судья Лабутина Н.А. | № 33-3132-2019 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Мурманск | 17 октября 2019 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | ФИО1 |
судей | Киселевой Е.А. |
ФИО2 | |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4655/2019 по исковому заявлению Государственного областного бюджетного учреждения «Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор» к ФИО4 о взыскании денежных средств, предоставленных из федерального бюджета на создание собственного бизнеса,
по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 10 июля 2019 г., которым постановлено:
«Исковые требования Государственного областного бюджетного учреждения «Мурманский региональный инновационный бизнес- инкубатор» к ФИО4 о взыскании денежных средств, предоставленных из федерального бюджета на создание собственного бизнеса - удовлетворить.
Взыскать с ФИО4 в пользу Государственного областного бюджетного учреждения «Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор» денежные средства в размере 270000 рублей.
Взыскать с ФИО4 в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 5900 рублей,
заслушав доклад судьи Киселевой Е.А., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда,
установила:
Государственное областное бюджетное учреждение «Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор» (далее - ГОБУ ««МРИБИ»», Учреждение) обратилось в суд с иском к ФИО4 о взыскании денежных средств, предоставленных на создание собственного бизнеса.
В обоснование требований указано, что 28 ноября 2014 г. с ответчиком заключен договор о предоставлении субсидии из федерального бюджета на создание собственного бизнеса, по условиям которого ГОБУ ««МРИБИ»» на безвозмездной основе предоставило ФИО4 денежные средства в размере 270 000 рублей на создание собственного бизнеса, а последний обязался использовать полученные средства в соответствии с их целевым назначением, определяемым планом-проектом, соблюдать иные условия соглашения.
08 декабря 2014 г. денежные средства в указанной сумме были получены ответчиком.
В ходе контроля над реализацией проекта выявлено недопустимое отклонение заложенных бизнес-планом показателей, что является нарушением принятых по договору обязательств.
Условиями договора (пункт 5.8) также предусмотрено, что субсидия подлежит возврату в ГОБУ ««МРИБИ»» получателем субсидии в случае принятии решения о прекращении предпринимательской деятельности до истечения трех лет с момента получения субсидии.
14 марта 2017 г. комиссией по государственной поддержке субъектов малого бизнеса и среднего предпринимательства Мурманской области было принято решение о расторжении договора и возврате средств субсидии в сумме 270000 рублей.
16 марта 2017 г. Министром промышленности и предпринимательства Мурманской области был издан приказ N 35-ОД, которым была инициирована процедура по возврату средств субсидии в отношении ФИО4
17 марта 2017 г. ответчику направлено уведомление о расторжении договора о предоставлении субсидии с требованием о возврате денежных средств.
Требование о возврате денежных средств ФИО4 в добровольном порядке не исполнено, 02 декабря 2015 г. ответчик прекратил предпринимательскую деятельность.
Просил суд взыскать с ответчика предоставленные из федерального бюджета на создание собственного бизнеса денежные средства в размере 270000 рублей.
Представитель истца ГОБУ ««МРИБИ»» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Ответчик ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, направил в суд ходатайство, в котором просит применить срок исковой давности, в иске просил отказать, дело рассмотреть без его участия.
Представитель третьего лица - Министерства развития промышленности и предпринимательства Мурманской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в отзыве на иск поддержал требования истца.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО4 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы, не оспаривая факт получения субсидии, приводит доводы, аналогичные изложенным в возражениях на иск.
Настаивает на пропуске истцом срока исковой давности, отмечая, что его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекращена 02декабря 2015 г., однако он продолжил осуществлять деятельность через адвокатский кабинет, встал на учел в налоговом органе, платил налоги по ставке 13% вместо 6%, в связи с чем продолжал предоставлять истцу данные о целевых показателях.
Полагает, что поскольку расторжение договора между ним и истцом произошло по формальным основаниям в связи с прекращением статуса индивидуального предпринимателя, то и срок давности необходимо исчислять с момента прекращения им статуса индивидуального предпринимателя, то есть с 05 декабря 2015 г.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ГОБУ ««МРИБИ»», ответчик ФИО4, представитель третьего лица Министерства развития промышленности и предпринимательства Мурманской области, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы не находит.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, достаточно исследовал их, и к установленным правоотношениям применил надлежащий закон.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» условия и порядок оказания поддержки субъектам малого среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 1 статьи 17 названного Федерального закона оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий», бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
При этом пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Финансовая поддержка начинающим предпринимателям путем предоставления грантов (в виде субсидий) осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Мурманской области от 31 июля 2012 г. № 392-ПП «О государственной поддержке начинающих предпринимателей и малых инновационных компаний», которым утвержден Порядок предоставления грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса, в целях реализации Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее- Порядок), Закона Мурманской области от 27.05.2008 № 977-01-ЗМО «О содействии развитию и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Мурманской области» за счет средств бюджета Мурманской области, в том числе средств, источником финансирования и обеспечения которых является федеральный бюджет.
В соответствии с пунктом 7.1 Порядка (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) получатель субсидии имеет право использовать бюджетные средства только на расходы, указанные в бизнес-плане. Использовать средства предоставленной субсидии получатель субсидии должен в течение 1 (одного) года со дня фактического перечисления средств на расчетный счет получателя субсидии.
В силу пункта 7.7 Порядка получатель субсидии ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставляет в ГОБУ «МРИБИ» отчет Получателя субсидии об использовании средств Субсидии на реализацию бизнес-плана (приложение N 7 к Порядку) с приложением собственноручно заверенных копий документов, актов переработки материальных ценностей, подтверждающих целевое расходование средств (до использования средств Субсидии в полном объеме), а также ежегодно до года окупаемости проекта включительно, но не менее 3 лет после года получения средств субсидии, в срок до 20 января года, следующего за отчетным, предоставляет в ГОБУ «МРИБИ» годовой отчет.
В случае обнаружения факта отклонения двух и более целевых показателей от планируемых более чем на 25% к концу реализации проекта, куратор проекта направляет соответствующее уведомление в Комитет для рассмотрения на заседании комиссии и решения вопроса о целевом или нецелевом использовании средств и копию получателю субсидии (пункт 9.2 Порядка).
Пунктами 10.1 и 10.2 Порядка установлено, что в случае нецелевого использования бюджетных средств или непредставления отчетных документов ГОБУ «МРИБИ» на основании решения комиссии Комитет письменно уведомляет получателя субсидии о необходимости возврата бюджетных средств на лицевой счет ГОБУ «МРИБИ». Получатель субсидии в течение 30 рабочих дней от даты отправки ГОБУ «МРИБИ» уведомления о возврате бюджетных средств обязан вернуть бюджетные средства на лицевой счет ГОБУ «МРИБИ».
Как установлено судом и следует из материалов дела, 05 ноября 2014 г в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в отношении ФИО4 внесена запись о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя; основной вид деятельности индивидуального предпринимателя ФИО4- «деятельность в области права».
На основании поданной заявки на получение субсидии на создание собственного бизнеса «Юридические услуги» ФИО4 было одобрено предоставление стартового гранта в виде субсидии начинающим предпринимателям на открытие собственного бизнеса.
По итогам проведения конкурса бизнес-планов начинающих предпринимателей на основании приказа Комитета развития промышленности и предпринимательства мурманской области от 24 октября 2014 г. № ОД-156, между ГОБУ «МРИБИ» и ИП ФИО4 заключен договор N С-638/11-14 от 28 ноября 2014 г., по условиям которого ФИО4 на безвозмездной основе получил в виде субсидии денежные средства из федерального бюджета в сумме 270 000 рублей на создание собственного бизнеса (реализация проекта «Юридические услуги») и обязался использовать полученные средства в соответствии с их целевым назначением.
Факт перечисления учреждением ответчику ФИО4 предусмотренной грантом денежной суммы в размере 270 000 рублей сторонами не оспаривался, подтверждается платежным поручением от 08 декабря 2014 г. № 833844.
На основании пункта 3.6 договора ГОБУ «МРИБИ» вправе в течение 3 (трех) лет после предоставления субсидии провести мероприятия по проверке осуществления предпринимательской деятельности, достоверности сведений, представленных получателем субсидии. Мероприятия по проверке проводятся на основании ежегодного плана, утверждаемого директором ГОБУ «МРИБИ».
Пунктом 4.8 договора получатель субсидии ежеквартальтно в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, с целью повышения эффективности контроля за расходованием бюджетных средств и проверки полноты представления документов, предоставляет в ГОБУ «МРИБИ» следующие документы (до использования средств субсидии в полном объеме):
- отчет получателя субсидии об использовании средств субсидии на реализацию бизнес-плана (приложение N 7 к Порядку) с приложением собственноручно заверенных копий документов, актов переработки материальных ценностей, подтверждающих целевое расходование средств;
- отчет получателя субсидии о достижении целевых показателей проекта (приложение N 7 к Порядку) с предоставлением пояснений в случае недостижения целевых показателей.
В соответствии с пунктом 4.9 договора получатель субсидии ежегодно до года окупаемости проекта включительно, но не менее 3 лет после года получения средств субсидии, в срок до 20 января года, следующего за отчетным, предоставляет в ГОБУ «МРИБИ» годовой отчет (приложение N 8 к Порядку).
В силу пункта 5.2 договора получатель субсидии имеет право использовать бюджетные средства только на расходы, указанные в бизнес-плане. Использовать средства предоставленной субсидии получатель субсидии должен в течение 1 (одного) года со дня фактического перечисления средств на расчетный счет получателя субсидии. В случае неполного использования выделенных средств получатель субсидии ежеквартально (вместе с отчетами) предоставляет банковскую выписку по расчетному счету за отчетный период о наличии выделенных средств на счета.
Согласно пункту 5.5 договора в случае нарушения получателем субсидии условий настоящего договора, в том числе в случаях: обнаружения факта отклонения целевых показателей от планируемых более чем на 25% к концу реализации проекта; непредоставления в установленные сроки документов, предусмотренных договором или запрошенных ГОБУ «МРИБИ», касающихся расходования субсидии; предоставления недостоверных или фальсифицированных документов; куратор проекта направляет соответствующее уведомление в Комитет развития промышленности и предпринимательства Мурманской области для рассмотрения на заседании Комиссии и решения вопроса о целевом или нецелевом использовании средств и копию получателю субсидии. ГОБУ «МРИБИ» уведомляет о допущенном нарушении Комиссию по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Мурманской области (Комиссия).
Пунктами 5.6, 5.7 договора предусмотрено, что решение о возврате денежных средств принимается Комиссией. Если Комиссией принято решение о возврате субсидии, получатель субсидии обязан вернуть полученные денежные средства на лицевой счет ГОБУ «МРИБИ» в течение 30 рабочих дней от даты отправки ГОБУ «МРИБИ» соответствующего уведомления.
В силу пункта 5.8 договора субсидия подлежит возврату в ГОБУ «МРИБИ» получателем субсидии в случае принятия решения о прекращении предпринимательской деятельности до истечения трех лет с момента получения субсидии.
Судом установлено, что ФИО4 условия договора не выполнил, в нарушение условий договора от 28 ноября 2014 г. N С-638/11-14, а именно: пунктов 5.5, 5.8 договора, не выполнил целевые показатели проекта - отклонение от планируемых в бизнес-проекте показателей более чем на 25% к концу реализации проекта и 02 декабря 2015 г утратила статус индивидуального предпринимателя, в связи с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя на основании заявления ФИО4 от 26 ноября 2015 г., то есть до истечения трех лет с момента получения субсидии.
03 марта 2017 г. ИП ФИО4 в связи с выявленным нарушением направлено уведомление с приглашением принять участие в заседании комиссии по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства Мурманской области, которое ответчиком не было реализовано.
Приказом Министра промышленности и предпринимательства Мурманской области от 16 марта 2017 г. N 35-ОД, изданным на основании решения комиссии по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства Мурманской области от 14 марта 2017 г. N 16-04/01, ГОБУ «МРИБИ» определено расторгнуть договор с ИП ФИО4, уведомить о расторжении и необходимости возврата средств субсидии в сумме 270000 рублей.
Во исполнение данного приказа в адрес ФИО4 направлено уведомление от 16 марта 2017 г. N У-63-04/17 о расторжении договора о предоставлении субсидии с требованием в добровольном порядке вернуть бюджетные средства, которое ответчиком исполнено не было.
До настоящего времени ФИО4 требование о возврате денежных средств, выделенных на реализацию гранта, не исполнено.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются материалами дела, ответчиком не оспаривались.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, правильно руководствуясь приведенными выше нормами материального права, оценив собранные по делу доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что неисполнение ФИО4 условий договора, на основании которых ответчику был предоставлен целевой грант, в части невыполнения целевых показателей бизнес-проекта (отклонение более, чем на 25%) и осуществления предпринимательской деятельности в течение трех лет с момента получения гранта, является основанием для возврата гранта.
Поскольку добровольно сумма субсидии ответчиком не возвращена, суд правомерно удовлетворил исковые требования и взыскал с Л.А.ЕБ. в пользу истца денежные средства в размере 270 000 рублей.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с приведенными в решении выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права.
Приведенные ФИО4 доводы о пропуске истцом срока исковой давности, повторяемые также в апелляционной жалобе, являлись предметом обсуждения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса (пункт 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что, если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 9.2 Порядка предоставления грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений), контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляет ГОБУ «МРИБИ» и Комитет развития промышленности и предпринимательства Мурманской области. При этом ГОБУ «МРИБИ», в порядке, установленном данным пунктом.
Условиями договора о предоставлении субсидии из федерального бюджета на создание собственного бизнеса от 28 ноября 2014 г. предусмотрен аналогичный порядок для установления факта нецелевого расходования субсидии, предполагающий рассмотрение данного вопроса комиссией Комитета развития промышленности и предпринимательства Мурманской области и принятие соответствующего решения.
Как усматривается из материалов дела, ФИО5 после утраты статуса индивидуального предпринимателя продолжал представлять в адрес ГОБУ «МРИБИ» отчеты «О достижении целевых показателей», «Об использовании средств субсидии» вплоть до 10 января 2017 г.
В связи с нарушениями сроков предоставления отчетности в адрес ИП ФИО4 ГОБУ «МРИБИ» направлялись уведомления о нарушении условий договора и Порядка с требованием устранить нарушения.
14 марта 2017 г. на комиссии по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства Мурманской области повторно рассмотрен вопрос о нарушении ИП ФИО4 условий договора и Порядка, где установлено отклонение целевых показателей проекта более, чем на 25 % от планируемых, предоставление недостоверных документов от имени ИП после фактического прекращения деятельности, утрата статуса индивидуального предпринимателя до истечения срока договора и выполнения обязательств и принято решение о расторжении договора и возврате средств субсидии в сумме 270000 рублей.
16 марта 2017 г. Министром промышленности и предпринимательства Мурманской области был издан приказ № 35-ОД, которым инициирована процедура по возврату средств субсидии в отношении ФИО4
Данное обстоятельство определено судом первой инстанции в качестве начальной даты течения срока исковой давности в спорных отношениях.
Оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного довод ответчика, повторяющийся и в апелляционной жалобе, о необходимости применения к требованиям истца срока исковой давности, исчисляемого с даты прекращения ФИО4 статуса индивидуального предпринимателя 02 декабря 2015 г. с учетом фактических обстоятельств дела не может быть принят во внимание.
Вопрос о взыскании с ответчика государственной пошлины в соответствии с требованиями статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом разрешен верно, апелляционная жалоба не содержит доводов о несогласии с решением суда в данной части.
Судебная коллегия находит, что выводы суда полностью соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм материального права и норм процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено, оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе по доводам жалобы, судебной коллегией не установлено.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену принятого по делу решения, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 10 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 – без удовлетворения.
председательствующий:
судьи: