ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-461/20 от 05.10.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Судья Швайдак Н.А.

Дело № 2-461/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-9784/2020

05 октября 2020 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Скрябиной С.В.,

судей Плотниковой Л.В., Жуковой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Татаринцевой А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ФИО1, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области на решение Коркинского городского суда Челябинской области от 29 июня 2020 года по иску ФИО1 к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени и включении периода в выслугу лет.

Заслушав доклад судьи Плотниковой Л.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области – ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы ответчика, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы истца, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее - ГУ МВД) о взыскании денежной компенсации за время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2018 – 2019 годы в сумме 87 171,05 руб. и включении 14 дней неиспользованных дополнительных отпусков за ненормированный служебный день за 2018 и 2019 годы в период выслуги лет для начисления ему пенсии в календарном исчислении.

В обоснование заявленных требований указал, что 27.12.2019 года он уволен со службы из ГУ МВД по пункту 4 части 2 статьи 82 Закона Российской Федерации «О полиции». Выслуга лет на дату увольнения в календарном исчислении составила 19 лет 11 месяцев 29 дней, в льготном - 21 год 11 месяцев 20 дней. В период службы он постоянно привлекался к работе сверх установленной нормы служебного времени, за 2018 и 2019 годы переработка составила 400 часов, однако денежная компенсация при увольнении ему не была выплачена, дополнительные дни отдыха за переработку ему не предоставлялись. Кроме того, ему не предоставлялся в 2018-2019 годы дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в количестве по 7 дней к основному отпуску.

Истец ФИО1 в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимал, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, ссылаясь на необоснованность заявленного ответчиком ходатайства о пропуске им процессуального срока обращения в суд.

Представитель ответчика ГУ МВД ФИО2, действующий на основании доверенности, возражал против иска, ссылаясь на необходимость применения последствий пропуска истцом срока предъявления требований, поскольку в правилах внутреннего распорядка отсутствует указание на период суммированного учета рабочего времени, соответственно, он равен месяцу, поэтому процессуальный срок необходимо исчислять за каждый месяц, а не за год. Приказ об увольнении был издан 27.11.2019 года, в этот же день с истцом был произведен расчет, следовательно, процессуальный срок подлежит исчислению с данной даты, об уважительности причин пропуска срока истцом не заявлено.

Суд постановил решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворил частично. Взыскал с ГУ МВД в его пользу денежную компенсацию за время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2019 год в размере 27 375,60 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение. В обоснование апелляционной жалобы сослался на нормы ст. 53 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 14 Конвенции Международной Организации Труда №95 «Об охране заработной платы» (Женева, 01.07.1949 года), рекомендации Международной Организации Труда от 01.07.1949 года №85 «Об охране заработной платы». Указал, что ему не был предоставлен (дополнительный) ежегодный отпуск за ненормированный служебный день на основании приказа МВД России от 14.12.2016 года №842 «О дополнительном отпуске за ненормированный служебный день сотрудников ОВД РФ» в количестве 7 дней за каждый год, в том числе 2018 год – 7 дней, 2019 год – 7 дней.

В апелляционной жалобе ответчик ГУ МВД просит решение суда первой инстанции отменить в части взыскания с него в пользу истца компенсации за выполнение служебных обязанностей, принять новое решение. В обоснование апелляционной жалобы указал, что судом неверно определена норма служебного времени истца в количестве 1165 часов, так как из нормативной продолжительности служебного времени по календарю - 1635 часов подлежат исключению периоды нахождения истца в отпуске и на больничном из расчета 8 часового служебного дня: в январе 2019 года 72 часа, в феврале 2019 года - 159 часов; в марте 2019 года - 40 часов, следовательно, норма служебного времени истца составляет 1364 часов. Истцом в 2019 году отработано 1388 часов, соответственно, переработка составляет 12 часов (1388 – 1364), которая подлежит уменьшению на 8 часов дополнительного дня отдыха, предоставленного за переработку в марте 2019 года, а размер денежной компенсации - 912,52 руб. (4 часа х 228,13 руб.).

Истец о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен, в суд не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Согласно частям 1 и 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 07.02.2011 года №3-ФЗ "О полиции" (далее – Федеральный закон «О полиции»), определяющей правовое регулирование службы в полиции, служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел (далее – ОВД), с учетом положений настоящего Федерального закона.

Частью 2 статьи 34 Федерального закона "О полиции" установлено, что действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в ОВД, и настоящим Федеральным законом.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в ОВД, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника ОВД подробным образом регламентированы Федеральным законом от 30.11.2011 года №342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №342-ФЗ), а также Федеральным законом от 19.07.2011 года №247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Статьей 53 Федерального закона №342-ФЗ предусмотрено, что служебное время - период времени, в течение которого сотрудник ОВД в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени (часть 1). Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника ОВД не может превышать 40 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя (часть 2).

Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников ОВД, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в ОВД, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 настоящего Федерального закона (часть 5).

Сотрудник ОВД в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (часть 6).

На основании части 8 статьи 89 Федерального закона №342-ФЗ в последний день службы сотрудника ОВД уполномоченный руководитель или по его поручению иное должностное лицо обязаны выдать этому сотруднику трудовую книжку и осуществить с ним окончательный расчет.

В спорный период порядок привлечения сотрудников ОВД Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам ОВД Российской Федерации дополнительных дней отдыха был регламентирован приказом МВД России от 19.10.2012 года № 961 (утратил силу в связи с изданием приказа МВД России от 01 февраля 2018 года №50), приказом МВД России от 01.02.2018 года №50 "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации", действующим с 03.04.2018 года (далее – Порядок).

Предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником) (п.15 Порядка №961).

Аналогичные положения содержатся в разделе XIII "Служебное время" действующего в настоящее время приказа МВД России от 01.02.2018 года № 50.

Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников ОВД Российской Федерации, регламентирован приказом МВД России от 31.01.2013 года № 65 (далее - Порядок обеспечения денежным довольствием).

В соответствии с п.п. 56, 58 Порядка обеспечения денежным довольствием сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность сверхурочной работы за год установлена в 120 часов).

В свою очередь, п.п. 286, 287 Порядка №50 предусмотрено, что сотрудники, которым установлен ненормированный служебный день, могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени по решению прямого руководителя (начальника). За выполнение указанными сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности не предоставляется.

Согласно приложению №46 к приказу МВД России от 01.02.2018 года №50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» подразделения участковых уполномоченных полиции поименованы в числе должностей ОВД Российской Федерации, при замещении которых сотрудникам может устанавливаться ненормированный служебный день.

Пунктом 59 Порядка обеспечения денежным довольствием установлено, что размер денежной компенсации за каждый день определяется путем деления суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного довольствия, установленных на день выплаты, на среднемесячное число календарных дней. Среднемесячное число календарных дней определяется путем деления числа календарных дней в данном календарном году на 12. При посменной работе предоставляется денежная компенсация за отработанные сверх установленной нормы часы в учетном периоде – год.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 проходил службу в военкомате г. Коркино Челябинской области, органах Уголовно – исполнительной системы, а также в Центре кинологической службы ГУ МВД в должности сотрудника с 27.11.2000 года по 21.09.2009 года, с 21.12.2009 года по 27.12.2019 года (л.д. 148-151, 166-177).

Приказом ГУ МВД от 31.10.2019 года л/с ФИО1 уволен из ОВД Российской Федерации по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона №342-ФЗ (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) (л.д. 162, 163).

Согласно приказу об увольнении, на 27.12.2019 года выслуга истца для назначения пенсии составила в календарном исчислении 19 лет 11 месяцев 29 дней, в льготном исчислении 21 год 11 месяцев 20 дней.

На день увольнения ФИО1 произведена выплата единовременного пособия в размере двух окладов денежного содержания, предоставлен основной отпуск за 2019 года с 01.11.2019 года по 12.12.2019 года, увеличенный на 2 дня в связи со следованием до места проведения отпуска, дополнительный отпуск за стаж службы за 2019 год с 13.12.2019 года по 27.12.2019 года.

Пунктами 290, 290.1, 290.2 Порядка №50, предусмотрено, что предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющим право назначения сотрудников на должности или иным руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено.

В соответствии с п.5 ст. 58 Федерального закона №342-ФЗ дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью не менее 3 и не более 10 календарных дней предоставляется сотрудникам органов внутренних дел в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Пунктом 303 Порядка №50 предусмотрено, что дополнительный отпуск за ненормированный служебный день предоставляется сотрудникам ежегодно в соответствии с графиком отпусков одновременно с основным отпуском или отдельно от него по желанию сотрудника на основании его рапорта.

С рапортами о предоставлении дополнительного отпуска за ненормированный служебный день за 2018 и 2019 года, а также о предоставлении денежной компенсации либо дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2018 год ФИО1 не обращался.

Статьей 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" регламентировано, что включается в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы Постановлением Совета Министров – Правительством Российской Федерации от 22.09.1993 года № 941 установлен Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации, которым включение в выслугу лет сотрудникам ОВД неиспользованных дней дополнительного отпуска за ненормированный служебный день не предусмотрено.

Отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения по 7 дней неиспользованных за 2018 и 2019 годы дополнительных отпусков за ненормированное служебное время в период выслуги лет для начисления пенсии в календарном исчислении, суд первой инстанции указал на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска в указанной части.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Ссылка в апелляционной жалобе ФИО1 на нормы международного права, регулирующего трудовые правоотношения, не влечет отмену решения суда, поскольку указанные истцом Конвенция Международной Организации Труда №95 «Об охране заработной платы» (Женева, 01.07.1949 года), рекомендации Международной Организации Труда от 01.07.1949 года №85 «Об охране заработной платы» не регулируют правоотношения, связанные со службой в ОВД Российской Федерации.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2018 год, суд первой инстанции руководствовался пунктом 285 Порядка №50, в соответствии с которым дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.

Кроме того, частьей 4 статьи 72 Федерального закона №342-ФЗ, предусмотрено, что для разрешения служебного спора гражданин, ранее состоявший на службе в ОВД, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

Придя к выводу, что возражения ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд являются обоснованными, что срок обращения ФИО1 в суд с требованиями о взыскании компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2018 год пропущен без уважительных причин, суд первой инстанции правомерно отказал истцу в удовлетворении иска в этой части.

Разрешая исковые требования истца в части взыскания денежной компенсации за несение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в 2019 году, суд первой инстанции исходил из того, что в 2019 году на основании рапорта ФИО1 был предоставлен один день дополнительного отдыха - 11.03.2019 года, за предоставлением иных дополнительных дней отдыха либо соответствующей денежной компенсации за 2019 год истец не обращался (л.д. 106, 178).

С учетом переработки за 2019 год в размере 223 часа, предоставления истцу дня отдыха 11 марта 2019 года (8 часов) по его рапорту, установленной статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительности сверхурочной работы за год 120 часов, отсутствия обращения истца с рапортами о предоставлении денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости взыскания с ГУ МВД в пользу ФИО1 денежной компенсации в размере 27 375 руб., исходя из 120 часов переработки и 228,13 руб. - среднечасового значения денежного довольствия истца в 2019 году.

Судебная коллегия полагает заслуживающими внимания доводы жалобы ГУ МВД о неверном определении нормы служебного времени истца и, соответственно, неверном размере указанной денежной компенсации.

На основании выписки из приказа от 21.01.2019 года л/с, графиков работы и табелей учета служебного времени за январь – декабрь 2019 года (л.д.155,95-145) установлено, что в период с 01.01.2019 года по 27.12.2019 года ФИО1 отработанно 1 388 часов, при этом в период с 20.01.2019 г. по 10.03.2019 г. и с 01.11.2019 года по 27.12.2019 года истцу предоставлялись основные и дополнительные отпуска, 11.03.2019 года – день отдыха за переработку, с 11.10.2019 года по 16.10.2019 года – истец был временно нетрудоспособен.

Таким образом, норма часов служебного времени для истца за 2019 год, исходя из продолжительности смены 8 часов, за вычетом периодов нахождения в отпусках и на больничном листе, использования дня отдыха в марте 2019 года составила 1 324 часа, в том числе: за январь - 64 часа (9 дн. по 8 ч.), февраль – 0 часов, март – 112 часов (14 дн. х 8 ч.), апрель - 175 часов, май - 143 часа, июнь - 151 час, июль - 184 часа, август - 176 часов, сентябрь - 168 часов, октябрь - 152 часа (19 дн. по 8 ч.), следовательно, время выполнения ФИО1 служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2019 год составило 48 часов (1388 часов отработанных - норма 1 324 часа).

С учетом того, что сторонами не оспаривалось среднечасовое значение денежного довольствия истца в 2019 году в размере 228,13 руб., судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу ФИО1 указанной денежной компенсации за 2019 год в размере 10 950,24 руб. (48 часов х 228,13 руб.), в связи с чем решение суда в указанной части подлежит изменению.

В остальной части в апелляционных жалобах истца и ответчика не приведено иных доводов и доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы, в связи с чем отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда в остальной части.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Коркинского городского суда Челябинской области от 29 июня 2020 года изменить в части размера денежной компенсации за время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2019 год.

Взыскать с Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области в пользу ФИО1 денежную компенсацию за время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2019 год в размере 10 950 рублей 24 копейки.

Это же решение суда в остальной части оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО1, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи