по делу № 2-462/2020
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 33-8346/2020
18 июня 2020 года город Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Яковлева Д.В.
судей Ишбулатовой Е.И.
Арманшиной Э.Ю.
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Селиванец Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального унитарного предприятия Управление электротранспорта городского округа город Уфа к Наврузову А.Ф., Гимадеевой А.М. о взыскании убытков,
по апелляционной жалобе Муниципального унитарного предприятия Управление электротранспорта городского округа город Уфа на решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 25 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Ишбулатовой Е.И., судебная коллегия
установила:
Муниципальное унитарное предприятие Управление электротранспорта городского округа город Уфа обратилось с иском к Наврузову А.Ф., Гимадеевой А.М. о взыскании солидарно суммы убытков в размере 111 099,68 рублей; расходов по оплате госпошлины в размере 3421,99 рублей.
В обоснование иска указано, что 17 сентября 2019 года Наврузов А.Ф., управляя а/м марки ВАЗ 2107 гос.номер №..., принадлежащего на праве собственности Гимадеевой А.М., следуя по ул. Интернациональная – Вологодская в г. Уфа, совершил дорожно-транспортное происшествие с автомобилем марки Нефаз гос.номер №... и автомобилем марки Скания гос.номер №.... Согласно постановлению по делу об административном правонарушении виновным в совершении дорожно-транспортного происшествия признан Наврузов А.Ф. На участке, где произошло ДТП, проходит линия движения городского пассажирского электротранспорта – трамваев. В результате данного ДТП, было частично перекрыто движение трамваев по маршруту № 08 с 07:21 часов до 10:11 часов. Часть трамваев была вынуждена изменить маршрут. В результате изменилась денежная выручка МУЭТ г. Уфы от реализации билетов. В связи с ДТП по вине Наврузова А.Ф., согласно расчету, сумма убытков в связи с задержкой движения городского пассажирского электротранспорта составила 111 099,68 рублей. 22 октября 2019 года МУЭТ г. Уфы направило Наврузову А.Ф., Гимадеевой А.М. досудебное уведомление с требованием о возмещении ущерба, претензия была оставлена без исполнения.
Решением Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 25 февраля 2020 года исковые требования муниципального унитарного предприятия Управление электротранспорта городского округа город Уфа удовлетворены частично. С Наврузова А.Ф. в пользу Муниципального унитарного предприятия Управление электротранспорта городского округа город Уфа взысканы убытки в размере 37033,23 рублей, расходов по оплате госпошлины в размере 1310,99 рублей. В удовлетворении иска к Гимадеевой А.М. отказано.
В апелляционной жалобе МУП Управление электротранспорта городского округа город Уфа указывает, что суд пришел к ошибочному выводу о том, что маршрут движения троллейбуса №4 не подпадает под место ДТП; выражает несогласие с уменьшением суммы ущерба и отказом в удовлетворении требований к Гимадеевой А.М.
Лица, участвующие в деле и неявившиеся в суд апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Наврузова А.Ф., его представителя Бикбулатову Э.Ф., полагавших решение суда законным, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Одним из способов возмещения вреда согласно статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации является возмещение потерпевшему убытков.
Согласно п. 4 ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления.
Как установлено судом, 17 сентября 2019 года Наврузов А.Ф., управляя а/м марки ВАЗ 2107 гос.номер №..., принадлежащего на праве собственности Гимадеевой А.М., следуя по ул. Интернациональная – Вологодская в г. Уфа, совершил дорожно-транспортное происшествие с автомобилем марки Нефаз гос.номер №... и автомобилем марки Скания гос.номер №.... На данном участке дороги проходит линия движения городского пассажирского электротранспорта трамваев - специфического вида транспорта. В результате ДТП было частично перекрыто движение трамваев по маршруту № 8 с 07:21 часов до 10:11 часов.
В связи с ДТП по вине Наврузова А.Ф., согласно расчету, сумма убытков в связи с задержкой движения городского пассажирского электротранспорта составила 111 099,68 рублей, исходя из следующего:
плата за проезд на городском пассажирском электротранспорте осуществляется:
- с использованием терминалов;
- за наличный расчет (для пассажиров, не пользующихся никакими льготами по оплате проезда);
- по транспортным картам и проездным билетам на месяц (тариф устанавливается соответствующим Постановлением главы Администрации ГО г.Уфа РБ);
- по Единым социальным проездным билетам согласно договора №950 от 16.10.2014 г. (билеты, выдаваемые льготной категории граждан, которые пользуются правом на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, законами Республики Башкортостан №ВС-25/38 от 13.10.1994 г. и №133-з от 17.12.2004 г., распоряжениями Правительства Республики Башкортостан от 28.01.2005 г. №51-р, от 09.03.2005 г. №184-р; от 24.06.2005 г. № 590-р);
- по Социальной карте Башкортостана (СКБ) на основе Единого социального проездного билета, согласно договора №ТЗ от 31.12.2009 г.
Возмещение выпадающих доходов (недополученной прибыли) от перевозки льготных пассажиров осуществляется после представления из ОАО «Башкирский регистр социальных карт» данных о численности перевезенных льготных пассажиров по Социальной карте Башкортостана в Государственный Комитет РБ по транспорту и дорожному хозяйству.
В соответствии с утвержденным Порядком расчета, сумма убытков (упущенной выгоды) в случае задержки движения городского пассажирского электротранспорта транспорта определяется исходя из следующий показателей:
- потери доходов от перевозки пассажиров (упущенная выгода);
- расходы предприятия, связанные с оплатой простоя водителя и кондуктора на месте задержки движения и на измененном маршруте (тариф, уральский коэффициент) и отчислениями от данной суммы во внебюджетные фонды;
- расходы предприятия на электрическую энергию, подаваемую в контактную сеть во время простоя на линии и на измененном маршруте;
- процент накладных расходов по предприятию;
- налог на добавленную стоимость 20 %.
Порядок расчета возмещения убытков предусматривает возмещение потерь доходов с учетом показателя средней часовой выручки за месяц от реализации разовых билетов за наличный расчет, по транспортным картам и проездным билетам на месяц. В соответствии с основами экономики, управления, организации на городском электрическом транспорте, в системе показателей анализа транспортной работы, используется понятие «средняя часовая выручка на маршруте», которая применяется при расчете потерь доходов (упущенной выгоды) от закрытия или временного приостановлении движения.
В МУЭТ г.Уфы применяется следующий порядок опре�������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�??????????????????????????’????¦?????�????¦?????�?¦??????��????¦??????��?
Выручка за наличный расчет формируется из ежедневной выручки от продажи билетов за наличный расчет, сдаваемой в банк (учет ведется каждый день по каждому маршруту). Сведения по доходам о перевозки по транспортным картам ежедневно собираются из сменных отчетов из терминалов кондукторов. Данные сведения представляются по каждому депо ежемесячно. Данные по отработанным часам на линии берутся из отчетов Службы движения МУЭТ г.Уфы. По отчетам депо о доходе от выручки за наличный расчет, по транспортным картам и проездным билетам на месяц, а также данным Службы движения по отработанным часам на линии, определяется среднемесячная часовая выручка.
Потеря доходов от потери перевозки льготных пассажиров по «Социальной карте Башкортостана» в связи с задержкой движения определяются следующим образом:
- АО «Башкирский регистр социальных карт» предоставляет ежемесячно в МУЭТ г. Уфы данные о перевозке льготных пассажиров по «Социальной карте Башкортостана» по каждому депо;
- Служба движения МУЭТ г.Уфы ежемесячно составляет отчеты по отработанным вагоно-часам и машино-часам на линии по каждому депо;
- определяется показатель перевозки льготных пассажиров по «Социальной карте Башкортостана» на один вагоно-(машино)-час за отчетный месяц по конкретному депо (п.1 : п.2); - умножением показателя перевозки льготных пассажиров за 1 вагоно-(машино)-час на время задержки движения, определяется показатель потери перевозки льготных пассажиров в связи с задержкой движения;
- сумма потери доходов от потери перевозки льготных пассажиров за время задержки движения определяется как произведение показателя перевозки льготных пассажиров из п.4 на утвержденный тариф одной поездки по электронной транспортной карте для граждан.
Расходы предприятия, связанные с оплатой простоя водителей и кондукторов определяются как произведение часовой тарифной ставки водителя и кондуктора на численность водителей и кондукторов, попавших под задержку движения, и на время задержки движения. На полученную сумму начисляется уральский коэффициент 15%, проценты отчислений во внебюджетные фонды, накладных расходов и НДС.
Расходы предприятия, связанные с оплатой электрической энергии на подвижной состав в связи с задержкой движения состоят из двух показателей: на тягу (при изменении маршрута) и на обогрев подвижного состава на месте задержки движения (в осенне-зимний период), и определяются следующим образом:
- по ежемесячным данным, предоставляемым техническим отделом МУЭТ г.Уфы, определяется показатель расхода электроэнергии по депо в рублях, умножением расхода электроэнергии в кВт-часах по депо на цену 1 кВт-часа;
- расход электроэнергии на 1 вагоно-(машино)-час определяется как частное расхода электроэнергии по депо в рублях на общее количество вагоно-(машино)-часов по депо, отработанных на линии;
- сумма расхода электроэнергии за время задержки движения определяется умножением показателя расхода электроэнергии на 1 вагоно- (машино)-час на время задержки движения.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствовался тем, что вина Наврузова А.Ф. в совершении ДТП, подтверждается представленными материалами и лицами, участвующими в деле, не оспаривалась. Данное нарушение привело к задержке движения трамваев, то есть создало препятствия в осуществлении истцом коммерческой деятельности, направленной на извлечение прибыли, что, в свою очередь, привело к причинению истцу убытков в виде упущенной выгоды. Определяя размер убытков, причиненных истцу простоем электротранспорта, суд первой инстанции приняв во внимание возражения ответчика и непродолжительное время задержки движения электротранспорта, снизил размер причиненного ущерба до 37033,23 рублей.
При этом суд первой инстанции исключил из суммы заявленного ущерба убытки, причиненные в результате задержки движения троллейбуса по маршруту №4, поскольку из представленной карты движения данного троллейбуса усматривается, что маршрут его движения не подпадает под место совершения ДТП.
К апелляционной жалобе ответчиком приложены документы, подтверждающие обоснование заявленных требований в части взыскания убытков, в связи с изменением маршрута троллейбуса №4. Судебная коллегия полагает возможным принять указанные документы в качестве допустимых доказательств, поскольку они имеют юридическое значение для разрешения спора. Проанализировав представленных истцом доказательств, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности заявленных требований истца в заявленном размере. Между тем, судебная коллегия соглашается с выводами суда в части определения размере убытков, подлежащих взысканию с Наврузова А.Ф. с учетом применения ст. 1083 ГК РФ.
В суд апелляционной инстанции Наврузовым А.Ф. представлена справка о доходах формы 2-НДФЛ, согласно которому его доход за 6 месяцев составляет 97 763,71 рубля. Судебная коллегия полагает, что при таких доходах ответчика сумма в размере 111099,68 рублей является для него непосильной для оплаты. Кроме того, в действиях Наврузова А.Ф. не усматривается умысел, поскольку ДТП произошло в результате его неосторожности и неосмотрительности. Таким образом, суд первой инстанции правомерно снизил размер причиненного ущерба до 37 033,23 рублей.
В связи с чем, довод, выражающий несогласие с уменьшением суммы ущерба, не может быть удовлетворен судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.