ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4522/2021 от 21.01.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

№ 2-4522/2021 Дело № 33-1004/2022 (33-20134/2021)

УИД: 66RS0045-01-2020-000516-12

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 21.01.2022

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Киселевой С.Н.,

судей Торжевской М.О.,

Тяжовой Т.А.,

при помощнике Хабибуллиной А.Х., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Министерству по управлению государственным имуществом, Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, обществу с ограниченной ответственностью «Бетонные Системы» о возложении обязанности провести кадастровые работы, внести изменения в сведения государственного кадастрового учета, о внесении изменений в договор аренды земельного участка,

по апелляционному представлению Свердловского межрайонного природоохранного прокурора на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 20.10.2021.

Заслушав доклад судьи Тяжовой Т.А., объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Свердловской областной прокуратуры Васильевой М.А., поддержавшей доводы представления, представителей ответчиков Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области Ананьева С.В. (доверенность от 28.12.2020 сроком до 31.12.2022), ООО «Бетонные системы» - Морозовой Н.И. (доверенность от 20.01.2022 сроком на три года), возражавших против доводов представления, судебная коллегия

установила:

Свердловский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился с иском к Министерству по управлению государственным имуществом, Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, ООО «Бетонные Системы», с учетом уточнений просил обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области в 3-х месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу провести межевые работы по исключению водного объекта - озеро Шарташ и его 20-ти метровой береговой полосы из земельного участка с кадастровым номером <№>; обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области в 3-х месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу предоставить в орган государственного кадастрового учета необходимые документы для внесения изменений об исключении водного объекта - озера Шарташ и его 20-ти метровой береговой полосы из земельного участка с кадастровым <№>; обязать Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, ООО «Бетонные Системы» внести изменения в договор аренды лесного участка 22-ЛП от 29.10.2015 путем внесения изменений об исключении водного объекта озера Шарташ и его 20-ти метровой береговой полосы.

В обоснование заявленного иска истец указал, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению руководителя Общественного объединения «Госрозыск Екатеринбург» Гимгина И.В. проведена проверка по факту возможного нарушения водного и земельного законодательства при формировании земельного участка с кадастровым <№>, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым <№> Департаментом лесного хозяйства Свердловской области был передан в аренду ООО «Бетонные системы» по договору аренды лесного участка № 22-ЛП от 29.10.2015 на срок до 28.10.2064. По результатам геодезической съемки береговой линии озера Шарташ в рамках обследования земельного участка с кадастровым <№> установлено, что его поверхность частично занята водным объектом. Площадь участка составляет 87 568 кв. м., площадь наложения водного объекта (озера Шарташ) на указанный земельный участок составляет 1449 кв.м. и 5 959 кв. м., что свидетельствует о занятии водного объекта площадью 7 408 кв.м. (суммарно). Нахождение в частной собственности водных объектов общего пользования, предназначенных для использования в личных и бытовых целях, осуществления спортивного и любительского рыболовства и возможность их дальнейшего произвольного использования со стороны ответчика влечет за собой нарушение экологических прав неопределенного круга лиц на равный доступ к природным ресурсам, постановкой на учет земельного участка, на территории которого расположена часть водного объекта, создаются предпосылки к нарушению прав неопределенного круга лиц в части обеспечения свободного доступа.

В судебном заседании суда первой инстанции истец на требованиях настаивал.

Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области Ананьев С.В. против удовлетворения иска возражал, указал, что земельный участок с кадастровым <№> входит в границы особо охраняемой природной территории областного значения «Шарташский лесной парк», режим которой установлен постановлением Правительства Свердловской области от 17.01.2001 № 41-ПП «Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий областного значения, расположенных в Свердловской области, и установлении режима особой охраны особо охраняемой природной территории областного значения категории «Лесной парк». Сведения о границах лесного парка внесены в ЕРГН в 2017 году, границы памятника природы областного значения – «Озеро Шарташ» в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 23.10.2014 №625-ПП «О памятнике природы областного значения «Озеро Шарташ» проходят по береговой линии озера Шарташ, определяемой по среднемноголетнему уровню вод в период, когда оно не покрыто льдом и соответствует кварталу <№> публичной кадастровой карты, по данным которой пересечений границ памятника природы областного значения «Озеро Шарташ» и границ земельного участка не имеется.

Представитель ответчика ООО «Бетонные системы» Морозова Н.И. в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, пояснила, что уточнение границ водного объекта повлечет необходимость внесения изменений в договор аренды лесного участка, судебная защита в данном случае не требуется.

Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в возражениях указал на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу в силу предмета и оснований заявленных требований.

Третье лицо Управление Росреестра по Свердловской области в письменном отзыве указало, что в результате обработки информации установлено, что часть водного объекта (о. Шарташ) расположена в границах земельного участка с кадастровым <№>, площадь данной части составляет 1449 кв.м. и 5 959 кв. м. (отображена в обмере границ земельного участка с кадастровым <№> в виде диагональной заливки (штриховка).

Третье лицо ООО «ЗемСтройПрект» в отзыве указало на проведение работ по уточнению границ береговых линий, водоохранных зон, прибрежных защитных полос озера Шарташ в рамках государственного контракта.

Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 20.10.2021 исковые требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением, прокурор принес на него апелляционное представление, в котором просит решение отменить, требования прокурора – удовлетворить. В представлении указывает на несоответствие изложенных в решении суда выводов обстоятельствам дела.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Свердловской областной прокуратуры Васильева М.А. на доводах представления настаивала.

Представители ответчиков Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области Ананьев С.В., ООО «Бетонные системы» Морозова Н.И. против доводов представления возражали, указали, что филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО внесены в ЕГРН изменения, касающиеся прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны озера Шарташ.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчик Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, третьи лица Управление Росреестра по Свердловской области и ООО «ЗемСтройПроект» явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом посредством направления извещений почтой), в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда, в соответствии с ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при установленной явке.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционного представления в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 4 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом.

Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 4.1 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов".

В пункте 8 Правил N 377 предусмотрено, что в результате выполнения работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется описание ее местоположения с учетом требований, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Результаты работ по уточнению местоположения береговой линии (границы водного объекта) направляются их заказчиком в месячный срок со дня завершения таких работ в определенный в пункте 5 настоящих Правил орган государственной власти, осуществляющий установление местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта) (пункт 11 Правил N 377).

Согласно пункту 12 Правил N 377 результаты работ по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) направляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр.

В соответствии с пунктом 14 Правил N 377 местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости.

По общему правилу, если водный объект относится к федеральной собственности, то его составная часть - покрытая поверхностными водами земля в пределах береговой линии также является федеральной собственностью.

Береговая полоса является неотъемлемой частью водного объекта, связана с ним территориально и функционально, составляет с ним единое целое, как природный комплекс, следовательно, береговая полоса в силу статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации является собственностью Российской Федерации независимо от государственной регистрации права.

К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах (пункт 1 части 1 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу части 2 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

Российская Федерация в лице уполномоченных органов владеет водными объектами федерального уровня собственности, а также их береговыми полосами, являющимися неотъемлемой частью такого водного объекта. Специфика владения земельными участками публично-правовым образованием состоит в том, что в отличие от ответчика публично-правовому образованию нет необходимости доказывать факт держания, исключающий возможность владения иных лиц, но достаточно доказать факт наличия свободного доступа на участок. Необходимо учитывать особенности владения земельными участками публичными собственниками.

Как следует из материалов дела в ходе проведенной Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что принадлежащий Свердловской области земельный участок с кадастровым <№>, расположенный по адресу: Свердловская, г. Екатеринбург, Шарташский лесной парк, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: рекреация без капитальных сооружений, Департаментом лесного хозяйства Свердловской области был передан в аренду ООО «Бетонные системы» по договору аренды лесного участка №22-ЛП от 29.10.2015 на срок до 28.10.2064. По результатам выполненной 20.05.2021 геодезической съемки береговой линии озера Шарташ в рамках обследования земельного участка с кадастровым <№> установлено, что его поверхность частично занята водным объектом. Площадь участка составляет 87568 кв.м., площадь наложения водного объекта (озера Шарташ) на указанный земельный участок составляет 1449 кв.м и 5959 кв.м.

По данным обследования 14.10.2021 береговой линии озера Шарташ в рамках обследования земельного участка с кадастровым <№> установлено, что его поверхность частично занята водным объектом, площадь наложения водного объекта (озера Шарташ) на указанный земельный участок составляет 1672 кв. м и 4197,320 кв. м (отображено в виде диагональной заливки в схеме обмера земельных участка).

Земельный участок с кадастровым <№>, входит в границы особо охраняемой природной территории областного значения «Шарташский лесной парк», режим особой охраны которой установлен постановлением Правительства Свердловской области от 17.01.2001 № 41-ПП «Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий областного значения, расположенных в Свердловской области, и установлении режима особой охраны особо охраняемой природной территории областного значения категории «Лесной парк». Сведения о границах лесного парка внесены в Единый государственный реестр недвижимости в 2017 году, реестровый номер: 66.41.2.3176.

Границы памятника природы областного значения - «Озеро Шарташ» в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 23.10.2014 № 925-ПП «О памятнике прим областного значения «Озеро Шарташ» проходят по береговой линии озера Шарташ, определяемой по среднемноголетнему уровню вод в период, когда оно не покрыто льдом и соответствуют кварталу <№> публичной кадастровой карты.

26.10.2020 между Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области и ООО «ЗемСтройПроект» заключен государственный контракт на выполнение работ за счет средств бюджета свердловской области, в соответствии с условиями которого ООО «ЗемСтройПроект» приняло на себя обязанности выполнить работы по объекту закупки: уточнение границ водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы и береговой линии на озере Шарташ, расположенного на территории муниципального образования «город Екатеринбург» Свердловской области в бассейне реки Исеть.

По состоянию на 14.09.2021 в ЕГРН содержались сведения о зонах с особыми условиями использования территории озера Шарташ: прибрежной защитной полосе, реестровый номер 66:41-6.7107, внесенный 15.06.2020, водоохранной зоне – реестровый номер 66:41:6.7238, внесенный 15.06.2020, береговой линии – реестровый номер 66:47-5.8, внесенной 04.03.2021.

Работы по определению границ водных объектов выполненялись ООО «ЗемСтройПрект» в соответствии с техническим заданием и Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 № 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов".

При уточнении местоположения береговой линии (границы водного объекта) координаты характерных точек определялись с точностью, установленной для определения координат характерных точек границ земельных участков, примыкающих к береговой линии (границе водного объекта). Береговая линия (граница водного объекта) озера определялась по среднемноголетнему уровню вод в период, когда оно не покрыто льдом, с учетом морфологических особенностей водного объекта.

Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) утверждены приказом Минэкономразвития России от 23.03.2016 N 164 "Об утверждении требований к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта)".

В соответствии с частями 1 - 5 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно части 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.

В результате оказания услуг уточнению местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществлено описание её местоположения в соответствии с требованиями приказа Министерства экономического развития РФ от 23.03.2016 № 164 «Об утверждении требований к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта)», сформирован пакет документов по описанию границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, их координат и характерных точек в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 23.11.2018 № 650.

Установив, что земельный участок с кадастровым <№> частично расположен в границах водного объекта озера Шарташ, сведения в ЕГРН по результатам проведения работ по описанию границ водного объекта, его геодезических координатах не внесены в связи с необходимостью корректировки границ со стороны водного объекта, а также исключения (выделения) из него двадцатиметровой полосы, исходя из выполнения по уточнению границ водного объекта в соответствии с установленным законом порядком, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца ввиду их преждевременного заявления истцом.

Судебная коллегия с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска соглашается.

Избрание прокурором способа защиты права Российской Федерации и неопределенного круга лиц не противоречит разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" о возможности обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим для владеющего собственника такого имущества.

Пунктом 13 заключенного между Департаментом лесного хозяйства Свердловской области и ООО «Бетонные Системы» договора аренды от 29.10.2015 предусмотрено, что арендатор не вправе препятствовать доступу граждан на арендованный участок, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на нем пищевых и недревесных природных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации. Арендованный лесной участок может быть огорожен только в случаях, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 39.8, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в пределах береговой полосы водных объектов общего пользования не подлежат приватизации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

В материалы дела доказательств нарушения прав граждан на беспрепятственный доступ к водному объекту, его береговой полосе, создания ответчиками препятствий пользования земельным участком в материалы дела не представлено.

Само по себе наложение границ земельного участка на водный объект о нарушении экологических прав неопределенного круга лиц не свидетельствует, при том, что ответчиками еще до подачи истцом настоящего иска в суд предприняты меры к исполнению установленного Правительством Российской Федерации порядка определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), откорректированные материалы по установлению границ водоохранной зоны, прибрежной полосы и береговой линии Шарташ для внесения соответствующих изменений направлены в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО 24.12.2021.

Из приобщенного в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией уведомления Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО от 12.01.2022 о внесении в ЕГРН сведений о ЗОУИТ следует, что в сведения ЕГРН внесены изменения, а именно прибрежной полосы озера Шарташ (реестровый номер 66:41-6.7107), водоохранной зоны озера Шарташ (реестровый номер 66:41-6.7238), что свидетельствует о предпринятых Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области испрашиваемых истцом мерах по определению местоположения береговой полосы и направления в орган государственного кадастрового учета документов для внесения соответствующих изменений в ЕГРН.

Требования истца о возложении на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и ООО «Бетонные Системы» обязанности по внесению в договор аренды от 29.10.2015 изменений в части исключения из предмета договора водного объекта и его береговой полосы в заявленном прокурором виде являются неисполнимыми, координаты части земельного участка, подлежащие исключению из ЕГРН, истцом в иске не указаны, при том, что данные требования являются следующими после внесения в ЕГРН сведений в соответствии с требованиями к описанию местоположения береговой линии. С учетом внесения в ЕГРН сведений о ЗОУИТ по обращению от 24.12.2021, выводы суда о преждевременности заявленного иска являются верными.

Доводы представления по существу сводятся к несогласию с выводами суда, однако не свидетельствуют о нарушении судом норм материального или процессуального права и не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам представления судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 20.10.2021 оставить без изменения, апелляционное представление Свердловского межрайонного природоохранного прокурора – без удовлетворения.

Председательствующий С.Н. Киселева

Судьи М.О. Торжевская

Т.А. Тяжова