ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-450/2022 от 21.06.2022 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

КОПИЯ

Гражд. дело № 2-450/2022

89RS0001-01-2022-000275-02

Судья Токмакова Н.А.

Апел. дело № 33-1502/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21.06.2022 г.Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Шошиной А.Н.,

судей коллегии: Кайгородовой И.В., Рощупкиной И.А.,

при секретаре судебного заседания Бабаеве Р.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Малиновской З.А. на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.03.2022 по иску Малиновской Зои Александровны к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилья.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кайгородовой И.В., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

УСТАНОВИЛА:

Малиновская З.А. обратилась в суд с иском к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилья.

В обоснование иска указала, что состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (номер очереди - 100), и на учете граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда автономного округа (номер очереди - 1). В декабре 2019 года истцу было предложено получить свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения на первичном рынке жилья в сумме 2 425 500 руб. или на вторичном рынке жилья в сумме 2 956 800 руб. Однако согласно справке оценщика средняя стоимость одного квадратного метра в однокомнатной квартире в г. Салехарде на 13.12.2019 составляла от 102 000 руб. до 110 000 руб. в капитальном исполнении. Таким образом, стоимость однокомнатной квартиры общей площадью около 33 кв.м (что соответствует норме предоставления) составила бы 3 630 000 руб. Соответственно, на предложенную сумму социальной выплаты истец не смогла бы приобрести жилое помещение. В связи с этим истец заявлением от 13.12.2019 отказалась от получения свидетельства и просила предоставить ей жилое помещение по договору социального найма. Согласно письму Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.01.2020 гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера при достижении очереди в случае их волеизъявления предоставляются жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда ЯНАО. Однако истцу ни в 2020, ни в 2021 году жилое помещение предложено не было, хотя она состоит в очереди под номером 1, то есть ее право на предоставление квартиры уже наступило. В связи с изложенным истец просила обязать Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО предоставить ей жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям, на территории г. Салехарда общей площадью не менее 33 кв.м.

Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа в возражениях на исковое заявление указал, что в рамках доведенных лимитов на реализацию мероприятий по обеспечению жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Севера в 2021 года предусмотрено 30 000 000 руб. на весь автономный округ. С учетом доли очередников по городскому округу (муниципальному району) и объема финансирования в сводный список очередников по обеспечению жильем на 2021 год граждане, состоящие на учете на территории г. Салехарда, не включены. Объем бюджетных ассигнований, выделенных на реализацию данного мероприятия на 2022 год, также составляет 30 000 000 руб. и не предусматривает предоставления жилых помещений на территории г. Салехарда. Рассмотреть вопрос обеспечения истца как лица из числа коренных малочисленных народов Севера возможно при условии увеличения лимитов на мероприятие либо за счет высвобождения бюджетных ассигнований после реализации гражданами, включенными в список получателей на текущий год, права на приобретение жилья в рамках данного мероприятия.

Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа в возражениях на исковое заявление указало, что является ненадлежащим ответчиком по делу, так как предоставление жилого помещения по договору социального найма в жилищном фонде автономного округа гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера относится к полномочиям Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа. Также указало, что предоставление жилых помещений отдельным категориям граждан непосредственно связано с объемом выделенных лимитов денежных средств для реализации мероприятий по приобретению жилых помещений в собственность автономного округа в целях дальнейшего предоставления жилых помещений нуждающимся категориям граждан по договорам социального найма. Предоставление жилого помещения истцу в настоящее время невозможно по причине отсутствия свободных для предоставления жилых помещений в муниципальном образовании город Салехард и доведенных лимитов денежных средств для приобретения жилых помещений в собственность автономного округа в целях дальнейшего предоставления их по договорам социального найма. При этом Департаментом предпринимаются все зависящие от него меры, направленные на реализацию права истца на улучшение жилищных условий.

При рассмотрении дела судом первой инстанции представитель истца Фролова Е.В. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО Марьин С.В., представитель ответчика Правительства ЯНАО Пашков Е.А. с иском не согласились, поддержали доводы возражений.

Истец Малиновская З.А., представитель третьего лица Администрации г. Салехарда в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.03.2022 в удовлетворении исковых требований Малиновской З.А. отказано.

С решением не согласилась истец Малиновская З.А. в лице своего представителя Фроловой Е.В., которая в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении исковых требований. Настаивает на доводах, изложенных в исковом заявлении. Полагает, что судом неверно установлены фактические обстоятельства дела.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик Правительство ЯНАО просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом: истец Малиновская З.А. телефонограммой, дополнительно она и ее представитель Фролова Е.В. извещены посредством СМС-сообщений, ответчики Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа и третье лицо Администрация г. Салехарда - по электронной почте. Сведения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы также заблаговременно размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа. В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Малиновская З.А. занимает на условиях договора социального найма комнату по адресу: .

Распоряжением Администрации муниципального образования г. Салехард от 11.08.2021 №704-р указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Малиновская З.А. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в списке №1 граждан, вставших на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005, с 07.10.1996 под номером 100; также состоит на учете граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда автономного округа, с 07.10.1996 под номером 1.

В декабре 2019 года истцу было предложено реализовать свое право на приобретение жилого помещения путем получения социальной выплаты, от получения выплаты в 2020 году истец отказалась, указав также, что настаивает на предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма (л.д. 132 - копия заявления Малиновской З.А.).

Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции не нашел оснований для их удовлетворения, указав, что истец принята и состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, в 2019 году ей была предложена социальная выплата, размер которой определяется Порядком предоставления социальных выплат на приобретение жилого помещения гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера (утвержден Постановлением Правительства ЯНАО от 10.06.2014 №451-П), ответчиком, таким образом, предпринимаются меры для обеспечения жилищных прав истца. Права и законные интересы истца ответчиком в настоящее время не нарушены. Действия или бездействие уполномоченных органов по вопросу длительного не предоставления жилого помещения или по вопросу ненадлежащего выделения необходимых лимитов денежных средств для реализации мероприятий по приобретению жилого помещения в собственность автономного округа в целях дальнейшего его предоставления истцу, а также по вопросу нарушения порядка очередности истцом не оспариваются.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда.

Статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1).

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2).

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 №36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (далее - Закон ЯНАО от 30.05.2005 №36-ЗАО) состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право из жилищного фонда автономного округа граждане из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающие на территории автономного округа, согласно Перечню, утвержденному в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона ЯНАО от 30.05.2005 №36-ЗАО учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ведется по отдельным спискам, список №2 - список граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона ЯНАО от 30.05.2005 №36-ЗАО решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма в жилищном фонде автономного округа принимается исполнительными органами государственной власти автономного округа.

Статьей 16 Закона ЯНАО от 30.05.2005 №36-ЗАО определено, что право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа имеют граждане из числа коренных малочисленных народов Севера (ч. 1).

По договору социального найма жилые помещения предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи категориям граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в порядке очередности согласно сформированным спискам (ч. 2).

Указанным категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч. 3).

Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.01.2011 №44-П утвержден Порядок утверждения списка граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее - список №2), и списка реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее - список №4), списка граждан - получателей мер жилищной поддержки в соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.10.2020 №113-ЗАО «О мерах государственной поддержки граждан в связи с преобразованием населенных пунктов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее - Порядок №44-П).

В соответствии с п. 1 Порядка №44-П органы местного самоуправления городских округов и поселений в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) ежегодно, по состоянию на 1 апреля текущего года, формируют список граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее - список №2), и список реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее - список №4), по формам согласно приложениям №№ 1 и 2 к настоящему Порядку №44-П. Списки утверждаются руководителем органа местного самоуправления.

Пунктом 2 Порядка №44-П установлено, что органы местного самоуправления поселений в автономном округе до 10 апреля текущего года сформированные по своему муниципальному образованию списки №2 и №4 направляют в орган местного самоуправления соответствующего муниципального района или муниципального округа для формирования сводных списков №2 и № по муниципальному району, муниципальному округу.

В силу п. 3 Порядка №44-П органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов до 20 апреля текущего года формируют и направляют сводные списки №2 и №4 в департамент строительства и жилищной политики автономного округа (далее - департамент строительства и жилищной политики). Органы местного самоуправления городских округов до 20 апреля текущего года направляют списки №2 и №4 в департамент строительства и жилищной политики.

В соответствии с п. 4 Порядка №44-П департамент строительства и жилищной политики ежегодно, по состоянию на 01 июня текущего года, на основании представленных органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов (далее - органы местного самоуправления) списков №2 и №4 формирует путем свода в разрезе городских, муниципальных округов и муниципальных районов сводный список граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по автономному округу (далее - сводный список № 2 по автономному округу), а также путем свода в порядке очередности по дате постановки на учет сводный список реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по автономному округу (далее - сводный список № 4 по автономному округу) согласно приложениям №№ 3 и 4 к настоящему Порядку.

При этом очередность граждан, установленная органами местного самоуправления при формировании списков №№ 2 и 4 по муниципальным районам, городским и муниципальным округам, сохраняется.

Сводные списки №№ 2 и 4 по автономному округу утверждаются приказами департамента строительства и жилищной политики.

Согласно п. 4.1 Порядка №44-П департамент строительства и жилищной политики ежегодно, до 01 ноября года, предшествующего планируемому, исходя из объема бюджетных ассигнований, планируемых на очередной финансовый год на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, в соответствии со сводными списками №№ 2 и 4 по автономному округу, направляет в органы местного самоуправления информацию о гражданах, планируемых к обеспечению жилыми помещениями в очередном финансовом году, а также о гражданах, подлежащих учету в резерве на обеспечение жилыми помещениями в очередном финансовом году в случае внесения изменений в сводные списки №№ 2 и 4 по автономному округу на очередной финансовый год в соответствии с пунктами 11, 11-1, 11-2 настоящего Порядка, для дальнейшего направления уведомления соответствующим гражданам о возможности предоставления социальных выплат на приобретение жилого помещения в случае и порядке, которые определены постановлением Правительства автономного округа (далее - социальные выплаты на приобретение жилого помещения).

Органы местного самоуправления не позднее 30 ноября года, предшествующего планируемому, осуществляют уведомление граждан о планируемой возможности предоставления жилого помещения по договору социального найма либо социальных выплат на приобретение жилого помещения, принимают личные заявления граждан (произвольной формы), изъявивших желание на получение жилого помещения по договору социального найма либо социальных выплат на приобретение жилого помещения, адресованные в департамент строительства и жилищной политики, и направляют поступившие заявления в департамент строительства и жилищной политики.

Пунктом 5 Порядка №44-П установлено, что на основании сводного списка № 2 по автономному округу департамент строительства и жилищной политики определяет долю очередников, состоящих в списке № 2 по городскому округу, муниципальному округу, муниципальному району, по отношению к количеству очередников, состоящих в сводном списке № 2 по автономному округу (далее - доля очередников по городскому округу, муниципальному округу, муниципальному району), по приведенной в этом пункте формуле.

На основании доли очередников по городскому округу, муниципальному округу, муниципальному району в пределах бюджетных ассигнований, планируемых на очередной финансовый год, приказом департамента строительства и жилищной политики автономного округа пропорционально определяется доля бюджетных ассигнований, приходящаяся для каждого городского округа, муниципального округа и муниципального района.

Доля бюджетных ассигнований, приходящаяся для каждого городского округа, муниципального округа и муниципального района, после осуществления действий, указанных в абзаце пятом настоящего пункта, должна быть не менее размера социальной выплаты, определенного в соответствии с разделом III Порядка №44-П предоставления социальных выплат на приобретение жилого помещения гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 июня 2014 года N 451-П, который определяется для семьи, состоящей первой в списке N 2 по соответствующему городскому округу, муниципальному округу и муниципальному району.

Остаток бюджетных ассигнований, образовавшийся после осуществления действий, указанных в настоящем пункте, а также после реализации гражданами права на получение социальной выплаты, подлежит распределению между семьями, указанными в абзаце шестом настоящего пункта, в порядке очередности по дате постановки на учет в соответствии с долей очередников городского округа, муниципального округа и муниципального района.

В случае недостаточности выделенных бюджетных ассигнований на очередной финансовый год для осуществления действий, указанных в абзаце шестом настоящего пункта, доля бюджетных ассигнований для каждого городского округа, муниципального округа и муниципального района определяется в соответствии с абзацем пятым настоящего пункта.

Согласно п. 6 Порядка №44-П департамент строительства и жилищной политики до 31 декабря текущего года определяет количество очередников, планируемых к обеспечению жилыми помещениями в очередном финансовом году по соответствующим направлениям (далее - количество очередников на очередной финансовый год) и формирует сводные №2 и №4 по автономному округу на очередной финансовый год по формам, установленным приложениями №№ 5, 6 к настоящему Порядку.

В соответствии с п. 7 Порядка №44-П количество очередников к обеспечению жильем на очередной финансовый год и на плановый период для граждан из числа коренных малочисленных народов Севера определяется исходя из утвержденной в соответствии с абзацем пятым пункта 5 настоящего Порядка доли бюджетных ассигнований, приходящейся для каждого городского округа, муниципального округа и муниципального района.

Из изложенного следует, что обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Севера по списку №2 осуществляется исходя из объема бюджетных ассигнований, планируемых на очередной финансовый год, в соответствии с которым, с учетом доли очередников по городскому округу, муниципальному округу, муниципальному району, определяется доля бюджетных ассигнований для каждого городского округа, муниципального округа и муниципального района.

При этом бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Севера утверждаются Законом Ямало-Ненецкого автономного округа об окружном бюджете.

Из пояснений представителя Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа следует, что в рамках доведенных лимитов на реализацию мероприятий по обеспечению жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Севера граждане, состоящие на данном учете по списку №2 на территории г. Салехарда, в сводный список на 2021 год не включены. Объем бюджетных ассигнований, выделенных на реализацию данного мероприятия на 2022 год не предусматривает предоставления жилых помещений на территории г. Салехарда.

Таким образом, истец не обеспечена жилым помещением не по причине виновных действий или бездействия ответчиков, а ввиду отсутствия бюджетных ассигнований на данные цели, в то время как обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Севера производится в пределах бюджетных ассигнований.

При этом количество очередников, планируемых к обеспечению жилыми помещениями в очередном финансовом году, определяется до 31 декабря текущего года. Таким образом, сводный список граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по Ямало-Ненецкому автономному округу на 2022 год уже утвержден, истец в этот список не включена, соответственно, возможность предоставить истцу жилое помещение в текущем 2022 году отсутствует.

Включение истца в сводный список граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по Ямало-Ненецкому автономному округу на 2023 год зависит от объема денежных средств, предусмотренных Законом Ямало-Ненецкого автономного округа об окружном бюджете, на цели обеспечения жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Севера.

Кроме того, в исковом заявлении Малиновская З.А. просит возложить на Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО предоставить ей жилое помещение без указания какого-либо срока. Между тем, право истца на получение жилого помещения и, соответственно, наличие у Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО корреспондирующей этому праву обязанности по предоставлению истцу жилого помещения никем из ответчиков и не оспаривается. Что касается срока предоставления истцу жилого помещения, то он ни законодательством Российской Федерации, ни законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа для указанной категории лиц не установлен.

Кроме того, как обоснованно отмечено в решении суда, Департаментом строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа предпринимались меры для реализации права истца на получение жилого помещения путем предоставления ей социальной выплаты.

Подобная форма обеспечения жильем указанной категории граждан предусмотрена частью 5 ст. 16 Закона ЯНАО от 30.05.2005 №36-ЗАО, согласно которой, в случаях, установленных постановлением Правительства автономного округа, им предоставляются социальные выплаты на приобретение жилых помещений. Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.06.2014 №451-П утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение жилого помещения гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера (далее - Порядок №451-П).

В соответствии с п. 1.1 указанного Порядка он определяет механизм предоставления за счет средств окружного бюджета социальных выплат на приобретение жилого помещения гражданам, состоящим в сводном списке №2 - списке граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по Ямало-Ненецкому автономному округу на очередной финансовый год, сформированном департаментом строительства и жилищной политики автономного округа в соответствии с Порядком утверждения списка граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и списка реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, утвержденным постановлением Правительства автономного округа от 27.01.2011 №44-П, в случае их волеизъявления.

При этом согласно п. 2.3 Порядка №451-П подача гражданином заявления об отказе в предоставлении социальной выплаты в текущем финансовом году влечет за собой отказ в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты. В силу п. 2.13 Порядка такой гражданин не исключается из сводного списка №2 по автономному округу, сформированного в соответствии с пунктом 4 Порядка №44-П, и продолжает состоять в нем на общих основаниях. При этом согласно п. 2.3.1 Порядка №451-П департамент строительства и жилищной политики автономного округа в таком случае направляет в органы местного самоуправления информацию о внесении изменений в Список №2 с указанием возможности предоставления социальной выплаты следующим по очередности гражданам.

Из этого следует, что ввиду отказа Малиновской З.А. от получения социальной выплаты в 2020 году она не могла быть и не была исключена из сводного списка №2 по автономному округу, а денежные средства социальной выплаты, которая предполагалась к предоставлению истцу, могли быть направлены на предоставление их в виде социальной выплаты кому-либо из следующих по очередности граждан.

При таких обстоятельствах, не установив факта нарушения прав и законных интересов истца ответчиками, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению. Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку право истца на обеспечение жилым помещением подлежит реализации в установленном порядке при выделении на эти цели бюджетных ассигнований.

Оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.03.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи