ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4652/20 от 14.01.2021 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело № 2-4652/2020; 33-354/2021 (33-8605/2020)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

14 января 2021 года г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Булгаковой М.В.,

судей областного суда Данилевского Р.А., Раковского В.В.,

при секретаре Лихтиной А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сенько С.В. к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Оренбургской области о признании незаконным отказа в зачете периода службы в выслугу лет, возложении на ответчика обязанности включить в выслугу лет период работы, произвести перерасчет ежемесячной надбавки к пенсии, назначении пенсии за выслугу лет

по апелляционной жалобе Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Оренбургской области

на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 7 октября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Булгаковой М.В., объяснения представителя ответчика Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Оренбургской области – Музыченко Т.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Сенько С.В. обратилась в суд с иском к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Оренбургской области об обязании включить в выслугу лет период работы, указав в обоснование заявленного требования, что 3 июня 2020 года ею было подано в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Оренбургской области заявление о включении периода работы в службе судебных приставов Управления юстиции Оренбургской области в выслугу лет и назначении пенсии по выслуге лет. Однако, ей необоснованно отказано во включении периода с 16 сентября 1998 года по 6 августа 2000 года в выслугу лет для назначения пенсии. Ссылаясь на нарушение своего права на получение пенсии за выслугу лет, Сенько С.В. с учетом уточнения исковых требований просила суд: признать незаконным отказ Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Оренбургской области от 30 июня 2020 года № *** в зачете в выслугу лет как сотруднику Следственного комитета Российской Федерации периода прохождения службы с 16 сентября 1998 года по 6 августа 2000 года в должности *** службы судебных приставов в Управлении юстиции Оренбургской области; возложить на ответчика обязанность включить в выслугу лет для назначения пенсии период её службы в территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации – Управлении юстиции Оренбургской области с 16 сентября 1998 года по 6 августа 2000 года; обязать ответчика назначить ей пенсию за выслугу лет с 3 июня 2020 года и произвести перерасчет ежемесячной надбавки к пенсии на 3 июня 2020 года; взыскать с ответчика в свою пользу в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины денежную сумму в размере 300 рублей.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 7 октября 2020 года исковые требования Сенько С.В. удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Оренбургской области, оформленное письмом от 30 июня 202 года № ***, об отказе во включении в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет периода работы Сенько С.В. с 16 сентября 1998 года по 6 августа 2000 года в должности *** службы судебных приставов в Управлении юстиции Оренбургской области. Этим же решением суд возложил на Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Оренбургской области обязанность включить в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет период работы Сенько С.В. с 16 сентября 1998 года по 6 августа 2000 года в должности *** службы судебных приставов в Управлении юстиции Оренбургской области, а также назначить Сенько С.В. пенсию по выслуге лет с 3 июня 2020 года. Со Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Оренбургской области в пользу Сенько С.В. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В апелляционной жалобе представитель Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Оренбургской области просит отменить обжалуемое решение, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец ФИО1 не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из копии трудовой книжки серии ******, 16 сентября 1998 года ФИО1 принята в службу судебных приставов Управления юстиции Оренбургской области на должность *** на основании приказа Управления юстиции Оренбургской области от 16 сентября 1998 года .

7 августа 2000 года в трудовую книжку истца внесена запись о преобразовании Управления юстиции Оренбургской области на основании приказа от 7 августа 2000 года в Управление Министерства юстиции по Оренбургской области.

31 декабря 2004 года ФИО1 уволена в порядке перевода в Управление Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области, куда с 1 января 2005 года была принята на должность ***.

С 23 марта 2006 года ФИО1 переведена и назначена на государственную должность *** (по ***) Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области.

В трудовой книжке зафиксированы факты переименования должности ФИО1 приказами от 31 августа 2006 года, от 4 сентября 2006 года.

С 9 ноября 2007 года служебный контракт с ФИО1 расторгнут с приказом от 1 ноября 2007 года .

В период с 12 ноября 2007 года по 26 мая 2020 года ФИО1 проходила службу в Следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Оренбургской области (с 15 января 2011 года – Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Оренбургской области) на должностях ***, ******, ***, ***.

Трудовые отношения с ФИО1 прекращены на основании соглашения о расторжении трудового договора от 26 мая 2020 года по пункту 1 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации 26 мая 2020 года.

Приказом руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Оренбургской области об освобождении и увольнении ФИО1 от должности *** следственного управления СК Российской Федерации по Оренбургской области выслуга лет по состоянию на 26 мая 2020 года определена продолжительностью 19 лет 9 месяцев 18 дней, весь период выслуги учтен в календарном исчислении, в выслугу лет для назначения пенсии истцу засчитан период службы в органах юстиции с 7 августа 2000 года по 9 ноября 2007 года.

Не согласившись с указанным расчетом, 3 июня 2020 года ФИО1 обратилась к руководителю Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Оренбургской области с заявлением о включении в выслугу лет для назначения пенсии периода работы в Управлении юстиции Оренбургской области с 16 сентября 1998 года по 7 августа 2000 года.

Ответом руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Оренбургской области от 30 июня 2020 года истцу отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на то обстоятельство, что в период с 16 сентября 1998 года до 7 августа 2000 года Управление юстиции Оренбургской области не являлось территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации. (т. 1, л.д. 36, а также оборотная сторона).

Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировал положения нормативных актов и пришел к выводу о незаконности отказа ответчика во включении истцу в выслугу лет периода ее работы в Управлении юстиции Оренбургской области с 16 сентября 1998 года по 6 августа 2000 года, поскольку в спорный период служба судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации функционировала в составе Управления юстиции Оренбургской области, являющегося территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации.

С выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

В соответствии с частью 13 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» пенсионное обеспечение сотрудников Следственного комитета и членов их семей осуществляется применительно к условиям и нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»), с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Лицам, проходившим службу в Следственном комитете, в выслугу лет для назначения пенсии, исчисленную в соответствии с законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей, также засчитывается срок их службы в федеральных органах исполнительной власти или федеральных государственных органах в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете определяется Правительством Российской Федерации (часть 13 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»).

Пунктом «е» пункта 2 указанных Правил исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 года № 411 (далее – Правила), предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета в соответствии с пунктом «а» части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» засчитывается время службы (работы, обучения) в Министерстве юстиции Российской Федерации, его территориальных органах и подведомственных федеральных органах исполнительной власти в качестве лиц, замещавших государственную должность Российской Федерации, а также государственные должности федеральной государственной службы и должности федеральной государственной гражданской службы.

В соответствии с положением об Управлении юстиции Оренбургской области, утвержденным распоряжением Главы администрации Оренбургской области от 26 сентября 1994 года, Управление юстиции являлось органом исполнительной власти, подотчетным главе исполнительной власти Оренбургской области, а также Министру юстиции Российской Федерации.

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) в силу Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1993 года № 1187, является центральным органом федеральной исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции. Министерство юстиции Российской Федерации, его органы, учреждения и организации образуют систему Министерства.

В целях реализации возложенных на Министерство задач оно организует работу по исполнению решений, определений и постановлений судов по гражданским делам, приговоров, определений и постановлений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также постановлений других органов, исполнение которых возложено на судебных исполнителей (абзац 14 пункта 6 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1993 года № 1187).

На территории Оренбургской области организацию указанной работы по исполнению судебных актов в спорный период осуществляло Управление юстиции Оренбургской области.

В соответствии с абзацами 20, 22 пункта 6 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1993 года № 1187, Министерство организует работу по обеспечению кадрами органов, учреждений и организаций юстиции, их профессиональную учебу, а также подготовку и повышение правовой квалификации кадров для центральных органов исполнительной власти; осуществляет в установленном порядке финансирование органов, учреждений, организаций юстиции и выделяет финансовые средства в распоряжение соответствующих судов, обеспечивает контроль за их расходованием. Организует материально - техническое обеспечение судов, органов, учреждений и организаций системы Министерства.

Служба судебных приставов согласно статье 5 Федерального закона № 118-ФЗ от 21 июля 1997 года «О судебных приставах» (в ред. № 1 от 21 июля 1997 года) входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации № 1284 от 16 декабря 1997 года внесены изменения в структуру федеральных органов исполнительной власти в связи с принятием Федерального закона «О судебных приставах» - Министерство юстиции передано в прямое подчинение Президенту Российской Федерации.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 года № 954 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В систему Минюста России входят его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность. Основными задачами Минюста России помимо прочих являются обеспечение установленного порядка деятельности судов и обеспечение исполнения актов судебных и других органов. Основными функциями Минюста России помимо прочих является осуществление организационного и методического руководства деятельностью службы судебных приставов и финансирование органов и учреждений юстиции.

В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 1254-к от 7 августа 2000 года Управление юстиции Оренбургской области преобразовано в Управление Министерства юстиции Российской Федерации Оренбургской области.

Таким образом, с учетом ранее действовавшего и действующего правового регулирования управления юстиции в субъектах Российской Федерации до их преобразования в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 года № 954 являлись фактически территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации, поскольку входили в его систему, а Министерство юстиции в отношении своих органов было наделено определенными полномочиями.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о включении спорного периода работы ФИО1 с 16 сентября 1998 года по 6 августа 2000 года в управлении юстиции Оренбургской области как территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии истцу как сотруднику Следственного комитета.

С учетом вышеизложенного судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы об ошибочности вывода суда в указанной части по вышеприведенному обоснованию.

Ссылки в апелляционной жалобе на несоответствие вывода суда о назначении пенсии с даты обращения истца с заявлением о включении спорного периода в выслугу лет положениям статьи 53 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 подлежат отклонению.

По общему правилу, установленному пунктом «а» части 1 статьи 53 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I, лицам, указанным в статье 1 названного закона пенсии в соответствии с этим законом назначаются со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении.

Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления. В случаях, если к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в части первой настоящей статьи (статья 54 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I).

Из содержания приведенных положений Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I следует, что возникновение права на получение пенсии при отсутствии факта обращения лица в уполномоченный орган за ее назначением не порождает обязанности у пенсионного органа по начислению (назначению) пенсии, поскольку это напрямую зависит от волеизъявления субъекта данного права.

Таким образом, судебная коллегия полагает законным решение суда в части признания за ФИО1 права на пенсию с 3 июня 2020 года, поскольку с заявлением о включении в выслугу лет для назначения пенсии периода работы в Управлении юстиции Оренбургской области с 16 сентября 1998 года по 7 августа 2000 года истец обратилась в указанную дату.

Кроме того, решение суда в части даты назначения пенсии с 3.06.2020 – даты более поздней, чем указано ответчиком в жалобе, прав последнего не нарушает, а истцом в указанной части не обжалуется.

Доводы апелляционной жалобы о незаконном взыскании с ответчика государственной пошлины не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, поскольку в данном случае с ответчика взыскана сумма на основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в счет возмещения истцу понесенных судебных расходов. Кроме того, данный спор не относится к категории трудовых, в связи с чем истец при подаче искового заявления в суд не подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлечь за собой отмену оспариваемого судебного акта.

Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 7 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Оренбургской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи