ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 мая 2020 г. по делу № 33-4249/2020 (№ 2-451/2020)
Уникальный идентификатор дела: УИД 91RS0003-01-2019-003579-71
Судья в 1-й инстанции З.Ю. Каралаш
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи | И.А. Харченко |
судей | С.В. Лозового Н.С. Хмарук |
при секретаре судебного заседания | И.А. Гавровском |
рассмотрев гражданское дело по иску заместителя прокурора города Симферополя в интересах Сальникова Леонида Германовича к Администрации города Симферополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым, о понуждении предоставить благоустроенное жильё,
по апелляционной жалобе Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 11 февраля 2020 года, которым исковые требования удовлетворены, -
у с т а н о в и л а:
06 ноября 2019 года заместитель прокурора города Симферополя обратился в суд с иском в интересах Сальникова Л.Г. к Администрации города Симферополя с требованием предоставить Сальникову Л.Г. жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования город Симферополь.
Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой города Симферополя проведена проверка по вопросу нарушения социальных прав на получение благоустроенного жилья лица из числа детей-сирот, детей, лишенных родительского попечения Сальникова Л.Г., <данные изъяты> года рождения. Основанием направления прокуратурой города Симферополя в суд настоящего искового заявления является поступление обращения о нарушении социального права Сальникова Л.Г. В ходе проверки установлено, что постановлением Администрации города Симферополя от 23.09.2016 года № 2277 Сальников Л.Г. включён в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако Администрацией города Симферополя не принято никаких мер по обеспечению его жилым помещением. Проживать в настоящее время ему негде, поэтому проживает по адресу бывших опекунов и в общежитии. Непредставление жилого помещения, бездействие Администрации города Симферополя Республики Крым в части непринятия мер по предоставлению жилья нарушает гарантированные Конституцией и иным законодательством Российской Федерации жилищные права и свободы Сальникова Л.Г. На основании изложенного прокурор просил суд обязать Администрацию города Симферополя Республики Крым обеспечить Сальникова Л.Г. жилым помещением специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования город Симферополь, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта не менее 25 м2 общей площади жилого помещения.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 11 февраля 2020 года исковые требования прокурора города Симферополя, действующего в интересах Сальникова Леонида Германовича, удовлетворены.
Обязано Администрацию города Симферополя Республики Крым предоставить Сальникову Леониду Германовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования город Симферополь, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, не менее 25 м2 общей площади жилого помещения.
Не согласившись с таким решением суда первой инстанции, Администрация города Симферополя Республики Крым 11 марта 2020 года подала апелляционную жалобу, в которой просила оспариваемое решение отменить. Основные доводы апелляционной жалобы заключаются в том, что на органах местного самоуправления не лежит обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, за счёт средств местного бюджета. В настоящее время отсутствует финансирование со стороны органа исполнительной власти Республики Крым, в лице Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым, при осуществлении органами местного самоуправления переданных им полномочий, в виде субвенций из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования городу Симферополь. Также податель жалобы указывает на то, что выделение жилья детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, за счёт средств местного бюджета должно осуществляется в порядке очередности.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 22 апреля 2020 года указанное гражданское дело отнесено к категории дел безотлагательного характера.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Верховного Суда Республики Крым.
В судебном заседании прокурор Кушнерова О.А. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица в судебное заседание не явились, явку своих уполномоченных представителей не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не подали.
Заслушав доклад судьи Харченко И.А., проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемый судебный акт указанным требованиям соответствует.
Так, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Сальников Л.Г. 03.10.2019 года обратился с заявлением к прокурору города Симферополя о защите его прав на получение жилого помещения (лист дела 7).
В соответствии с паспортом гражданина Российской Федерации <данные изъяты> Сальников Леонид Германович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес> (лист дела 8).
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Постановлением Администрации города Симферополя от 23 сентября 2016 года № 2277 Сальников Л.Г. включён в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилыми помещениями (лист дела 11-13).
В соответствии со справкой о регистрации, выданной Администрацией Укромновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 01.11.2018 года № 2209 Сальников Л.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирован постоянно с 24.01.2007 года по адресу: <адрес>№ (лист дела 17).
В соответствии с информацией Комитета по государственной регистрации права и кадастру Республики Крым от 17.12.2019 года № 91-00-4001/5005/2019-3874 в ЕГРН отсутствуют сведения о правах Сальникова Леонида Германовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости за период с 01.01.2014 года по 03.12.2019 года (лист дела 38).
В силу статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3 названного пункта).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 ст. 8 Закона).
В силу статьи 5 названного Закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В Законе Республики Крым от 18.12.2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» закреплено, что органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 9).
Статьей 8 Закона Республики Крым от 18.12.2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым», с учётом внесенных Законом Республики Крым от 29.12.2015 года № 193-ЗРК/2015 изменений, предусмотрено, что жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения на одного ребёнка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу статьи 11 названного Закона финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счёт субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Принимая во внимание изложенное, коллегия судей в полной мере соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что на Администрацию города Симферополя следует возложить обязанность по предоставлению Сальникову Л.Г. жилого помещения за счёт средств бюджета субъекта.
Довод подателя жалобы о том, что выделение жилья детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, за счёт средств местного бюджета должно осуществляется в порядке очередности, нашел свое отражение в оспариваемом судебном акте и был обоснованно отклонён судом ввиду его необоснованности исходя из следующего.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилья вне очереди лицу, имеющее указанное право от предоставления жилья иным лицам, которые также обладают указанным правом.
Такая правовая позиция суда первой инстанции в полной мере согласуется с правовой позицией, отраженной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 20-КГПР15-11.
Мотивы удовлетворения иска достаточно полно изложены в решении суда, основаны на материалах дела и представленных сторонами доказательствах и являются правильными.
Не влияющим на законность судебного акта, принятого по данному делу, является довод апеллянта о недостаточности выделяемых средств для обеспечения жильём всех лиц, включённых в список лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильём по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы повторяют возражения ответчика в суде первой инстанции, однако эти доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств по делу, а потому не могут служить основанием к отмене состоявшегося судебного решения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно применил нормы материального и процессуального права, дал оценку всем представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому решение суда соответствует требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,-
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 11 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым – без удовлетворения.
Председательствующий судья Судьи | И.А. Харченко С.В. Лозовой |
Н.С. Хмарук |