ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-453/20 от 17.06.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Дацюк В.П. дело № 33-4428/2020

Ялтинский городской суд

Республики Крым

Гр.дело 2-453/2020

УИД 91RS0024-01-2019-004476-50

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 17 июня 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.

судей: Синани А.М. и Егоровой Е.С.,

при секретаре: Гамуровой М.А.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционную жалобу Узикова Александра Петровича на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 12 февраля 2020 года по гражданскому делу по исковому заявлению Узикова Александра Петровича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым о признании незаконным отказа, понуждении совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛА:

Узиков А.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым указав, что является получателем страховой пенсии по старости с 01.09.2015 г. в Управлении Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым. Пенсия ему назначена по нормам Федерального Закона от 21.07.2014 г. №. 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» на основании записей о работе в трудовой книжке и материалов пенсионного дела, поступившего из Управления Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики в Горняцком районе города Макеевки. По мнению истца, ответчиком в пенсионном деле учтен не весь стаж его подземной работы и не применен соответствующий коэффициент. Ранее с 1996 года истец являлся пенсионером как лицо, непосредственно занятое полный рабочий день в шахте на подземной работе машинистом горных выемочных машин 5 разряда, с применением соответствующего коэффициента. Стаж работы на момент выхода на пенсию в 1996г. составлял 21 год, 7 месяцев, 27 дней. В заявлении в комиссию о назначении пенсии от 27.06.1996г. указано, что общий стаж составлял 21 год, 7 месяцев, 21 день. Исчисление стажа с 1973г. по 1996г. произведено по списку №1, где общий стаж составил 22 года, 7 месяцев 25 дней. Получая пенсию истец, не меняя должности машиниста горных выемочных машин как лицо, непосредственно занятое полный рабочий день на подземной работе, продолжал работать до 28.04.1999 года. В последующем, в связи с переходом Республики Крым в состав Российской Федерации пенсионным органом г. Ялты неверно откорректирована ранее назначенная истцу пенсия и применено ограничение отношения заработка 1,2. В связи с указанным, 23 июля 2019 года истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии как гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему в Республике Крым с 2007 года. 12.09.2019 г. ответчик, письмом за предоставил разъяснение о расчете, назначенной истцу страховой пенсии. Однако, перерасчет пенсии, как лицу, непосредственно занятому полный рабочий день в шахте на подземной работе машинистом горных выемочных машин 5 разряда, ответчиком не пересмотрен. С указанными действиями ответчика Узиков А.П. не согласен, и просил суд признать отказ, выраженный в письме ответчика от 12 сентября 2019 года в перерасчете пенсии неправомерным, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии за трудовой стаж в должностях, предусмотренных Списком №1, с применением показания коэффициента 1,2 за период работы как лицу, непосредственно занятому полный рабочий день в шахте на подземной работе машинистом горных выемочных машин 5 разряда, обязать ответчика произвести возврат неполученных доходов, которые истец должен был получить при правильном расчете пенсии и компенсационных выплат за период с 2015 года.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 12 февраля 2020 года в удовлетворении исковых требований Узикова А.П. отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Узиковым А.П. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решение суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, об удовлетворении требований истца в полном объеме. Доводы апелляционной жалобы в целом повторяют доводы искового заявления и сводятся к тому, что судом принято решение несоответствующее материалам дела, дана ненадлежащая оценка предоставленным доказательствам и применены нормы права неподлежащие применению.

На заседание судебной коллегии представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Истец Узиков А.П., также не явился в судебное заседание, доверил представлять свои интересы Запорожец Е.Я.

При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав докладчика, представителя истца Запорожец Е.Я., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушением норм материального или норм процессуального права.

Согласно части 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении» (пункты 2, 3) решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

В нарушение положений статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, делая вывод об отсутствии со стороны ответчика нарушений прав истца Узикова А.П., при исчислении пенсии, не опроверг доводы искового заявления, относительно неправильного расчета ему пенсии, и не исследовал при этом материалы пенсионного дела, для выяснения обстоятельств, о размере специального стажа истца, принятого пенсионным органом при расчете пенсии и размере заработной платы, принятой для расчета.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что Узиков А.П. является получателем страховой пенсии по старости в Управлении Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым с 01 сентября 2015 года.

Ранее истец состоял на пенсионном учете в Управлении Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики в Горняцком районе города Макеевки с 27.06.1996 года, как лицо, проработавшее на подземных работах в шахте и выработавшее стаж необходимый для досрочного назначения пенсии.

В связи с проживанием Узикова А.П. на 18.03.2014 года на территории Республики Крым, по его заявлению пенсионным органом из Управления Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики в Горняцком районе города Макеевки запрошено пенсионное дело, которое поступило к ответчику 20 августа 2015 года.

Согласно сведениям, представленным Управлением Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики в Горняцком районе города Макеевки пенсию по возрасту Узикову А.П. выплачена по 31 июля 2014 года, за период с 01 августа 2014 года по 31 марта 2015 года пенсия в данном Управлении не выплачивалась.

Поскольку, пенсионное дело поступило 20 августа 2015 года, Управлением Пенсионного фонда Республики Крым в г. Ялте вынесено распоряжение о постановке пенсионного дела на учет с 01.09.2015 года.

23 июля 2019 года истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии как гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Республике Крым на 18.03.2014 года.

Решением пенсионного органа г.Ялты, оформленным письмом за от 12.09.2019 г. ответчик разъяснил истцу о назначенной ему страховой пенсии и ее размере, приводя доводы о законности и правильности своего расчета.

В исковом заявлении Узиков А.П. выражает несогласие с данным расчетом пенсии, предоставленным ответчиком полагая, что нарушаются его права на достойное социальное обеспечение, гарантированные Конституцией РФ.

Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований о перерасчете размера пенсии, руководствуясь положениями Соглашения от 13.03.1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения», Федерального закона от 21 июля 2014 №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Федерального Конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности действий ответчика в части установления Узикову А.П. размера пенсии и отсутствии правовых оснований, для его иного расчета.

При этом суд указал, что установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, свидетельствуют о законности действий ответчика, которым осуществлена постановка истца на учет после поступления пенсионного дела без учета размера пенсии и порядка её начисления на территории Украины, поскольку обратное бы противоречило положениям Соглашения от 13.03.1992г. «О гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения», принципу правовой определенности.

Судебная коллегия не может согласиться указанными выводами суда, полагает их вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права.

Частью 1 ст.23 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон N 6-ФКЗ) установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Статьей 6 Закона N 6-ФКЗ установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Частью 6 ст. 11 Закона N 6-ФКЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального Закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», с 01.01.2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С 01.01.2015 г. основания назначения указанной пенсии предусмотрены Федеральным Законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку согласно ч. 1 и 3 ст. 36 данного закона со дня его вступления в силу (т.е. с 01.01.2015) Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным законом в части, не противоречащей данному закону.

Разрешая исковые требования Узикова А.П., суд первой инстанции не учел приведенные выше нормы права, неправильно квалифицировал спорные правоотношения и не применил к ним закон, подлежащий применению, хотя и сослался на него.

Данная ошибка в применении материального права повлекла за собой не исследованность обстоятельства, имеющего юридическое значение для правильного разрешения спора, которое суд оставил без надлежащего исследования и правовой оценки.

Тогда как, в силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требования относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного Кодекса.

В связи с указанным из Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым, судебной коллегией истребовано пенсионное дело Узикова А.П., и подробный расчет размера его пенсии с указанием, на количество лет принятых к зачету страхового стажа и иных периодов, подлежащих включению в соответствии с ранее действующим законодательством, а также размера заработной платы.

Так, материалами дела подтверждено, что Узиков А.П., является гражданином Российской Федерации, проживал на территории Республики Крым до ее вхождения в состав Российской Федерации в связи с чем, на него распространяется законодательство Российской Федерации, а именно: Федеральный закон от 21 июля 2014 №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Федеральный Конституционный закон N 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Данное обстоятельство подтверждается решением Ялтинского городского суда от 03.09.2014 года(л.д.20), которым установлен факт проживания Узикова А.П. на 18.03.2014 года на территории Республики Крым, справкой УФМС России по Республике Крым от 02.03.2015 года(л.д.18) о том, что Узиков А.П., является гражданином РФ в соответствии со ст. 5 договора между Российской Федерацией и республикой Крым от 18.03.2014 г.

Кроме того, указанное не оспаривается ответчиком, и подтверждено в судебном заседании суда апелляционной инстанции 9 июня 2020 года представителем ответчика Татаринцевым Д.В., показавшем, что на Узикова А.П. распространяется законодательство Российской Федерации, как на лицо, проживавшее на 18.03.2014 года на территории Республики Крым.

Соответственно на него распространяются действия Федерального Конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и Федерального закона от 21 июля 2014 №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Вышеуказанные законодательные нормы, обязывают ответчика принимать документы и сведения, поступившие из Украины в бесспорном порядке, без их легализации, сохраняя при этом те социальные гарантии, которые предоставлялись Узикову А.П. ранее, и распространяя на него социальные гарантии, предусмотренные для граждан Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах, ссылка суда первой инстанции на Соглашения от 13.03.1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения», при разрешении данного спора, применена неверно, также как и доводы пенсионного органа, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу со ссылкой на ч.3 ст.2 Закона № 400-ФЗ, ст.1 Соглашения стран участниц СНГ от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения».

В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ, вступившего в силу 01.01.2002 г., оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 г. производится путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по формуле, в которую включено понятие расчетного размера трудовой пенсии.

Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи, что предусмотрено ч. 2 ст. 30 Закона N 173-ФЗ.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в которую включаются определенные в данных пунктах периоды.

При этом п. 9 ст. 30 данного Закона устанавливает, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в п. 1 ст. 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного), стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

Таким образом, законодатель в п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ определил формулу исчисления расчетного размера трудовой пенсии, при оценке пенсионных прав застрахованного лица, а в п. 9 данной статьи предоставил гражданам, которые были заняты на работах с особыми условиями труда, право выбора трудового стажа, с учетом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера страховой части трудовой пенсии.

Совокупность данных положений Закона допускает определение расчетного размера трудовой пенсии с учетом того вида стажа, который позволяет исчислить пенсию в более высоком размере (по выбору застрахованного лица) и направлена на реализацию права граждан на пенсионное обеспечение. Данная правовая позиция, изложена в Определении Конституционного суда РФ от 26.05.2011 г. N 597-О-О.

В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002г., определенная в п.1 ст.27 и ст.27.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Согласно п. 2 ст. 27 данного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», действующего с 01.01.2015 г. при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям пенсионеров установлено и ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», п. 3 которой предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности), что следует из п. 4 указанной статьи Закона.

Материалами дела установлено, что 27 июня 1996 года на основании заявления Узикова А.П., ему назначена досрочная пенсия по законодательству Украины в соответствии со Списком №1(л.д.77).

Согласно Протоколу от 27.06.1996 года, вынесенному Горняцким РОСО г. Макеевки в зачет стажа Узикова А.П. на подземных работах на 27.06.1996 года определены периоды: 01.09.1973 года по 15.06.1977 года – период обучения в училище; с 22.06.1977 года по 18.05.1978 года – период работы по Списку №1, с 22.05.1978 года по 13.05.1980 года период службы в Вооруженных силах СССР, с 07.07.1980 по 27.06.1996 года – период работы по Списку №1, таким образом, общий стаж работы Узикова А.П. по Списку №1 на 27.06.1996 года составил 21-7-21(л.д.78-82), а в последующем откорректирован, и составил на 2000 год - 22 года 7 месяцев 25 дней (л.д.85,86).

Кроме того, истец продолжал трудовую деятельность на работах с особыми условиями труда до 28.04.1999 года машинистом горных вымоечных машин подземного с полным рабочим днем в шахте.

Согласно ответу, поступившему на запрос суда апелляционной инстанции пенсионный орган в г. Ялте признал, что ими допущена ошибка в расчете Узикову А.П. пенсии вследствие некорректной работы ПТК НВП, которая будет исправлена Управлением самостоятельно, после поступления выплатного пенсионного дела Узикова А.П. в адрес Управления из Верховного Суда Республики Крым, в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 28 Закона № 400-ФЗ, ответчик осуществит беззаявительную корректировку исчисления размера пенсии Узикова А.П. с 01.09.2015 г. в сторону её увеличение с осуществлением единовременной выплаты за корректируемый период.

Таким образом, с учетом того, что пенсионным органом самостоятельно признано нарушение в расчете пенсии Узикову А.П., судебная коллегия доводы его апелляционной жалобы находить заслуживающими внимание.

При проведении проверки расчета пенсии истцу, предоставленного суду апелляционной инстанции, судебной коллегией, помимо признанных ответчиком нарушений установлены иные ошибки, влияющие на размер пенсии Узикова А.П., и подтверждающие наличие у ответчика задолженности перед истцом по пенсионным выплатам.

Так, из копии трудовой книжки Узикова А.П. следует, что истец с 01.09.1973 года обучался в СПТУ N2 гор.Макеевки Донецкой обл. УССР и получил профессию машиниста горного комбайна 6 разряда.

После окончания обучения 22.06.1977 года истец принят подземным машинистом горного комбайна с полным рабочим днем под землей на Шахту «Холодная Балка» ПО «Макеевуголь, а 18.05.1978 года уволен в связи с призывом на военную службу. С 22.05.1978 года по 13.05.1980 года служба в Советской Армии. По окончании военной службы 07.07.1980 года, принят машинистом горновыемочных машин подземным 5 разряда с полным рабочим днем под землей на Шахту «Холодная Балка» ПО «Макеевуголь.

Согласно военному билету, Узиков А.П. проходил действительную военную службу в рядах Советской Армии с 22.05.1978 года по 13.05.1980 года(л.д.24-30).

Обучение истца в СПТУ N2 гор. Макеевки Донецкой обл. УССР с 01.09.1973 года по 15.06.1977 года, подтверждается копией Диплома №725592, выданным 15.06.1977 года, регистрационный номер №767(л.д.81).

Таким образом, спорные периоды службы истца в СА и учебы в СПТУ приходятся на время действия Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590, в связи с чем, были приняты к зачету при назначении пенсии в июне 1996 года.

Согласно сведениям о расчете пенсии, специальный льготный стаж фактической работы Узикова А.П., без иных периодов на 01.01.2002 года составил 21 год 5 месяцев 25 дней (л.д. 101), а с учетом иных периодов - 25 лет 5 месяцев 24 дня (л.д.92).

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 г. N 8-П и Определение от 05.11.2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Поскольку в период работы истца машинистом горновыемочных машин подземным 5 разряда с полным рабочим днем под землей на Шахте «Холодная Балка» ПО «Макеевуголь действовало «Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утв. Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590, в соответствии с п. 109 которого предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода, учитывая, что до призыва на действительную военную службу в Советскую Армию, а также после службы в Армии, истец выполнял работу машинистом горновыемочных машин подземным 6 разряда на шахте, указанные периоды имели место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, то они подлежит включению в стаж работы по специальности и при определении расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав Узикова А.П. независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, иное толкование противоречило бы положениям ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ и правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П и от 24.05.2001 г. N 8-П, а также в Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 г. N 320-О.

В связи с изложенным, данные периоды подлежат учету при расчете пенсии Узикову А.П., и необоснованно исключены из подсчета его специального стажа, Государственным Учреждением Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым.

Проверяя расчет пенсии истца, судебная коллегия отмечает следующее. С 1 января 2015 года назначение и перерасчет пенсий в Российской Федерации осуществляется согласно Федеральному Закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Закон № 400-ФЗ). Согласно положениям названного закона размер пенсии напрямую зависит от размера индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК).

Размер страховой пенсии по старости исчисляется согласно ч. 1 ст. 15 Закона № 400-ФЗ и равен произведению индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) на стоимость одного пенсионного коэффициента (СПК).

СПст = ИПК х СПК

ИПК состоит из ИПКс (индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года) и ИПКн (индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости).

Согласно ч.10 ст. 15 Закона № 400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется по формуле:

ИПКс = П/СПК + сумма НШ/К/КН

где,

П - размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ).

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2014 года, равная 64 рублям 10 копейкам.

Сумма НШ - сумма коэффициентов за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода (такие периоды предусмотрены ст. 12 Закона № 400-ФЗ).

К - коэффициент нормативной продолжительности стажа, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1.

КН - количество нетрудоспособных иждивенцев; для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1.

Расчет размера страховой части трудовой пенсии по старости за стаж, приобретенный до 01.01.2002 г., рассчитывается Пенсионный капитал (ПК) по состоянию на 1 января 2002 года по нормам Закона № 173-ФЗ.

Согласно п.1 ст. 30 Закона № 173-ФЗ:

ПК = (РП - 450 рублей) х Т, где

ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица

РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей.

450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года.

Т - ожидаемый период выплаты пенсии по старости (240 месяцев, т.к. пенсия досрочная и до возраста назначения пенсии по старости на общих основаниях на дату установления пенсии не хватает 1 полного года).

Расчетный размер трудовой пенсии (РП):

Расчетный размер трудовой пенсии при конвертации (оценке) пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 Закона 173-ФЗ, либо в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30 Закона 173-ФЗ. В ПТК НВП используется вариант расчета согласно п.3 ст.30 Закона № 173-ФЗ, с применением п. 9 ст. 30 Закона 173-ФЗ с учетом нестраховых периодов (НШ).

Конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

Формула расчета согласно п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ:

РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП

В указанных формулах используется Стажевый Коэффициент (СК), который исчисляется следующим образом:

СК - стажевый коэффициент, за 25 лет стажа для мужчин по состоянию на 01.01.2002 г. его величина составляет 0,55 и увеличивается на 0,01 за каждый полный год, сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

С применением п. 9 ст. 30 Закона № 173-ФЗ базовое значение 0,55 устанавливается за 5 лет стажа по Списку № 1 (так как по состоянию на 2015 г. Узикову А.П. 58 полных лет, а 5 лет стажа является требуемым минимумом) и увеличивается на 0,01 за каждый полный год стажа по Списку № 1.

Так пенсионный орган г. Ялты, в представленном судебной коллегии расчете пенсии указал, что в текущем расчете пенсии Узикову А.П. пенсионным органом г. Ялты используется СК в размере 0,69 (0,55 базовый + 0,14 - за 19 лет 8 месяцев 0 дней стажа по Списку № 1. При этом служба в Советской Армии 1 г. 11 мес. 22 дн. не включена в расчет стажевого коэффициента, а учитывается баллами (Сумма НШ в вышеприведенной формуле расчета П).

Поскольку пенсионным органом при назначении пенсии должно приниматься во внимание положение ранее действовавшего законодательства, то если учесть армию в расчете СК, итоговый размер пенсии станет выше. В таком случае СК будет установлен в значении 0,71, данная ошибка будет учтена и пенсия Узикову А.П. с 01.09.2015 года будет пересчитана в сторону увеличения, так указано в ответе на запрос судебной коллегией подробного расчета пенсии Узикову А.П.

Однако, если учитывать в соответствии с законодательством, действовавшем до 01.01.1991 года, в том числе и учебу в СПТУ, которая также исключена ответчиком со ссылкой на п. 4 ст. 30 ФЗ-400, но была принята при назначении пенсии впервые в 1996 году, то размер СК составит - 0,75 (0,55 базовый + 0,20 - за 25 лет 5 месяцев 24 дня стажа по Списку № 1 (л.д.92).

Далее, поскольку согласно п. 3 ст. 30 Федерального Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» коэффициент отношения заработков учитывается в размере не свыше 1,2 расчетный размер трудовой пенсии по формуле п. 3 ст. 30 выглядит следующим образом:

0,75 * 1,2 * 1671 = 1503,9 руб., а пенсионный капитал на 01.01.2002 г. составляет:

ПК = (1503,9 руб. - 450) * 240 (Т) = 252936 руб.

После чего, ПК индексируется (увеличивается) на суммарный коэффициент индексации за период с 01.01.2002 г. по 31.12.2014 г. - 5,6148164998:

252936 * 5,6148164998 = 1420189,23 руб.

Индексированный ПК (ПК1) подлежит валоризации (повышению) согласно ст. 30.1 Закона № 173-ФЗ: сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года. К расчету коэффициента валоризации применяется тот стаж, который учитывался для определения СК (то есть стаж по Списку № 1)

По мнению ответчика, по состоянию на 01.01.1991 г. Узиков А.П. имел полных 11 лет страхового стажа по Списку № 1, а с учетом службы в Советской Армии - 13 лет). Коэффициент валоризации = 21% (служба в армии учитывается как НИ).

Однако из материалов пенсионного дела следует, что на 01.01.1991 года общий стаж истца по Списку №1, как уже отмечалось в соответствии с законодательством, действовавшем до 01.01.1991 года, составлял полных 17 лет, в связи с чем коэффициент валоризации = 27%, а сумма Валоризации (СВ): 1420189,23* 0,27 =383451,09 руб.

За период с 01.01.2002 г. по 31.12.2014 г., исчисляется ПК2 на основании страховых взносов, уплаченных в указанный период в ПФР, однако поскольку за граждан, работавших в указанный период на территории Республики Крым уплачивались страховые взносы в ПФ Украины, размер взносов исчисляется условно в соответствии с положениями Федерального Закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон № 208-ФЗ).

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона № 208-ФЗ размер страховых взносов в случае работы по трудовому договору составляет 16 процентов от ежемесячного размера заработка 24245 рублей 70 копеек:

24245,70 руб. * 0,16 = 3879,31 руб.

За период с 01.01.2002 г. по 31.12.2014 г. суммарная продолжительность страхового стажа составила 3 г. 4 мес. 18 дней, а условный размер взносов по Закону № 208-ФЗ составляет 157500,04 руб.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости (П) состоит из суммы ПК1+СВ+ПК2, деленной на ожидаемый период выплаты пенсии (согласно формуле в ч. 1 ст. 29.1 Закона 173-ФЗ).

Соответственно, при варианте расчета, где служба в армии и учеба СПТУ учитывается как НГН, П = (1420189,23 + 383451,09 + 157500,04 ) / 240 = 8171.42. Таким образом, размер страховой части трудовой пенсии составляет сумму в 8171,42 рубля.

Расчет согласно ч. 10 ст. 15 Закона № 400-ФЗ (служба в армии учитывается для расчета СК):

ИПКс. = П / СПК + НШ = 8171.42/ 64,10 + 0 = 127.479.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды трудовой деятельности, имевшие место с 1 января 2015 года (ИПКн), определяется согласно сведениям индивидуального лицевого счета (ИЛС). По состоянию на 01.09.2015 г. ИПКн составил 0,641.

Из изложенного следует, что ИПК на дату назначения пенсии 01.09.2015 г. составлял по мнению ответчика и согласно его расчету - 113,390 (112,749+0,641), в то время как по наиболее высокому варианту расчета он составит 128,120 (127.479+ 0,641), что на 14.730 выше варианта расчета, который применяется для расчета пенсии Узикова А.П.

При дальнейшем расчете самой пенсии изменится базовая часть страховой пенсии, в связи с чем, при проверке расчета пенсии Узикову А.П., ее размер по предварительным расчетам судебной коллегии составил около 22364,16 рублей.

Указанное, опровергает выводы суда первой инстанции о правильности действий пенсионного органа при расчета размера пенсии Узикову А.П.

Поскольку, судебной коллегией суда апелляционной инстанции установлено, что при расчете размера пенсии Узикову А.П. в сентябре 2015 года, имело место неправильное определение периодов подлежащих к зачету, для определения размера пенсии, и неправильно рассчитана пенсия по законодательству Российской Федерации, доводы искового заявления являются заслуживающими внимание, а исковые требования Узикова А.П. подлежащими удовлетворению.

Возражения пенсионного органа о том, что исковые требования и доводы апелляционной жалобы не касаются вышеприведенного расчета, а основаны на несоответствии, по мнению истца, исчисления ответчиком размера пенсии тому порядку, который использовался украинским пенсионным органом, до его переезда в Российскую Федерацию, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку порядок исчисления и расчета пенсии Узикову А.П. предусмотрен законодательством Российской Федерации, в том числе и ФЗ - 208 от 21.03.2014 года, а не Соглашением от 13.03.1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения».

Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке определены в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

К таким основаниям, в том числе относятся неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права (пункты 1-4 ч. 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Учитывая установленные в ходе рассмотрения апелляционной жалобы Узикова А.П. обстоятельства, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований Узикова А.П. в полном объеме.

В статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указано, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных части 2 статьи 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание, что истцом при рассмотрении дела понесены расходы по оплате государственной пошлины, которая подтверждена квитанцией, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность по ее возмещению, поскольку он не освобожден от несения судебных издержек.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 12 февраля 2020 года отменить. Вынести по делу новое решение, которым исковые требования Узикова А.П. – удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ялте Республики Крым произвести перерасчет пенсии Узикову Александру Петровичу, как лицу непосредственно занятому полный рабочий день в шахте в должностях по Списку №1, начиная с 01.09.2015 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ялте Республики Крым назначить к выплате недоплаченную Узикову А.П. пенсию за период, начиная с 01.09.2015 года.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым в пользу Узикова Александра Петровича в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 300 (триста) рублей.

Председательствующий

Судьи