ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4558/2021 от 01.02.2022 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Васильева Н.В. Дело №2-4558/2021

УИД: 54RS0007-01-2021-004196-32

Докладчик Зуева С.М. №33-1331/2022 (№33-13161/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

Председательствующего Зуевой С.М.,

Судей: Рукавишникова Е.А., Белик Н.В.,

При секретаре: Тишаевой Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> 01 февраля 2022 года гражданское дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания жилищного хозяйства <адрес>» на решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с ООО «УКЖХ <адрес>» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 300,00 руб., штраф в размере 150,00 руб.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с ООО «УКЖХ <адрес>» в доход местного бюджета государственную пошлину 300,00 руб.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Зуевой С.М., объяснения представителя ответчика ООО УКЖК <адрес> - ФИО2, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ООО «УКЖХ <адрес>» о защите прав потребителей.

Требования мотивированы тем, что истец является собственником квартиры по адресу: <адрес>.

Между сторонами имеются договорные отношения в рамках обслуживания ответчиком указанного многоквартирного дома.

Истец как потребитель надлежащим образом производит оплату за содержание и ремонт помещения и предоставление коммунальных услуг ООО «УКЖХ <адрес>».

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком размещен в личном кабинете потребителя ФИО1 на официальном сайте Госуслуги портала ГИС ЖКХ платежный документ по лицевому счету для внесения платы за содержание и ремонт помещения и за предоставление коммунальных услуг за сентябрь 2020 (идентификатор ).

В этом платежном документе в качестве единицы измерения коммунальных ресурсов в отношении холодной и горячей воды, сточных вод, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме указан квадратный метр, тогда как правильно - кубический метр.

Наличие выявленных нарушений законодательства подтверждается представленными документами.

В нарушение требований законодательства в сфере защиты прав потребителей в платежном документе по лицевому счету для внесения плат за содержание и ремонт помещения и предоставление коммунальных услуг за сентябрь 2020 года (идентификатор ) дата размещения ДД.ММ.ГГГГ не размещена (не указана) обязательная (подлежащая внесению) информация - единица измерения коммунальных ресурсов в отношении холодной и горячей воды, сточных вод, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме-кубический метр, на официальном сайте Госуслуги портала ГИС ЖКХ, в личном кабинете потребителя ФИО1, а отсутствие такой информации указывает на нарушение прав потребителя ФИО1 на получение необходимой и достоверной информации о реализуемых ему жилищно-коммунальных услугах, в сроки, установленные законодательством РФ.

В результате неправомерных действий ответчика нарушены права истца самим фактом незаконных действий по размещению платежного документа по лицевому счету <***> за сентябрь 2020 год (идентификатор платежного документа ) на имя ФИО1 с отсутствием предусмотренной законом информации.

ДД.ММ.ГГГГ истец направила в адрес ответчика заявление об уплате в добровольном порядке компенсации морального вреда в размере 5000 руб. в связи с нарушением ее прав как потребителя, в форме электронного документа через личный кабинет ФИО1 официального сайта Госуслуги портала ГИС ЖКХ (номер обращения ).

Ответчиком предоставлен ответ на заявление исх. от ДД.ММ.ГГГГ. Требования истца в добровольном порядке ответчик не удовлетворил.

Истец просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда 5000 руб., штраф в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» в связи с нарушением прав.

ДД.ММ.ГГГГ Октябрьским районным судом <адрес> постановлено указанное выше решение, с которым не согласилось Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания жилищного хозяйства <адрес>» и в апелляционной жалобе его представитель ФИО2 просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать в полном объёме (л.д.129-132).

В обоснование доводов жалобы указывает, что основное исковое требование – возложение на ответчика обязанности указать в платёжном документе за сентябрь 2020, размещённом на портале ГИС ЖКХ в качестве единицы измерения потреблённых коммунальных услуг (холодная и горячая вода, сточные воды, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме) в метрах кубических, а не в квадратных метрах.

Судом первой инстанций не установлено нарушение ответчиком прав истца как потребителя (в чём оно заключается).

Истец указывала на то, что отсутствие в платёжном документе в графе «единица измерения» м3 в разделе коммунальные услуги на содержание общедомового имущества (СОИ) влечёт нарушение прав потребителя на получение полной информации для проверки правильности расчёта такой платы в платёжном документе.

При этом, в нарушение положения статьи 56 ГПК РФ доказательств тому не представлено.

Вывод суда о том, что коммунальные услуги на содержание общего имущества МКД должны измеряться только в м3 не нашёл своего подтверждения.

Для установления факта нарушения прав истца следовало установить, что является коммунальным ресурсом, коммунальной услугой, кем оказывается, в чём выражается стоимость, кто определяет стоимость.

Указание в платёжном документе м2 в качестве единицы измерения коммунальной услуги на содержание общего имущества МКД, исходя из его общей площади, не может являться нарушением, и не нарушает прав истца, является недостаточным основанием для удовлетворения его требований.

Вопреки выводам суда первой инстанции, не имеет преюдициального значения определение по делу , которое было окончено в связи с отказом от иска без установления вины ответчика и без признания прав истца нарушенными.

Из исковых требований следует, что ответчик не указал обязательную информацию – единицу измерения коммунальных услуг.

Однако, ответчик в платёжном документе за сентябрь 2020 на портале ГИС ЖКХ разместил всю обязательную информацию, в т.ч. в соответствующем столбце платёжного документа указал единицы измерения.

То, что в качестве единицы измерения коммунальных услуг на содержание общего имущества МКД указан м2, а не м3 в разделе ресурсы на СОИ не повлекло изменений в плате за оказанные ответчиком услуги, а следовательно, не нарушало прав истца на получение необходимой и достоверной информации об услуге.

Исковые требования о компенсации морального вреда удовлетворены без установления вины ответчика.

Судом не дана оценка расчётам, представленным ответчиком, согласно которым изменения в единицах измерений в платёжном документе за сентябрь 2020 с м2 на м3 за предоставленные коммунальные услуги на содержание СОИ МКД не повлекло изменений в начислении расчётов; не дана оценка ответу Государственной жилищной инспекции по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.84), в котором указано, что не является нарушением указание в платёжном документе «единица измерения» на км.м.

Кроме того, отсутствовали основания для взыскания штрафа. Добровольное удовлетворение требований ответчиком не свидетельствует о нарушении прав истца.

Согласно п.47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», если после принятия иска к производству суда требования потребителя удовлетворены ответчиком по делу (продавцом, исполнителем, изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) добровольно, то при отказе истца от иска суд прекращает производство по делу в соответствии со статьей 220 ГПК РФ. В этом случае штраф, предусмотренный пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей, с ответчика не взыскивается.

Рассмотрев дело в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона РФ «О защите прав потребителей», указанная в пункте 1 названной статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона №2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу пунктов 1, 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований главы 13 указанного Кодекса, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества, осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII данного Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при отсутствии их исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правовое регулирование данного вопроса направлено на своевременное предоставление потребителям уведомительной и достоверной информации о фактически потребленных коммунальных услугах и на исполнение ими обязанности по внесению платы за коммунальные услуги согласно статье 155 ЖК РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в платежном документе указываются в том числе: объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами (п. «д» ст.69).

Согласно п.7.1 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» установлено, что единицей измерения коммунальных ресурсов в отношении холодной и горячей воды, сточных вод потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме является метр кубический.

Таким образом, перечень подлежащей размещению в платежном документе информации является исчерпывающим, а приведенная норма носит императивный характер.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником <адрес> в <адрес> (л.д.7).

Управление многоквартирным домом по <адрес> в <адрес> осуществляет ООО «УКЖХ <адрес>».

ФИО1 производит оплату коммунальных платежей (лицевой счет <***>), в том числе коммунальных ресурсов в отношении холодной и горячей воды, сточных вод потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме посредством официального сайта Госуслуги портала Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее ГИС ЖКХ).

Основанием для внесения оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги является платежный документ, который составляет ООО «УКЖХ <адрес>» и представляет потребителям.

ДД.ММ.ГГГГ. ответчиком размещен в личном кабинете потребителя ФИО1 на официальном сайте Госуслуги портала ГИС ЖКХ платежный документ по лицевому счету для внесения платы за содержание и ремонт помещения и предоставление коммунальных услуг за сентябрь 2020г. (идентификатор ). В платежном документе в качестве единицы измерения коммунальных ресурсов в отношении холодной и горячей воды, сточных вод потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме указан квадратный метр, тогда как правильно-кубический метр (л.д.10).

В связи с указанием в платежном документе за сентябрь 2020 г. единицы измерения коммунальных ресурсов в отношении холодной и горячей воды, сточных вод потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме квадратный метр, истец обратилась в суд с иском (гражданское дело )

ДД.ММ.ГГГГ в период рассмотрения дела , ответчик исправил указанное нарушение, указав в платежном документе в качестве единицы измерения коммунальных ресурсов в отношении холодной и горячей воды, сточных вод потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме кубический метр (л.д.11).

При этом, в платежный документ кроме указания единицы измерения – кубический метр, были внесены сведения в таблицу «справочная информация», в первоначальном документе этот раздел был не заполнен, а изменена информация в столбце 3 «объем коммунальный услуг» и заполнен столбец 4 «объем коммунальных ресурсов», который в первоначальном документе не содержал никаких показателей.

Принимая во внимание указанные нормы материального права и обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика компенсации морального вреда и штрафа. Определенный судом размер компенсации морального вреда 300 рублей является разумным, соответствует характеру нарушенного права, страданий, испытанных истцом в связи с тем, что факт нарушения ответчиком прав истца как потребителя коммунальных услуг нашёл своё подтверждение, ответчиком было допущено нарушение прав потребителя, а именно ответчиком не была предоставлена полная и необходимая информация об услугах.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, потребитель имеет право на получение информации о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги независимо от размещения в личном кабинете потребителя на официальном сайте Госуслуги портала ГИС ЖКХ платежного документа.

Статья 8 и 10 Закона РФ «О защите прав потребителя» устанавливает обязанность исполнителя услуг своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах).

Закон № 2300-1 предоставляет право потребителю получить полную и необходимую информацию об услуге в любое время, и данному праву корреспондирует обязанность исполнителя предоставить такую информацию потребителю.

Обязанность по предоставлению необходимой и достоверной информации возложена на ответчика в силу Закона № 2300, ЖК РФ и Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Более того, Правилами №354 установлен срок предоставления информации, а именно п.67 Правил установлено, что управляющая компания обязана направлять потребителям платежные документы не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.

В соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков (п.45 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).

С учётом того обстоятельства, что платежный документ за сентябрь 2020 года содержащий полную информацию был предоставлен истцу с нарушением установленного в Правилах срока, судебная коллегия соглашается с выводы суда первой инстанции о том, что в результате действий ответчика истцу ФИО1 был причинен моральный вред, выразившейся в нарушении его прав как потребителя, выразившейся в предоставление неполной информации об услугах.

Не нашли своего подтверждения доводы апелляционной жалобы о том, что не дана оценка расчётам, представленным ответчиком, согласно которым изменения в единицах измерений в платёжном документе за сентябрь 2020 с м2 на м3 за предоставленные коммунальные услуги на содержание СОИ МКД не повлекло изменений в начислении расчётов; не дана оценка ответу Государственной жилищной инспекции по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.84), в котором указано, что не является нарушением указание в платёжном документе «единица измерения» на км.м., что судом не дана оценка всем представленным доказательствам, опровергаются содержанием обжалуемого решением суда, из которого следует, что всем представленным сторонами доказательствам по делу дана оценка в их совокупности и взаимосвязи друг с другом по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Кроме того, право оценки доказательств принадлежит суду, разрешающему спор по существу. Правила оценки доказательств при разрешении исковых требований судом первой инстанции нарушены не были.

Не могут быть признаны состоятельными и доводы апелляционной жалобы о том, что взыскание штрафа необоснованно.

В данном случае на правоотношения истца и ООО «УКЖХ <адрес>, осуществляющим управление многоквартирным домом, распространяются требования Закона РФ от 7.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Согласно, пп. «к» п. 31 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, ответ на претензию должен быть направлен потребителю в течение трех рабочих дней со дня ее получения.

Таким образом, исполнитель, предоставляющий потребителю коммунальные услуги, в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) обязан направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.

Поскольку платежный документ за сентябрь 2020 содержащий полную информацию был предоставлен истцу с нарушением установленного в Правилах срока, следует признать обоснованным выводы суда о том, что в результате действий ответчика истцу был причинен моральный вред, выразившейся в нарушении её прав как потребителя.

Суд первой инстанции, установив факт нарушения прав истца, как потребителя, в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ от 7.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца штраф в сумме 150 руб.

Согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В силу разъяснений, содержащихся в п.46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом «О защите прав потребителей», которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.

Учитывая изложенное, довод апелляционной жалобы ответчика ООО «УКЖХ <адрес>» об отсутствии у суда первой инстанции основания для исчисления штрафа, является необоснованным, поскольку основан на ошибочном толковании закона, противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Фактически доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда, направлены на иное толкование норм права и оценку доказательств, надлежащая оценка которым, дана в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, с которой судебная коллегия соглашается, и не могут служить основаниями, предусмотренными ст.330 ГПК Российской Федерации для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, су<адрес> инстанции не допущено.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в пределах доводов жалобы оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания жилищного хозяйства <адрес>» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: