ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4588/13 от 13.02.2014 Верховного Суда Республики Ингушетия (Республика Ингушетия)

Дело № 2-4588/2013 Председательствующий – судья ФИО2

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-222/2014

гор. Магас 13 февраля 2014 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего – ФИО11,

судей - ФИО12 и ФИО10,

при секретаре ФИО4

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственной службы ЗАГС Республики Ингушетия на решение Магасского районного суда от 21 октября 2013 г., которым удовлетворены исковые требования ФИО1 к Государственной службе ЗАГС Республики Ингушетия о восстановлении на работе.

Заслушав доклад судьи ФИО10, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 с 1990 г. работала в системе Государственной службы ЗАГС Республики Ингушетия на различных должностях. 23 сентября 2013 г. освобождена от замещаемой должности начальника отдела ЗАГС г. Назрань и уволена с гражданской службы в соответствии п. 8.2. ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79- ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на основании приказа от 24 мая 2013 г. № 29 «О внесении изменений в штатное расписание и структуру Государственной службы ЗАГС Республики Ингушетия». Согласно данному приказу отделы Государственной службы ЗАГС по Назрановскому району и <адрес> объединены в один отдел. В результате данного объединения была исключена из штатного расписания одна единица начальника отдела Государственной службы ЗАГС. Поскольку приказ об увольнении издан в отношении нее, полагает, что комиссия Государственной службы ЗАГС Республики Ингушетия по определению преимущественного права оставления на работе государственного служащего при сокращении штата неправомерно отдала предпочтение ФИО5, занимавшей должность начальника Назрановского отдела Государственной службы ЗАГС, поскольку у нее более высокая квалификация, за добросовестный труд и профессионализм была награждена Почетной грамотой Государственной службы ЗАГС Республики Ингушетия, имеет классный чин Советник государственной гражданской службы 1 класса, имеет два высших образования, большую продолжительность стажа работы по специальности, стаж в должности руководителя отдела ЗАГС г. Назрань с 1991 г., являясь начальником отдела Государственной службы ЗАГС г. Назрань с 2000 г., возглавляла отдел со штатом их трех сотрудников, обслуживала территорию с численностью населения более чем 120 тыс. человек. Жалоб со стороны населения и замечаний со стороны контролирующих органов в отдел, которым она руководила, не поступало. На ее иждивении находятся трое детей студентов, двое из которых являются инвалидами с детства, а также супруг, являющийся инвалидом I группы. Она является единственным работником в семье, имеющим самостоятельный заработок. Считая, что ее преимущественное право при сокращении штата комиссией Государственной службы ЗАГС Республики Ингушетия не принято во внимание, она обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит признать неправомерным увольнение и восстановить в должности начальника отдела Государственной службы ЗАГС.

Решением Магасского районного суда от 21 октября 2013 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ответчика, считая, что решение судом вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывается на то, что выводы суда, согласно которым ФИО1 обладает преимущественным правом оставления на работе, являются необоснованными, поскольку ФИО5 имеет высшее образование, по квалификации - юрист, общий стаж работы и стаж работы в органах ЗАГС составляет 26 лет 1 день, за высокий профессионализм и отзывчивое отношение к людям была награждена Почетной грамотой, также имеет иждивенцев, прошла курсы повышения квалификации. Считает, что суд не принял во внимание то обстоятельство, что ФИО1 имеет стаж государственной гражданской службы на 4 года меньше чем ФИО5 Полагает, что поощрения грамотами, численность населения обслуживаемой территории, производительность труда, а также нахождение на иждивении мужа, являющегося инвалидом I группы и получающим пенсию, трех детей – студентов, обучающихся по дневной форме обучения, достигших возраста более 23 лет, не могут служить основанием признания преимущественного права. Также в жалобе указывается на то, что комиссия по вопросу определения работников, обладающих преимущественным правом оставления на работе и не подлежащих увольнению при сокращении штата, исходила из интересов работодателя в продолжении трудовых отношений с наиболее квалифицированными и эффективно работающим работником.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на жалобу ответчика и прокурора, выслушав представителя Государственной службы ЗАГС Республики Ингушетия ФИО9-Г., просившего решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, истца ФИО1, её представителя ФИО6, полагавших решение законным и обоснованным, заключение прокурора ФИО7, полагавшего решение подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ФИО1 с 1990 г. работала в системе Государственной службы ЗАГС Республики Ингушетия на различных должностях. 23 сентября 2013 г. освобождена от замещаемой должности начальника отдела ЗАГС г. Назрань и уволена с гражданской службы в соответствии п. 8.2. ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79- ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на основании приказа от 24 мая 2013 г. № 29 «О внесении изменений в штатное расписание и структуру Государственной службы ЗАГС Республики Ингушетия».

Согласно приказу от 24 мая 2013 г. № 29 «О внесении изменений в штатное расписание и структуру Государственной службы ЗАГС Республики Ингушетия» два прежних отдела Назрановского района и города Назрань объединены в один отдел Государственной службы ЗАГС.

Таким образом, на период проведения процедуры сокращения имелась вакантная должность начальника отдела ЗАГС Назрановского района и г. Назрань, в связи с чем представителем нанимателя была создана комиссия по определению преимущественного права оставления на работе, полномочия которой наряду с определением работников, на которых распространяется запрет на увольнение по инициативе работодателя, составили полномочия по определению работников, имеющих преимущественное право на оставление на работе.

Согласно выписке из протокола комиссии по вопросу определения работников, обладающих преимущественным правом оставления на работе и не подлежащих увольнению при сокращении штата, от 23 июля 2013 г. комиссия, рассмотрев возможность сокращения численности работников по должностям начальника отдела ЗАГС г. Назрань и начальника отдела ЗАГС Назрановского района, пришла к выводу о том, что начальник отдела ЗАГС Назрановского района обладает преимущественным правом оставления на работе с учетом стажа государственной службы, составляющего 26 лет 2 дня, и высшего образования. Кроме того, из протокола усматривается, что ФИО5 присвоен квалификационный класс Советник государственной гражданской службы Республики Ингушетия 3 класса, не замужем, на иждивении находятся мать – пенсионерка, брат – инвалид 2 группы, сестра, является единственным кормильцем в семье, прошла курсы повышения квалификации в г. Ростов-на-Дону в 2008 г. в ФГОУ ВПО СКАГС по программе «Организационно-правовые основы деятельности государственных и муниципальных служащих органов ЗАГС».

Как усматривается из протокола заседания комиссии, истец, занимавшая должность начальника отдела ЗАГС г. Назрань, имеет общий стаж работы – 30 лет 10 месяцев 17 дней, стаж государственной службы и работы в органах ЗАГС - 23 года 1 день.

Доводы апелляционной жалобы о преимущественном праве лица, замещавшего должность начальника отдела ЗАГС Назрановского района, перед истцом в связи с наличием стажа государственной службы, превышающим стаж государственной службы истца на 3 года, судебная коллегия находит недостаточным основанием для определения преимущественного права оставления на работе в отношении ФИО8, поскольку стаж государственной службы ФИО1 в должности начальника отдела с 16 июля 1991 г. составляет более 20 лет. ФИО5 в должности начальника отдела ЗАГС <адрес> работает лишь с 4 декабря 2009 г., т.е. неполных четыре года. О более высоком уровне профессионального образования ФИО1 свидетельствует повышение ею квалификации в 2008 году в ФГОУ ВПО СКАГС в г. Ростов-на-Дону по программе «Организационно – правовые основы деятельности государственных и муниципальных служащих органов ЗАГС и в 2010 г. в филиале ФГОУ ВПО СКАГС г. Пятигорск по программе «Правовые основы государственной гражданкой службы». Два высших образования по квалификациям: историк-преподаватель и юрист, присвоение ФИО1 классного чина Советник государственной гражданской службы Республики Ингушетия 1 класса также свидетельствует о более высокой квалификации. Кроме того, ФИО1 замужем, сын ДД.ММ.ГГГГ г. рождения – инвалид с детства, муж – инвалид 1 группы, сын – студент.

При таких обстоятельствах, учитывая требования ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», регламентирующей отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у ФИО1 в период проведения процедуры сокращения преимущественного права на замещение вакантной должности начальника отдела ЗАГС Назрановского района и г. Назрань, в связи с чем судебная коллегия находит законным решение суда в части признания незаконным увольнения с государственной гражданской службы.

Вместе с тем судебная коллегия считает решение суда подлежащим изменению в части восстановления ФИО1 на работе в должности начальника отдела ЗАГС Назрановского района и г. Назрань, поскольку в соответствии с п. 1 ч. 14 ст. 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, - о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, в связи с чем ФИО1 подлежит восстановлению на государственной гражданской службе в должности начальника отдела ЗАГС г. Назрань.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Магасского районного суда от 21 октября 2013 г. по делу по иску ФИО1 к Государственной службе записи актов гражданского состояния Республики Ингушетия о восстановлении на работе изменить в части восстановления ФИО1 на работе в должности начальника отдела ЗАГС Назрановского района и г. Назрань, указав следующее:

Восстановить ФИО1 на государственной гражданской службе в должности начальника отдела ЗАГС г. Назрань Государственной службы записи актов гражданского состояния Республики Ингушетия с 23 сентября 2013 г.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика удовлетворить частично.

Председательствующий

Судьи

С подлинного за надлежащими подписями

Копия верна:

Судья ФИО10

Определение30.04.2014