Дело №2-451/2019 (№33-4426/2019) судья Комарова Е.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Буланкиной Л.Г.,
судей Кондратьевой А.В. и Лозиной С.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Величко П.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 октября 2019 года в городе Твери по докладу судьи Кондратьевой А.В.
дело по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в лице Тверского территориального отделения, на решение Пролетарского районного суда города Твери от 30 мая 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования Б.О. к Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации», в лице отделения (территориальное, <адрес>), о возложении обязанности заключить договор найма жилого помещения в общежитии с правом регистрации по месту жительства удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации», в лице отделения (территориальное, <адрес>), заключить с Б.О. договор найма жилого помещения в общежитии по адресу: <адрес> с правом регистрации по месту жительства.
В удовлетворении исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации отказать».
Судебная коллегия
установила:
Б.О. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» (далее - ФГКУ «Западрегионжилье»), в котором с учетом неоднократных уточнений исковых требований просила возложить на ответчика, в лице его территориального отделения, обязанность заключить с нею договор найма жилого помещения в общежитии – <адрес> с правом регистрации по месту жительства.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец была принята на работу в Военную академию воздушно-космической обороны имени ФИО7 в качестве гражданского персонала. ДД.ММ.ГГГГ Министром обороны Российской Федерации был издан приказ № «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации». Так как истец своего жилья не имеет, то она неоднократно обращалась в территориальное отделение в Тверской области ФГКУ «Западрегионжилье» по вопросу заключения с нею договора найма жилого помещения – <адрес>, в которой она, будучи зарегистрированной по месту жительства в нежилом помещении по адресу: <адрес> (<данные изъяты>), фактически проживает.
Отсутствие у истца договора найма жилого помещения по адресу фактического проживания лишает ее права на регистрацию по месту фактического проживания, что противоречит пунктам 1, 4, 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713 «Об утверждении правил регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», и нарушает ее конституционные права.
Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военная академия воздушно-космической обороны имени <данные изъяты>ФИО7» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ВА ВКО).
В судебном заседании истец Б.О. поддержала исковые требования с учетом их уточнения по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить.
Представители ответчиков ФГКУ «Западрегионжилье», в лице Тверского территориального отделения, Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, возражений не представили.
Представитель ответчика ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, представил в суд письменные возражения на иск, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку основания предоставления спорного помещения не подтверждены, право проживания не доказано. Истец обратился за признанием права в нарушение установленного порядка, условий, оснований получения жилья от военного ведомства на условиях социального найма. Законом не предусмотрено получение жилья от органов военного управления в порядке разрешения спора в гражданском праве. Истец не обосновал обращение в суд вне установленного порядка, не представил персональные данные, необходимые для разрешения вопроса о праве социального найма. Право на получение от Министерства жилья является социальным, независимо от формы его реализации, включая получение жилья по договору социального найма, по договору о передаче в собственность.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ВА ФИО1 поддержал заявленные исковые требования, пояснив, что истец является работником академии, имеет право получить жилье в общежитии и зарегистрироваться в нем на период своей работы в академии, истец проживает в спорном жилом помещении, на ее имя открыт лицевой счет.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела в судебное заседание не явился, возражений не представил.
Судом постановлено вышеприведенное решение, которое ФГКУ «Западрегионжилье», в лице Тверского территориального отделения, просит отменить и постановить новое решение об отказе в иске.
В жалобе приводятся доводы о том, что уполномоченными лицами решение о предоставлении жилого помещения в общежитии в отношении Б.О. не выносилось, в связи с чем, с нею не может быть заключен договор найма специализированного жилого помещения.
В заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков ФГКУ «Западрегионжилье», в лице Тверского территориального отделения, Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями статей 113-118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратились.
На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, объяснения истца Б.О. и представителя ВА ФИО1, полагавших решение законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела подтверждено, что здание общежития по адресу: <адрес> является собственностью Российской Федерации, до ДД.ММ.ГГГГ находилось в оперативном управлении <данные изъяты> КЭЧ района, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – ВА ВКО, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Б.О. с ДД.ММ.ГГГГ работает в ВА ВКО, в настоящее время - в должности <данные изъяты>.
Согласно списку распределения жилой площади в семейных общежитиях от ДД.ММ.ГГГГ№, Б.О., зарегистрированной по месту жительства по адресу Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат <адрес>» (<адрес>), предоставлена в вышеуказанном общежитии отдельная однокомнатная <адрес> сроком на один год.
27 октября 2010 года Б.О. получила ключи от указанной квартиры и подписала обязательство при освобождении отремонтировать указанную жилую площадь и выехать со всеми членами семьи по требованию командования ВА ВКО в двухнедельный срок после получения уведомления о выселении.
Согласно лицевому счету на <адрес> нанимателем жилого помещения является истец.
24 ноября 2014 года, 14 мая 2015 года Б.О. обращалась в Тверское территориальное отделение ФГКУ «Западрегионжилье» с заявлениями о предоставлении служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы.
Согласно уведомлению ФГКУ «Западрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ№Б.О. включена в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения службы <адрес>, ВА ВКО составом семьи один человек, учетная категория «бесквартирный».
08 августа 2016 года и 14 октября 2016 года Б.О. обращалась к вышеназванному ответчику с заявлениями о признании ее нуждающейся в получении служебного жилого помещения, заключении договора найма служебного жилого помещения.
Материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны Российской Федерации, в лице начальника отделения (территориальное, <адрес>) 36 отдела ФГКУ «Западрегионжилье», и Б.О. заключен договор найма жилого помещения в общежитии без даты и номера, по условиям которого истцу предоставлено во временное пользование сроком до ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение в общежитии – <адрес> без права регистрации в ней.
09 ноября 2018 года истец обратилась Тверское территориальное отделение ФГКУ «Западрегионжилье» с заявлением о заключении с нею договора найма вышеуказанного жилого помещения с правом регистрации по месту жительства на период работы в ВА ВКО, которое оставлено без ответа.
Разрешая заявленный спор, установив вышеуказанные обстоятельства, ссылаясь на нарушение ФГКУ «Западрегионжилье», в лице его территориального отделения, при предоставлении истцу спорного жилого помещения по вышеназванному договору найма Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 года №485 (далее Инструкция №485), учитывая, что Б.О. до настоящего времени работает в ВА ВКО, проживает в спорном жилом помещении и оплачивает жилищно-коммунальные услуги, а также указывая на отсутствие доказательств невозможности предоставления спорного жилого помещения лицам гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что с истцом должен быть заключен договор найма вышеуказанного жилого помещения в общежитии на период работы в ВА ВКО с правом регистрации по месту жительства, в связи с чем, возложил на ФГКУ «Западрегионжилье», в лице его территориального отделения, обязанность заключить с нею названный договор.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Согласно частям 1 и 2 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федераци по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
Поскольку Б.О. является лицом из числа лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, то вопрос о предоставлении служебного жилого помещения, находящегося в ведении Министерства обороны Российской Федерации, разрешается в соответствии с Инструкцией №485.
Указанные нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, а также положения приведенной Инструкции №485 регламентируют процедуру предоставления жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения, но не предусматривают безусловной обязанности собственника специализированного жилищного фонда по предоставлению служебного жилого помещения всем лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации при наличии их нуждаемости в жилом помещении, поскольку данный вопрос находится в ведении собственника жилищного фонда, которому принадлежит право распоряжения своим имуществом (пункт 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из Инструкции №485 вопросы предоставления служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала рассматриваются Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) или соответствующими региональными управлениями жилищного обеспечения (структурными подразделениями регионального управления) (далее - структурное подразделение уполномоченного органа) (пункт 5). Решение о предоставлении служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии принимается руководителем уполномоченного органа (структурного подразделения уполномоченного органа (пункт 6). Передача лицу гражданского персонала служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии осуществляется уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) по акту приема-передачи, подписываемому уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) и лицом гражданского персонала (пункт 9).
Согласно Положению о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденному Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 года №1888, названный Департамент является уполномоченным органом, который принимает решение о предоставлении жилых помещений, относящихся к жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации, в том числе предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда лицам гражданского персонала Вооруженных Сил (подпункт 1 пункта 8 Положения).
Таким образом, уполномоченным органом по вопросу предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, в том числе лицам гражданского персонала Вооруженных Сил, является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, в лице региональных управлений жилищного обеспечения (структурных подразделений регионального управления), в данном случае, в лице ФГКУ «Западрегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец обращалась в ФГКУ «Западрегионжилье», в лице его территориального отделения в <адрес>, по вопросу предоставления служебного помещения.
Согласно уведомлению ФГКУ «Западрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ№, Б.О. включена в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения службы <адрес>, ВА ВКО составом семьи один человек, учетная категория «бесквартирный».
Вместе с тем, решение о предоставлении Б.О. специализированного жилого помещения компетентным органом не принималось.
Истцом бездействие ФГКУ «Западрегионжилье» в установленном законом порядке не обжаловано.
В отсутствие решения уполномоченного органа о предоставлении спорного жилого помещения специализированного жилищного фонда истцу, у последней права на спорное жилое помещение не возникло, и у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для возложения на ФГКУ «Западрегионжилье», в лице его территориального органа, обязанности заключить с нею договор найма специализированного жилого помещения в отношении спорного жилого помещения с правом регистрации в нем по месту жительства.
Те обстоятельства, что истец зарегистрирована по месту жительства в нежилом помещении, фактически занимает спорное жилое помещение и на ее имя открыт лицевой счет по оплате жилищно-коммунальных услуг, не предоставляют ей преимуществ при разрешении вопроса о предоставлении спорного жилого помещения.
Вместе с тем, давая оценку действия территориального отделения ФГКУ «Западрегионжилье» при заключении договора найма жилого помещения в общежитии без даты и номера сроком действиям до ДД.ММ.ГГГГ, которые не являлись предметом рассмотрения настоящего спора, делая вывод о нуждаемости истца в предоставлении служебного жилого помещения, и, возлагая на ФГКУ «Западрегионжилье» обязанность заключить с истцом договор найма специализированного жилого помещения, суд первой инстанции, фактически подменил деятельность органа исполнительной власти, что нарушает закрепленный Конституцией Российской Федерации принцип разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что с Б.О. должен быть заключен договор найма в общежитии в отношении <адрес> с правом регистрации по месту жительства, сделан с нарушением требований действующего законодательства.
Учитывая изложенное, решение суда в части возложения на ФГКУ «Западрегионжилье», в лице его территориального отделения, обязанности заключить с Б.О. договор найма жилого помещения в общежитии по адресу: <адрес> с правом регистрации по месту жительства, подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске в названной части.
Поскольку в остальной части решение не обжалуется, то предусмотренных статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его проверки в апелляционном порядке в полном объеме не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в лице Тверского территориального отделения, удовлетворить.
Решение Пролетарского районного суда города Твери от 30 мая 2019 года в части удовлетворения исковых требований о возложении обязанности заключить договор найма жилого помещения в общежитии по адресу: <адрес> с правом регистрации по месту жительства отменить, постановить в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В остальной части решение Пролетарского районного суда города Твери от 30 мая 2019 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи: