Судья Урявин Д.А. №2-466/2022
Докладчик Скипальская Л.И. Дело №33-1424/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе
председательствующего Скипальской Л.И.,
судей Козиной Е.Г., Смелковой Г.Ф.
при секретаре Галимовой Л.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 июля 2022 г. в г.Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО3, к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить в собственность равнозначное благоустроенное жилое помещение взамен изымаемого жилого помещения по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа Саранск ФИО6 на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 апреля 2022 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
ФИО1, ФИО2, действующая в интересах несовершеннолетней ФИО3, обратились в суд к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить в собственность равнозначное благоустроенное жилое помещение взамен изымаемого жилого помещения.
В обоснование иска указали, что жилое помещение, расположенное по адресу: , общей площадью 37,5 кв.м, принадлежит на праве общей долевой собственности: 3/4 доли - ФИО1, 1/4 доля - ФИО3 года рождения. Жилые помещения, расположенные в многоквартирном доме, признаны непригодными для проживания, а дом - аварийным и подлежащим сносу, на основании заключения межведомственной комиссии №16 от 21 сентября 2016 г. Постановлением Администрации городского округа Саранск от 25 октября 2016 г. №3077 жилой дом, расположенный по адресу: , признан аварийным и подлежащим сносу. Письмом от 29 июня 2021 г. №3326-ОГ Администрация городского округа Саранск уведомила ФИО1 о принятом решении по сносу дома, в связи с чем предложено заключить с Администрацией соглашение о выплате выкупной стоимости за жилое помещение. В адрес ответчика истцами направлено уведомление, в котором они выразили своё согласие заключить с Администрацией городского округа Саранск соглашение о мене жилых помещений, в результате исполнения которого в их собственность в обмен на принадлежащее им жилое помещение, расположенное по адресу: , перейдёт жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого. Постановлением Администрации городского округа Саранск №1775 от 22 ноября 2021 г. изъяты земельный участок и жилые помещения, расположенные по адресу: , для муниципальных нужд. 17 января 2022 г. они (истцы) обратились к ответчику с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность ФИО1 и ФИО3 равнозначного благоустроенного жилого помещения в черте городского округа Саранск общей площадью не менее 37,5 кв. м, жилой площадью не менее 27,4 кв. м, взамен изымаемого жилого помещения для муниципальных нужд. 27 января 2022 г. Администрацией в их адрес направлено уведомление №283-ОГ, которым отказано в предоставлении жилого помещения по тем основаниям, что право общей долевой собственности на указанное жилое помещение ФИО1 и ФИО3 приобрели после признания дома аварийным, в связи с чем имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения. Считают данный отказ незаконным, поскольку спорное жилое помещение приобретено в собственность ФИО1 и ФИО3 до вступления в законную силу положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Просили суд обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить в общую долевую собственность ФИО1 (3/4 доли), ФИО3 (1/4 доля) равнозначное благоустроенное жилое помещение в черте городского округа Саранск общей площадью не менее 37,5 кв. м взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: , для муниципальных нужд городского округа Саранск согласно постановлению Администрации городского округа Саранск, в рамках подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» Государственной программы Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», утверждённой постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. №53.
Определением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 24 февраля 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия. Определением судьи Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 17 марта 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия (л.д. 158, 172).
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 апреля 2022 г. (с учётом определения судьи об исправлении описки в решении суда от 24 мая 2022 г.) исковые требования ФИО1, ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО3, к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить в собственность равнозначное благоустроенное жилое помещение взамен изымаемого жилого помещения удовлетворены.
На Администрацию городского округа Саранск возложена обязанность:
Предоставить ФИО1 в общую долевую собственность жилое помещение в черте городского округа Саранск общей площадью не менее 37,5 кв. м взамен принадлежащего ей на праве общей долевой собственности жилого помещения (3/4 доли) - квартиры общей площадью 37,5 кв. м, расположенной по адресу: , изымаемого в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» Государственной программы Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», утверждённой постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. №53.
Предоставить ФИО3 года рождения, в общую долевую собственность жилое помещение в черте городского округа Саранск общей площадью не менее 37,5 кв. м взамен принадлежащего ей на праве общей долевой собственности жилого помещения (1/4 доли) - квартиры общей площадью 37,5 кв. м, расположенной по адресу: , изымаемого в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» Государственной программы Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», утверждённой постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. №53.
В апелляционной жалобе директор Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск ФИО6 просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылается на то, что: суд в нарушение норм гражданского процессуального законодательства принял решение по требованиям, которые не заявлялись; в связи с тем, что жилой дом по адресу: , был признан аварийным и подлежащим сносу до 1 января 2017 г., включен в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» Государственной программы Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», утверждённой постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. №53, право общей долевой собственности на жилое помещение было зарегистрировано истцами 7 декабря 2018 г., после признания дома аварийным и подлежащим сносу, поэтому следует руководствоваться частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; на момент вступления данной правовой нормы в силу между сторонами не возникли отношения по изъятию спорного жилого помещения, ответчиком решение об изъятии земельного участка и жилых помещений в аварийном жилом доме по вышеуказанному адресу было принято постановлением Администрации №1775 от 22 ноября 2021 г.; суд не вправе обязать органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого помещения.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Администрации городского округа Саранск, представителей третьих лиц Министерства строительства и архитектуры Республики Мордовия, Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия, представителей прокуратуры Ленинского района г. Саранска и прокуратуры Республики Мордовия, своевременно и надлежаще извещённых о времени и месте судебного заседания (л.д. 247, 248, 249, 250, 251).
Заслушав объяснения истцов ФИО1 и ФИО2, возражавших относительно удовлетворения апелляционной жалобы, рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что согласно выписке из ЕГРН от 16 февраля 2022 г., договору дарения 1/4 доли квартиры от 28 ноября 2018 г., договору купли-продажи квартиры от 24 сентября 2013 г. ФИО1 и ФИО3 года рождения, являются собственниками (общая долевая собственность) квартиры, расположенной по адресу: , с кадастровым номером , общей площадью 37,5 кв. м. ФИО1 принадлежат 3/4 доли в квартире, ФИО3 - 1/4 доля (л.д. 9, 10, 75-76).
Заключением межведомственной комиссии по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда №16 от 21 сентября 2016 г. многоквартирный дом по адресу: , признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 108-109).
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 25 октября 2016 г. №3077 «О признании многоквартирных домов, расположенных по адресам: , аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: , признан аварийным и подлежащим сносу; гражданам, проживающим в указанном многоквартирном доме, постановлено предоставить другие благоустроенные жилые помещения в период с 2018 по 2021 годы (л.д. 171).
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. №53 утверждена Государственная программа Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», где в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Республике Мордовия» включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: .
29 июня 2021 г. ФИО1 и ФИО2 направлены уведомления №3326-ОГ, 3328-ОГ о проведении мероприятий по сносу жилого дома, расположенного по адресу: , в течение месяца со дня получения настоящего требования. В уведомлениях истцам указано, что после признания дома аварийным, в целях обеспечения их имущественных прав при переселении из жилого помещения, им предложено заключить с Администрацией городского округа Саранск соглашение о выплате выкупной стоимости за жилое помещение, находящееся в собственности, в связи с чем предложено в течение пяти дней после получения уведомления направить письменное уведомление о согласии (несогласии) с заключением вышеуказанного соглашения. В Администрацию городского округа Саранск истцами направлено уведомление, в котором они выразили своё согласие заключить с Администрацией соглашение о мене жилых помещений, в результате исполнения которого, им в собственность в обмен на принадлежащее жилое помещение, расположенное по адресу: , перейдёт жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого. Указанное уведомление получено ответчиком 6 июля 2021 г. (л.д. 16, 17, 21, 22).
22 ноября 2021 г. Администрацией городского округа Саранск принято постановление №1775 об изъятии земельного участка и жилых помещений, расположенных по адресу: , для муниципальных нужд городского округа Саранск, копия которого 26 ноября 2021 г. направлена в адрес ФИО1 и ФИО2 (л.д. 97, 99, 105).
Письмами от 9 декабря 2021 г. №6634-ОГ, 6635-ОГ истцам направлены извещения об осмотре изымаемого жилого помещения в целях определения его рыночной стоимости, которые получены ими 11 декабря 2021 г.
13 января 2022 г. письмом 15-ОГ Администрации городского округа Саранск ФИО2 направлены: проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, предусматривающий изъятие жилого помещения с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером , выписка из отчёта об оценке рыночной стоимости квартиры, расположенной по адресу: , заключение о величине убытков, причинённых изъятием жилого помещения и земельного участка. Рыночная стоимость доли в праве на земельный участок, 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, а также соответствующая доля убытков, составили согласно отчёту об оценке рыночной стоимости и заключению о величине убытков 337 500 рублей. 13 января 2022 г. письмом 14-ОГ Администрации городского округа Саранск ФИО10 направлены: проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, предусматривающий изъятие жилого помещения с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером , выписка из отчёта об оценке рыночной стоимости квартиры, расположенной по адресу: , заключение о величине убытков, причинённых изъятием жилого помещения и земельного участка. Рыночная стоимость доли в праве на земельный участок, 3/4 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, а также соответствующая доля убытков, составили согласно отчёту об оценке рыночной стоимости и заключению о величине убытков 1 012 500 рублей (л.д. 18, 89).
Указанные обстоятельства установлены судом и сторонами не оспариваются.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что квартира, собственниками которой являются: ФИО1 (3/4 доли) и ФИО3 года рождения (1/4 доля), находится в жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в связи чем, собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку по общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путём выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачётом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации была дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
Данная норма вступила в законную силу 28 декабря 2019 г., соответственно, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после 28 декабря 2019 г., размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, указанные лица имеют право только на выплату возмещения (часть 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). Однако право собственности у истцов на спорное жилое помещение возникло до вступления в законную силу положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые обратной силы не имеют и не применяются к правоотношениям, возникшим до её введения Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. №473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что право собственности на жилое помещение возникло у истцов после признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем, истцы имеет право только на выплату возмещения, а предоставление равнозначного жилого помещения действующим законодательством не предусмотрено, основаны на неверном толковании норм права.
Многоквартирный был признан аварийным постановлением Администрации городского округа Саранск 25 октября 2016 г., после этой даты у муниципального органа возникла обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на безопасность жилища, в том числе путём изъятия для муниципальных нужд, как земельного участка, на котором расположен дом, так и каждого жилого помещения в указанном доме, в целях исполнения обязанности по ликвидации аварийного жилищного фонда и переселения граждан. Указанный дом были включен в Государственную программу Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», утверждённую постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. №53 «Об утверждении государственной программы Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», республиканской целевой программы «Жилище», то есть до 27 декабря 2019г., когда был принят вышеназванный Федеральный закон №473-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не вправе обязывать органы местного самоуправления обеспечивать собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, так как с органом местного самоуправления не достигнуто соглашение о предоставлении другого жилого помещения, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 данной статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из раздела 3 Государственной программы Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», органы местного самоуправления по результатам заблаговременно проведённых мероприятий, направленных на информирование граждан и согласование с ними способов и иных условий переселения из аварийного жилищного фонда, представляют в Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия предложения для формирования адресного перечня аварийных многоквартирных домов с этапами участия, то есть способ и условия переселения определяются собственником аварийного жилого помещения. Однако в материалах дела данных о том, что истцы осуществили выбор способа обеспечения своих жилищных прав, избрав предоставление возмещения стоимости жилого помещения, а не предоставление другого жилого помещения, не имеется.
Учитывая, что администрация муниципального образования не предприняла никаких мер по заключению соглашения с истцами по предоставлению другого жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения, и то, что аварийный многоквартирный дом, в котором находится спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», судебная коллегия приходит к выводу, что истцы по своему выбору имеют право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.
Ссылка в апелляционной жалобе на нарушение судом норм гражданского процессуального законодательства не является основанием для отмены решения суда, поскольку указанные нарушения устранены определением судьи об исправлении описки в решении суда от 24 мая 2022 г.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства, дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, нормы материального права применены правильно, в связи с чем, обжалуемое решение суда, с учётом определения судьи об исправлении описки в решении суда от 24 мая 2022 г., является законным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 апреля 2022 г., с учётом определения судьи об исправлении описки в решении суда от 24 мая 2022 г., оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации городского округа Саранск ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий Л.И. Скипальская
Судьи Е.Г. Козина
Г.Ф. Смелкова
Мотивированное апелляционное определение составлено 21 июля 2022г.
Судья Л.И. Скипальская