Докладчик Александрова А.В. | Апелляционное дело № 33-1314/2020 |
Судья Паймин А.А. | Дело № 2-453/2019 |
УИД 21RS0005-01-2019-000648-32 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 мая 2020 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Александровой А.В., Алексеевой Г.И.
при секретаре Владимирове А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Ибресинского района Чувашской Республики об обязании выдать свидетельство о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, поступившее по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 24 декабря 2019 года.
Заслушав доклад судьи Александровой А.В., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Ибресинского района Чувашской Республики об обязании выдать свидетельство о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО2 осуществляет трудовую деятельность в Муниципальном учреждении «<данные изъяты> в должности <данные изъяты>. Администрацией Ибресинского района Чувашской Республики истцу было отказано в выдаче свидетельства о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, с чем она не согласна, поскольку как молодой специалист, осуществляющий трудовую деятельность в сельской местности имеет все законные основания на предоставление ей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО3 исковые требования поддержали.
Представитель ответчика - глава администрации Ибресинского района Чувашской Республики ФИО4 представил заявление о рассмотрении гражданского дела без участия представителя администрации, исковые требования не признал.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд своего представителя не направили, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Решением Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 24 декабря 2019 года постановлено:
В удовлетворении искового требования ФИО1 к администрации Ибресинского района Чувашской Республики об обязании выдать свидетельство о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, отказать.
С указанным решением не согласилась истец ФИО1, которой подана апелляционная жалоба, на предмет его отмены по мотивам незаконности и необоснованности, и вынесении по делу нового решения об удовлетворении исковых требований. Автор жалобы приводит доводы, что судом первой инстанции не в полной мере исследованы обстоятельства по делу, дана неверная оценка представленным доказательствам, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав истца ФИО1, поддержавшую апелляционную жалобу, придя к выводу о возможности рассмотрения дела без участия иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами гражданского дела, 3 июля 2019 года ФИО1 обратилась в администрацию Ибресинского района Чувашской Республики с заявлением о предоставлении ей социальной выплаты в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период 2020 года», по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и специалистов, приложив к заявлению копию паспорта, копию свидетельства о браке и копию трудовой книжки.
Отказывая в удовлетворении исковых требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 заявление о постановке ее в сводный список молодых семей (молодых специалистов) - участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках ведомственной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий» направления (подпрограммы) «Обеспечение условий развития агропромышленного комплекса» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 с приложением всех необходимых документов для постановки на такой учет не подавала, в связи с чем, правовых оснований для выдачи истцу свидетельства о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках вышеназванной программы не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" утверждена федеральная целевая программа, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1544.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1544 "О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" Приложением N 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утверждено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельское местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее Типовое положение), которое устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, гражданин, молодая семья, молодой специалист).
В пункте 32 данного Типового положения указано, что право на получение социальных выплат, имеет молодой специалист, под которым понимается одиноко проживающее или состоящее в браке лицо в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющее законченное высшее (среднее профессиональное) образование, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия, в том числе, необходимо нуждаться в улучшении жилищных условий, в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения. В целях настоящего Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления, а также высшим исполнительным органом государственной власти г. Севастополя или органом исполнительной власти г. Севастополя, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти г. Севастополя (далее - орган местного самоуправления) по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.02.2014 N 53, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, утвержден Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и выдачи свидетельств о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
В соответствии с п.2.1 указанного Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку (далее - заявление) с приложением в том числе документа, подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Из приведенных положений нормативных актов следует, что формой обеспечения жилым помещением молодых семей (молодых специалистов), нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих и работающих в сельской местности в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы, является предоставление им за счет бюджетных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. Одним из условий предоставления этой выплаты является признание молодых семей (молодых специалистов) нуждающимися в улучшении жилищных условий. Признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так как истец при подаче документов для предоставления ей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, свою нуждаемость в улучшении жилищных условий не подтвердила, то у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к цитированию норм законодательства, что не свидетельствуют о незаконности постановленного решения, поскольку автор жалобы не приводит каких-либо фактических обстоятельств применительно к сложившимся правоотношениям.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при разрешении спора правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу ФИО1 на решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 24 декабря 2019 года оставить без удовлетворения, а решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 24 декабря 2019 года без изменения.
Председательствующий Н.П. Лысенин
Судьи: А.В. Александрова
Г.И. Алексеева