертификата выпуска <Дата обезличена> по семейным обстоятельствам.
<Дата обезличена> ФИО1 обратился в администрацию МО ГО «Воркута» с заявлением, в котором просил выделить ему государственный жилищный сертификат выпуска <Дата обезличена> на состав семьи из ... человек для приобретения жилья на территории <Адрес обезличен>.
<Дата обезличена> ФИО1 обратился в администрацию МО ГО «Воркута» с заявлением, в котором просил выдать ему государственный жилищный сертификат в рамках мероприятия по обеспечению жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» для приобретения жилого помещения на территории <Адрес обезличен>, с составом семьи ... человек (ФИО1, В, С, М).
<Дата обезличена> ФИО1 обратился в администрацию МО ГО «Воркута» с заявлением, которым подтвердил свое участие в ведомственной программе «Оказание государственной поддержки ФИО6 в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в <Дата обезличена> с составом семьи из ... человек для приобретения жилья на территории <Адрес обезличен>.
Пакет документов из учётного дела ФИО1 для получения государственного жилищного сертификата был направлен в Минстрой Республики Коми.
Письмом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Минстрой Республики Коми уведомил администрацию МО ГО «Воркута» и истца об отсутствии у него права на получение государственного жилищного сертификата, поскольку ФИО1 родился после <Дата обезличена>, в связи с чем не может считаться прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности до указанной даты. Также в обоснование принятого решения было указано на отсутствие в представленном в Минстрой Республики Коми пакете документов обязательства о сдаче жилого помещения <Адрес обезличен>, либо документа об отчуждении указанного жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, руководствовался Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», и исходил из того, что вступившим 31 июля 2020 года в силу Федеральным законом от 20.07.2020 № 228-ФЗ внесены изменения в статью 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, согласно которым право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее <Дата обезличена> и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны при правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на ранее действовавшую редакцию статьи 1 Федерального Закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ не могут служить основанием для отмены решения суда.
Право на предоставление жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, было предусмотрено нормами Федерального закона от 25 июля 1998 года №131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно указанному закону, размер жилищной субсидии зависел от стажа работы (времени проживания) граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Для инвалидов с детства, родившихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, время проживания исчислялось со дня рождения, а продолжительность такого времени должна быть не менее 15 лет (статьи 4, 6 Закона).
С 1 января 2003 года указанный закон утратил силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
На указанную дату ФИО1, родившийся <Дата обезличена> и проживающий в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, не состоял, имел продолжительность проживания в указанных районах менее 15 лет, поэтому право на получение жилищной субсидии по Федеральному закону от 25 июля 1998 года № 131-ФЗ не приобрел.
С 1 января 2003 года применительно к правовому регулированию отношений по обеспечению жилищными субсидиями граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ было установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Впервые указанным законом было установлено ограничение, не допускающее признание права на жилищную субсидию за гражданами, прибывшими в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности позднее 1 января 1992 года.
Из преамбулы и текста статьи 1 названного закона следует, что общими условиями реализации упомянутого права являются: 1) прибытие на территории указанных в законе районов не позднее 1 января 1992 года; 2) выезд из этих районов не ранее 1 января 1992 года; 3) наличие стажа работы в этой местности не менее 15 календарных лет; 4) отсутствие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами указанной местности; 5) при наличии жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами указанной местности – подтверждение нуждаемости в улучшении жилищных условий и не получение субсидий на эти цели.
При соблюдении общих условий право на жилищную субсидию также предусмотрено для двух категорий инвалидов, для которых установлены и некоторые исключения из общих правил: 1) инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья (стаж работы может составлять менее пятнадцати календарных лет); 2) инвалиды с детства, для которых установлены дополнительные требования – подтверждение факта рождения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности; проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет (вместо общего условия о продолжительности трудового стажа).
Вместе с тем при реализации права на жилищную субсидию указанными категориями инвалидов подлежит соблюдению указание в законе, ограничивающее предоставление такого права гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности после 1 января 1992 года.
Исходя из системного толкования приведенных нормативных положений, следует, что право граждан, являющихся инвалидами с детства, на получение спорной жилищной субсидии определяется временем прибытия (рождения) в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местности – не позднее 1 января 1992 года, продолжительностью проживания в регионе – не менее 15 календарных лет, а также отсутствием жилья в других регионах Российской Федерации.
Об указанном же свидетельствует и правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 22 апреля 2014 года № 916-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав абзацем вторым части первой статьи 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», согласно которой норма абзаца второго части первой статьи 1 названного Федерального закона, закрепляющая право инвалидов I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет, находится в нормативном единстве с абзацем первым части первой статьи 1 Федерального закона, предусматривающим, что право на получение жилищной субсидии имеют граждане, отвечающие следующим требованиям: прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года; имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет; не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий; не получавшие субсидий на эти цели.
Таким образом, судом первой инстанции правильно указано, что законодателем придана обратная сила положениям Федеральным законом от 20 июля 2020 года № 228-ФЗ в части внесения изменений в статью 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ.
Независимо от даты принятия ФИО1 на учет, на момент получения жилищного сертификата он должен соответствовать требованиям статьи 1 Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ в действующей редакции.
Принимая во внимание, что истец родился в районе Крайнего Севера в <Дата обезличена>, то есть после 1 января 1992 года, совокупности обязательных условий для признания за ним права на получение жилищной субсидии (единовременной социальной выплаты) в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства и доказательства, которые позволили бы судебной коллегии усомниться в обоснованности и законности судебного постановления, и сводятся к несогласию с той оценкой, которую дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца ФИО1 – ФИО3 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи