ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4658/19 от 15.06.2020 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Иноземцева О.В. дело № 33-5795/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 июня 2020 г. г. Ростов на Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Сеник Ж.Ю.,

судей Поддубной О.А., Мосинцевой О.В.

при секретаре Аверьяновой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4658/2019 по иску Прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ г. Ростова-на-Дону «Детский сад №69», Управлению образования г. Ростова-на-Дону об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, по апелляционному представлению Прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16 января 2020 года.

Заслушав доклад судьи Сеник Ж.Ю., судебная коллегия

установила:

Прокурор Кировского района г.Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБДОУ г. Ростова-на-Дону «Детский сад №69», Управлению образования г. Ростова-на-Дону об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки состояния антитеррористической защищенности МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69» установлены факты нарушения требований законодательства о противодействии терроризму на территории 2 корпусов: а именно отсутствовало оповещение (громко говорящая связь), система контроля и управления доступом. 03.12.2018 заведующей указанного дошкольного образовательного учреждения внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства. Вместе с тем, по результатам проверки в октябре 2019 года в МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69», прокуратурой повторно выявлены вышеуказанные нарушения, а также установлен факт невыполнения рекомендаций по устранению нарушений антитеррористической защищенности, данных в акте категорирования объекта от 17.09.2019.

На основании изложенного, прокурор Кировского района г. Ростова-на-Дону просил суд обязать МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69», Управление образования г. Ростова-на-Дону устранить выявленные нарушения законодательства об антитеррористической защищенности, а именно:

- оборудовать объект (территорию) системами (средствами) экстренного
оповещения в соответствии с п.24 «д» Постановления Правительства № 1006 от
02.08.2019;

- оборудовать объект охранной сигнализацией в соответствии с п.25 «а»
Постановления Правительства № 1006 от 02.08.2019;

- обеспечить охрану объекта (территории) в соответствии с п.25 «б»
Постановления Правительства № 1006 от 02.08.2019;

- оборудовать на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем
систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в соответствии с п. 25 «в» Постановления Правительства № 1006 от 02.08.2019.

- разместить на объекте (территории) наглядные пособия, содержащие информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) в соответствии с п. 24 «л» Постановления Правительства № 1006 от 02.08.2019.

Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16 января 2020 г. в удовлетворении исковых требований прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону отказано.

Разрешая спор, суд руководствовался Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)", Постановлением Правительства РФ от 07.11.2019 N 1421 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" и исходил из того, что установленный подзаконным актом - Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 срок исполнения рекомендаций, данных в акте категорирования МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69» от 17.09.2019 к моменту рассмотрения спора не истек, в связи с чем не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований.

Так, применительно к положениям указанного Постановления Правительства в ходе проверки комиссия определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта с учетом категории объекта, а так же сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.

Суд указал, что проверка, в ходе которой были выявлены нарушения, указанные в исковых требованиях прокурора, была проведена в 2018 году, затем повторная октябре 2019 года, исковые требования прокурором заявлены со ссылками на необходимость исполнения мероприятий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006, а соответственно, требования об исполнении данных мероприятий (сроки исполнения) должны соответствовать тем, которые указаны в данном постановлении. Однако, в п.11, названного постановления срок их исполнения декларирован ( 2 финансовых года), но на момент проверки 2019 года данный срок еще не наступил.

В апелляционном представлении прокурор Кировского района г. Ростова-на-Дону, просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование своей позиции прокурором указано, что на момент проведения прокурорской проверки в МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69» в 2018 г. действовали «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235 (далее Постановление Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235). Согласно указанных Требований, срок завершения мероприятий по антитеррористической защищенности объекта не должен превышать 12 месяцев. Основываясь на том, что указанным подзаконным актом на создание комиссии для паспортизации объекта и ее работу в целом отводилось не более 4 месяцев, прокурор указывает на то, что срок завершения указанных мероприятий истек в марте 2019г. Мероприятия, предписанные в ходе проверки своевременно выполнены не были.

К настоящему времени вступили в действие «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 (далее Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006), которые по мнению прокурора, тождественны Требованиям, изложенным в Постановлении Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235. В этой связи прокурор считает, что изменение законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов образования и проведение категорирования МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69» 17.09.2019 на основании Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006, с учетом того, что были даны рекомендации по устранению ранее выявленных недостатков, не является основанием к их неустранению к настоящему времени по причине ненаступления срока исполнения.

Основываясь на изложенном, прокурор полагает ошибочными выводы суда о том, что срок устранения выявленных в МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69» нарушений не истек.

Прокурором дополнительно указано на то, что ответчиками не проводится надлежащая работа по выделению соответствующего финансирования, в результате чего нарушения антитеррористической защищенности объекта не устраняются годами.

Кроме того, прокурором обращено внимание, что суд построил свои выводы с учетом требований Постановления Правительства РФ от 07.11.2019 N 1421 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", которые не применимы в отношении дошкольных образовательных учреждений.

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционного представления, заслушав представителя отдела Ростовской областной прокуратуры Чернову Е.В., просившую об отмене решения суда, представителя Управления образования г. Ростова-на-Дону на основании доверенности Тамазову А.В. и представителя МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69» на основании приказа о назначении заведующей Гайдову Н.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, ознакомившись с поданными возражениями на апелляционное представление, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями ст.330 ГПК РФ для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционного представления ввиду следующего:

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006, утвержденные им Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

Согласно п. 6-8 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории)

Аналогичные положения в отношении учреждений дошкольного образования содержались в действовавшем до 18.11.2019 Постановлении Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее Постановление Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235)

Как следует из п. 11,е Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006, комиссия в ходе своей работы, в том числе, определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.

При этом в п. 15 ранее действовавшего Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235, было предусмотрено, что срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).

Материалами дела подтверждается, что 26.02.2018 проведено категорирование МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69» в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее Постановление Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235). Межведомственной комиссией рекомендовано:

- оборудовать объект (территорию) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией) в соответствии с п. 22 «д», п. 23 «б» Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235

- оборудовать потенциально опасные участки и критические элементы объекта (территории), системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.

- оборудовать объект системой оповещения (п 22 «л» Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235) в соответствии с требованиями, указанными в п 28 Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235.

Срок исполнения установлен до 25.02.2019

С целью реализации положений Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006, проведено категорирование МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69». Согласно акта категорирования от 17.09.2019, категорируемому объекту присвоена третья категория опасности. Межведомственной комиссией рекомендовано, в том числе:

- в соответствии с пунктом 24 «д» Постановления Правительства №1006 от 02.08.2019 оборудовать объект (территорию) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

- в соответствии с пунктом 24 «л» Постановления Правительства №1006 от 02.08.2019 разместить на объекте (территории) наглядные пособия, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объекте (территории), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте (территории), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

- в соответствии с пунктом 25 «а» Постановления Правительства №1006 от 02.08.2019 оборудовать объект охранной сигнализацией;

- в соответствии с пунктом 25 «б» Постановления Правительства №1006 от 02.08.2019 обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

- в соответствии с пунктом 25 «в» Постановления Правительства №1006 от 02.08.2019 оборудовать на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

Согласно п.11,е Постановления установлено то, что комиссия в ходе своей работы определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.

Указанным актом категорирования сроки выполнения планируемых работ по устранению выявленных нарушений и недостатков, в нарушение положений п.11,е названного постановления, комиссией не определены.

В соответствии с перечнем мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69», оборудование здания детского сада системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации запланировано на 19.08.2020, оборудование объекта охранной сигнализацией – до 30.05.2021, оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации – до 30.05.2021, мероприятия по обеспечению охраны объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций не запланированы ввиду наличия должности дневного сторожа. (л.д. 65)

Кроме того, как следует из содержания указанного документа к настоящему времени исполнены рекомендации по размещению на объекте (территории) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), что подтверждается приобщенными в дело фотоматериалами ( л.д.55-58).

Как следует из объяснений ответчиков и не опровергается истцом, на первом этаже детского сада установлена система видеонаблюдения, по периметру здания установлены 6 камер видеонаблюдения, размещены наглядные стенды.

Согласно расшифровке расходов МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69» на 2020г., а также расшифровке к плану финансово-хозяйственной деятельности указанного дошкольного образовательного учреждения, на цели исполнения рекомендаций данных в акте категорирования были запланированы денежные средства, в том числе на видеонаблюдение, ТО тревожной сигнализации, систему оповещения.

Не реализованы рекомендации по установлению системы контроля и управления доступом, поскольку для указных целей необходима замена входных ворот и калитки.

Между тем здание МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69» является выявленным объектом культурного наследия (Приказ ГУ «Областная инспекция по охране и эксплуатации памятников истории и культуры» от 29.12.2004г. № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ) и для проведения работ связанных с фасадной частью здания необходимо разрешение Комитета по охране памятников. Данный документ «Задание на проведение работ по сохранению объекта историко-культурного наследия регионального значения от 09.09.2019 №218-19» получен - 09.09.2019 (л.д. 47).

Следовательно, МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69» проведены действия по реализации мероприятий, рекомендованных к исполнению ранее проведенными проверками объекта.

Обращает на себя внимание и то, что в качестве обоснования требований, заявленных в иске, истцом в материалы дела представлены именно акт обследования и категорирования объекта(территории) от 17.09.2019 года, ( л.д.14-22). При этом, по указанному акту, не содержащему сроки исполнения, МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69» подготовлен перечень мероприятий с указанием сроков их исполнения ( л.д.65), а так же расшифровка расходов МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69» на 2020 год( л.д.78-86).

Рассматривая дело в пределах доводов апелляционного представления на основании ст. 327.1 ГК РФ, судебная коллегия с выводами суда об отсутствии оснований для обязания ответчиков в принудительном порядке устранить нарушения, выявленные в ходе категорирования МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69» 17.09.2019, соглашается, поскольку суд правомерно и обоснованно, в соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ постановил решение по заявленным истцом требованиям, которые полностью совпадают с теми мероприятиями, которые приведены в акте категорирования от 19.09.2019 и сделал обоснованный вывод о том, что сроки осуществления мероприятий, рекомендованных к исполнению после проведенного в 2019 году категорированию объекта (в том числе изменена категория объекта), установленные Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006, на которое истец прямо указывает в исковых требованиях, к моменту рассмотрения дела не истекли.

Как следует из п. 11 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006, комиссия в ходе своей работы, в том числе, определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.

В соответствии со ст. 12 БК РФ, финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Как следует из ст. 6 БК РФ, два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом образуют собой плановый период;

Таким образом, учитывая положения п. 11 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006, крайней датой выполнения рекомендаций акта категорирования МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69» от 17.09.2019 является 31.12.2021.

В силу ст. 65 БК РФ, формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно ст. 306.4 БК РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

На основании изложенного, выделение средств на возникающие нужды муниципалитета может происходить исключительно в ходе бюджетного планирования на финансовый год (плановый период), следующий за отчетным. Выделение денежных средств из бюджета отчетного года (планового периода) привело бы к нецелевому расходованию заложенных в него денежных средств, а также выполнению текущих расходных обязательств в ущерб ранее запланированным.

С учетом перечня мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69», установившего сроки их выполнения, (л.д. 65) а также принимая во внимание требования БК РФ, судебная коллегия не усматривает оснований полагать, что данные в акте категорирования 17.09.2019 рекомендации должны были быть исполнены МБДОУ г. Ростова-на-Дону «Детский сад №69», Управлением образования г. Ростова-на-Дону к моменту обращения прокурора в суд с исковыми требованиями – 05.11.2019, то есть через месяц после категорирования объекта в 2019 году. Как видно из перечня мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69» сроки устранения выявленных недостатков не истекают ранее 31.12.2021, а потому являются обоснованными. В то же время данные сроки установлены в соответствии с объемами планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом, что свидетельствует о соответствии указанных сроков требованиям п.11, Постановления Правительства №1006.

Доводы апелляционного представления об ошибочности выводов суда об истечении сроков устранения выявленных в МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69» нарушений, в силу изложенного нужно признать необоснованными.

Доводы прокурора о том, что недостатки, выявленные актом категорирования от 17.09.2019, существовали и раньше, и подлежали устранению в соответствии с ранее действовавшим Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235 в течении 12 месяцев, что сделано не было, так же не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции.

Как видно из приложенного к возражениям МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69» акта категорирования объекта от 26.02.2018 года, состояние антитеррористической защищенности объекта оценено как удовлетворительное, в качестве рекомендаций указано оборудовать объект (территорию) инженерно-техническими средствами и системами охраны и оборудование потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта, оборудовать объект системой оповещения.

Сопоставлением содержания актов категорирования от 26.02.2018 и 17.09.2019 установлено, что в целом совпадают рекомендации по оборудованию объекта системами оповещения и видеонаблюдения, а также охранной сигнализацией.

Вместе с тем как видно рекомендации по установке системы видеонаблюдения своевременно выполнены. Рекомендации данные в отношении систем оповещения, вопреки мнению прокурора, не тождественны.

В частности актом категорирования от 26.02.2018 предписано произвести их установку в соответствии с п. 28 Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235, согласно которому система оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Система оповещения является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на объекте (территории).

В тоже время, в акте категорирования от 17.09.2019 рекомендовано производить установку систем оповещения в соответствии с п. 30 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006, согласно которому система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания. В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.

Как видно технические параметры и требования к работе устанавливаемых систем различны.

В этой связи, с учетом изменения законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов образования и соответственно возникновением необходимости категорирования МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69» на основании Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006, применительно к заявленным прокурором требованиям об устранении нарушений в соответствии с требованиями Постановления Правительства от 02.08.2019 N 1006, судебная коллегия не может согласиться с доводами прокурора о том, что выявленные в 2018 г. недостатки в виде отсутствующей системы оповещения могли быть устранены в предписанные сроки.

Следует учесть, что требования прокурора в данной части так же сводятся к необходимости выполнения мероприятий в соответствии с пунктами Постановления Правительства №1006 от 2.08.2019 года, то есть в соответствии с новыми требованиями, что, по мнению коллегии, правильно, поскольку категория объекта и требования изменились.

Не устранение до настоящего времени в полном объеме предписаний акта категорирования от 26.02.2018 в части установки на объекте охранной сигнализации также нельзя отнести к нарушениям сроков установленных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235, поскольку по итогам категорирования 17.09.2019 рекомендовано произвести ее установку в соответствии с п. 25 «в» Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 на 1-м этаже помещения для охраны. Таким образом, изменившиеся требования законодательства в указанной части, в соответствии с которыми истцом сформулированы исковые требования, влекут изменение сроков их выполнения в соответствие со вступившим в действие Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006, которое истцом приведено в этих требованиях.

Кроме того, судебная коллегия обращает внимание, что предписания акта категорирования от 26.02.2018 об оборудовании объекта (территорий) системой контроля и управления доступом не повторяются в акте категорирования от 17.09.2019. Основанием к этому также является изменение требований законодательства, изложенных в Постановлении Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 по сравнению с требованиями Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235 ввиду которого установление таких систем является обязательным для объектов второй категории, в то время как МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69» по итогами категорирования 17.09.2019 присвоена третья категория опасности.

В тоже время, коллегия при рассмотрении доводов представления учитывает и то, что как свидетельствуют представленные ответчиками доказательства, работа по установке системой контроля и управления доступом ответчиком проделана, усилия по устранению выявленных нарушений предпринимаются, что с очевидностью следует из анализа представленных материалов в подтверждение возражений. В тоже время, указанная работа затруднена ( помимо сложностей финансирования) в связи с тем, что здание детского сада является выявленным объектом культурного наследия (Приказ ГУ «Областная инспекция по охране и эксплуатации памятников истории и культуры» от 29.12.2004г. № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) и для проведения работ связанных с фасадной частью здания ( входная дверь, входные ворота) необходимо разрешение Комитета по охране памятников. Между тем, данный документ «Задание на проведение работ по сохранению объекта историко-культурного наследия регионального значения от 09.09.2019 №218-19» получен только 09.09.2019 (л.д. 47).

С учетом приведенного выше, судебная коллегия отклоняет доводы представления о том, что недостатки, выявленные при категорировании МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69» в сентябре 2019 г. существовали и ранее и основанием заявленных требований является необходимость устранения именно ранее выявленных недостатков.

Учитывая изложенное, а также тот факт, что в основу исковых требований прокурором положен исключительно акт категорирования от 17.09.2019, составленный в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006, на осуществление рекомендаций которого действующее законодательство отводит более 2 финансовых лет, следующих за текущим финансовым годом с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Ссылки на то, что ответчиками не проводится работа по выделению соответствующего финансирования, в результате чего нарушения антитеррористической защищенности объекта не устраняются годами, также подлежат отклонению, поскольку опровергаются материалами дела.

Так, согласно имеющимся доказательствам, МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69» изыскало финансовые средства для исполнения рекомендаций акта категорирования от 26.02.2018 в части оборудования потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца, путем установления 4 дополнительных камер видеонаблюдения к уже имеющимся, на потенциально опасных участках территории детского сада. Таким образом, данные требования выполнены.

Согласно расшифровке расходов МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69» на 2020г., а также расшифровке к плану финансово-хозяйственной деятельности указанного дошкольного образовательного учреждения, на цели исполнения рекомендаций данных в акте категорирования от 26.02.2018 о установке системы оповещения, на эти цели в бюджете указанного дошкольного образовательного учреждения уже запланированы денежные средства в размере 300 000 руб. Руководитель детского дошкольного учреждения подтвердила, что эти работы будут выполнены, поскольку уже заложены в необходимые затраты.

Как видно из материалов дела и пояснений сторон, МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69», с целью выполнения остальных требований, изложенных в акте 2018 года, проведена работа по получению разрешения Комитета по охране памятников для проведения работ связанных с фасадной частью здания, без чего невозможно исполнение рекомендаций по установлению систем охранной сигнализации, а также контроля и управления доступом, несмотря на то, что действующий паспорт безопасности объекта не обязывает к установке последней. Соответственно выделение финансирования на установку охранной сигнализации до получения такого разрешения 09.09.2019 было не возможно.

Доводы прокурора о необоснованности применения судом к спорным правоотношениям Постановления Правительства РФ от 07.11.2019 N 1421 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", которые не применимы в отношении дошкольных образовательных учреждений, правильности выводов суда по существу спора не опровергают и подлежат отклонению.

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит достаточных оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционного представления.

Руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16 января 2020 года оставить без изменения, а апелляционное представление Прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 июня 2020 года.