УИД 89RS0007-01-2020-001173-62
Гражданское дело № 2-454/2020
Судья Л.Д. Пасенко
Апелляционное дело № 33-2325/2020
СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Салехард 30 ноября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего Старовойтова Р.В.
судей коллегии Дряхловой Ю.А. и Кравцовой Е.А.
при секретаре Березовской Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации п. Уренгой на решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 августа 2020 года, которым постановлено:
Исковые требования Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц о возложении обязанности организовать водоотведение удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования поселок Уренгой в срок до 01 августа 2021 года организовать в границах муниципального образования поселок Уренгой водоотведение способом, исключающим попадание в окружающую среду неочищенных сточных вод, в том числе жидких бытовых отходах.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кравцовой Е.А., пояснения прокурора отдела прокуратуры ЯНАО Давыдовой Л.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор обратился в суд с требованием о возложении обязанности на Администрацию муниципального образования п. Уренгой в срок до 01 августа 2021 года организовать в границах муниципального образования п. Уренгой водоотведение способом, исключающим попадание в окружающую среду неочищенных сточных вод, в том числе жидких бытовых отходов. В обоснование иска указал, что в ходе проверки установлены нарушения законодательства об охране окружающей среды. В частности, канализационные очистные сооружения на территории поселения отсутствуют, очистка сточных вод, в том числе жидких бытовых отходов, не осуществляется. Сброс жидких бытовых отходов производится на земельный участок в 6 км. восточнее жилой зоны п. Уренгой. Отсутствие канализационных очистных сооружений и сброс без очистки сточных вод, в том числе жидких бытовых отходов, приводит к негативному воздействию на окружающую среду, засорению территории муниципального образования п. Уренгой, ближайшей тундры и водных объектов. Соглашением, заключенным 18 декабря 2019 года, часть полномочий муниципального образования п. Уренгой передано муниципальному образованию Пуровский район для решения соответствующих вопросов местного значения при условии одновременной передачи финансовых средств, необходимых для осуществления таких полномочий. Вместе с тем, необходимые для осуществления полномочий в сфере организации в границах п. Уренгой водоотведения, администрации Пуровского района не переданы.
Определением Пуровского районного суда ЯНАО от 07 августа 2020 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация муниципального образования Пуровский район, Департамент имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района, Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района.
В возражениях на исковое заявление ответчиком Администрация МО п. Уренгой указано, что постановлением Администрации поселка от 16.07.2020 №172-ПА утверждена актуализированная схема водоснабжения и водоотведения на период до 2030 года, в которой предусмотрены мероприятия по строительству канализационных очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков, мероприятия по прокладке сетей канализации для подключения новых абонентов, поглощающие скважины планируется вывести из эксплуатации. В настоящее время вывоз жидких бытовых отходов осуществляется на земельный участок в Пуровском районе в 6 км. восточнее жилой зоны п. Уренгой. На территории муниципального образования находится шесть канализационных насосных станций. Стоки из кварталов передаются по самотечным коллекторам и канализационным насосным станциям, откуда поступают через магистральный самотечный коллектор в главную канализационную насосную станцию к нагнетательным буровым насосам для закачки в скважину Р-24 (действующая поглощающая скважина, эксплуатируется с 1991 года). Скважина Р-23 не эксплуатируется с 2008 года, по причине отсутствия приемистости. Также, имеется проектно-сметная документация объекта: «Канализационные очистные сооружения в пгт. Уренгой производительностью 3100 куб.м/сутки», разработанная в 2013 году, получившая положительные заключения государственной экспертизы в марте 2013 года по проектной документации, и в октябре 2014 года по достоверности сметной стоимости строительства объекта. Стоимость строительства объекта составляет 389 421,84 тысяч рублей. В бюджете МО п. Уренгой бюджетные ассигнования на строительство канализационных очистных сооружений не предусмотрены. Кроме того, бюджет на 90% является дотационным за счет средств районного, окружного и федерального бюджетов. Реализация проекта не может быть осуществлена за счет средств бюджета МО п. Уренгой.
Ответчик Администрация Пуровского района в возражениях на исковое заявление указал, что исковые требования не признает, так как организация водоотведения в границах поселения относится на основании действующего законодательства к вопросам местного значения муниципального образования п. Уренгой. В 2019 году Администрацией МО п. Уренгой и Администрацией МО Пуровский район заключено соглашение о передачи части полномочий, по которому Администрации МО Пуровский район переданы полномочия по организации в границах поселения водоотведения только в части проверки плановых расчетов по определению объемов субсидий на очередной финансовый год, их согласование и направление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа и проверки и направления в уполномоченный исполнительный орган государственной власти отчетов о расходовании субсидий. В Бюджетном кодексе Российской Федерации не содержится требования об указании в перечне расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации, видов муниципальных образований, бюджетам которых предоставляются субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации. Проектирование и строительство объектов «Канализационные очистные сооружения в пгт. Уренгой производительностью 3 100 куб.м/сутки» должно осуществляться с участием средств окружного бюджета. Кроме того, в соответствии с Правилами формирования и реализации Адресной инвестиционной программы Ямало-Ненецкого автономного округа на очередной финансовый год и на плановый период, утвержденными постановлением Правительства ЯНАО от 30.03.2015 № 277-П, Администрацией района в адрес Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО в срок до 01 мая текущего года по указанным объектам направлялись инвестиционные предложения на очередной финансовый год и плановый период по включению объектов в проект Адресной инвестиционной программы и о потребности в бюджетных инвестициях за счет средств окружного бюджета. Финансовые средства за счет окружного бюджета на указанные цели не выделялись. Согласно Положению о разработке проекта бюджета Пуровского района на очередной финансовый год и плановый период, утвержденного постановлением Администрации района от 23.05.2019 № 165-ПА, субъекты бюджетного планирования направляют в адрес уполномоченного структурного подразделения Администрации района предложения и материалы, необходимые для формирования перечня объектов, предполагаемых к строительству за счет средств бюджета района. Однако в 2020 году предложений по строительству водоочистных сооружений в поселке Уренгой не поступало.
Ответчик Департамент имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района в возражениях на иск исковые требования не признал, указывая, что Департамент не уполномочен на распоряжение земельными участками, расположенными на территории муниципального образования поселок Уренгой. В 2011 году Департаментом по договору аренды земельного участка (межселенная территория) был предоставлен земельный участок муниципальному унитарному предприятию «Дорожно-строительное управление» с разрешенным использованием - для содержания и эксплуатации свалки твердых и жидких бытовых отходов, расположенный: ЯНАО, Пуровский район, в 6 км восточнее жилой зоны п.г.т. Уренгой. Полномочия в силу Федерального закона № 131-ФЗ у Департамента по организации водоотведения в поселке Уренгое отсутствуют.
Ответчик Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района в возражениях исковые требования не признал, указав, что в соответствии с действующим законодательством организация водоотведения в границах поселка Уренгой относится к вопросам местного значения муниципального образования поселок Уренгой. Соглашением от 16.12.2019 № 09/136 полномочия органов местного самоуправления муниципального образования поселок Уренгой по организации водоотведения органам муниципального образования Пуровский района не передавались.
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор Борисов А.Ю. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации МО п. Уренгой Ламинская О.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признала частично по доводам, изложенным в возражениях. Указала также, что ответчик не имеет возможности в течение года исполнить требования прокурора. С предложениями о формировании Адресной программы Ямало-Ненецкого автономного округа по организации водоотведения не обращались, также не обращались в Администрацию Ямало-Ненецкого автономного округа за оказанием финансирования на эти цели.
Представитель ответчика Администрации Пуровского района Козылбаев А.В., действующий на основании доверенности, в суде исковые требования не признал по доводам, изложенным в возражениях. Также указал, что постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2015 № 277- П предусмотрен порядок действий органов местного самоуправления в случае недостаточности бюджетных средств поселения, согласно которому субсидии местным бюджетам на софинансирование подготовки обоснования инвестиций для объектов капитального строительства муниципальной собственности и проведение его технологического и ценового аудита, а также предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, осуществляются за счет средств окружного бюджета в соответствии с Адресной инвестиционной программой автономного округа. Так как бюджет МО Пуровский район в течение 3-х последних лет превысил уровень дотаций на 25%, то он не вправе софинансировать строительство объектов водоотведения в п. Уренгое.
Представители ответчиков Департамента имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района, Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района Комарова Н.Ю. и Сыроежкина А.И., действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали по доводам, изложенным в возражениях на иск.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше, с которым не согласен ответчик Администрации поселка Уренгой.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований к Администрации п. Уренгой и обязать Администрацию Пуровского района обеспечить финансирование строительства канализационных очистных сооружений в целях организации водоотведения в границах муниципального образования поселок Уренгой, поскольку реализация проекта по стоимости является несопоставимым с бюджетом муниципального образования поселка Уренгой. Также указывает, что решением суда не установлен способ организации водоотведения.
В возражениях на апелляционную жалобу Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры ЯНАО Давыдова Л.А. полагала об отсутствии оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, заслушав пояснения представителя процессуального истца, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Ямало-Ненецким природоохранным прокурором проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды при организации водоотведения в границах поселка Уренгой, в ходе которой установлено, что на территории п. Уренгой отсутствуют канализационные очистные сооружения, очистка сточных вод, в том числе жидких бытовых отходов не осуществляется. Сброс жидких бытовых отходов осуществляется на земельном участке в 6-ти км. восточнее жилой зоны п. Уренгой.
В соответствии с соглашением №09/136 от 18 декабря 2019 года о передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления муниципального образования поселок Уренгой органам местного самоуправления муниципального образования Пуровский район полномочия в части организации водоотведения в границах поселения переданы муниципальному образованию Пуровский район (п. 3.1.2 Соглашения), в части проверки плановых расчетов по определению объемов субсидий на очередной финансовый год, их согласования и направления в уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа; проверки и направления в уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа отчетов о расходовании субсидии.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя требований иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на территории поселка Уренгой водоотведение надлежащим образом не организовано, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия полагает, что позиция суда основана на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает и определяет Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (статья 2 названного Закона).
Одновременно федеральный законодатель в этой же части 3 предоставил право субъектам Российской Федерации законами и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями закреплять также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В силу пункта 4 части 1 статьи 14 упомянутого закона к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Именно этот вопрос местного значения закреплен статей 2 Закона ЯНАО от 27.10.2014 N 76-ЗАО "О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе" за сельскими поселениями автономного округа.
Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (часть 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ).
Судом установлено и из материалов дела следует, что соглашением от 16.12.2019 N 09/36, Администрация МО п. Уренгой передала администрации Пуровского района свои полномочия лишь в части организации в границах поселения водоотведения в части проверки плановых расчетов по определению объемов субсидий на очередной финансовый год, их согласования и направления в исполнительный орган, проверки и направления отчетов о расходовании субсидий.
Как усматривается из дела, постановлением Администрации МО п. Уренгой от 04.12.2018 № 298-ПА утверждена актуализированная схема водоснабжения и водоотведения МО п. Уренгой на период до 2029 года, согласно пункту 3.1.8 которой степень обеспеченности централизованной канализацией жилищного фонда составляет порядка 40 %. В части поселка сбор жидких отходов предусматривается в септики, расположенные у каждого дома, жидкие бытовые отходы вывозятся ассенизационными машинами на несанкционированную свалку либо рельеф. На территории муниципального образования поселок Уренгой находится шесть канализационных насосных станций. Стоки из кварталов передаются по самотечным коллекторам и канализационным насосным станциям, откуда поступают через магистральный самотечный коллектор в главную канализационную насосную станцию к нагнетательным бутовым насосам для закачки в скважины (п. 3.1.1 схемы).
При этом, представитель ответчика в суде первой инстанции пояснил, что на территории поселка Уренгой находится две поглощающие скважины Р-24 и Р-23, последняя не эксплуатируется с 2008 года по причине отсутствия приемистости.
Водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; состав и свойства сточных вод - совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах; сточные воды централизованной системы водоотведения - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод (пункты 2, 22, 23 статьи 1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Названный федеральный закон, разграничивая полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Российской Федерации, органами власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления (статьи 4, 5, 6, 6.1), одновременно указывает в качестве целей и принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения охрану здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод, достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих водоотведение, и их абонентов (статья 3 Закона N 416-ФЗ).
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов, загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы веществ, иных веществ и микроорганизмов (части 1 и 4 статьи 26 Закона N 416-ФЗ).
Администрация поселка Уренгой действия, необходимые для обеспечения водоотведения в сельском поселении надлежащим образом не организовала, уклоняясь от исполнения обязанности по решению вопросов местного значения по организации водоотведения, установленной Федеральным законом N 131-ФЗ, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции обоснованно обязал администрацию МО п. Уренгой устранить выявленные нарушения.
Судебная коллегия находит позицию суда первой инстанции правильной, согласующейся с нормами материального права, регулирующими возникшие правоотношения.
Вопреки доводам жалобы, судом достоверно установлено, что исчерпывающих мер по организации водоотведения в п. Уренгой органом местного самоуправления не предпринято, доказательства надлежащего исполнения обязанности по организации водоотведения не представлены. Администрация п. Уренгой правильно определена судом в качестве органа местного самоуправления, на котором лежит обязанность по решению вопросов водоотведения на территории п. Уренгой.
Доводы ответчика о неисполнимости судебного решения ввиду затратности подлежащих выполнению мероприятий и недостаточности предоставленного для их выполнения срока носят предположительный характер, такие предположения правильно не были положены в основу обжалуемых судебных актов. При возникновении в будущем объективных, неустранимых обстоятельств, препятствующих исполнению судебного решения в установленный срок, администрация муниципального образования поселок Уренгой не лишена права обратиться в суд, рассмотревший дело, с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда в соответствии со статьей 203 ГПК РФ.
Довод жалобы относительно не указания судом способа организации водоотведения, исключающего попадание в окружающую среду неочищенных сточных вод в границах поселения, не основан на законе, поскольку данная функция относится к непосредственной хозяйственной деятельности поселения.
С учетом приведенного, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований к отмене, либо изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)