ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4582/14-33-2195 от 19.11.2014 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Судья – Шеремета Р.А. 19.11.2014 года Дело №2-4582/14-33-2195

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:

 председательствующего – Жуковой Н.А.,

 судей Комаровской Е.И. и Павловой Е.Б.,

 при секретаре Андрееве И.А.,

 с участием представителя прокурора Сидоровой С.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании 19 ноября 2014 года по докладу судьи Павловой Е.Б. дело по апелляционной жалобе Администрации Чудовского муниципального района Новгородской области на решение Чудовского районного суда Новгородской области от 15 сентября 2014 года, которым иск прокурора Чудовского района Новгородской области к Администрации Чудовского муниципального района Новгородской области об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды удовлетворен и постановлено:

 обязать Администрацию Чудовского муниципального района Новгородской области в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда организовать разработку проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером 53:20:0805301:29 площадью 67200 квадратных метров, используемого для размещения свалки (полигона бытовых отходов) в урочище «Исаков Хутор» Чудовского района Новгородской области, и выполнить мероприятия по рекультивации земель в соответствии с данным проектом;

 обязать Администрацию Чудовского муниципального района Новгородской области незамедлительно обеспечить охрану размещения свалки (полигона бытовых отходов) в урочище «Исаков Хутор» Чудовского района Новгородской области, в этой части решение суда обратить к немедленному исполнению;

у с т а н о в и л а:

 Прокурор Чудовского района Новгородской области (далее Прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрацию Чудовского муниципального района Новгородской области (далее Администрация) об обязании в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда организовать разработку проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером 53:20:0805301:29 площадью 67200 квадратных метров, используемого для размещения свалки (полигона бытовых отходов) в урочище «Исаков Хутор» Чудовского района Новгородской области, и выполнить мероприятия по рекультивации земель в соответствии с данным проектом, а так же незамедлительно обеспечить охрану указанной свалки, указав, что муниципальному образованию - Чудовский муниципальный район принадлежит указанная свалка (полигон бытовых отходов) и земельный участок под ней. С 1 августа 2014 года прием и размещение отходов на свалке прекращены ввиду того, что свалка в урочище «Исаков Хутор» не включена в государственный реестр объектов размещения отходов, и согласно п.7 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на ней запрещается размещение отходов. В силу п.4 ст. 12 указанного Закона собственники объектов размещения отходов после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Между тем, Администрацией до настоящего времени не проведены мероприятия по рекультивации нарушенных земель.

 Судом постановлено указанное выше решение.

 В апелляционной жалобе Администрация, не соглашаясь с постановленным решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное.

 В возражениях на апелляционную жалобу Прокурор просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным.

 Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

 Согласно п.п. 7,4 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

 Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

 Пунктом 6 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

 Согласно п. 5 приказа Минприроды Российской Федерации N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивации подлежат земли, в том числе, при ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы.

 Судом установлено и следует из материалов дела, что свалка (полигон бытовых отходов) площадью 67200 квадратных метров в урочище «Исаков Хутор» Чудовского района Новгородской области и земельный участок под ней с кадастровым номером 53:20:0805301:29 находятся в собственности муниципального образования - Чудовский муниципальный район Новгородской области.

 На основании договора аренды объекта недвижимости № 19 от 01 сентября 2009 года указанная свалка (полигон бытовых отходов) была передана в аренду ООО «Строительство Благоустройство Уборка-4» на срок до 30 августа 2014 года.

 По соглашению сторон от 01 августа 2014 года данный договор аренды досрочно расторгнут в связи с тем, что свалка (полигон бытовых отходов) в урочище «Исаков Хутор» Чудовского района не включена в государственный реестр объектов размещения отходов, и согласно п.7 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на ней запрещается размещение отходов.

 Согласно информации Администрации Чудовского муниципального района Новгородской области от 30 июля 2014 года № 1158/1.3, а также от 04 августа 2014 года № 1191/ 1.3 в связи с вступлением в силу Приказа Минприроды России от 30 сентября 2011 года № 79 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов 1-1V классов опасности» с 01 августа 2014 года свалка по адресу: Чудовский район, урочище «Исаков хутор» закрыта и принимать ТБО не имеет право, выполнены мероприятия по консервации свалки путем перекрытия доступа к свалке, планируется проведение рекультивации земель.

 Однако, каких – либо мер по рекультивации земель, занятых свалкой, до настоящего времени Администрацией не предпринято.

 При установленных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил на Администрацию обязанность по организации разработки проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером 53:20:0805301:29 площадью 67200 квадратных метров, используемого для размещения свалки (полигона бытовых отходов) в урочище «Исаков Хутор» Чудовского района Новгородской области, и выполнению мероприятий по рекультивации земель в соответствии с данным проектом.

 Срок, установленный решением суда для выполнения данных обязанностей – 1 год с момента вступления в законную силу решения суда –судебная коллегия считает достаточным и разумным. Кроме того, при возникновении обстоятельств, объективно свидетельствующих о невозможности Администрации исполнить решение в установленный судом срок, последняя в соответствии со ст. 203 ГПК РФ не лишена возможности обратиться с заявлением в суд о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

 Возлагая на Администрацию обязанность незамедлительно обеспечить охрану размещения свалки (полигона бытовых отходов) в урочище «Исаков Хутор» Чудовского района Новгородской области и обращая в данной части решение суда к немедленному исполнению суд первой инстанции исходил из тех обстоятельств, что охрана недействующей свалки позволит не допустить несанкционированное размещение отходов на ней.

 Данный вывод суда судебная коллегия считает не соответствующим фактическим обстоятельства дела, основанным на неправильном применении норм материального права.

 Как указывалось выше, свалка (полигон бытовых отходов) в урочище «Исаков Хутор» Чудовского района Новгородской области является недействующей и в силу п.7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" размещение на ней отходов запрещено.

 При таких обстоятельствах, осуществление охраны свалки не соответствует целям и способам проведения рекультивации, а так же не влияет на вопрос восстановления права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

 Более того, действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не предусматривает обязанности собственника земельного участка или иных лиц, проводящих мероприятия по рекультивации нарушенных земель, обеспечивать охрану рекультивируемых объектов.

 В связи с чем судебная коллегия считает, что решение Чудовского районного суда Новгородской области от 15 сентября 2014 года в части обязания Администрации незамедлительно обеспечить охрану размещения свалки (полигона бытовых отходов) в урочище «Исаков Хутор» Чудовского района Новгородской области подлежит отмене с принятием нового решения об отказе прокурору в удовлетворении данного требования.

 Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

 решение Чудовского районного суда Новгородской области от 15 сентября 2014 года в части обязания Администрации Чудовского муниципального района Новгородской области незамедлительно обеспечить охрану размещения свалки (полигона бытовых отходов) в урочище «Исаков Хутор» Чудовского района Новгородской области - отменить, принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении требования прокурора Чудовского района Новгородской области обязать Администрацию Чудовского муниципального района Новгородской области незамедлительно обеспечить охрану размещения свалки (полигона бытовых отходов) в урочище «Исаков Хутор» Чудовского района Новгородской области.

 В остальной части решение Чудовского районного суда Новгородской области от 15 сентября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Чудовского муниципального района Новгородской области без удовлетворения.

 Председательствующий Н.А. Жукова

 Судьи Е.И. Комаровская

 ФИО1