ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-45/2022 от 16.06.2022 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Судья Карпинская Ю.А.

дело № 2-45/22

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-6372/2022

16 июня 2022 года город Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Скрябиной С.В.,

судей Доевой И.Б., Подрябинкиной Ю.В.,

при секретаре Гузеевой Е.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Правительству Челябинской области, Управлению делами Губернатора и Правительства Челябинской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Челябинской области о признании действий незаконными, возложении обязанности по предоставлению единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, взыскании компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Центрального районного суда города Челябинска от 21 января 2022 года.

Заслушав доклад судьи Скрябиной С.В. об обстоятельствах дела, пояснения истца ФИО2, настаивавшей на доводах апелляционной жалобы, представителей ответчиков Правительства Челябинской области – ФИО3, Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области – ФИО5, полагавших апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Правительству Челябинской области и Управлению делами Губернатора и Правительства Челябинской области, с учетом уточнения своих исковых требований просила признать нарушенными ее права и законные интересы в связи с неполучением единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, признать незаконным бездействие Правительства Челябинской области и Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области, выразившееся в непредоставлении ей единовременной субсидии, возложить на ответчиков обязанность устранить допущенное нарушение путем предоставления субсидии, взыскать с каждого из ответчиков компенсацию морального вреда в размере по 15 000 руб.

В обоснование иска указала, что проходила государственную гражданскую службу в Управлении делами Губернатора и Правительства Челябинской области. С января 2016 года по месту прохождения государственной гражданской службы состояла на учете в качестве нуждающейся в получении жилищной субсидии на приобретение жилого помещения, предусмотренной постановлением Правительства Челябинской области от 17 сентября 2009 года № 227-П «О предоставлении государственным гражданским служащим Челябинской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения». В январе 2020 года она обратилась в прокуратуру Челябинской области с заявлением дать оценку действиям должностных лиц Правительства Челябинской области по вопросу правомерности выдачи жилищных субсидий некоторым государственным гражданским служащим области. По результатам проверки заместителем прокурора области в адрес первого заместителя Губернатора Челябинской области было вынесено представление об устранении нарушений законодательства о государственной гражданской службе. Ознакомившись с материалами прокурорской проверки, она посчитала, что ее права, как государственного гражданского служащего, стоящего в очереди на получение жилищной субсидии, были нарушены, поскольку прокуратурой было установлено, что субсидии государственным гражданским служащим, замещающим должности категории «руководители» «помощники (советники)» высшей группы должностей предоставлялись вопреки требованиям закона без соблюдения порядка очередности, без учета даты подачи заявлений о предоставлении субсидии, без принятия комиссией решения о постановке на учет, без включения в сводный список (в ряде случаев). Однако представление прокурора, на ее взгляд, исполнено не было. 29 сентября 2020 года она обратилась к ответчикам с претензиями о предоставлении ей жилищной субсидии в течение 10 календарных дней с момента получения претензии, но ей в этом было отказано.

В ходе рассмотрения гражданского дела из числа третьих лиц, указанных истцом, определением суда от 27 апреля 2021 года была исключена прокуратура Челябинской области, а определением от 21 января 2022 года к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Челябинской области.

Истец ФИО2 в судебном заседании суда первой инстанции поддержала заявленные требования в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

Представитель Правительства Челябинской области - ФИО3, действующая на основании доверенности, иск не признала.

Представитель Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области ФИО5, действующая на основании доверенности, в иске просила отказать.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Челябинской области, извещенный о судебном заседании 14 января 2022 года (л.д. 232, том 7, л.д. 61, том 8) в судебное заседание не явился.

Решением суда в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказано.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении ее требований в полном объеме. При этом ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Так, считает ошибочным и основанным на неправильном толковании закона вывод суда о том, что предоставление государственным гражданским служащим Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения осуществлялось с соблюдением очередности, о том, что ФИО25 имели перед ней преимущественное право на предоставление субсидии без учета очередности, предоставление им субсидии без постановки на учет в качестве получателя субсидии не нарушило ее права на получение субсидии.

Вместе с тем в постановлении Правительства Челябинской области № 227-П не предусмотрено право на предоставление субсидии без учета очередности, в том числе гражданским служащим, замещающим должности категории «руководители» и «помощники (советники)» высшей группы должностей.

Ошибочность вывода суда подтверждена представлением прокурора Челябинской области, в котором отражено, что жилищные субсидии ФИО26. предоставлены без соблюдения порядка очередности, без учета даты подачи заявления о предоставлении субсидий, без принятия комиссией решения о постановке на учет.

Полагает, что с учетом того, что она была поставлена на учет для получения единовременной субсидии приказом от ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО27 обратился к Губернатору Челябинской области с заявлением о предоставлении субсидии ДД.ММ.ГГГГФИО28 обратился в комиссию с заявлением 03 октября 2016 года, ее право на получение жилищной субсидии в порядке очередности было грубо нарушено.

Приводит доводы о нарушении предоставления единовременной субсидии ФИО29 указывает на его нелегитимное обращение напрямую к Губернатору Челябинской области, нелегитимное рассмотрение его заявления комиссий Аппарата Губернатора и Правительства Челябинской области, обстоятельства рождения у него третьего ребенка в декабре 2017 года, тогда как решение о предоставлении ему субсидии как многодетному отцу с количеством трех детей было принято в 2016 году. Ссылается на обстоятельства получения жилищной субсидии ФИО30 значительно раньше ФИО31 несмотря на то, что заявление им было подано на 10 месяцев позже, чем ее заявление и заявление ФИО32 Кроме того, ФИО33 проходя службу в Управлении делами, не обращался за получением жилищной субсидии в государственный орган, где проходил государственную гражданскую службу, а обратился в комиссию по рассмотрению вопросов представления субсидий государственным гражданским служащим Аппарата Губернатора и Правительства Челябинской области, к которому не имел никакого отношения; никаких решений Губернатор Челябинской области в его отношении не принимал, а также руководитель Управления делами в адрес Губернатора с представлением не обращался. Таким образом, полагает, что судом не дана надлежащая оценка действиям ответчиков по предоставлению субсидии как ФИО34.

Кроме того, судом не дана оценка тому, почему Губернатором Челябинской области вне очереди и вне закона предоставлялись жилищные субсидии гражданским служащим в порядке пункта 3 Постановления № 227-П, для которых он не являлся представителем нанимателя, в нарушение прав и законных интересов лиц, законно состоящих в очереди на получение субсидии, в том числе и ее.

Ссылается, что судом не дана оценка дискриминационным действиям при предоставлении жилищной субсидии относительно занимаемой должности, так рядовые государственные служащие, претендующие на получение единовременной субсидии, ожидают по 6-7 лет получения такой субсидии, как госслужащие высшей группы должностей получают такую субсидию без ожидания, в приоритетном порядке, без постановки на учет.

Полагает, что суду следовало дать оценку тому, как, где и кем определяется эффективность и результативность руководителей органов исполнительной власти, претендующих на получение жилищной субсидии.

Полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что ее мнение о необоснованности решения Губернатора Челябинской области о предоставлении единовременной субсидии конкретному государственному гражданскому служащему, не влияет на его законность и не свидетельствует о нарушении ее прав, сделан на основании неправильного толкования норм материального права, что является основанием для отмены решения.

Кроме того, ссылается на нарушение процессуальных прав, выразившихся в незаконном отказе в принятии уточненного иска, о чем она заявила в судебном заседании 21 января 2022 года, а также в отказе в удовлетворении ходатайства о вызове свидетелей ФИО35 показания которых были необходимы для пояснения в части порядка работы по выдаче жилищных субсидий государственным служащим высшей группы должностей. Также судом неправомерно отказано в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица прокуратуры Челябинской области, о чем было указано в исковом заявлении. Полагает, что участие в дела прокураты Челябинской области являлось обязательным, поскольку именно акт прокурорского реагирования был положен в основу ее иска.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Челябинской области при надлежащем извещении не явился, ходатайствовал о проведении судебного заседания в его отсутствие. В соответствии с требованиями статей 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным провести судебное заседание в отсутствие представителя Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Челябинской области.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО2 в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года проходила государственную гражданскую службу в Управлении делами Губернатора и Правительства Челябинской области. Последняя замещаемая ею должность – . Указанные обстоятельства подтверждаются записями, внесенными в трудовую книжку истца, приказом о расторжении служебного контракта (увольнении) от 14 мая 2021 года № 125-гк (л.д. 87-95, 132, том 1).

Приказом Управляющего делами Губернатора и Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ за № ФИО2 была поставлена на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (л.д. 45, том 1).

Основанием для издания такого приказа явилось решение Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения государственным гражданским служащим Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому по итогам рассмотренного заявления ФИО2 и документов, приложенных к нему, поставлена на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (л.д. 46-47, том 1).

Как следует из заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ на имя председателя Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления гражданским служащим единовременных субсидий Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области, она просила предоставить ей единовременную субсидию на приобретение жилого помещения. К заявлению приложила копию свидетельства о заключении брака, копии паспортов, справку об отсутствии жилых помещений у нее и ее супруга, справку, подтверждающую место регистрации ее и супруга, копию домовой книги, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на свое имя и имя супруга (л.д. 71-86 том 1).

Впоследствии ФИО2 после рождения ребенка обращалась с заявлением о включении ее дочери в число членов семьи, проживающих с ней совместно, в целях получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (л.д. 66, том 1).

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления гражданским служащим единовременных субсидий Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ ее заявление было удовлетворено: дочь ФИО2 была включена в члены семьи, учитываемые при расчете единовременной выплаты на приобретение жилого помещения (л.д. 48-49, том 1).

Согласно списку гражданских служащих, поставленных на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному Управляющим делами Губернатора и Правительства Челябинской области ФИО36., ФИО2 была поставлена на учет под порядковым номером «7» (л.д. 113-114, том 2).

Приказом Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была освобождена от занимаемой должности государственной гражданской службы, служебный контракт с ней расторгнут, она уволена с государственной гражданской службы Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ за однократное грубое нарушение гражданским служащим должностных обязанностей – прогул (отсутствие на служебном месте без уважительных причин белее четырех часов подряд в течение служебного дня) подпункт «А» пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (л.д. 132, том 1).

В связи с увольнением с государственной гражданской службы ФИО2 приказом Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ была снята с учета для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (л.д. 5, том 3).

На дату увольнения с государственной гражданской службы ФИО2 состояла на учете для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области под порядковым номером «2» (л.д. 162-163, том 3).

В период прохождения государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обращалась в прокуратуру Челябинской области для оценки действий должностных лиц Правительства Челябинской области по вопросу незаконной выдачи жилищных субсидий некоторым государственным гражданским служащим Челябинской области, получившим субсидию вне очереди, что нарушило ее право на получение субсидии (л.д. 156-164, том 2).

По обращению ФИО2 органами прокуратуры была проведена выборочная проверка исполнения требований закона за период 2018-2019 годы в части предоставления жилищных субсидий государственным гражданским служащим Челябинской области.

Как следует из представления заместителя прокурора Челябинской области об устранении нарушений законодательства о государственной гражданской службе от ДД.ММ.ГГГГ, выборочной проверкой за период 2018 – 2019 годы установлены нарушения. Так, в представлении указано, что предоставление государственным гражданским служащим, замещающим должности категории «руководители», «помощники (советники)» высшей группы должностей, единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, осуществлялось вопреки требованиям закона без соблюдения порядка очередности, без учета даты подачи заявлений о предоставлении субсидии, без принятия Комиссией решения о постановке на учет, а в ряде случаев – без включения в сводный список. Первому заместителю Губернатора Челябинской области ФИО15 внесено требование о рассмотрении представления с участием работника прокуратуры области, принятию мер по устранению нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а также по недопущению впредь, рассмотрении вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушения закона, к установленной ответственности (л.д. 170-172, том 2).

Кроме того, с целью устранения выявленных нарушений порядка предоставления жилищных субсидий 25 февраля 2020 года прокурором Челябинской области в Правительство Челябинской области направлено требование об изменении нормативного правового акта с целью исключения коррупциогенных факторов (л.д. 174-175, том 2).

Согласно ответу первого заместителя Губернатора Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ представление прокурора было рассмотрено на совещании, в качестве меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, осуществлена передача учетных дел государственных гражданских служащих Челябинской области категории «руководители» и «помощники (советники)» высшей группы должностей в соответствующие органы государственной власти Челябинской области для постановки указанных государственных гражданских служащих на учет для получения единовременной субсидии в соответствии с Порядком предоставления государственным гражданским служащим Челябинской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 17 сентября 2009 года № 227-П. Кроме того, на заседании Правительства Челябинской области от 19 марта 2020 года внесены изменения в Порядок предоставления субсидии государственным гражданским служащим, касающиеся изменения процедуры составления сводного списка государственных гражданских служащих Челябинской области, которым предоставляется единовременная субсидия на приобретение жилого помещения (л.д. 26, том 1, л.д. 173, том 2).

Разрешая спор и отказывая ФИО2 в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что из Списков гражданских служащих Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области, поставленных на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, за период 2016 – 2021 годы и Сводных списков государственных гражданских служащих Челябинской области, которым предоставляется единовременная субсидия на приобретения жилого помещения, за аналогичный период, предоставление единовременной субсидии осуществлялось с соблюдением порядка очередности, с учетом даты постановки на учет государственных гражданских служащих Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области, за исключением предоставления субсидии в 2017 году ФИО37 в 2018 году – ФИО38 которые не значились в Списках гражданских служащих, поставленных на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области. Однако на нарушение прав ФИО2 получение указанными лицами единовременной субсидии данное обстоятельство не повлияло в связи с тем, что истец в мае 2021 года была уволена с государственной гражданской службы. При этом на момент увольнения в Списке гражданских служащих Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области, поставленных на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, она состояла под номером «2».

Судебная коллегия в целом соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2, считая их правильными, основанными на законе, на имеющихся в материалах дела доказательствах.

Так, Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», определив основные государственные гарантии гражданских служащих (статья 52), предусмотрел в статье 53 возможность предоставления им дополнительных государственных гарантий. В частности, согласно пункту 4 этой статьи гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных этим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года № 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения», субъектам Российской Федерации рекомендовано при принятии нормативных правовых актов о предоставлении государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации единовременной субсидии на приобретение жилого помещения учитывать положения настоящего Постановления.

Порядок предоставления государственным гражданским служащим Челябинской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 17 сентября 2009 года № 227-П «О предоставлении государственным гражданским служащим Челябинской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» (далее – Порядок).

В соответствии с пунктами 6 и 13 Порядка, в редакции, действующей на дату постановки истца на учет, принятие гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты осуществлялось на основании заявления гражданского служащего, представляемого на имя руководителя государственного органа Челябинской области в Комиссию по рассмотрению вопросов предоставления гражданским служащим единовременных выплат (далее именуется - Комиссия), которая создается в государственном органе Челябинской области по решению руководителя государственного органа Челябинской области.

В силу пункта 16 Порядка решение о постановке гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты или об отказе в постановке на учет для ее получения принимается Комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи гражданским служащим заявления, предусмотренного пунктом 6 настоящего Порядка, оформляется протоколом Комиссии и утверждается правовым актом (приказом) государственного органа Челябинской области.

Согласно пунктам 26 - 29 Порядка государственный орган Челябинской области в соответствии с решением Комиссии ежегодно до 1 февраля текущего года представляет в Управление государственной службы список гражданских служащих, которым предоставляется единовременная выплата для проверки достоверности сведений.

Управление государственной службы на основании списков государственных органов Челябинской области формирует сводный список гражданских служащих, которым предоставляется единовременная выплата (далее именуется - сводный список), и направляет его в Комиссию для рассмотрения.

По результатам рассмотрения Комиссией сводный список не позднее 1 марта текущего года передается на согласование председателю Правительства Челябинской области.

Председатель Правительства Челябинской области согласовывает проект сводного списка не позднее трех дней со дня поступления и направляет его Губернатору Челябинской области для утверждения.

Формирование сводного списка осуществляется в разрезе государственных органов Челябинской области исходя из очередности гражданских служащих, определенной в списках государственных органов Челябинской области.

После утверждения Губернатором Челябинской области сводного списка Управление государственной службы разрабатывает проект распоряжения Губернатора Челябинской области о распределении средств между государственными органами Челябинской области.

В силу пункта 30 Порядка Управление государственной службы в течение 30 дней после утверждения Губернатором Челябинской области сводного списка выдает гражданскому служащему свидетельство о предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения по форме согласно приложению 5 к настоящему Порядку.

Управление государственной службы ведет реестр выданных свидетельств о предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения по форме согласно приложению 6 к настоящему Порядку и реестр оплаченных свидетельств о предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения по форме согласно приложению 7 к настоящему Порядку (пункт 31 Порядка).Единовременная выплата предоставляется гражданскому служащему в форме безналичного расчета путем перечисления денежных средств на счет гражданского служащего (пункт 32 порядка).

Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что в целях учета особенностей профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданской службе допускается по решению Губернатора Челябинской области (по представлению руководителя государственного органа Челябинской области) предоставление единовременной выплаты гражданским служащим, замещающим должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" высшей группы должностей без учета условий, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, и имеющим стаж гражданской службы не менее одного года. Предоставление единовременной выплаты таким гражданским служащим осуществляется в соответствии с настоящим Порядком, за исключением пунктов 8, 9, 11, подпункта 2 пункта 18, 25.

При этом согласно пункту 4-1 Порядка гражданские служащие, принятые на учет в государственном органе Челябинской области для получения единовременной выплаты, воспитывающие зарегистрированных по месту жительства совместно с ним трех и более его детей и (или) детей его супруга (супруги), имели преимущественное право на получение единовременной выплаты.

Постановлением Правительства Челябинской области от 29 марта 2017 года № 162-П были внесены изменения в постановление Правительства Челябинской области от 17 сентября 2009 года № 227-П. В частности, аналогичное положение, закрепленное в пункте 4-1 Порядка, было предусмотрено в пункте 4, а пункт 4-1 признан утратившим силу.

На момент утверждения Сводного списка государственных гражданских служащих Челябинской области, которым предоставляется единовременная субсидия на приобретение жилого помещения в 2021 году, действовали пункты 26 и 27 Порядка в редакции постановлений Правительства Челябинской области от 20 февраля 2019 года № 99-П, от 19 марта 2020 года № 127-П, согласно которым государственный орган Челябинской области в соответствии с решением Комиссии ежегодно до 1 февраля текущего года представляет в Управление государственной службы и противодействия коррупции список гражданских служащих, которым предоставляется единовременная выплата для проверки достоверности сведений. Управление государственной службы и противодействия коррупции на основании списков государственных органов Челябинской области формирует сводный список гражданских служащих, которым предоставляется единовременная выплата (далее именуется - сводный список). Сводный список не позднее 1 марта текущего года передается на согласование первому заместителю Губернатора Челябинской области, осуществляющему руководство Аппаратом Губернатора и Правительства Челябинской области.

Первый заместитель Губернатора Челябинской области, осуществляющий руководство Аппаратом Губернатора и Правительства Челябинской области, согласовывает проект сводного списка не позднее трех дней со дня поступления и направляет его Губернатору Челябинской области для утверждения. Формирование сводного списка осуществляется в разрезе государственных органов Челябинской области исходя из очередности гражданских служащих, определенной в списках государственных органов Челябинской области (пункт 28).

С 18 марта 2021 года вступили изменения, внесенные постановлением Правительства Челябинской области от 18 марта 2021 года № 87-П. Указанным постановлением пункты 26 и 27 Порядка изложены в новой редакции: "26. Государственный орган Челябинской области в соответствии с решением Комиссии ежегодно до 5 февраля текущего года представляет в Управление государственной службы и противодействия коррупции список гражданских служащих, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, по состоянию на 1 февраля текущего года.

В случае отсутствия в государственном органе Челябинской области гражданских служащих, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, государственный орган Челябинской области представляет соответствующую информацию в Управление государственной службы и противодействия коррупции в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта.

27. Управление государственной службы и противодействия коррупции на основании списков государственных органов Челябинской области, представленных в соответствии с пунктом 26 настоящего Порядка, формирует сводный список гражданских служащих, которым предоставляется единовременная выплата (далее именуется - сводный список).

Формирование сводного списка осуществляется в разрезе государственных органов Челябинской области с учетом очередности гражданских служащих, определенной в списках государственных органов Челябинской области, исходя из объема средств, предусмотренных в областном бюджете на текущий финансовый год, распределяемых между государственными органами Челябинской области пропорционально количеству гражданских служащих, установленному в штатной численности государственного органа Челябинской области, но не менее одного гражданского служащего, которому предоставляется единовременная выплата, в каждом государственном органе Челябинской области (за исключением указанных в абзаце втором пункта 26 настоящего Порядка) в текущем году.

Сводный список не позднее 5 марта текущего года передается на согласование первому заместителю Губернатора Челябинской области, осуществляющему руководство Аппаратом Губернатора и Правительства Челябинской области.";

Абзац второй пункта 28 и пункт 29 признаны утратившими силу.

На основании приказа Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ была создана Комиссия по рассмотрению вопросов предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения государственным гражданским служащим Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области, утверждено положение о порядке работы комиссии и состав комиссии (л.д. 216, том 4).

На основании Распоряжения руководителя аппарата Губернатора и Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, создана Комиссия по рассмотрению вопросов предоставления государственным гражданским служащим Аппарата Губернатора и Правительства Челябинской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утверждено положение о порядке работы комиссии и состав комиссии (л.д. 158-159, том 5).

В материалы дела за спорные периоды с 2016 по 2021 годы представлены Списки гражданских служащих, поставленных на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области, так и Сводные списки государственных гражданских служащих Челябинской области, которыми предоставлялась единовременная субсидия на приобретение жилого помещения.

Согласно Спискам гражданских служащих Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области, поставленных на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, по состоянию на 01 февраля 2016 года очередниками являлись ФИО17 (), ФИО18 (), ФИО19 (), ФИО20 (), ФИО21 (), ФИО22 (), ФИО2 () (л.д. 147-148, том 3);

по состоянию на 01 февраля 2017 года очередниками являлись ФИО18 (), ФИО19 (), ФИО20 (), ФИО21 (), ФИО2 () (л.д. 150-151, том 3);

по состоянию на 01 февраля 2018 года очередниками являлись ФИО21 () с увеличением членов семьи с 4-х до 5-и (№ 1), ФИО18 (), ФИО19 (), ФИО20 (), ФИО2 () (л.д. 153-154, том 3);

по состоянию на 01 февраля 2019 года очередниками являлись ФИО21 (), ФИО18 (), ФИО19 ( ФИО20 (), ФИО2 () (л.д. 156-157, том 3);

по состоянию на 01 февраля 2020 года очередниками являлись ФИО19 (), ФИО20 (), ФИО2 () (л.д. 159-160, том 3);

по состоянию на 01 февраля 2021 года очередниками являлись ФИО20 (), ФИО2 () (л.д. 162-163, том 3).

Как следует из Сводных списков государственных гражданских служащих Челябинской области за 2016-2021 годы, утвержденных Губернатором Челябинской области 07 июля 2016 года, 30 марта 2017 года, 30 марта 2018 года, 05 марта 2019 года, 28 апреля 2020 года, 17 марта 2021 года соответственно, единовременная субсидия была предоставлена государственным служащим Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области в 2016 году ФИО17; в 2017 году - и ФИО4ФИО14, который в Списке гражданских служащих, поставленных на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области, не значился; в 2018 году - ФИО13, который также не значился в Списке гражданских служащих, поставленных на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области; в 2019 году - ФИО21 и ФИО18; в 2020 году - ФИО19; в 2021 году ФИО20 (л.д. 124-146, 147-148, 197-232, том 3, л.д. 9-38, том 4)

Как следует из материалов дела, ФИО13 29 января 2016 года обратился к Губернатору Челябинской области с заявлением о предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, приложив к заявлению документы, копию свидетельства о заключении брака, копии паспортов, страховых свидетельств обязательного пенсионного страхования на всех членов семьи, копию домовой книги, документы о составе семьи, копии свидетельств о рождении двоих несовершеннолетних детей 2006 и ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 06 декабря 2017 года у ФИО13 родился третий ребенок, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 76-80, том 4, л.д. 25-139 том 5).

03 октября 2016 года с заявлением о предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения на имя председателя Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления государственным гражданским служащим Аппарата Губернатора и Правительства Челябинской области обратился ФИО14, приложив также документы о составе семьи, копии свидетельств о заключении брака и рождении двоих детей, копии паспортов всех членов семьи, страховых свидетельств обязательного пенсионного страхования на всех членов семьи, справки о составе семьи и с места регистрации (л.д. 81-100, том 4).

Как указали представители ответчиков, ФИО14 и ФИО13 действительно не были включены в Список гражданских служащих, поставленных на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области в силу своего должностного положения: ФИО13 являлся , а ФИО14 – . Представителем нанимателя для них значился Губернатор Челябинской области, поэтому заявления о предоставлении единовременных субсидий на приобретение жилого помещения были поданы ими непосредственно Губернатору Челябинской области, руководителю Аппарата Губернатора и Правительства Челябинской области. Своим решением Губернатор области включил ФИО14 в сводный список гражданских служащих, которым предоставляется единовременная выплата в 2017 году, ФИО13 в связи с рождением в его семье третьего ребенка – в сводный список гражданских служащих, которым предоставляется единовременная выплата в 2018 году.

Согласно Протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления государственным гражданским служащим Аппарата Губернатора и Правительства Челябинской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от 04 апреля 2016 года предметом рассмотрения комиссии являлись 19 заявлений государственных гражданских служащих, замещающих должность по предоставлению единовременной выплаты и определению ее размера, в том числе заявление ФИО13 Решением комиссии ФИО13 был включен в Сводный список для представления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения на основании пункта 3 Порядка (л.д. 10-20, том 7).

Согласно Протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления государственным гражданским служащим Аппарата Губернатора и Правительства Челябинской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от 23 марта 2017 года № комиссией был рассмотрен и принят для представления Губернатору Челябинской области Сводный список гражданских служащих, которым предоставляется единовременная субсидия на приобретение жилого помещения в 2017 году, куда включены сведения о ФИО14 (л.д. 82-94, том 7).

Из анализа Порядка в редакциях, действовавших на момент включения истца в Список государственных гражданских служащих Управления делами Губернатора Челябинской области и до утверждения Сводного списка гражданских служащих, которым предоставляется единовременная субсидия на приобретение жилого помещения в 2021 году, а также документов, предоставленных ответчиками в материалы дела, следует, что в нарушение Порядка ни ФИО13, ни ФИО14 не были поставлены на учет для получения единовременной выплаты в государственном органе, где проходили службу – Управлении делами Губернатора и Правительства Челябинской области. Комиссия по рассмотрению вопросов предоставления государственным гражданским служащим Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения их заявлений не рассматривала и решений о постановке их на учет для получения единовременной выплаты не принимала.

Отсутствовали такие полномочия и у Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления государственным гражданским служащим Аппарата Губернатора и Правительства Челябинской области, так как в силу Положения о такой Комиссии, утвержденной распоряжением руководителя Аппарата Губернатора и Правительства Челябинской области от 26 января 2015 года № 14 (с последующими изменениями), к функциям Комиссии были отнесены прием и рассмотрение заявлений и прилагаемых к ним документов государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы в Аппарате Губернатора и Правительства Челябинской области, к категории которых ни ФИО13, ни ФИО14 не относились (л.д. 158-177, том 5).

Как пояснили в судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчиков, какого-либо иного Порядка предоставления государственным гражданским служащим Челябинской области, замещающим должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" высшей группы должностей, единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, нет.

Не было предусмотрено иного порядка и Административным регламентом предоставления государственным гражданским служащим Челябинской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденным распоряжением заместителя Губернатора Челябинской области – руководителя аппарата Правительства Челябинской области от 25 апреля 2012 года № 16 (л.д. 69-87, том 8).

Таким образом, при предоставлении им единовременной субсидии на приобретение жилого помещения следовало руководствоваться общим Порядком, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области № 227-П, пункт 3 которого не устанавливает для такой категории служащих внеочередного права на предоставление субсидии, он лишь касается предоставления единовременной выплаты без учета условий, указанных в пункте 2 настоящего Порядка. В пункте 3 Порядка прямо указано, что предоставление единовременной выплаты таким гражданским служащим осуществляется в соответствии с настоящим Порядком, за исключением пунктов 8, 9, 11, подпункта 2 пункта 18, 25. Порядок не предусматривает ни внеочередного права, ни первоочередного права на предоставление субсидии. Лишь гражданским служащим, принятым на учет для получения единовременной выплаты в государственном органе Челябинской области, воспитывающим зарегистрированных по месту жительства совместно с ним трех и более его детей и (или) детей его супруга (супруги), предоставлено преимущественное право на получение единовременной выплаты (пункт 4 Порядка).

Таким образом, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что предоставление государственным гражданским служащим Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области (в частности, ФИО13 и ФИО14) единовременной субсидии на приобретение жилого помещения осуществлено с соблюдением порядка очередности, с учетом исключений, предусмотренных Постановлением Правительства Челябинской области от 17 сентября 2009 года № 227-П.

Вместе с тем, наличие у ФИО13 в составе семьи троих детей, предоставляло ему право получить единовременную субсидию в соответствии с пунктом 4 Порядка, то есть преимущественно перед другими, состоявшими на учете. Таким правом он воспользовался в 2018 году, когда в соответствии со Списком гражданских служащих, поставленных на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения Управления делами Губернатора Челябинской области и Правительства Челябинской области, по состоянию на 01 февраля 2018 года ФИО2 значилась в списке под номером 5, что не нарушило ее право на получение единовременной субсидии, как правильно указал суд первой инстанции.

Предоставление субсидии в 2017 году ФИО14, который не состоял на учете в Управлении делами Губернатора и Правительства Челябинской области, не имел преимущественного права на ее получение, явилось нарушением Порядка предоставления государственным гражданским служащим Челябинской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Данные действия отсрочили предоставление субсидии ФИО2 на 1 год. При соблюдении Порядка по состоянию на 01 февраля 2021 года истец могла значиться в списке государственных гражданских служащих Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области под номером 1. Однако ко дню выделения субсидии в 2021 году истец была уволена с государственной гражданской службы, что явилось правомерным основанием для снятия ее с учета для предоставления субсидии на приобретение жилого помещения. Отсутствие у истца статуса государственного гражданского служащего лишило ее возможности претендовать на получение такой единовременной субсидии.

Исходя из представленных распоряжений Правительства Челябинской области за 2016-2021 годы «Об изменении бюджетных ассигнований и направлении средств областного бюджета», денежные средства на предоставление государственным гражданским служащим Челябинской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения выделялись каждому государственному органу Челябинской области индивидуально. Поэтому, как верно указал суд первой инстанции, очередность и порядок предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в иных государственных органах области, где истец не проходила государственную гражданскую службу, не могло отразиться на правах ФИО2

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обстоятельство получения ФИО14 в 2017 году единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, не свидетельствует о нарушении прав истца на получении такой субсидии, поскольку она была уволена по инициативе нанимателя в 2021 году до реализации права государственных гражданских служащих Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области на получение субсидии в 2021 году.

Не могут быть признаны состоятельными и доводы апелляционной жалобы истца о намеренной выплате ФИО20 единовременной субсидии после ее увольнения. Указанные доводы соответствующими доказательствами не подтверждены, основаны на предположениях истца.

Таким образом, выводы суда первой инстанции об отсутствии доказательств нарушения прав ФИО1 на получение ею единовременной субсидии на приобретение жилого помещения являются верными, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ФИО1 о признании нарушенными ее прав и законных интересов в связи с неполучением единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, признании незаконными бездействия Правительства Челябинской области, Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области, выразившиеся в непредставлении ей единовременной субсидии, возложении на ответчиков обязанности устранить допущенное нарушение путем предоставления субсидии, и, как следствие, взыскании денежной компенсации морального вреда.

По существу доводы апелляционной жалобы ФИО2 направлены на несогласие с предоставленными единовременными субсидиями ФИО23 и ФИО14, что, по мнению истца, лишило ее права на получение ею спорной субсидии на приобретение жилого помещения на протяжении того времени, пока она состояла в списке государственных гражданских служащий, поставленных на учет для получения единовременной субсидии. Указанные доводы ФИО2 не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы истца.

Ссылка ФИО2 на нарушение процессуальных прав, ввиду отказа в принятии уточненного искового заявления, допросе свидетелей, привлечении в качестве третьего лица прокуратуры Челябинской области, не являются основанием для отмены правильно постановленного решения суда.

Исходя из содержания уточненного искового заявления, которое истец намеревались подать в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела (л.д. 1-39, том 6), она, по своей сути, не изменяла своих исковых требований, а изложила их иными словами.

Доводы ФИО2 о постановке ее на учет в 2016 году под определенным номером (в данном случае - № 7) и нарушении прав иных государственных гражданских служащих Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области, поставленных на учет ранее, чем она, не могут повлечь отмену судебного решения, так как при постановке ее на учет истец не оспаривала действия Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области. Полномочиями выступать в суде от имени иных государственных гражданских служащих области истец не наделена.

В силу пункта 1 статьей 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.

Поскольку решение по делу не могло повлиять на права или обязанности прокуратуры Челябинской области, затронуть ее интересы, суд первой инстанции правомерно удовлетворил ходатайство прокуратуры Челябинской области и исключил ее из числа лиц, участвующих в деле.

Таким образом, в ходе рассмотрения гражданского дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда города Челябинска от 21 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение составлено 23 июня 2022 года.