ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4582/6-2020 от 13.01.2021 Курского областного суда (Курская область)

Судья Нечаева О.Н. Дело №33-73-2021

№33-3718-2020

46RS0030-01-2019-006376-23

№2-4582/6-2020

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Муминовой Л.И.

судей Рязанцевой О.А., Волкова А.А.

при секретаре Сибилевой Г.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании 13 января 2021 года дело по иску Курбанова Юрия Игоревича к Страховому Акционерному обществу «ВСК» о возложении обязанностей в натуре по ознакомлению с материалами страхового дела и компенсации морального вреда, поступившее по апелляционной жалобе Курбанова Ю.И. на решение Ленинского районного суда г. Курска от 09 сентября 2020 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Курбанова Юрия Игоревича к Страховому акционерному обществу «ВСК» о возложении обязанностей в натуре по ознакомлению с материалами страхового дела и компенсации морального вреда отказать.

Заслушав доклад судьи Рязанцевой О.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Курбанов Ю.И. обратился в суд с иском, впоследствии уточенным, к САО «ВСК» о возложении к исполнению обязанностей в натуре по предоставлению акта о страховом случае, ознакомлении с материалами страхового дела и взыскании компенсации морального вреда, указав, что 17.10.2019 г. в результате ДТП, произошедшего с участием принадлежащего ему транспортного средства Киа Рио <данные изъяты>, застрахованного у ответчика по договору ОСАГО со сроком страхования с 13.05.2019 г. по 12.05.2020 г., и автомобиля ВАЗ 2110 <данные изъяты>, его транспортному средству были причинены технические повреждения. В целях возмещения причиненного ему ущерба, 23.10.2019 г. он обратился в данную страховую компанию с заявлением о прямом возмещении убытков путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на СТО, где было принято заявление и заведено страховое дело по убытку и произведено страховое возмещение вреда, путем организации и оплаты восстановительного ремонта в СТО ИП Батылина С.В. В связи с выявленными недостатками произведенного ремонта, 16.04.2020 г. истец направил ответчику требование о предоставлении копии акта о страховом случае по страховому делу (убыток ), а также актов осмотра поврежденного транспортного средства и документов о выявленных скрытых повреждениях и согласовании стоимости ремонта, которое зарегистрировано в САО «ВСК» 17.04.2020: г. В удовлетворении данного заявления ответчиком было отказано. 27.05.2020 г. истец обратился в страховую компанию с заявлением об ознакомлении с материалами страхового дела, в том числе актами осмотра поврежденного транспортного средства, результатами независимой технической экспертизы, независимой технической экспертизы (оценки), сметами калькуляциями, документами о выявленных скрытых повреждениях и согласовании стоимости их ремонта, актом о страховом случае. Заявление получено ответчиком 28.05.2020 г., однако оставлено без ответа. Считая, что страховщик нарушил положения ст. 10 Закона о защите прав потребителей, просит понудить ответчика исполнить обязанность по выдаче акта о страховом случае, предоставить истцу материалы страхового дела для ознакомления, взыскать компенсацию морального вреда в размере 15000 руб.

Определением судьи Ленинского районного суда г. Курска от 09.09.2020 г. производство по делу в части требований о возложении к исполнению обязанностей в натуре по предоставлению акта о страховом случае было прекращено в связи с отказом истца от иска в данной части.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Курбанов Ю.И. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении требований.

Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, выслушав объяснения Курбанова Ю.И. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Согласно п. 4 ст. 931 ГК РФ в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) под прямым возмещением убытков понимается возмещение вреда имуществу потерпевшего, осуществляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего - владельца транспортного средства.

В соответствии со ст. 5 Закона об ОСАГО порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Центральным банком Российской Федерации (далее - Банк России) в правилах обязательного страхования. Правила обязательного страхования наряду с другими положениями включают в себя следующие положения: порядок заключения, изменения, продления, досрочного прекращения договора обязательного страхования; порядок уплаты страховой премии; перечень действий лиц при осуществлении обязательного страхования, в том числе при наступлении страхового случая; порядок определения размера подлежащих возмещению страховщиком убытков и осуществления страховой выплаты; порядок разрешения споров по обязательному страхованию.

Судом установлено, что 17.10.2019 г. произошел страховой случай - ДТП с участием транспортного средства Киа Рио <данные изъяты>, застрахованного истцом у ответчика по договору ОСАГО со сроком страхования с 13.05.2019 г. по 12.05.2020 г.

В результате ДТП, произошедшего с участием принадлежащего истцу транспортного средства Киа Рио <данные изъяты>, и автомобиля ВАЗ <данные изъяты>, транспортному средству истца были причинены технические повреждения.

В целях возмещения причиненного ему ущерба, 23.10.2019 г. истец обратился в данную страховую компанию с заявлением о прямом возмещении убытков путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на СТО.

Ответчиком указанное заявление было и заведено страховое дело по убытку . Страховое возмещение вреда было предоставлено путем организации и оплаты восстановительного ремонта в СТО ИП Батылина С.В.

В связи с выявленными недостатками произведенного ремонта, 16.04.2020 г. истец направил ответчику требование о предоставлении копии акта о страховом случае по страховому делу (убыток ), а также актов осмотра поврежденного транспортного средства и документов о выявленных скрытых повреждениях и согласовании стоимости ремонта, которое зарегистрировано в САО «ВСК» 17.04.2020 г.

В удовлетворении данного заявления ответчиком было отказано письмом от 13.05.2020 г. исх. .

27.05.2020 г. истец обратился в страховую компанию с заявлением об ознакомлении с материалами страхового дела, в том числе актами осмотра поврежденного транспортного средства, результатами независимой технической экспертизы, независимой технической экспертизы (оценки), сметами калькуляциями, документами о выявленных скрытых повреждениях и согласовании стоимости их ремонта, актом о страховом случае. Заявление получено ответчиком 28.05.2020 г., однако оставлено без ответа.

В силу п. 11 ст. 12 Федерального закона РФ от 25.04.2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" после подачи потерпевшим заявления о страховой выплате страховщик обязан осмотреть поврежденное транспортное средство, иное имущество или его остатки и (или) организовать их независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления потерпевшим поврежденного имущества для осмотра и ознакомить потерпевшего с результатами осмотра и независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим.

В силу п. 3.11 Правил ОСАГО страховщик проводит осмотр поврежденного имущества и (или) организует независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) путем выдачи направления на независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) (в том числе посредством почтового отправления) в срок не более пяти рабочих дней со дня поступления заявления о страховой выплате или о прямом возмещении убытков с приложенными документами, предусмотренными настоящими Правилами, если иной срок не согласован между страховщиком и потерпевшим. После проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) по письменному заявлению потерпевшего страховщик обязан его ознакомить с результатами осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки). Фактом, свидетельствующим об исполнении страховщиком обязанности по организации проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), является выдача потерпевшему соответствующего направления (в том числе посредством почтового отправления).

В пункте п. 4.22 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. Банком России 19 сентября 2014 года N 431-П (далее по тексту - Правила ОСАГО), предусмотрено, что страховщик, рассмотрев заявление потерпевшего о страховой выплате или прямом возмещении убытков, обязан составить документ, подтверждающий решение страховщика об осуществлении страховой выплаты или прямого возмещения убытков, фиксирующий причины и обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, являющегося страховым случаем, его последствия, характер и размер понесенного ущерба, размер подлежащей выплате страховой суммы (далее - акт о страховом случае).

Согласно п. 4.23 Правил ОСАГО в акте о страховом случае на основании имеющихся документов производится расчет страховой выплаты и указывается ее размер. Копия акта о страховом случае передается страховщиком потерпевшему (выгодоприобретателю) по его письменному требованию не позднее трех календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты получения страховщиком такого требования (при получении требования после составления акта о страховом случае) или не позднее трех календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты составления акта о страховом случае (при получении требования до составления акта о страховом случае).

Таким образом, из положений, регламентирующих действия страховщика в части определения размера и порядка осуществления страховой выплаты, следует, что на него возложены следующие обязанности, касающиеся оспариваемых по данному делу действий ответчика: ознакомить потерпевшего с результатами осмотра транспортного средства и независимой технической экспертизы, и передать потерпевшему копию акта о страховом случае по письменному требованию последнего.

Спор о выдаче копии акта осмотра отсутствует. С актом осмотра истец ознакомлен, что подтверждается его подписью в акте осмотра транспортного средства (л.д. 65).

Независимая экспертиза ответчиком не проводилась, поскольку истцу выдано направление на ремонт, где имеется указание на стоимость ремонта- 400000 руб. Спора о выдаче акта страхового случая также нет.

Разрешая требования, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по ознакомлению истца с материалами страхового дела как не предусмотренной Правилами ОСАГО и др. законодательными актами. Страховая компания свои обязательства в части предоставления предусмотренных законом документов и ознакомления с ними истца исполнила в соответствии с действующим законодательством. Фактически требования истца сводятся к ознакомлению с документами о выявленных скрытых повреждениях, о согласовании стоимости их ремонта, тогда как обязанность по их предоставлению законом не возложена на ответчика, в связи с чем права истца ответчиком не нарушены.

Кроме того, материалы дела содержат копию страхового дела истца, предоставленную ответчиком.

Статьями 8-10 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Такая информация при заключении договора страхования истцу была предоставлена в полном объеме, что истцом не оспаривается.

Между тем заявленные требования не связаны с вопросом о получении потребителем соответствующей информации при заключении договора страхования, которая бы обеспечивала возможность правильного выбора страховой услуги.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истцу информация из страхового дела необходима для изучения и последующего оспаривания размера и объема страхового возмещения, не опровергает выводы суда, поскольку право потерпевшего на информацию обеспечивается страховщиком в той мере, в которой это определено законодателем, исходя из правовой природы их отношений, баланса интересов сторон и разумных пределов использования имеющегося права.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Курска от 09 сентября 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи