ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4637/2022 от 21.09.2022 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Иванова И.В. Дело № 2-4637/2022

УИД 35RS0010-01-2022-005882-59

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 сентября 2022 года № 33-4235/2022

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Махиной Е.С.,

судей Образцова О.В., Вахониной А.М.,

при секретаре Рябининой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя казенного учреждения Вологодской области «Управление автомобильных дорог Вологодской области» Перепелица О.А. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 08 июня 2022 года.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Махиной Е.С., объяснения прокурора прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В., представителя казенного учреждения Вологодской области «Управление автомобильных дорог Вологодской области» Подъельной О.С., судебная коллегия

установила:

прокурор Белозерского района Вологодской области обратился в суд с иском к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, казенному учреждению Вологодской области «Управление автомобильных дорог Вологодской области» (далее – КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области», Управление, учреждение) о возложении обязанности в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения и транспортной безопасности путем проведения работ по обустройству право- и левобережных причальных сооружений переправы (паромной) через реку Шексна в деревне Десятовской Белозерского района электрическим освещением, соответствующим установленным требованиям.

Требования мотивированы тем, что в результате проверки, проведенной прокуратурой Белозерского района, установлено, что на право- и левобережных причальных сооружениях переправы паромной через реку Шексна в д. Десятовская Белозерского района отсутствует искусственное наружное электрическое освещение. Переправа является частью автомобильной дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения «Вогнема-Глушково», протяженностью 9,3 км. Обслуживание данной дороги в том числе переправы на основании государственного контракта от 23 июня 2021 года № 1-146 с КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» осуществляет публичное акционерное общество «Вологодавтодор» (далее - ПАО «Вологодавтодор». В целях устранения нарушений в отношении руководителя КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» 15 ноября 2021 года внесено представление, по результатам его рассмотрения 13 декабря 2021 года получено сообщение о намерении обустроить освещение переправы силами подрядчика, однако по состоянию на 25 марта 2022 года работы не проведены.

Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 08 июня 2022 года на КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» возложена обязанность в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения и транспортной безопасности путем проведения работ по обустройству право- и левобережных причальных сооружений переправы (паромной) через реку Шексна в деревне Десятовской Белозерского района освещением, соответствующим установленным требованиям.

В удовлетворении требований к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области отказано.

В апелляционной жалобе представитель КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» Перепелица О.А. просит отменить решение суда, считая его незаконным, нарушающим права и законные интересы учреждения, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований к учреждению. Указывает, что оборудование освещения в непосредственной близости к месту швартовки маломерного судна исключено, так как причальное сооружение не оборудовано защитой от подъема воды и ледохода, что провоцирует риски обрушения подтопленных опор освещения или их снос. Для этих целей паром имеет собственное освещение. Правила пользования переправами и наплавными мостами в Российской Федерации, утвержденные приказом МЧС России от 30 сентября 2020 года № 731, на паромные переправы не распространяются. Установка освещения на левом берегу реки Шексны у причала в районе деревни Десятовская запланирована учреждением на 2022 год. Заявляя требование о понуждении к совершению определенных действий, истец возлагает на суд обязанность вмешаться в деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации по исполнению установленных полномочий, что является недопустимым, исходя из принципа разделения властей.

В возражениях на апелляционную жалобу исполняющий обязанности прокурора Белозерского района Берсенев В.В. просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» Подъельная О.С. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Истец прокурор прокуратуры Вологодской области Минина Н.В. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Иные участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на нее, полагает решение суда принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.

Из материалов дела следует, что на территории Белозерского района в деревне Десятовская имеется переправа (паромная), которая обеспечивает перевозку транспортных средств и пассажиров через реку Шексна.

Указанная переправа расположена на автомобильной дороге общего пользования регионального и межмуниципального значения «Вогнема-Глушково» протяженностью 9,3 км, включенной постановлением Правительства Вологодской области от 14 января 2013 года № 13 в перечень дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.

Постановлением Губернатора Вологодской области от 19 ноября 2012 года № 615 «О передаче полномочий» полномочия владельца автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, предусмотренные действующим законодательством, переданы КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области».

КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» согласно разделу 2 Устава обеспечивает реализацию предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий учредителя Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области в сфере автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, переданных в оперативное управление, и осуществления на них дорожной деятельности, в том числе выполняет функции государственного заказчика в соответствии с действующим законодательством при размещении заказов на оказание услуг, выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления.

Между КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» и ПАО «Вологодавтодор» 23 июня 2021 года заключен государственный контракт № 1-146, согласно которому Управление является заказчиком выполнения работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на их территории, в том числе и Белозерского района.

Согласно пункту 12 Перечня автомобильных дорог, передаваемых подрядчику для выполнения работ по содержанию, являющегося приложением № 1 к государственному контракту № 1-146 от 23 июня 2021 года, автомобильная дорога «Вогнема-Глушково» включена в указанный Перечень.

В соответствии с Перечнем мостовых сооружений, передаваемых подрядчику для выполнения работ по содержанию, являющимся приложением № 2 к государственному контракту № 1-146 от 23 июня 2021 года, конструкция моста паромная (самоходный паром), расположенная на автомобильной дороге «Вогнема-Глушково», также включена в указанный перечень.

Проведенной Белозерской прокуратурой проверкой соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения и транспортной безопасности установлено, что в нарушение требований статьи 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», пунктов 17 и 18 Правил пользования переправами и наплавными мостами в Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 731 (далее – Правила № 731), причальные сооружения переправы «Вогнема» в д. Десятовская Белозерского района не оборудованы достаточным освещением, противоположная сторона причального сооружения – левый берег реки Шексна не оборудован освещением вообще, что в темное время не обеспечивает безопасность подхода и швартовки используемого на переправе (паромной) маломерного судна, а также безопасность перевозки транспортных средств и пассажиров.

В целях устранения выявленных нарушений, а также защиты жизни и здоровья граждан 15 ноября 2021 года в адрес директора учреждения внесено представление.

В ответ на представление КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» 13 декабря 2021 года указало, что в данный момент подрядной организацией ПАО «Вологодавтодор» прорабатывается вопрос об устройстве освещения на левом берегу с помощью применения альтернативных источников.

Обращаясь с иском в суд, прокурор указывает на то, что по состоянию на 07 июня 2022 года работы по обустройству право- и левобережного причала переправы (паромной) не проведены, освещение отсутствует. Длительное отсутствие освещения причального сооружения переправы (паромной) через реку Шексна в д. Десятовской Белозерского района создает угрозу здоровью и жизни участников дорожного движения, а также их имуществу.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 12, части 1 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ), статей 1, 3, части 1 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ), оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что автомобильная дорога «Вогнема-Глушково», находящаяся на территории Белозерского района Вологодской области, включена в перечень дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, полномочия владельца автодороги переданы КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области», который выполняет функции государственного заказчика по строительству, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, наличие выявленных прокурорской проверкой нарушений ответчиком не опровергнуто, доказательств принятия необходимых мер для соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства учреждением не представлено, приняв во внимание, что неисполнение учреждением требований в области обеспечения безопасности дорожного движения нарушает права участников дорожного движения, пришел к выводу о возложении на КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» обязанности проведения работ по обустройству право- и левобережных причальных сооружений переправы (паромной) через реку Шексна в деревне Десятовской Белозерского района освещением, соответствующим установленным требованиям, об отказе в удовлетворении требований к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области.

С учетом положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд указал в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено – в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Данные выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит соответствующими нормам материального права, фактическим обстоятельствам и по доводам апелляционной жалобы ответчика ошибочными такие выводы признаны быть не могут.

Доводы жалобы о том, что Правила № 731 на паромные переправы не распространяются, в связи с чем требований по обустройству освещения подъездов к паромным переправам не предусмотрено, несостоятельны по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом № 257-ФЗ.

В соответствии со статьей 3 названного закона к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Пунктом 12 статьи 3 данного закона предусмотрено, что под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Из части 1 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ следует, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 827 принят Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» (далее - ТР ТС 014/2011).

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 ТР ТС 014/2011 под содержанием автомобильной дороги комплекс работ по поддержанию нормативного технического состояния автомобильной дороги, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Статьей 2 Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено, что обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Частью 2 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Таким образом, в рамках проведения работ по содержанию автомобильных дорог организовывается и обеспечивается безопасность дорожного движения путем поддержания надлежащего состояния автомобильных дорог, обеспечения соответствия их состояния техническим регламентам и иным нормативным документам.

Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в соответствии с подпунком 3 «д» пункта 6 раздела 4 которой в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят работы по искусственным и защитным сооружениям техническое обслуживание паромных переправ.

Согласно абзацу 9 статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации под причалом понимается гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.

В силу пункта 6 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года № 623 (далее Технический регламент), его требования обязательны для выполнения физическими и юридическими лицами, осуществляющими в том числе эксплуатацию объектов регулирования, к которым относятся в силу пункта 5 причалы.

В соответствии с пунктом 9 Технического регламента под паромной переправой понимается участок водного пути с причальными сооружениями и курсирующими на нем специализированными судами-паромами; под эксплуатацией подразумевается стадия жизненного цикла материального объекта регулирования, включающая в себя приемку в эксплуатацию, использование его по назначению, определенному изготовителем (проектантом), техническое обслуживание и ремонт объекта регулирования без вывода из эксплуатации и вывод его из эксплуатации

На основании пункта 445 Технического регламента техническая эксплуатация должна обеспечивать безопасные условия для плавания, швартовки, стоянки и обработки судов, безопасность, сохранность и повышение долговечности объекта регулирования при его взаимодействии с судами, при работе оборудования и транспорта, при складировании грузов и при воздействии гидрометеорологических факторов, неблагоприятных и опасных природных явлений гидрометеорологического характера.

Из приведенных норм Технического регламента следует, что требования в части тех или иных объектов регулирования обязаны исполнять лица, которые осуществляют их проектирование, строительство, ликвидацию и утилизацию, а также эксплуатацию.

Под объектами транспортной инфраструктуры согласно подпункту «з» пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» понимается технологический процесс, включающий в себя определяемые Правительством Российской Федерации участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение.

Подпунктом «в» пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 года № 1442 закреплено, что объектами транспортной инфраструктуры являются здания, сооружения и помещения, в том числе гидротехнические, для обслуживания пассажиров и транспортных средств внутреннего водного транспорта, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности, на перевозку которых требуется специальное разрешение, в составе причалов, портов (пристаней), дебаркадеров, стоечных судов, расположенных на внутренних водных путях.

В соответствии с пунктом 13 Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 30 апреля 2021 года № 145, движение транспортных средств по переправам через водные преграды необходимо осуществлять в соответствии с Правилами пользования переправами и наплавными мостами в Российской Федерации, утвержденными приказом МЧС России от 30 сентября 2020 года № 731.

Согласно подпункту «в» пункта 17 Правил № 731 пользование переправой осуществляется с обеспечением безопасного подхода и швартовки используемого на переправе маломерного судна.

В соответствии с пунктом 18 Правил № 731 при использовании переправой в темное время суток (астрономическое с захода до восхода солнца) причальные сооружения должны освещаться.

Из материалов дела следует, что в нарушение приведенных выше норм причальные сооружения переправы (паромной) через реку Шексна в деревне Десятовская Белозерского района не оборудованы достаточным освещением, противоположная сторона причального сооружения – левый берег реки Шексна не оборудован освещением вообще, что в темное время суток не обеспечивает безопасность подхода и швартовки используемого на переправе (паромной) маломерного судна, а также безопасность перевозки транспортных средств и пассажиров.

Ссылки апеллянта на то, что оборудования освещения в непосредственной близости к месту швартовки маломерного судна исключено, поскольку причальное сооружение не оборудовано защитой от подъема воды и ледохода, что провоцирует риски обрушения подтопленных опор освещения или их снос, во внимание не принимаются, поскольку выводов суда не опровергают.

Податель жалобы указывает на то, что установка освещения на левом берегу реки Шексна у причала в районе деревни Десятовская запланирована на 2022 год. Вместе с тем, до настоящего времени не представлено доказательств осуществления каких-либо мероприятий, направленных на организацию освещения подъездных путей к указанной паромной переправе.

Приведенные в жалобе доводы о вмешательстве истца в деятельность органа государственной власти субъекта Российской Федерации по исполнению установленных полномочий безосновательны, поскольку прокурор в данном случае действует в публичных интересах, требуя от ответчика исполнения возложенных на него законодательством Российской Федерации обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения.

Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 08 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя казенного учреждения Вологодской области «Управление автомобильных дорог Вологодской области» Перепелица О.А. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 сентября 2022 года.