ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4584/19 от 18.06.2020 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 2-4584/2019 Председательствующий судья – Шматкова О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 33-1693/2020

г. Брянск 18 июня 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Мариной Ж.В.,

судей Киселевой Е.А., Кулешовой Е.В.,

при секретаре Голодухиной А.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе департамента образования и науки Брянской области на решение Советского районного суда г. Брянска от 2 декабря 2019 г. по иску Тарасовой Жанны Владимировны к Департаменту образования и науки Брянской области, отделу образования администрации Брасовского района Брянской области об обязании выделить денежные средства и перечислить их на расчетный счет.

Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.В., объяснения представителя департамента образования и науки Брянской области Волкову Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения истца Тарасовой Ж.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Тарасова Ж.В. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с 1990 года по настоящее время работает учителем Каменской начальной образовательной школы Брасовского района.

В соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 23 октября 2015 г. № 507-п п. Каменка Брасовского района Брянской области относится к сельским населенным пунктам, в связи с чем, ей, как работнику образовательной организации, расположенной в сельской местности оплата труда должна производится с повышающим коэффициентом 0,25%.

При обращении в отдел образования администрации Брасовского района по вопросу выплаты повышающего коэффициента к заработной плате истцу было отказано по причине отсутствия денежных средств в фонде оплаты труда МБОУ Каменская НОШ.

На основании изложенного, истец просила суд обязать Департамент образования и науки Брянской области выделить денежные средства для оплаты ей повышающего коэффициента 0,25% за работу в сельской местности в п. Каменка Брасовского района Брянской области к заработной плате с 2016 по 2018 года в размере 120 829 руб. посредством предоставления субвенции бюджету отдела образования администрации Брасовского района; обязать отдел образования администрации Брасовского района перечислить на ее расчетный счет открытой банковской карты субвенцию повышающего коэффициента 0,25% за работу в сельской местности в п. Каменка Брасовского района Брянской области к заработной плате с 2016 по 2018 г. в размере 120 829 руб.

Решением Советского районного суда г. Брянска от 2 декабря 2019 г. исковые требования Тарасовой Жанны Владимировны удовлетворены.

Суд обязал Департамент образования и науки Брянской области выделить денежные средства для оплаты Тарасовой Жанны Владимировны повышенного коэффициента 0,25% за работу в сельской местности в п. Каменка Брасовского района Брянской области к заработной плате в размере 120 829 руб. посредством предоставления субвенции бюджету отдела образования администрации Брасовского района.

Обязал отдел образования администрации Брасовского района перечислить на расчетный счет Тарасовой Жанны Владимировны субвенцию повышенного коэффициента 0,25% за работу в сельской местности в п. Каменка Брасовского района Брянской области к заработной плате в размере 120 829 руб., после выделения указанных денежных средств Департаментом образования и науки Брянской области.

В апелляционной жалобе представитель департамента образования и науки Брянской области Волкова Е.А. просит решение суда отменить, считая незаконным и необоснованным и применить срок исковой давности один год.

Указывает на то, что расчет субвенции на финансовое обеспечение производится в соответствии с заявками муниципальных образований, а поскольку в заявках отдела образования Брасовской районной администрации в период 2016-2018 годов Каменская начальная образовательная школа была указана как городская, поэтому повышающий коэффициент за работу в сельской местности не применялся.

В принесенных возражениях на апелляционную жалобу истец Тарасова Ж.В. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Заслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами, материалами дела и требованиями закона.

В соответствии с ч.1 ст.15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными (правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным 1 договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В силу ст.ст.21,22 ТК РФ, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Согласно ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты груда (ст.135 ТК РФ).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, приказом Брасовского районного отдела народного образования от 01 августа 1990 года № 8§ 34 Тарасова (Захарова) Ж.В. с 15 августа 1990 года назначена учителем начальных классов начальной школы п. Каменка, где она работает до настоящего времени в указанной должности.

Оплата труда работников муниципальных образовательных учреждений Брасовского района установлена Положением о системе оплаты труда работников муниципальных образовательных организаций Брасовского района, утвержденным постановлением администрации Брасовского района Брянской области от 16 марта 2015г. №139.

Согласно указанному Положению формирование ставок (окладов) специалистов образовательных учреждений производится на основе базовой единицы и коэффициентов отнесения работников к соответствующей профессиональной квалификационной группе должностей, педагогического стажа работы, уровня образования, специфики работы, квалификации.

В соответствии с приложением 7 к Положению для специалистов и руководящих работников за работу в образовательных организациях, расположенных в сельской местности установлен повышенный коэффициент спецификации 0,25.

В силу пункта 2.2 Положения руководитель образовательного учреждения ежегодно формирует и утверждает штатное расписание учреждения, тарификационный список педагогических работников по состоянию на 01 сентября.В соответствии с Законом Брянской области «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области» от 09 марта 2005г. №3-3, Распоряжения администрации Брянской области от 13 апреля 2012г. №338-Р, постановления Правительства Брянской области от 23 октября 2015г. №507-П, п. Каменка Брасовского района Брянской области относится к сельскому населенному пункту. Таким образом, Тарасовой Ж.В. как работнику МБОУ Каменская НОШ, которая расположена в сельской местности, заработная плата подлежит начислению с повышающим коэффициентом в размере 0,25%. Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, правовое положение участников отношений в сфере образования регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В силу п.1 ст.40 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Порядок и методика распределения субвенций бюджетам муниципальных районом (городских округов) на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в общеобразовательных организациях в Брянской области определены Законом Брянской области от 02 ноября 2016г. №89-З «О межбюджетных отношениях в Брянской области». Межбюджетные трансферты из областного бюджета предоставляются местным бюджетам в следующих формах, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации: дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансферов (ч.1 ст.3 указанного Закона). Частью 3 ст.3 Закона от 02 ноября 2016г. №89-З установлено, что предоставление межбюджетных трансфертов из областного бюджета в бюджеты муниципальных образований в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджетов муниципальных образований, источником финансового обеспечения которых являются данные межбюджетные трансферты. То есть расчет субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов и их дальнейшее перечисление производится на основании заявок муниципальных образований. Учитывая приведенные нормы права, следует, что перечисление денежных средств (субвенций) на оплату заработной платы истца с повышающим коэффициентом должно было быть произведено Департаментом образования и науки Брянской области на основании заявки отдела образования администрации Брасовского района Брянской области, которая формируется, в том числе, на основании тарификационных списков по оплате труда, представленных руководителем МБОУ Каменская НОШ.Судом установлено, что тарификационные списки работников по оплате труда в 2016 -2018 годах были сформированы руководителем МБОУ Каменская НОШ без учета повышающего коэффициента в размере 0,25%, в связи с чем в заявках отдела образования администрации Брасовского района данная графа расходов отсутствовала, соответственно и субвенции на данные цели не выделялись.Согласно расчета, представленного отделом образования администрации Брасовского района, за период с 2016г. по 01 сентября 2018г. Тарасовой Ж.В. как работнику образовательного учреждения, расположенного в сельской местности, не была произведена доплата к заработной плате в размере 120 829 рублей.Учитывая, что Тарасова Ж.В. является работником образовательной организации, расположенной в сельской местности, и имеет право на повышающий коэффициент к заработной плате в размере 0,25%, который ей не был выплачен за период с 2016 года по 2018 год, суд правомерно пришел к выводу, что исковые требования истца об обязании Департамента образования и науки Брянской области выделить денежные средства для оплаты повышающего коэффициента в размере 0,25% за работу в сельской местности, посредством предоставления субвенции бюджету отдела образования администрации Брасовского района и обязании отдел образования администрации Брасовского района перечислить представленную субвенцию повышающего коэффициента на расчетный счет истца подлежат удовлетворению. Ссылки в апелляционной жалобе на пропуск истцом установленного ст. 392 ТК РФ месячного срока на обращение в суд судебной коллегией отклоняются, поскольку ходатайство о применении срока исковой давности в суде первой инстанции ответчиком не заявлялось.Иные доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, а направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, в то время как оснований для такой оценки не имеется. Суд первой инстанции, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал надлежащую оценку, разрешив спор в соответствии с материальным и процессуальным законом. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегияО П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда г. Брянска от 2 декабря 2019 г. по иску Тарасовой Жанны Владимировны к Департаменту образования и науки Брянской области, отделу образования администрации Брасовского района Брянской области об обязании выделить денежные средства и перечислить их на расчетный счет оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента образования и науки Брянской области – без удовлетворения.

Председательствующий Ж.В. Марина

Судьи Е.А. Киселева

Е.В. Кулешова