Судья Хохлачева О.Н. гражд. дело №2-4631/2023
№33-519/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 31 января 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Белякова А.А.
судей областного суда: Лапшиной Л.Б. и Чуб Л.В.
при секретаре: Барковой Е.В.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 11 октября 2023 года по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области об установлении факта имеющего юридическое значение, признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении периодов в страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области (далее – ОСФР по Астраханской области), указав, что на его заявление от 25 июля 2022 года к ответчику о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Закон о страховых пенсиях) уведомлением о завершении заблаговременной работы от 22 ноября 2022 года ему сообщили о наличии права на досрочное назначение страховой пенсии в 2024 году в возрасте 63 лет. 20 февраля 2023 года он вновь обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии. Решением ОСФР по Астраханской области №23919/23 от 28 февраля 2023 года ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Закона о страховых пенсиях по причине того, что страховой его стаж составил 40 лет 5 месяцев 14 дней при необходимом стаже 42 года. Из его страхового стажа исключены периоды получения пособия по безработице и в отпусках без сохранения заработной платы во время работы в колхозе «Волга». Кроме того, в решении ответчик указал, что сведения, содержащиеся в архивных справках от 24 октября 2022 года №724,724-1,724-2,724-3,724-4 о его заработной плате, невозможно принять при подсчете размера страховой пенсии из-за ошибок в части указания в них фамилии, имени и отчества, а также из-за отсутствия в справках даты его рождения. С результатами проверки и решением ответчика не согласен, полагает, что на момент достижения им 60-ти летнего возраста его стаж составил 43 года 4 месяца 8 дней, что достаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости. Просил суд признать недействительным результат проведенной ответчиком заблаговременной работы по его заявлению от 25 июля 2022 года, а также решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости от 28 февраля 2023 года; установить факт принадлежности ему архивных справок от 24 октября 2022 года №№724,724-1,724-2,724-3,724-4, выданных архивным отделом администрации муниципального образования «Наримановский район», содержащих сведения о заработной плате в рыболовецком колхозе «Волга» Наримановского района Астраханской области за период с 1977 года по 2001 год; обязать ответчика включить в страховой стаж периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы при членстве в рыболовецком колхозе «Волга» Наримановского района Астраханской области и непосредственном трудовом участии в его деятельности с 1 декабря 1977 года по 31 декабря 1977 года, с 1 августа 1978 года по 31 августа 1978 года, с 1 декабря 1978 года по 31 декабря 1978 года, с 1 февраля 1979 года по 28 февраля 1979 года; с 1 мая 1979 года по 30 мая 1979 года, с 1 июля 1979 года по 31 августа 1979 года, с 1 ноября 1979 года по 31 января 1980 года, с 1 марта 1996 года по 31 марта 1996 года, с 1 ноября 1996 года по 30 ноября 1996 года, с 1 февраля 1997 года по 28 февраля 1997 года, с 1 апреля 1997 года по 30 апреля 1997 года, с 1 августа 1997 года по 30 сентября 1997 года, с 1 января 1999 года по 31 января 1999 года, с 1 марта 1999 года по 31 марта 1999 года, с 1 июля 1999 года по 31 июля 1999 года, с 1 декабря 1999 года по 31 декабря 1999 года, с 1 марта 2000 года по 31 марта 2000 года, с 1 августа 2000 года по 31 августа 2000 года, с 1 января 2001 года по 31 января 2001 года, с 1 августа 2001 года по 31 августа 2001 года, с 1 декабря 2001 года по 31 декабря 2001 года и периоды получения пособия по безработице с 1 февраля 2007 года по 31 марта 2007 года, с 10 декабря 2007 года по 14 апреля 2008 года, с 18 декабря 2008 года по 31 декабря 2008 года, с 18 января 2010 года по 8 апреля 2010 года; назначить досрочную страховую пенсию по старости с 25 июля 2022 года.
В судебном заседании ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО2 иск поддержали.
Представитель ОСФР по Астраханской области по доверенности ФИО3 иск не признала.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 11 октября 2023 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.
В апелляционной жалобе ОСФР по Астраханской области ставится вопрос об отмене решения суда в части признания решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы в страховой стаж и назначении досрочной страховой пенсии. Указывают на отсутствие оснований для включения в страховой стаж истца периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, так как по сведениям архивных справок за период работы ФИО1 в колхозе «Волга» заработная плата ему не начислялась и не выплачивалась, следовательно, не уплачивались и страховые вносы. Не согласны и с датой назначения досрочной страховой пенсии, поскольку с заявлением о назначении пенсии истец обратился 20 февраля 2023 года.
На заседание судебной коллегии ФИО1 не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении суду не представил, при указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Заслушав докладчика, объяснения представителя ОСФР по Астраханской области по доверенности ФИО4, поддержавшего доводы жалобы, представителя ФИО1 по доверенности ФИО2, считавшего жалобу необоснованной, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 20 ноября 1998 года (л.д. 75).
25 июля 2022 года истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (заблаговременная работа) статья 8 Закона о страховых пенсиях (л.д. 62-63).
Согласно уведомлению Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области (далее – ОПФР по Астраханской области) о завершении заблаговременной работы от 22 ноября 2022 года (л.д.18 оборот) право на назначение страховой пенсии у истца возникает в возрасте 63 лет в 2024 году, при наличии страхового стажа 15 лет, ИПК – 28,2. На 31 декабря 2021 года страховой стаж ФИО1 составил 35 лет 4 месяца 1 день, ИПК – 102,837. Заработная плата за период работы в колхозе «Волга» в разные периоды времени с апреля 1977 года по декабрь 2001 года не принята во внимание, так как в архивных справках от 24 октября 2022 года №724,724-1,724-2,724-3,724-4 имеются ошибки в имени заявителя и не указано его отчество.
С заявлением о назначении пенсии ФИО1 обратился 20 февраля 2023 года (л.д. 99-102).
Решением ОСФР по Астраханской области № 23919/23 от 28 февраля 2023 года истцу в досрочном назначении пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Закона о страховых пенсиях отказано по причине того, что его страховой стаж составил 40 лет 5 месяцев 14 дней при необходимом стаже 42 года (л.д. 21). Из страхового стажа исключены периоды получения пособия по безработице и в отпусках без сохранения заработной платы во время работы в колхозе «Волга». Кроме того, в решении указано, что сведения, содержащиеся в архивных справках от 24 октября 2022 года №724,724-1,724-2,724-3,724-4 о заработной плате истца, невозможно принять при подсчете размера страховой пенсии из-за ошибок в части указания в них фамилии, имени и отчества, а также из-за отсутствия в справках даты его рождения.
В соответствии с пунктами 1,2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Решение суда в части удовлетворения исковых требований о признании недействительным результат проведенной ответчиком заблаговременной работы по его заявлению от 25 июля 2022 года, установлении факта принадлежности архивных справок от 24 октября 2022 года №№724,724-1,724-2,724-3,724-4, выданных архивным отделом администрации муниципального образования «Наримановский район», содержащих сведения о заработной плате в рыболовецком колхозе «Волга» Наримановского района Астраханской области за период с 1977 года по 2001 год; возложении на ответчика обязанности включить в страховой стаж истца периоды получения пособия по безработице с 1 февраля 2007 года по 31 марта 2007 года, с 10 декабря 2007 года по 14 апреля 2008 года, с 18 декабря 2008 года по 31 декабря 2008 года, с 18 января 2010 года по 8 апреля 2010 года сторонами по делу не обжаловано, в связи с чем не является предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Разрешая спор, суд первой инстанции, указал, что основания, по которым истцу отказано в зачете периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы при членстве в рыболовецком колхозе «Волга» Наримановского района Астраханской области и непосредственном трудовом участии в его деятельности с 1 декабря 1977 года по 31 декабря 1977 года, с 1 августа 1978 года по 31 августа 1978 года, с 1 декабря 1978 года по 31 декабря 1978 года, с 1 февраля 1979 года по 28 февраля 1979 года; с 1 мая 1979 года по 30 мая 1979 года, с 1 июля 1979 года по 31 августа 1979 года, с 1 ноября 1979 года по 31 января 1980 года, с 1 марта 1996 года по 31 марта 1996 года, с 1 ноября 1996 года по 30 ноября 1996 года, с 1 февраля 1997 года по 28 февраля 1997 года, с 1 апреля 1997 года по 30 апреля 1997 года, с 1 августа 1997 года по 30 сентября 1997 года, с 1 января 1999 года по 31 января 1999 года, с 1 марта 1999 года по 31 марта 1999 года, с 1 июля 1999 года по 31 июля 1999 года, с 1 декабря 1999 года по 31 декабря 1999 года, с 1 марта 2000 года по 31 марта 2000 года, с 1 августа 2000 года по 31 августа 2000 года, с 1 января 2001 года по 31 января 2001 года, с 1 августа 2001 года по 31 августа 2001 года, с 1 декабря 2001 года по 31 декабря 2001 года, подтвержденных сведениями, содержащимися в трудовой книжке колхозника и в архивной справке, являются несостоятельными, признал решение пенсионного органа незаконным и возложил на ответчика обязанность назначить ФИО1 досрочную страховую пенсии по старости с момента первоначального обращения за ее назначением в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Закона о страховых пенсиях при необходимом стаже более 42 лет.
Судебная коллегия соглашается с постановленным судом первой инстанции судебным актом, поскольку он основан на надлежащей оценке доказательств по делу, принят в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы жалобы об отсутствии оснований для включения в страховой стаж истца периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, так как по сведениям архивных справок за период работы ФИО1 в колхозе «Волга» заработная плата ему не начислялась и не выплачивалась, следовательно, не уплачивались и страховые вносы, не влекут отмену судебного решения ввиду следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии с 1 января 2015 года регламентированы Законом о страховых пенсиях.
Досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Закона о страховых пенсиях назначается на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Закона о страховых пенсиях, являются возраст (часть 1 статьи 8), страховой стаж (часть 2 статьи 8), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8).
Таким образом, для мужчин ДД.ММ.ГГГГ года рождения при наличии страхового стажа 42 года, право на установление страховой пенсии по старости наступает при достижении возраста 61 года.
При исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Закона о страховых пенсиях, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи (часть 9 статьи 13 Федерального закона).
Согласно положений части 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Пунктом 2 статьи 3 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа определены статьей 14 Закона о страховых пенсиях.
В соответствии с частью 1 статьи 11 вышеуказанного Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Закона № 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно подпунктам "а", "б", "в" пункта 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, в страховой стаж включаются (засчитываются): периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - застрахованные лица), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - страховые взносы).
Пунктами 4, 6, 8, 11 Правил подтверждаются: периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
К уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:
а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 года - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 года и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 года - документами территориальных налоговых органов;
г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
Периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
На момент заполнения предоставленной истцом трудовой книжки действовали Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденная Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года № 162 (действовала до 11 ноября 2003 года); Основные положения о ведении трудовых книжек колхозников, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 21 апреля 1975 года № 310.
В пункте 6 Основных положений о ведении трудовых книжек колхозников, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 21 апреля 1975 года № 310 указано, что все записи в трудовой книжке заверяются во всех разделах за время работы в колхозе подписью председателя колхоза или специально уполномоченного правлением колхоза лица и печатью.
Таким образом, из указанных нормативных положений следует, что основным документом, подтверждающим периоды работы гражданина для включения его в страховой стаж для назначения пенсии до регистрации в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка и только при ее отсутствии либо при сомнении в действительности внесенных записей подлежат истребованию и получению иные документы.
Из трудовой книжки колхозника на имя ФИО1 (л.д. 9-12) следует, что истец с 11 апреля 1977 года принят в члены колхоза «Волга» Наримановского района Астраханской области, где до 31 декабря 2003 года проходила его трудовая деятельность.
Суд первой инстанции правомерно принял указанную трудовую книжку как надлежащее доказательство осуществления трудовой деятельности в спорный период в колхозе "Волга", поскольку записи в ней о трудовой деятельности истца являются последовательными, записаны, пронумерованы хронологически верно, отражают последовательно календарные периоды работы, совпадающими с датами распоряжений, на основании которых они внесены, содержат реквизиты распоряжений работодателя о приеме и увольнении с работы, заверены подписью уполномоченного лица, печатью организации.
Указанное доказательство согласуется с архивными справками №№724,724-1,724-2,724-3,724-4 о заработной плате истца, выданными 24 октября 2022 года Управлением делами администрации муниципального образования «Наримановский район» (л.д. 27-29), факт принадлежности которых ФИО1 установлен решением районного суда, не обжалованном ответчиком в этой части.
Данными справками подтверждено начисление истцу заработной платы за периоды 1977-2001 годы, за исключением январь – март, декабрь 1977 года; август, декабрь 1978 года; февраль, май, июль-август, ноябрь-декабрь 1979 года; январь, июнь, август-декабрь 1980 года; январь-декабрь 1981 года; январь-май 1982 года; ноябрь 1996 года; январь, апрель, август-сентябрь 1997 года; январь, март, июль, декабрь 1999 года; март, август 2000 года; январь, август, декабрь 2001 года).
Учитывая достоверно установленный факт непрерывной работы истца в спорные периоды в колхозе "Волга ", судебная коллегия считает, что отсутствие сведений о начислении заработной платы за отдельные месяцы не может свидетельствовать о невыполнении ФИО1 трудовой деятельности, единый период которой подтвержден надлежащими записями в трудовой книжке колхозника и архивными справками.
На основании пункта 66 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, годы, в течение которых гражданин являлся членом колхоза, но не выработал установленный минимум трудового участия (независимо от причины), засчитываются в страховой стаж как полные календарные годы. Календарные годы, указанные в трудовой книжке колхозника, в которых не было ни одного выхода на работу, из подсчета исключаются.
По смыслу пункта 66 вышеуказанных Правил при не выработке минимума трудового участия, период работы включался как полный год только членам колхоза, то есть члену колхоза даже один день выхода на работу подлежал зачету в страховой стаж как полный календарный год.
Аналогичное правило содержалось в пункте 46 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555.
При этом судебная коллегия учитывает, что согласно сведениям трудовой книжки колхозника истец в периоды с 1977 года по 2001 год (за исключением 1981 года) выполнял минимум трудового участия в общественном хозяйстве не менее 270 трудодней или человеко-дней за год, в том числе и в те периоды, где по сведениям архивных справок частично отсутствуют сведения о начисление истцу заработной платы.
Доводы жалобы ответчика о неверной оценке судом первой инстанции представленных доказательств относительно включения в страховой стаж спорных периодов работы ввиду отсутствия сведений на лицевом счете застрахованного лица в пенсионном органе, сведений о начислении и выплате заработной платы истцу в архивных документах, а значит, о недоказанности факта уплаты страховых взносов за спорный период (который имел место полностью до 31 декабря 2001 года), судебная коллегия отклоняет как основанные на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, как направленные на иную оценку представленных письменных доказательств по делу.
В связи с указанным судебная коллегия, учитывая отсутствие у истца иной объективной возможности подтвердить спорные периоды работы в колхозе «Волга», поскольку документы по личному составу колхоза «Волга» поступили на муниципальное хранение в архивный отдел в неполном составе, приходит к выводу о том, что основания для включения спорных периодов в страховой стаж истца у суда имелись, доводы жалобы ответчика об обратном основаны на иной оценке представленных в материалы дела доказательств, оснований для переоценки которых судебная коллегия не усматривает.
Ненадлежащее ведение документации и выполнение своих обязанностей работодателем не может служить основанием для отказа в зачете спорных периодов работы в стаж истца при фактическом исполнении им обязанностей в колхозе «Волга».
С учетом изложенного, поскольку в ходе рассмотрения дела подтверждена работа истца в спорный период в колхозе «Волга» судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда в части возложения на ОСФР по Астраханской области обязанности включить в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды трудовой деятельности в должностях скотника, рыбака в колхозе «Волга» за которые отсутствуют сведения о выплате заработной платы, по доводам апелляционной жалобы ответчика, которые по существу направлены на иную оценку исследованных судом доказательств и установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, оснований для которой не усматривается.
Разрешая исковые требования о назначении ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости, районный суд указал, что датой назначения пенсии является дата его первоначального обращения к ответчику с соответствующим заявлением, то есть с 25 июля 2022 года.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом районного суда, в силу следующего.
Порядок рассмотрения обращений граждан о назначении страховой пенсии по старости регулируется Законом о страховых пенсиях и нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение этого Федерального закона, действующими на дату первоначального обращения истца за назначением пенсии).
Согласно частям 1, 2 статьи 21 Закона о страховых пенсиях установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении (в том числе с указанием сведений о способе доставки страховой пенсии), о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Закона о страховых пенсиях).
В соответствии с частью 7 статьи 21 Закона о страховых пенсиях необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В силу части 8 статьи 21 Закона о страховых пенсиях иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
Согласно части 8.1 статьи 21 Закона о страховых пенсиях орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для назначения страховой пенсии, запрашиваемых у заявителя в соответствии с частью 7 данной статьи, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств.
Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2021 года N 546н и действовали в редакции на дату подачи истцом заявления (далее - Правила).
Пунктами 3, 4 Правил предусмотрено, что граждане обращаются за назначением пенсии, единовременной выплатой, перерасчетом размера пенсии, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую (в том числе с указанием в заявлении о назначении пенсии, в заявлении о переводе с одной пенсии на другую сведений о способе доставки страховой пенсии) (далее - заявление об установлении пенсии) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени. Заявление об установлении пенсии может быть направлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по почте.
В соответствии с пунктами 19, 20 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 года № 16п, (далее - Административный регламент) для предоставления государственной услуги гражданином представляются следующие документы: заявление; документы, удостоверяющие личность, подтверждающие возраст, гражданство гражданина; документы, необходимые для предоставления государственной услуги, подлежащие представлению гражданином, предусмотренные пунктами 22 - 38, 40 - 42, 48 Административного регламента. В случае представления интересов гражданина лицом в силу полномочия, основанного на доверенности, дополнительно к документам, предусмотренным абзацами третьим - четвертым этого пункта, необходимы доверенность и документ, удостоверяющий личность представителя. В случае если доверенность удостоверена нотариально, документа, удостоверяющего личность гражданина, интересы которого представляются, не требуется. Формы заявлений предусмотрены приложениями № 1 - 2 к Административному регламенту.
В силу пункта 23 Административного регламента граждане при обращении за назначением страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в дополнение к документам, предусмотренным пунктом 22 Административного регламента, с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) представляют документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является: неустановление личности лица, обратившегося за оказанием услуги (непредъявление данным лицом документа, удостоверяющего его личность, отказ данного лица предъявить документ, удостоверяющий его личность, предъявление документа, удостоверяющего личность, с истекшим сроком действия); неподтверждение полномочий представителя заявителя; непредставление всех документов, необходимых для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, при обращении с заявлением о назначении другой пенсии (переводе с одной пенсии на другую) за переводом с одной пенсии на другую, с заявлением о перерасчете размера пенсии, за исключением случая, указанного в абзаце третьем пункта 85 Административного регламента. Отказ в приеме заявления в иных случаях не допускается (пункт 64 Административного регламента).
Частью 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 этой статьи, статьей 25.1 данного Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 2 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые для подтверждения права на страховую пенсию документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе (часть 4 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 9 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" в случае отказа в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии, заявления о переводе на страховую пенсию или заявления о переводе с одного вида страховой пенсии на другой орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней после дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы.
Из названных норм права следует, что обращения граждан об установлении страховой пенсии по старости рассматриваются в порядке предусмотренным вышеуказанным пенсионным законодательством, согласно которым граждане могут обращаться с заявлениями о назначении пенсии в пенсионный орган лично или через представителя по доверенности и предоставляют документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые для подтверждения права на страховую пенсию документы, пенсионный орган оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для назначения страховой пенсии, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, либо дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.
Как установлено судом первой инстанции, обращение истца в пенсионный органа 25 июля 2022 года имело место по вопросу назначения страховой пенсии по старости, о чем свидетельствует содержание представленного в материалы дела заявления (л.д. 62-63), а также представленные к заявлению документы: паспорт гражданина, военный билет, трудовая книжка.
Факт обращения истца с заявлением о назначении пенсии подтверждается также и данное им письменное согласие от 25 июля 2022 года на назначение страховой пенсии по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета (л.д. 64). Согласие содержит сведения о предупреждении ФИО1 о возможном перерасчете размера страховой пенсии, в случае предоставления дополнительных документов о стаже и заработке, в сроки, установленные пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона о страховых пенсиях.
Уведомлением ОПФР по Астраханской области о завершении заблаговременной работы от 22 ноября 2022 года, фактически истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по причине отсутствия у него страхового стажа, который на 31 декабря 2021 года составил у него менее 42 лет, необходимых для назначении пенсии по части 1.2 статьи 8 Закона о страховых пенсиях.
При этом в вышеуказанном уведомлении отсутствуют разъяснения истцу о необходимости предоставления дополнительных документов для подтверждения права на страховую пенсию, в случае если представленных им документов недостаточно, а также оформления заявления по установленной Административным регламентом форме, оказания ему содействия путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных государственных и муниципальных учреждений, принятия решения об отказе в назначении пенсии, а также не усматривается соблюдение ответчиком вышеуказанных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок рассмотрения заявлений о назначении страховой пенсии по старости.
Ссылка в уведомлении о завершении заблаговременной работы на факт учета ответчиком пенсионных прав на индивидуальном лицевом счете истца, с которым истец может ознакомиться на Едином портале государственных и муниципальных услуг или в клиентской службе ПФР, не свидетельствует о разъяснении ФИО1 составляющих его страхового стажа, который на дату обращения недостаточен для реализации его права на пенсионное обеспечение по возрасту.
Приобщенная к материалам дела выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 на дату его обращения в пенсионный орган (22 июля 2022 года) сведений об исключении из подсчета страхового стажа периодов трудовой и иной деятельности не содержит.
В соответствии с письмом Минтруда России от 26 декабря 2018 года № 21-0/10/В-10543 любое обращение в территориальный органа ПФР предпенсионера, не имеющего требуемой продолжительности стажа на соответствующем виде работ, будет рассматриваться как основание для заблаговременной работы по обеспечению полноты и достоверности сведений о его пенсионных правах, необходимых для своевременного назначения пенсии.
Вместе с тем, в данном конкретном случае, исходя из вышеуказанных разъяснений Минтруда России, обращение ФИО1 с заявлением о назначении пенсии 22 июля 2022 года нельзя расценивать как основание для проведения заблаговременной работы, поскольку истец имел право на назначении досрочной страховой пенсии с даты первоначального обращения.
Судебная коллегия, исходя из установленных обстоятельств, приходит к выводу, что последующее его обращение 20 февраля 2023 года с заявление о назначении пенсии носило вынужденный характер, поскольку его первоначальное заявление о назначении пенсии, исходя из Административного регламента, ответчиком фактически не рассмотрено.
Учитывая, что ФИО1 на дату первоначального обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии достиг 60-летнего возраста, а его страховой стаж составил более 42 лет, районный суд пришел к правильному выводу о возложении обязанности на ОСФР по Астраханской области назначить ФИО1 страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Закона о страховых пенсиях с 25 июля 2022 года.
Иные доводы апелляционной жалобы выводов районного суда не опровергают, сводятся к несогласию с постановленным решением, каких-либо подтвержденных данных, свидетельствующих о незаконности и необоснованности обжалуемого решения в указанной части, не содержат и не могут повлечь отмены решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 11 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области – без удовлетворения.
Председательствующий: А.А. Беляков
Судьи областного суда: Л.Б. Лапшина
Л.В. Чуб