Судья Глатенко Ю.В. Дело № 2-45/2023
УИД 35RS0002-01-2022-014746-45
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 05 июля 2023 года № 33-2997/2023
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Вахониной А.М., Махиной Е.С.
при секретаре Рябининой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 16 марта 2023 года по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области о признании незаконным решения, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Образцова О.В., объяснения истца ФИО1, судебная коллегия
установила:
решением Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области (далее ОПФР по Вологодской области) от 29 июля 2022 года №... ФИО1 отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ) ввиду отсутствия необходимого специального стажа для назначения пенсии не менее 25 лет.
На дату определения права, 18 июля 2022 года, специальный стаж заявителя по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ составляет 23 года 11 месяцев 5 дней.
В специальный стаж по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ не засчитан период работы с 01 января 2004 года по 31 января 2005 года в должности начальника караула 59 пожарной части 15 отряда пожарной охраны Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Чагодощенского района, поскольку Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Вологодской области в подчинении МЧС не находилось.
Оспаривая правомерность отказа в назначении пенсии, ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области (далее ОСФР по Вологодской области), в котором просил признать незаконным решение ответчика от 29 июля 2022 года №..., возложить на него обязанность включить в специальный стаж истца по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ период работы с 01 января 2004 года по 31 января 2005 года в должности начальника караула 59 пожарной части 15 отряда пожарной охраны Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Чагодощенского района, назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 18 июля 2022 года, взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Чагодощенского района в спорный период входило в состав Государственной противопожарной службы МЧС России и его работники имели право на включение спорного периода в специальный стаж.
Решением Бабаевского районного суда Вологодской области от 16 марта 2023 года ФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований.
Повторяя доводы иска, в апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска. Дополнительно указывает, что согласно справке, имеющейся в материалах дела, ГУ МЧС России по Вологодской области от 28 ноября 2018 года №..., все без исключения подразделения Государственной противопожарной службы в силу Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ) входили и входят в состав и систему МЧС России.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, полагает, что решение принято судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Чагодощенского муниципального района в период с 01 января 2004 года по 31 января 2005 года не входило в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, исходил из выводов о том, что спорный период работы не может быть включен в специальный стаж истца.
Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются верными, основанными на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам по делу, требованиям законодательства.
Во исполнение статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68- ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции от 28 октября 2002 года) постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано создать при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации постоянно действующие органы управления (министерства, комитеты, управления, отделы и т.п.), специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 7 указанного постановления Российской Федерации Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий поручено разработать в 1995 году и довести до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации примерные положения о постоянно действующих органах управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Указом Президента Российской Федерации от 27 мая 1996 года № 784 «Вопросы гражданской обороны Российской Федерации» определено реорганизовать штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, являющиеся подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.
Порядок реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года № 1396 «О реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям».
Во исполнение вышеуказанных постановлений Правительства Российской Федерации приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 13 марта 1997 года № 137 утверждено Примерное положение об органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, в соответствии с пунктом 1 которого, предусматривалось создание и функционирование в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27 мая 1996 года № 784 «Вопросы гражданской обороны Российской Федерации, постановления Губернатора Вологодской области от 30 июня 1997 года № 693 «О реорганизации управления штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям», директивы МЧС России от 6 мая 1997 года № 42-26-31, в целях совершенствования организационно-штатной структуры органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Вологодской области реорганизовано в государственное воинское учреждение «Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Вологодской области».
В соответствии с Положением о Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Вологодской области, утвержденном постановлением Губернатора области от 30 июня 1997 года № 693 (в редакции, действовавшей до 26 февраля 2002 года) (далее - Положение № 693), учредителем Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Вологодской области (далее - Главное управление ГОЧС) выступила Администрация области в лице Губернатора области.
Главное управление ГОЧС являлось некоммерческой организацией, органом исполнительной власти области в сфере организации выполнения мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций как в мирное время так и в военное время.
Согласно пункту 1.13 раздела I Положения № 693 руководство Главным управлением ГОЧС осуществляли Губернатор области и МЧС России.
Во исполнение приказа МЧС России от 16 августа 2000 года № 436 «Об утверждении Примерного положения об органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления», постановлением Правительства Вологодской области от 26 февраля 2002 года № 74 в Положение № 693 внесены изменения.
Согласно новой редакции Положения о Главном управлении ГОЧС, утвержденного постановлением Правительства области от 26 февраля 2002 года № 74 (в редакции, действовавшей до 17 ноября 2003 года) Главное управление ГОЧС являлось некоммерческой организацией, было создано и функционировало при Правительстве области как орган, специально уполномоченный решать?задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, как в мирное, так и в военное время, и подчинялось Губернатору Вологодской области и МЧС России.
Следующая редакция Положения о Главном управлении ГОЧС утверждена постановлением Правительства Вологодской области от 17 ноября 2003 года №1067 (далее - Положение № 1067) (действовала до 6 декабря 2005 года).
В соответствии с Положением № 1067 Главное управление ГОЧС также являлось некоммерческой организацией, было создано и функционировало при Правительстве области как орган, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 1.7 раздела I Положения № 1067 Главное управление ГОЧС осуществляло руководство деятельностью дислоцированных на территории области органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах местного самоуправления, поисково - спасательных служб и подразделений Государственной противопожарной службы.
Руководство деятельностью Главного управления ГОЧС осуществлял Губернатор области, а по вопросам боевой и мобилизационной готовности, осуществления надзорных функций, прохождения военной службы (службы) - МЧС России (пункт 1.9).
Следует отметить, что согласно Положению № 1067 в Главном управлении ГОЧС проходили службу, как военнослужащие, так и гражданский персонал.
Финансирование Главного управления ГОЧС осуществлялось за счет средств федерального и областного бюджетов (пункт 6.8).
В областном бюджете на 2004 год на финансирование деятельности Главного управления ГОЧС были предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 42 977,8 тыс. рублей, исполнение по итогам года составило 100% от утвержденных бюджетных назначений.
При этом, Главное управление ГОЧС входило в структуру органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Войск гражданской обороны Российской Федерации (в мирное время) согласно структуре, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 мая 1996 года № 784 «Вопросы гражданской обороны Российской Федерации».
Положение об Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Чагодощенского муниципального района (далее - Управление по делам ГОЧС района) утверждено постановлением Главы Чагодощенского муниципального района от 31 декабря 2003 года № 736.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения Управление по делам ГОЧС района создается и функционирует в составе администрации Чагодощенского района в целях реализации на территории района единой государственной политики в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.?
Пунктом 1.2. вышеуказанного Положения предусмотрено, что Управление в пределах своих полномочий осуществляет руководство деятельностью дислоцированных на территории муниципального района служб гражданской обороны и районного звена областной подсистемы чрезвычайных ситуаций, органов управления по делам ГОЧС объектов экономики, пожарных частей и подразделений Государственной противопожарной службы и поисково-спасательной службы.
Из пункта 1.4 этого же Положения следует, что руководство деятельностью управления по делам ГОЧС района осуществляет глава района, а по вопросам боевой, и мобилизационной готовности, осуществления надзорных функций, прохождения службы МЧС России через начальника Главного управления по делам ГОЧС Вологодской области.
Учитывая изложенное, Управление по делам ГОЧС Чагодощенского района в 2004 году структурным подразделением Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Вологодской области не являлось.
В соответствии пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичные положения содержались в пункте 18 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года № 437 утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором указана должность «Начальник караула пожарной части (команды), части пожарной охраны, пожарного поезда, дежурной смены (караула)».
Пунктом 2 данного Постановления установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Как следует из данной нормы, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
В соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
Из Указа Президента Российской Федерации от 09 ноября 2001 года № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» следует, что Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 317 было утверждено примерное Положение об органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления.
В пункте 4 указанного Положения определено, что руководство деятельностью местного органа управления по делам ГОЧС осуществляет руководитель органа местного самоуправления, а по вопросам боевой и мобилизационной готовности, осуществления надзорных функций, прохождения военной службы (службы) - МЧС России через Орган управления субъекта Российской Федерации.
На основании Директивы МЧС России от 24 сентября 2003 года № 31-23-21 с 01 октября 2003 года Управление государственной противопожарной службы МЧС России Вологодской области реорганизовано в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Вологодской области, с 01 января 2004 года, согласно приказу начальника Главного управления по делам ГОЧС Вологодской области от 30 января 2007 года № 47, аппараты отрядов ГПС, в состав которых входили пожарные части были реорганизованы в управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципальных районов Главного управления ГОЧС Вологодской области.
Как следует из материалов дела, с 01 января 2004 года по 31 января 2005 года он работал в должности начальника караула ПЧ-59 Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Чагодощенского района.
Согласно письмам администрации Чагодощенского района, Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в период с 01 января 2004 года по 31 января 2005 года не входило в состав органов местного самоуправления Чагодощенского района (л.д. 25), от 20 июня 2023 года указанное Управление в названный период из бюджета Чагодощенского района не финансировалось.
Согласно постановлению Главы Чагодощенского района от 18 апреля 2004 года №..., пожарная часть не являлась подразделением администрации района (л.д.26-27).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации сотрудникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации право на назначение пенсии по названному основанию не предоставлено (ответ на вопрос № 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 4 квартал 2008 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 04 марта 2009 года, 25 марта 2009 года).
К аналогичным выводам пришел и Конституционный Суд Российской Федерации, который в своем определении от 05 февраля 2009 года № 552-О-О указал, что деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы, обладающих правом на досрочное пенсионное обеспечение, имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которым такое право не предоставлено, обусловленные особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Руководствуясь приведенными выше нормами права, оценив представленные доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Чагодощенского района в период с 01 января 2004 года по 31 января 2005 года не входило в федеральную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, в связи с чем судом первой инстанции обоснованно отказано в зачете спорного периода в специальный стаж истца, а доводы подателя жалобы о том, что согласно справке ГУ МЧС России по Вологодской области от 28 ноября 2018 года № 8377-7, все без исключения подразделения Государственной противопожарной службы в силу Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ входили и входят в состав и систему МЧС России отклоняются.
Разрешая спор в части назначения досрочной страховой пенсии по старости, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для удовлетворения иска в указанной части.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается и полагает указать следующее.
В соответствии пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На дату определения права, 18 июля 2022 года, специальный стаж заявителя по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, по мнению социального органа, составляет 23 года 11 месяцев 5 дней, поскольку в зачете спорного периода работы с 01 января 2004 года по 31 января 2005 года ФИО2 судами первой и апелляционной инстанций отказано, следовательно, специального стажа для возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости на 18 июля 2022 года недостаточно, поэтому оснований для удовлетворения иска в части назначения пенсии не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы по существу повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда, направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного постановления, не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 16 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Образцов
Судьи: А.М. Вахонина
Е.С. Махина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 12 июля 2023 года.