ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-461/2022 от 05.10.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 2-461/2022 № 33-8229/2022

Председательствующий в суде первой инстанции судья – докладчик в суде апелляционной инстанции

Двирнык Н.В. Старова Н.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 октября 2022 года город Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего Старовой Н.А.,

судей Аврамиди Т.С., Гоцкалюка В.Д.,

при секретаре Морозовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело в г. Симферополе по исковому заявлению заместителя Южного транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры, действующего в интересах Российской Федерации, прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты», Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, – Министерства транспорта Республики Крым, администрации города Ялты Республики Крым, Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Крым и г. Севастополе, ФГБУН «Ордена Трудового Красного Знамени Никитский ботанический сад-Национальный научный центр РАН», Муниципального унитарного предприятия «Туринформцентр ЮБК» Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, ГАУ «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым», по апелляционному представлению заместителя Южного транспортного прокурора на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 03.06.2022 года,-

УСТАНОВИЛА:

28.07.2021 года заместитель Южного транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры, действующий в интересах Российской Федерации, прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты» о возложении обязанности совершить определенные действия: Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымские морские порты» в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: заключить в соответствии с требованиями земельного законодательства с Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым договоры аренды на земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> с кадастровым номером <адрес> с кадастровым номером по адресу: <адрес> с кадастровым номером ; по адресу: <адрес> с кадастровым номером ; по адресу: <адрес> с кадастровым номером по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Никита, 52 с кадастровым номером 90:25:060401:3790; Республика Крым, г. Ялта, пгт Никита, 52 с кадастровым номером 90:25:060401:1543; представить капитану морского порта Ялта в электронном виде или на бумажном носителе заявление о включении земельных участков в границы территории морского порта, планируемые к установлению, с приложением материалов, определенных пунктом 6 Правил установления или изменения границ территории морского порта, а также расширения территории морского порта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 № 1775.

Исковые требования мотивированы тем, что для осуществления уставной деятельности ГУП РК «Крымские морские порты» на территории муниципального образования городского округа Ялта используются земельные участки с кадастровыми номерами: расположенный по адресу: <адрес>,расположенный по адресу: <адрес>; расположенный по адресу: <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>,расположенный по адресу: <адрес><адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>. В границах земельных участков расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся на балансе ГУП РК «Крымские морские порты». Указанные объекты принадлежат на праве собственности Республике Крым и закреплены за ГУП РК «Крымские морские порты» на праве хозяйственного ведения. Право собственности и право хозяйственного ведения зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. В соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены - здания, сооружения, предоставляются лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения, на основании договоров аренды земельных участков, заключенных без проведения торгов. Согласно п. 4.47 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 № 157, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в пределах своей компетенции осуществляет от имени Республики Крым управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Республики Крым, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Республики Крым. Проверкой установлено, что срок действия договоров аренды на вышеуказанные земельные участки, заключенных с Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 № 790 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», истек 31.12.2020 года. Срок действия договоров аренды не продлевался. Таким образом, с 01.01.2021 года по настоящее время ГУП РК «Крымские морские порты» используются земельные участки в отсутствие правоустанавливающих документов, предусмотренных земельным законодательством.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 03.06.2022 года в удовлетворения иска – отказано.

Не согласившись с указанным решением суда, заместитель Южного транспортного прокурора подал апелляционное представление.

Доводы апелляционного представления сводятся к неправильному применению судом норм материального и процессуального права.

Возражений на апелляционное представление не поступило.

13.09.2022 года судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, к участию в деле, в качестве ответчика привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (т.3 л.д. 235-240).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции 05.10.2022 года к производству в порядке ст. 39 ГПК РФ приняты уточненные исковые требования, согласно которых Южный транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры уменьшил размер исковых требований, в связи с заключением договоров аренды в отношении нескольких спорных земельных участком, в которых просил: обязать ГУП РК «Крымские морские порты» в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить в соответствии с требованиями ст. 39.14 ЗК РФ оформление документов, необходимых для заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение 30 дней со дня поступления от ГУП РК «Крымские морские порты» заявления о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов заключить договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером . Обязать ГУП РК «Крымские морские порты» представить капитану морского порта Ялта заявление о включении земельных участков в границы территории морского порта, планируемые к установлению, с приложением материалов, определенных пунктом 6 Правил установления или изменения границ территории морского порта, а также расширения территории морского порта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 № 1775: , расположенного по адресу: <адрес>; , расположенного по адресу: <адрес>,расположенного по адресу: <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес> (т. 4 л.д.10-13).

Судебной коллегией поставлен на обсуждение участников процесса вопрос о передаче дела на рассмотрение по подсудности в Арбитражный суд Республики Крым, учитывая характер спора, а также то обстоятельство, что ответчики Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым и Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымские морские порты» являются юридическими лицами.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Южной транспортной прокуратуры - Соколовская Н.С. возражала против передачи дела по подсудности в Арбитражный Суд Республики Крым.

Представитель ответчика ГУП РК «Крымские морские порты» -Ткаченко М.Г. полагала возможным передать дело по подсудности в Арбитражный Суд Республики Крым.

Иные лица, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не представили.

На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.

Проверив материалы дела, заслушав доклад судьи-докладчика, пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с передачей дела по подсудности в Арбитражный суд Республики Крым, исходя из следующего.

В соответствии со ст.ст. 46, 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации из права каждого на судебную защиту, как оно сформулировано в ст. 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О, от 15 апреля 2008 года N 314-О-О и др.).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 22 названного Кодекса, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

В силу ст. 4 ФКЗ от 28.04.1995 года № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ст. 1 АПК РФ, арбитражный суд осуществляет правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Часть 1 ст. 27 АПК РФ предусматривает, что к юрисдикции арбитражных судов относятся дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Как следует из материалов дела, с настоящим иском обратился Южный транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц.

В соответствии с п. 3 ст. 1 ФЗ от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры участвуют в рассмотрении дел арбитражными судами в соответствии с процессуальным законодательством.

В силу ч. 2 ст. 52 АПК РФ обращение в арбитражный суд субъекта Российской Федерации направляют прокурор субъекта Российской Федерации или заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры или их заместители.

Согласно приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации №70 от 27.04.2007 года с 01.06.2007 года за счет резерва Генеральной прокуратуры Российской Федерации образована Южная транспортная прокуратура с полномочиями субъекта Российской Федерации.

ГУП РК «Крымские морские порты» создано в соответствии с постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26.03.2014 № 1865-6/14 «О государственном предприятии «Крымские морские порты» с изменениями, внесенными постановлениями Государственного Совета Республики Крым от 21.05.2014 № 2154-6/14 «О внесении изменений в некоторые постановления Государственного Совета Республики Крым», от 04.06.2014 № 2218-6/14 «О внесении изменений в некоторые постановления Государственного Совета Республики Крым». Предприятие является коммерческой организацией, оказывает услуги сферы морского транспорта, в морских портах Республики Крым, по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров, обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему, обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ, обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта и иных услуг.

Согласно выписки ЕГРЮЛ от 04.10.2022 года - 18.03.2018 года создано юридическое лицо - ГУП РК «Крымские Морские порты», основным видом деятельности по ОКВЭД указано «52.22 Деятельность вспомогательная, связанная с водным транспортом», дополнительными видами деятельности указаны: разработка карьеров, добыча глины, производство строительных материалов, производство изделий из бетона для использования в строительстве, ремонт и техническое обслуживание судов и лодок, производств различных видов строительных работ, покупка и продажа недвижимого имущества, аренда, лизинг и т.д.

В соответствии с п.п. 1, 4.47 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 года № 157, Минимущество является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, которое находится в его ведении, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Крым.

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в пределах своей компетенции осуществляет от имени Республики Крым управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Республики Крым, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Республики Крым.

В силу пункта 1.4. Положения Минимущество обладает правами юридического лица.

Для осуществления уставной деятельности ГУП РК «Крымские морские порты» на территории муниципального образования городской округ Ялта используется, в том числе, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером . Суть исковых требований прокурора состоит в понуждении ГУП РК «Крымские морские порты» в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить в соответствии с требованиями ст. 39.14 ЗК РФ оформление документов, необходимых для заключения договора аренды указанного земельного участка и понуждении Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение 30 дней со дня поступления от ГУП РК «Крымские морские порты» заявления о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов заключить договор аренды.

Таким образом, суть иска состоит в понуждении двух юридических лиц заключить договор аренды земельного участка, использующегося в хозяйственной деятельности ГУП РК «Крымские морские порты».

С учетом вышеизложенных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что, учитывая субъектный состав лиц, участвующих в деле, экономический характер спора, дело подлежит рассмотрению Арбитражным судом Республики Крым.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 33 ГПК РФ, если при рассмотрении дела в суде выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом.

Пунктом 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» разъяснено, что если решение суда подлежит отмене ввиду нарушения судом первой инстанции правил подсудности, суд апелляционной инстанции передает дело в соответствии с установленными процессуальным законом правилами подсудности в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд, к подсудности которого законом отнесено рассмотрение этого дела в качестве суда первой инстанции.

Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 26 «О некоторых вопросах применения ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ в связи с введением в действие Федерального закона от 28.11. 2018 года N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разъяснено, что после вступления в силу ФЗ N 451-ФЗ при поступлении в суд общей юрисдикции искового заявления, административного искового заявления, подлежащего рассмотрению арбитражным судом, или при поступлении в арбитражный суд искового заявления, заявления, подлежащего рассмотрению судом общей юрисдикции, такое исковое заявление, административное исковое заявление, заявление возвращается заявителю соответственно на основании п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, п.1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ, п.2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ. Если указанное обстоятельство выяснится после принятия к производству искового заявления, административного искового заявления, заявления, дело передается по подсудности по правилам, установленным ч. 2.1 ст. 33 ГПК РФ, ч. 4 ст. 39 АПК РФ, ч. 2.1 ст. 27 КАС РФ.

Разрешая спор, суд первой инстанции не принял во внимание экономический характер спора и субъектный состав лиц, участвующих в деле, и в нарушение вышеприведенных норм закона и разъяснений по их применению, рассмотрел спор, который не относится к его компетенции.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определениях от 03.07.2007 года N 623-О-П и от 15.01.2009 года N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки ч. 1 ст. 47 и ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.

Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу ч. 1 ст. 46 и ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции на основании п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене, а гражданское дело передаче по подсудности в Арбитражный суд Республики Крым.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 03.06.2022 года - отменить.

Дело по иску заместителя Южного транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры, действующего в интересах Российской Федерации, прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты», Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, – Министерства транспорта Республики Крым, администрации города Ялты Республики Крым, Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Крым и г. Севастополе, ФГБУН «Ордена Трудового Красного Знамени Никитский ботанический сад-Национальный научный центр РАН», Муниципального унитарного предприятия «Туринформцентр ЮБК» Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, ГАУ «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» направить по подсудности в Арбитражный суд Республики Крым.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий Старова Н.А.

Судьи Аврамиди Т.С.

Гоцкалюк В.Д.