ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4555/2021 от 14.04.2022 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

УИД 54RS0010-01-2021-007182-33

Судья: Поротикова Л.В. Дело № 2-4555/2021

Докладчик: Хабарова Т.А. № 33-3649/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Слядневой И.В.

судей Хабаровой Т.А., Черных С.В.

при секретаре Павловой А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 14 апреля 2022 г. дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ГУ ОПФ РФ по Новосибирской области – Терещенко Е.Ю. на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 03 декабря 2021 г., которым постановлено:

«Исковые требования Белоусова Юрия Алексеевича удовлетворить частично.

Признать незаконными решения государственного учреждения – управления пенсионного фонда РФ в г. Искитиме НСО (межрайонное) от 26.04.2021, а также от 09.08.2018 в части отказа во включении в специальный стаж Белоусова Юрия Алексеевича периодов его работы с 05.12.1985 по 31.12.1989, обязав государственное учреждение – отделение пенсионного фонда РФ по Новосибирской области включить указанные периоды в специальный стаж Белоусова Юрия Алексеевича для назначения пенсии.

Обязать государственное учреждение – отделение пенсионного фонда РФ по Новосибирской области назначить Белоусову Юрию Алексеевичу страховую пенсию по старости с 10.05.2019.»

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Хабаровой Т.А., объяснения представителей сторон, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Белоусов Ю.А. обратился в суд с иском к государственному учреждению – отделению пенсионного фонда РФ по НСО о возложении обязанности по включению периодов работы в стаж, назначении пенсии.

В обоснование заявленных требований указал, что дважды обращался в пенсионный фонд с заявлениями о назначении пенсии в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Решениями ответчика в назначении пенсии истцу было отказано, с решениями об отказе не согласен, считает, что сведений, имеющихся в трудовой книжке и архивных уточняющих справках достаточно для назначения досрочной страховой пенсии.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласен представитель ответчика Терещенко Е.Ю.

В апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части удовлетворенных исковых требований, принять новое, отказав в исковых требованиях полностью.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что отсутствуют документы, подтверждающие, что военизированный горноспасательный взвод в спорный период входил в состав горноспасательной части или станции. По имеющимся документам он был структурным подразделением Рудоуправления №2.

То обстоятельство, что некая абстрактная горноспасательная часть (станция) может иметь в своем составе взводы и отряды не означает, что конкретный военизированный горноспасательный взвод Рудоуправления №2 Ленинабадского горно-химического комбината входил в структуру горноспасательных частей (станций). Никаких доказательств этого истцом не представлено.

Кроме того, решения УПФР об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости не отменены в части такого отказа.

Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 07.05.2018 Белоусов Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в возрасте 57 лет обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ УПФ РФ в г. Искитиме НСО (межрайонное) от 09.08.2018 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отказано в связи с отсутствием права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при этом пенсионный орган определил, что льготный стаж на соответствующих видах работ у истца составляет 3 года 4 месяца 9 дней (периоды с 01.06.1994 по 09.11.1996, с 02.02.1997 по 31.12.1997), общий страховой стаж составляет 34 года 2 месяца 29 дней.

В стаж работы в тяжелых условиях труда указанным решением не включены следующие периоды: с 05.12.1985 по 31.12.1989 - в качестве респираторщика в военизированном горноспасательном взводе Рудоуправления №2 Ленинабадского горно-химического комбината (Р. Таджикистан); с 01.01.1990 по 05.04.1993 в качестве респираторщика в военизированном горноспасательном взводе Янгиабадского производственного объединения «Восток» (с 01.04.1992 – хозрасчетное предприятие «Чилтен» Р. Узбекистан), т.к. в указанные периоды не выполнялось условие подраздела 5 раздела 1 списка №1 от 26.01.1991 – работа в горноспасательной части (станции). Представленные истцом документы содержат разные наименования структурных подразделений, в котором работал истец, их наименование не совпадает с записями в трудовой книжке, печати и штампы организаций, имеющиеся на справках, не переведены. Не представлены документы, подтверждающие проверку льготного стажа компетентным органом Р. Таджикистан и Р. Узбекистан

20.04.2021 ФИО1, в возрасте 60 лет повторно обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением ГУ УПФ РФ в г. Искитиме НСО (межрайонное) от 26.04.2021 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отказано в связи с отсутствием права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при этом пенсионный орган определил, что льготный стаж на соответствующих видах работ у истца составляет 3 года 4 месяца 9 дней (периоды с 01.06.1994 по 09.11.1996, с 02.02.1997 по 31.12.1997), общий страховой стаж составляет 38 лет 5 месяцев 28 дней.

В стаж работы в тяжелых условиях труда указанным решением не включены периоды: с 05.12.1985 по 31.12.1989 в качестве респираторщика в военизированном горноспасательном взводе Рудоуправления №2 Ленинабадского горно-химического комбината; с 01.01.1990 по 05.04.1993 в качестве респираторщика в военизированном горноспасательном взводе Янгиабадского производственного объединения «Восток» (с 01.04.1992 – хозрасчетное предприятие «Чилтен»).

В качестве мотивов отказа во включении указанных периодов в специальный стаж указаны те же основания, что и в решении от 2018 года.

Постанавливая обжалуемое решение, суд первой инстанции, оценив совокупность собранных по делу доказательств, пришел к выводу о необходимости включения в специальный стаж истца периода с 05.12.1985 по 31.12.1989, поскольку истцом подтверждена постоянная занятость на подземных работах в течение полного рабочего дня, в режиме полной рабочей недели, и об отсутствии оснований для включения периода с 01.01.1990 по 05.04.1993 в связи с отсутствием доказательств о полной занятости истца на подземных работах, которые относятся к категории особо вредных и особо тяжелых условий труда, дающих право на льготное пенсионное обеспечение по Списку №1 от 1991 года. С учетом включения в специальный стаж периода с 05.12.1985 по 31.12.1989, судом определена продолжительность специального стража - 7 лет 4 мес. 1 день, установлено право на назначение досрочной страховой пенсии по достижении 58-летнего возраста, т.е. с 10.05.2019.

Как следствие, решение ГУ УПФ РФ в г. Искитиме НСО (межрайонное) от 26.04.2021 и решение от 09.08.2018 признаны незаконными в части отказа истцу во включении в специальный стаж периода его работы с 05.12.1985 по 31.12.1989, на ГУ ОПФ РФ по НСО возложена обязанность по включению в специальный стаж истца указанного периода его работы.

Решение в части отказа во включении в специальный стаж периода работы истца с 01.01.1990 по 05.04.1993 сторонами не обжалуется и предметом оценки суда апелляционной инстанции не является.

Судебная коллегия соглашается с обоснованностью и законностью принятого решения в обжалуемой части, не усматривая оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01.01. 2015 г.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях"

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно части 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 01 января 2002 года до 1 января 2015 года Федеральном законе от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 7, пункт 1 части 1, часть 2 статьи 27).

Действуя в пределах предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", пунктом "а" статьи 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона N 400-ФЗ применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:

список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.

Согласно п. «а» ст. 1 постановления Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей … ", при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, - Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (абз. 1).

При этом, время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта (абз. 2).

Список N 1, утвержденный Постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 N 1173 года "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" содержит подраздел: 6. Горноспасательные части (станции) а) рабочие бойцы (респираторщики), пробоотборщики (пробонаборщики); б) командный состав: командиры горноспасательных отрядов, взводов, пунктов и отделений, их заместители и помощники.

Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших трудовую деятельность на указанных выше работах, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусмотренную в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.

Список N 1 от 1991 года построен по производственному признаку, то есть право на досрочное назначение страховой пенсии дает работа в тех производствах, которые указаны в Списке. При этом должен быть соблюден ряд других условий, предусмотренных действующим законодательством, в том числе постоянная и непосредственно занятость работника во вредных условиях труда. Вредные производственные факторы, не обусловленные занятостью в производстве, которое включено в Список N 1, права на досрочное назначение страховой пенсии не дают.

В позициях 1010600а-18029 подраздела 5 "Горноспасательные части (станции)" раздела I "Горные работы. Добыча полезных ископаемых. Геолого-разведочные работы. Строительство, реконструкция, техническое перевооружение и капитальный ремонт шахт, рудников, приисков, метрополитенов, подземных каналов, тоннелей и других подземных сооружений" Списка N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, предусмотрены должности "Респираторщики"; позициями 1010600б предусмотрены руководители и специалисты (командный состав), в том числе командиры взводов отделений, отрядов, пунктов.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня.

При этом, в соответствии с п.5 Разъяснений Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года N 29 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости" под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списком, не менее 80% рабочего времени.

Исходя из системного толкования приведенных норм права, суд обоснованно указал, что в специальный стаж по Списку N 1 от 1991 года подраздела 5 раздела I позиции 1010600а-18029 могут включаться периоды работы истца в качестве респираторщика горноспасательной части (станции) при условии постоянной занятости на подземных работах.

Совокупность обстоятельств, подлежащих доказыванию, подтверждена трудовой книжкой истца (л.д. 27-28), протоколом заседания комиссии (л.д. 17), справками, уточняющими особый характер работы или условий труда от 15.06.2004, 02.01.2007, 19.03.2013 (л.д. 19-23, 53-56, 69, 115-117, 119-122), а также актом, составленным специалистами отдела пенсионного обеспечения Р.Таджикистан по запросу пенсионного органа (л.д. 102, 123).

Довод апеллянта о несоответствии понятий «военизированный горноспасательный взвод (ВГСВ)» - где работал истец, и «военизированная горноспасательная часть (ВГСЧ)» - предусмотрено Списком №1, был предметом исследования суда первой инстанции.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что ВГСВ является структурным подразделением ВГСЧ, следовательно, на работников горноспасательных взводов распространяются льготы, предусмотренные для работников горноспасательных частей. Оба аварийно-спасательных формирования наделены полномочиями по проведению мероприятий по спасению и эвакуации людей при ликвидации аварий на подземных объектах.

Понятие ВГСВ полностью соответствует определению аварийно-спасательного формирования, данному в ст. 1 Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», которое, также как и ч. 2 ст. 7 того же Федерального закона, не содержит указания на организационно-правовую форму организации, в которой создано аварийно-спасательное формирование.

Доводы ответчика, как обоснованно установил суд первой инстанции, опровергаются Справками работодателя (от 15.06.2004г. № к-107, от 02.01.2007г. № 6) о работе истца в подразделении военизированной горноспасательной части, подтверждая характер этой работы, и полную занятость истца (Справка от 19.03.2013г., Акт от 25.08.2017г.).

Списком №1 от 1991 года (разделом I «Горные работы», подразделом I «Подземные работы в шахтах, рудниках и на приисках по добыче полезных ископаемых…») предусмотрены независимо от наименований профессии (должности) все рабочие, занятые полный день на подземных работах (код 1010100а), руководители и специалисты подземных участков (код 1010100б).

Довод жалобы о том, что только командный состав горноспасательного взвода имеет право для назначения льготной пенсии, а не рядовой состав, коллегия отклоняет как надуманные, учитывая, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не руководящим характером работы в данном случае, а с характером работы, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности, что подтверждается материалами дела.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства. Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 03 декабря 2021 г. в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ГУ ОПФ РФ по Новосибирской области ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи