Дело №33-6616/2021
Судья Исламова А.А. №2-4656/2020 (1 инстанция)
УИД 52RS0001-02-2020-005983-17
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Город Нижний Новгород 15 июня 2021г.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Серова Д.В., судей Соколова Д.В., Столбова Е.М.,
при секретаре судебного заседания Лозгачёвой А.А.,
с участием представителя истца адвоката Степановой В. Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе УПФР в Автозаводском районе г.Н.Новгорода на решение Автозаводского районного суда г.Н.Новгорода от 18 декабря 2020г.
гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г.Н.Новгорода о включении в стаж периодов работы, назначении пенсии.
Заслушав доклад судьи Серова Д.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику. В обоснование заявленных требований указал, что решением УПФР в Автозаводском районе г.Н.Новгорода №1 от 21.05.2020г. ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового и специального стажа. С указанным решением ответчика истец не согласен.
На основании изложенного, с учетом изменения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 52-53), истец просил: признать незаконным решение УПФР в Автозаводском районе г.Н.Новгорода от 21.05.2020г. №1 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; включить в общий страховой стаж, дающий право для начисления досрочной страховой пенсии следующие периоды работы в должности мастера участка №5 в Луганском специализированном управлении «Спецстрой» коллективного предприятия «Луганскспецстрой», в должности прораба в тресте «Донбасстрой», в должности рабочего в ТОВ «Дорпрогрес», в должности начальника участка на городском коммунальном предприятии эксплуатационно-линейного управления автодорог; включить в специальный стаж периоды работы: в должности строймастера на СМП №632 треста «Казтранстрой» и на СМП №515 треста «Казтрансстрой», в должности мастера участка №5 в Луганском специализированном управлении «Спецстрой» коллективного предприятия треста «Луганскспецстрой» (до 21.03.1993г. – Ворошиловградское специализированное управление «Спецстрой» треста «Ворошиловградспецстрой»), в должности производителя работ в Луганском дорожно-строительном управлении №6 ОАО «Трест «Донбасстрой»; признать за собой право на досрочную страховую пенсию по старости, обязать ответчика произвести расчет, начисление и выплату пенсии с 20.02.2020г.
Истец в судебное заседание не явился, представитель истца поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, письменной позиции, просил исковые требования удовлетворить.
Ответчик, в лице представителя, иск не признал.
Решением Автозаводского районного суда г.Н.Новгорода от 18.12.2020г. иск ФИО2 удовлетворен. Судом постановлено:
Признать незаконным решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г.Н.Новгорода от 28.05.2020г. №1 об отказе в назначении ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости;
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г.Н.Новгорода включить в страховой стаж ФИО1 периоды работы:
- с 01.07.1994г. по 30.09.1994г., с 01.01.1995г. по 28.02.1995г., с 01.10.1995г. по 01.04.1996г. в должности мастера участка №5 в Луганском специализированном управлении «Спецстрой» коллективного предприятия «Луганскспецстрой»,
- с 01.03.2011г. по 31.07.2011г. в должности прораба в тресте «Донбасстрой»,
- с 11.07.2011г. по 30.09.2011г. в должности рабочего в ТОВ «Дорпрогрес»,
- с 01.09.2013г. по 23.07.2014г. в должности начальника участка на городском коммунальном предприятии эксплуатационно-линейного управления автодорог;
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г.Н.Новгорода включить в специальный стаж ФИО1 периоды работы:
- с 28.04.1983г. по 18.06.1984г. в должности строймастера на СМП №632 треста «Казтрансстрой»,
- с 04.07.1984г. по 21.03.1985г. в должности строймастера на СМП №515 треста «Казтрансстрой»,
- с 01.09.1986г. по 31.12.1991г., с 01.01.1992г. по 01.04.1996г. в должности мастера участка №5 в Луганском специализированном управлении «Спецстрой» коллективного предприятия треста «Луганскспецстрой» (до 21.03.1993г. – Ворошиловградское специализированное управление «Спецстрой» треста «Ворошиловградспецстрой»),
- с 23.03.2007г. по 08.07.2011г. в должности производителя работ в Луганском дорожно-строительном управлении №6 ОАО «Трест «Донбасстрой»;
Признать за ФИО1 право на досрочное назначение страховой пенсию по старости с 20.02.2020г.;
Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г.Н.Новгорода назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 20.02.2020г.
В апелляционной жалобе УПФР в Автозаводском районе г.Н.Новгорода поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного. Как указывает заявитель, суд пришел к необоснованным выводам о наличии правовых оснований для включения в страховой стаж периодов работы истца с 01.07.1994г. по 30.09.1994г., с 01.01.1995г. по 28.02.1995г., с 01.10.1995г. по 01.04.1996г. в должности мастера участка №5 в Луганском специализированном управлении «Спецстрой» коллективного предприятия «Луганскспецстрой», поскольку не подтверждено начисление заработной платы, а с 01.03.2011г. по 31.07.2011г. в должности прораба в тресте «Донбасстрой», с 11.07.2011г. по 30.09.2011г. в должности рабочего в ТОВ «Дорпрогрес», с 01.09.2013г. по 23.07.2014г. в должности начальника участка на городском коммунальном предприятии эксплуатационно-линейного управления автодорог, в связи с неуплатой страховых взносов.
Также заявитель в своей жалобе указывает, что не подлежит включению в специальный стаж истца в должности мастера периоды его работы с 28.04.1983г. по 18.06.1984г. на СМП №632 треста «Казтрансстрой», с 04.07.1984г. по 21.03.1985г. в должности строймастера на СМП №515 треста «Казтрансстрой»; с 01.09.1986г. по 31.12.1991г., с 01.01.1992г. по 01.04.1996г. в Луганском специализированном управлении «Спецстрой» коллективного предприятия треста «Луганскспецстрой» (до 21.03.1993г. – Ворошиловградское специализированное управление «Спецстрой» треста «Ворошиловградспецстрой»), поскольку судом первой инстанции не исследован вопрос занятости истца на работах по строительству, техническому перевооружению, реставрации и ремонту зданий, сооружений и других объектов, что является обязательным условием для досрочного назначения пенсии.
В своих возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель истца доводы возражений на апелляционную жалобу поддержал, просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, либо их представители в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном законом порядке заблаговременно, о чем в материалах дела имеются уведомления о вручении судебных извещений.
При таких обстоятельствах в соответствии со ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном гл. 39 ГПК Российской Федерации.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого решения, а доводы апелляционной жалобы УПФР в Автозаводском районе г.Н.Новгорода о несогласии с выводами суда судебная коллегия полагает подлежащими отклонению по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, ФИО1, 08.03.1964г. рождения, 20.02.2020г. обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе г.Н.Новгорода №1 от 28.05.2020г. ФИО1 отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа и отсутствием специального стажа, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При рассмотрении заявления о назначении пенсии, ответчиком определен истцу специальный стаж – 0 лет 00 мес. 00 дн.; страховой стаж 23 года 04 мес. 12 дней, при необходимом - 25 лет.
Не согласившись с указанным решением пенсионного органа, ФИО1 обратился в суд с требованиями о признании за ним права на назначение страховой пенсии и досрочной страховой пенсии в связи с тем, что в указанные периоды времени он работал в предусмотренной Списком должности, с занятостью не менее 80% рабочего времени, что подтверждается представленными документами.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1.01.2015г. Ранее основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
13.03.1992г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13.03.1992г.).
Согласно статье 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии; периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» в подпункте «б» пункта 1 предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется:
- Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10 (далее - Список от 1991г.);
- Список №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992г. (далее - Список от 1956г.).
В соответствии со Списком от 1956г., подпунктом «б» Раздела XXIX «Строительство зданий и сооружений» правом на досрочное пенсионное обеспечение пользовались мастера и прорабы, занятые на строительстве зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций.
Согласно Списку от 1991г. правом на льготное пенсионное обеспечение в связи с тяжелыми условиями труда пользуются производители работ, занятые на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов (Раздел XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» код 2290000б-24441).
Согласно действующему Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 существует должность - производитель работ (прораб) (в строительстве). Наименование должности «прораб» является сокращенным наименованием должности «производитель работ».
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011г. №258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Пунктом 4 названного Порядка определено, что, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с пунктом 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996г. №5 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
Согласно ст.66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004г. №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Согласно пункту 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994г. №1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13.03.1992г., а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
Из указанных норм следует, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашений в том числе на территории Украины, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Из указанного не следует, что документы о работе на территории государства - участника Соглашения должны выдаваться только строго определенным компетентным органом. При этом предоставление документов в подтверждение пенсионных прав непосредственно заявителем (гражданином) не исключается. Государства взяли на себя обязанность информировать друг друга о действующем у них пенсионном законодательстве, его изменениях (в целях разрешения вопроса о приобретении права на пенсионное обеспечение в период работы на территории иностранного государства), принимать меры к установлению юридически значимых для назначения пенсии обстоятельств, при том, что документы, выданные в надлежащем порядке, должны приниматься другим государством без легализации.
Суд первой инстанции, разрешая требования ФИО1 о включении в страховой стаж истца периодов его работы с 01.07.1994г. по 30.09.1994г., с 01.01.1995г. по 28.02.1995г., с 01.10.1995г. по 01.04.1996г. в должности мастера участка №5 в Луганском специализированном управлении «Спецстрой» коллективного предприятия «Луганскспецстрой», с 01.03.2011г. по 31.07.2011г. в должности прораба в тресте «Донбасстрой», с 11.07.2011г. по 30.09.2011г. в должности рабочего в ТОВ «Дорпрогрес», с 01.09.2013г. по 23.07.2014г. в должности начальника участка на городском коммунальном предприятии эксплуатационно-линейного управления автодорог, руководствовался положениями Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Соглашением от 13.03.1992г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», исходил из того, что трудовая деятельность истца в указанные периоды подтверждается документально, а отсутствие сведений об уплате страховых взносов, по причине непредоставления таких сведений работодателем или блокировки на территории Луганской народной республики доступа к электронным базам Украины – не может являться основанием для нарушения прав истца и отказа во включении указанных периодов в его страховой стаж.
Удовлетворяя требования истца о включении в специальный стаж истца в должности мастера периоды его работы с 28.04.1983г. по 18.06.1984г. на СМП №632 треста «Казтрансстрой», с 04.07.1984г. по 21.03.1985г. в должности строймастера на СМП №515 треста «Казтрансстрой»; с 01.09.1986г. по 31.12.1991г., с 01.01.1992г. по 01.04.1996г. в Луганском специализированном управлении «Спецстрой» коллективного предприятия треста «Луганскспецстрой» (до 21.03.1993 – Ворошиловградское специализированное управление «Спецстрой» треста «Ворошиловградспецстрой»), суд первой инстанции, руководствовался положениями Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Соглашением от 13.03.1992г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 67 ГПК Российской Федерации, исходил из того, что данные спорные периоды работы истца с 28.04.1983г. по 18.06.1984г. на СМП №632 треста «Казтрансстрой», с 04.07.1984г. по 21.03.1985г. в должности строймастера на СМП №515 треста «Казтрансстрой»; с 01.09.1986г. по 31.12.1991г. в Луганском специализированном управлении «Спецстрой» коллективного предприятия треста «Луганскспецстрой» (до 21.03.1993 – Ворошиловградское специализированное управление «Спецстрой» треста «Ворошиловградспецстрой») подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, без проверки полной занятости, факт осуществления истцом трудовой деятельности, предусмотренной Списком №2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. №1173, документально подтвержден; период работы истца с 01.01.1992г. по 01.04.1996г. в Луганском специализированном управлении «Спецстрой» коллективного предприятия треста «Луганскспецстрой» (до 21.03.1993 – Ворошиловградское специализированное управление «Спецстрой» треста «Ворошиловградспецстрой», в предусмотренной Списком №2 должности также подтвержден документально работа, работа истца в спорный период в течение полного рабочего дня, с занятостью не менее 80% рабочего времени, в отсутствие административных отпусков у истца и работы предприятия без простоев.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, и в соответствии с трудовой книжкой (л.д. 21-33), истец 01.04.1985г. принят дорожным рабочим 4 разряда в Луганском специализированном управлении «Спецстрой» коллективного предприятия «Луганскспецстрой»; 01.09.1986г. – переведен мастером участка №5; 01.04.1996г. – уволен по сокращению штата; 01.03.2011г. по 31.07.2011г. в должности прораба в тресте «Донбасстрой»; с 11.07.2011г. по 30.09.2011г. в должности рабочего в ТОВ «Дорпрогрес», с 01.09.2013г. по 23.07.2014г. в должности начальника участка на городском коммунальном предприятии эксплуатационно-линейного управления автодорог.
Согласно справкам, выданными генеральным директором ЧАО «Спецмонтаждорстрой» ФИО3, ФИО1 работал в Ворошиловградском специализированном управлении «Спецстрой» треста «Ворошиловградспецстрой» с 19.04.1985г. (приказ о приеме на работу №38К от 17.04.1985г.) по 01.04.1996г. (приказ об увольнении №77/К от 01.04.1996г.). Организация была занята строительством. Предприятие работало ритмично, без простоев, в отпуске без сохранения заработной платы не находился. Должность мастера соответствовала Списку №2 Производств, цехов, профессий и должностей…, утв. Постановлением СМ СССР от 22.08.1956г. №1173 (л.д.16-17, 89-91).
Согласно справке о подтверждении имеющегося трудового стажа для назначения пенсии ФИО1 действительно работал полный рабочий день в Луганском дорожно-строительном управлении №6 ОАО «Трест «Донбассдорстрой» за период с 23.03.2007г. по 08.07.2011г., характер выполняемых работ – строительство, в должности производитель работ, которая предусмотрена Списком №2. Основание для выдачи: Приказ №32 от 22.03.2007г. о приеме на работу, приказ №61 от 07.087.2011г. об увольнении, приказ №118 от 29.12.2005г. об итогах аттестации рабочих мест, платежно-расчетные ведомости, личная карточка Т-2, табели учета рабочего времени. Периодов, которые не включаются в специальный стаж для назначения досрочной пенсии, не было; в отпуске без сохранения заработной платы не находился (Приказы, личная карточка №892) (л.д. 34-35, 67-73).
Таким образом, судом установлено, что совокупность исследованных доказательств, указывает на то, что ФИО1 работал непрерывно, в отсутствие административных отпусков, приостановления работы, и отстранения от работы и т.п., что подтверждается первичной документацией (трудовой книжкой, приказом, личной карточкой), свидетельствующих о непрерывности работы истца.
При этом работодатель подтвердил факт занятости истца, в предусмотренной Списком №2 должности в течение полного рабочего дня, на работах по строительству, техническому перевооружению, реставрации и ремонту зданий, сооружений и других объектов выдав ему справку, уточняющую особый характер работы.
В связи с чем, доводы апелляционной жалобы ответчика являются несостоятельными и удовлетворению не подлежат.
Также, пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» предусмотрено, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов. Причем к моменту этого перерасчета размер страховой части трудовой пенсии должен составлять сумму, которую гражданин получал бы в случае уплаты страхователем страховых взносов полностью.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10.07.2007г. №9-П указал, что неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд России в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
Поскольку отсутствие сведений об уплате страховых взносов за указанные периоды, по причине непредоставления таких сведений работодателем и блокировки на территории Луганской народной республики доступа к электронным базам Украины – не может являться основанием для нарушения прав истца и отказа во включении указанных периодов в его страховой стаж.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии правовых оснований для включения спорных периодов в страховой и специальный стаж истца, а доводы апелляционной жалобы ответчика не подлежащими удовлетворению.
Ввиду наличия у истца необходимых 12 лет 6 мес. специального стажа и 25 лет страхового стажа на момент его обращения в пенсионный фонд 20.02.2020г., судом первой инстанции сделан правомерный вывод, что у истца возникает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 20.02.2020г., в связи с чем, правомерно возложил обязанность на пенсионный орган назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 20.02.2020г.
Иных доводов, которые могли бы являться основанием к отмене судебного решения либо опровергнуть выводы суда, апелляционная жалоба заявителя не содержит и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 18 декабря 2020г. оставить без изменения, апелляционную жалобу УПФР в Автозаводском районе г.Н.Новгорода без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи