г. Сыктывкар Дело № 2-467/2021(33-5784/2021)
УИД 11RS0001-01-2020-012215-50
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
В составе председательствующего Нагорновой О.Н.,
судей Перминовой Н.А. и Слободянюк Т.А.,
при секретаре Тырышкиной Н.Н.,
рассмотрела в судебном заседании 18 ноября 2021 года дело по апелляционной жалобе Государственного автономного учреждения Республики Коми «Коми республиканская филармония» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 июля 2021 года, которым (с учетом определений того же суда от 02 августа 2021 года и от 08 сентября 2021 года об исправлении описок):
исковые требования исполняющего обязанности прокурора г. Сыктывкара в интересах неопределённого круга лиц к ГАУ РК «Коми республиканская филармония» удовлетворены частично;
на ГАУ РК «Коми республиканская филармония» возложена обязанность в срок до ... устранить нарушения Свода правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» в здании по адресу: ..., где расположено ГАУ РК «Коми республиканская филармония», а именно:
1) На территории, прилегающей к зданию:
а) произвести комплекс работ по ремонту лестницы путем приведения ширины ступеней в нормативное состояние в соответствии с п. 5.1.12 СП 59.13330.2016;
б) устранить выбоину (неровности) между тротуаром по ул. ... г.Сыктывкара и асфальтированной площадкой здания для беспрепятственного проезда лиц использующих кресло-коляску ко входу в здание;
2) Вход в здание:
а) произвести комплекс работ по ремонту лестницы, а именно восстановления покрытия, приведения в нормативное состояние ширины ступеней, устройство ограждения в соответствии с п. 5.1.12 СП 59.13330.2016;
б) обустроить пандус в соответствие с нормативными требованиями, регламентированными п. 6.1.2 СП 59.13330.2016;
в) заменить по одному дверному блоку при входе в здание и в тамбуре на дверные блоки с шириной створки дверного полотна не менее 0,9 м в соответствии с п. 6.1.5 СП 59.13330.2016;
г) устранить препятствия в виде порогов или обустройства не превышающих нормативные 0,014 м в соответствии с п. 6.1.5 СП 59.13330.2016;
3) Оборудовать один из туалетов для инвалидов в соответствии с п.п. 6.3.1, 6.3.3, 6.3.6 СП 59.13330.2016;
4) Пути движения внутри здания, в том числе пути эвакуации, для маломобильных групп населения:
а) произвести комплекс работ по ремонту спуска лестницы в цокольный этаж путем восстановления покрытия, приведения в нормативное состояние ширины и высоты ступеней, а также состояния ограждений в соответствии с п.6.2.8 СП 59.13330.2016;
б) для прохода к буфету через лестницу установить подъемник либо пандус в соответствии с п. 6.2.13 СП 59.13330.2016;
в) на лестнице, ведущей к буфету, привести ограждение в нормативное состояние в соответствии с п. 6.2.11 СП 59.13330.2016;
г) дверь в вестибюле (выход из кассового фойе) заменить на дверной блок с шириной створки двери не менее 0,9 м. в соответствии с п. 6.2.4 СП 59.13330.2016;
д) заменить по одному дверному блоку на входе в зрительный зал и на аварийных выходах в нём, буфете и в туалете (оборудованном для инвалидов) на дверные блоки с шириной створки двери в свету не менее 0,9 м в соответствии с п.6.2.4 СП 59.13330.2016;
е) устранить препятствия на всем пути движения для маломобильных групп населения в виде порогов путем их ликвидации или обустройства в соответствии с п. 6.2.4 СП 59.13330.2016;
5) Зона целевого назначения (зрительный зал):
а) провести ремонт лестниц путем приведения высоты и ширины ступеней в соответствие с требованиями п. 6.2.8 СП 59.13330.2016, установления ограждений в соответствие с п. 8.6.7 СП 59.13330.2016;
б) организовать альтернативную форму обслуживания (вызов персонала) для осуществления доступа маломобильных групп на сцену;
в) высоту и ширину окна с прилавком в помещении кассы, а также высоту и ширину прилавка в помещении буфета (в части, необходимой для обслуживания одного лица, относящегося к маломобильным группам населения, использующего для передвижения кресло-каталку) привести в соответствие с п. 8.1.7 СП 59.13330.2016;
г) предусмотреть альтернативную форму обслуживания гардероба в виде вызова персонала либо обустроить место на 1 этаже в кассовом фойе под гардероб.
6) Системы информирования:
а) обеспечить элементы здания техническими средствами информирования, ориентирования и сигнализации в соответствие с п. 6.5.1 СП 59.13330.2016;
б) установить тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля в соответствии с п. 6.5.9 СП 59.13330.2016;
в) оборудовать здание акустическими устройствами, аудиосистемами с индукционными контурами;
7) приобрести комплект оборудования для проведения скрытого прямого или автоматического тифлокомментирования, табло «Бегущая строка» с комплектом пассивного и активного коммутационного оборудования;
В удовлетворении исковых требований исполняющего обязанности прокурора г. Сыктывкара в интересах неопределённого круга лиц к ГАУ РК «Коми республиканская филармония» в оставшейся части отказано.
Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А., пояснения представителя ГАУ РК «Коми республиканская филармония» ФИО2, объяснение представителя прокуратуры РК Скворцовой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора г. Сыктывкара обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ГАУ РК «Коми республиканская филармония», Министерству (ныне – Комитету) Республики Коми имущественных и земельных отношений об устранении нарушений (с учётом изменения исковых требований) об обязании устранить нарушения требований Свода правил 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в здании, расположенном по адресу: ..., а именно:
- территория, прилегающая к зданию: устранить неровности бетонного покрытия боковой лестницы, расположенной слева от входа в здание;
- входная группа в здание: привести в соответствие высоту подступенков и двухстепенчатой лестницы и уклон пандуса; установить ограждения с поручнями у лестницы и пандуса; оснастить здание наружным вызывающим устройством; на полотне входной двери разместить желтую маркировку на высоте 0,9-1,0 м;
- вестибюль: привести в соответствие высоту кассовой стойки, оборудовать стойку системой усиления звука;
- гардероб: привести в соответствие высоту ступеней лестницы между гардеробом и холлом; оборудовать соответствующую высоту и завершающую часть поручней лестницы между гардеробом и холлом; привести в соответствие высоту стойки гардероба, оборудовать стойку системой усиления звука; оборудовать отдельную каину уборной для инвалидов; привести в соответствие ширину дверного проема санитарных комнат;
- холл и вход в зал: привести в соответствие ширину дверного полотна VP санитарных комнат;
- зрительский зал: привести в соответствие ширину дверного проема, высоту порога дверного проема, высоту ступеней лестницы на сцену; оборудовать подъем на сцену; привести в соответствие площадку перед эвакуационным выходом, расположенным по левую сторону от сцены и позади зрительских мест, ведущим непосредственно на улицу; привести в соответствие высоту порогов дверных проемом выходов с левой стороны от зала, ширину дверного проема и высоту порогов с внутренней стороны эвакуационных выходов позади зала, покрытие лестницы эвакуационного выхода позади зала путем устранения сколов и арматуры; привести в соответствие лестницу между буфетом и правой стороной зрительского зала, стойку в буфете здания; оборудовать здание между цокольным и первыми этажами лифтом и другими подъемными устройствами; приобрести комплект оборудования для проведения скрытого, прямого или автоматического тифлокомментирования, табло «Бегущая строка» с комплектом пассивного и активного коммутационного оборудования для установки, подключения и дальнейшего оборудования.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены ГКУ РК «Единая Служба заказчика», Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми.
Определением суда от 26.07.2021 прекращено производство по делу в части исковых требований и.о. прокурора г. Сыктывкара от иска к Комитету Республики Коми имущественных и земельных отношений об обязании устранить нарушения требований законодательства о доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения в здании, расположенном по адресу: <...>, в связи с отказом истца от иска к указанном ответчику в полном объеме и принятия его судом.
В отношении ГАУ РК «Коми республиканская филармония» и.о. прокурора г. Сыктывкара, действующим в интересах неопределенного круга лиц, исковые требования изменены, истцом заявлено об обязании ГАУ РК «Коми республиканская филармония» устранить нарушения Свода правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (далее–СП 59.13330.2016) и Свода Правил 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (далее–СП 59.13330.2020) в здании по адресу: Республика Коми, ..., где расположено ГАУ РК «Коми республиканская филармония», а именно:
1) На территории, прилегающей к зданию:
а) произвести комплекс работ по ремонту лестницы путем приведения ширины ступеней в нормативное состояние в соответствии с п. 5.1.12 СП 59.13330.2016;
б) устранить выбоину (неровности) между тротуаром по ул. ... г.Сыктывкара и асфальтированной площадкой здания для беспрепятственного проезда лиц использующих кресло-коляску ко входу в здание;
2) Вход в здание:
а) произвести комплекс работ по ремонту лестницы, а именно восстановления покрытия, приведения в нормативное состояние ширины ступеней, устройство ограждения в соответствии с п. 5.1.12 СП 59.13330.2016;
б) обустроить пандус в соответствие с нормативными требованиями, регламентированными п. 6.1.2 СП 59.13330.2016;
в) заменить по одному дверному блоку при входе в здание и в тамбуре на дверные блоки с шириной створки дверного полотна не менее 0,9 м в соответствии с п. 6.1.5 СП 59.13330.2016;
г) устранить препятствия в виде порогов или обустройства не превышающих нормативные 0,014 м в соответствии с п. 6.1.5 СП 59.13330.2016;
3) Оборудовать один из туалетов для инвалидов в соответствии с п.п. 6.3.1, 6.3.3, 6.3.6 СП 59.1330.2016;
4) Пути движения внутри здания, в том числе пути эвакуации, для маломобильных групп населения:
а) произвести комплекс работ по ремонту спуска лестницы в цокольный этаж путем восстановления покрытия, приведения в нормативное состояние ширины и высоты ступеней, а также состояния ограждений в соответствии с п.6.2.8 СП 59.13330.2016;
б) для прохода к буфету через лестницу установить подъемник либо пандус в соответствии с п. 6.2.13 СП 59.13330.2016;
в) на лестнице, ведущей к буфету, привести ограждение в нормативное состояние в соответствии с п. 6.2.11 СП 59.13330.2016;
г) дверь в вестибюле (выход из кассового фойе) заменить на дверной блок с шириной створки двери не менее 0,9 м. в соответствии с п. 6.2.4 СП 59.13330.2020;
д) заменить по одному дверному блоку на входе в зрительный зал и на аварийных выходах в нём, буфете и в туалете (оборудованном для инвалидов) на дверные блоки с шириной створки двери в свету не менее 0,9 м в соответствии с п.6.2.4 СП 59.13330.2020;
е) устранить препятствия на всем пути движения для маломобильных групп населения в виде порогов путем их ликвидации или обустройства в соответствии с п. 6.2.4 СП 59.13330.2020;
5) Зона целевого назначения (зрительный зал):
а) в соответствии с п. 8.1.5 СП 59.13330.2016 в зрительном зале предусмотреть места для инвалидов из расчета не менее 5% общего числа зрителей, в том числа инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, 0,75% и 0,25% мест со свободным доступом повышенной комфортности (ширина места 0,5 м, ширина прохода между рядами не менее 0,65 м), остальные 4% мест предусмотреть в зоне действия системы усиления звука, в зоне видимости «бегущей строки» или сурдопереводчика и зоне слышимости аудиокомментирования;
б) провести ремонт лестниц путем приведения высоты и ширины ступеней в соответствие с требованиями п. 6.2.8 СП 59.13330.2016, установления ограждений в соответствие с п. 8.6.7 СП 59.13330.2016;
в) организовать альтернативную форму обслуживания (вызов персонала) для осуществления доступа маломобильных групп на сцену;
г) высоту и ширину окна с прилавком в помещении кассы, а также высоту и ширину прилавка в помещении буфета привести в соответствие с п. 8.1.7 СП 59.13330.2016;
д) предусмотреть альтернативную форму обслуживания гардероба в виде вызова персонала либо обустроить место на 1 этаже в кассовом фойе под гардероб.
6) Системы информирования:
а) обеспечить элементы здания техническими средствами информирования, ориентирования и сигнализации в соответствие с п. 6.5.1 СП 59.13330.2016;
б) установить тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля в соответствии с п. 6.5.9 СП 59.13330.2016;
в) оборудовать здание акустическими устройствами, аудиосистемами с индукционными контурами;
7) приобрести комплект оборудования для проведения скрытого прямого или автоматического тифлокомментирования, табло «Бегущая строка» с комплектом пассивного и активного коммутационного оборудования.
В судебном заседании представитель прокурора на иске к ГАУ РК «Коми республиканская филармония» с учётом изменения исковых требований настаивал.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимали, и дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГАУ РК «Коми республиканская филармония» выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, в иске отказать, ссылаясь при этом на нарушение судом норм процессуального и материального права, указывая также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, настаивает на том, что ГАУ РК «Коми республиканская филармония» не является надлежащим ответчиком по данному иску.
Комитет Республики Коми имущественных и земельных отношений представил отзыв на апелляционную жалобу, указав о согласии с вынесенным судом решением.
Прокуратурой города Сыктывкара представлены возражения на апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГАУ РК «Коми республиканская филармония» доводы апелляционной жалобы поддержал, просил о назначении повторной (дополнительной) судебной экспертизы, поскольку экспертом в рамках назначенной судебной экспертизы допущены существенные нарушения: применены нормативные документы, утратившие силу; неверно проведены замеры дверей; не разграничены мероприятия по видам работ (что относится к капитальному ремонту, к реконструкции, а что к текущему ремонту). Также указал, что исковые требования необходимо предъявлять к собственнику учреждения культуры – Правительству Республики Коми, которое финансирует учреждение ответчика и должен принять решение о приведение зданий в соответствии с нормами доступности, на основании которого разрабатывается проектно-сметная документация.
Представитель прокурора просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, не явились, об отложении судебного разбирательства не просили, об уважительных причинах неявки не сообщили. Принимая во внимание характер спора, руководствуясь статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для её удовлетворения и отмены решения суда по доводам жалобы не усматривает.
Судом установлено, что нежилое здание филармонии (литер А), площадью ... кв.м, ... года постройки, расположенное по адресу: ..., находится в государственной собственности Республики Коми и передано в оперативное управление ГАУ РК «Коми республиканская филармония» (записи в ЕГРП от ...).
Также на праве оперативного управления ответчику переданы: нежилое помещение для хозяйственных нужд, площадью ... кв.м, расположенное на подвальном этаже указанного здания (помещения №№ 1-18 на поэтажном плане БТИ); нежилое помещение пристройки к зданию филармонии для размещения закрытой стоянки автомашин (бокс № 1).
Указанное здание расположено на земельном участке, площадью ... кв.м, с кадастровым номером ..., предназначенного для обслуживания здания филармонии. Указанный земельный участок находится в государственной собственности Республики Коми (запись в ЕГРП от ...) и предоставлен ответчику в постоянное (бессрочное) пользование (запись в ЕГРН от ...).
В спорном здании ответчик осуществляет деятельность, для целей которой создан в соответствии с п. 2.4. Устава ГАУ РК «Коми республиканская филармония».
Прокуратурой город Сыктывкара проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов со стороны администрации ГАУ РК «Коми республиканская филармония», с привлечением ведущего специалиста - эксперта инспекции Госстройнадзора по городу Сыктывкару, Корткеросскому и Усть-Куломскому районам произведен осмотр входной группы, вестибюля, гардероба, санитарных комнат, зрительского зала. По результатам проведенного осмотра установлено, что ответчик функционирует с нарушением требований Свода правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001».
Участвующие в деле лица не оспаривали, что спорное здание не отвечает существующим требованиям доступности для маломобильных групп населения.
Статьями 2 и 7 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу положений ст. 15 указанного Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Установленная в приведенной норме федерального закона публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, и на владельцев зданий и сооружений, за которыми такое имущество закреплено на праве оперативного управления (статья 296 Гражданского кодекса РФ).
Сами здания и сооружения с учетом положений Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», должны отвечать определенным требованиям, перечень которых установлен, в том числе и в Своде правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001».
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования и.о. прокурора г. Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц, суд первой инстанции руководствовался статьями 2, 19, 44 и 68 Конституции Российской Федерации, статьями 2, 9 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ОНН от 13.12.2006 № 61/106, статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьями 5, 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ, утверждённым приказом Минкультуры России от 16.11.2015 № 2800, Постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 № 985, СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (в части действующих норм), оценил представленные в дело доказательства, в том числе заключение судебной экспертизы, и исходили из доказанности факта использования ГАУ РК «Коми республиканская филармония» в своей деятельности здания, не соответствующего общеобязательным требованиям законодательства, касающимся необходимости приспособления объектов для нужд инвалидов и маломобильных групп населения, в том числе в части создания условий для беспрепятственного к ним доступа, что влечет нарушение конституционных прав данной категории граждан, а поэтому имеет особое общественное значение; указание и.о. прокурора г. Сыктывкара на необходимость устранения нарушений является правомерным, вне зависимости от даты введения действующего объекта недвижимости в эксплуатацию.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, так как они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку ГАУ РК «Коми республиканская филармония» является ненадлежащим ответчиком по данному делу, устранение ряда нарушений, относящихся к капитальному ремонту, должно быть возложено на собственника здания (в лице Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений) и учредителя здания (в лице Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми), - безусловно не влекут отмену решения суда в апелляционном порядке, поскольку не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела были допущены нарушения норм материального или процессуального права; указанные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
При принятии решения суд первой инстанции учел, что нежилое здание филармонии ...) находится в государственной собственности Республики Коми и передано в оперативное управление ответчику Государственному автономному учреждению Республики Коми «Коми республиканская филармония»; учредителем и собственником имущества ответчика является Республика Коми; органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим полномочия учредителя ответчика согласно Уставу ответчика, является Министерство культуры Республики Коми (ныне – Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми); органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим полномочия собственника имущества ответчика от имени Республики Коми – Агентство Республики Коми по управлению имуществом (ныне – Комитет Республики Коми имущественных и земельных отношений).
Статьей 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» предусмотрено, что автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов публичной власти федеральной территории, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
При этом собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. Автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества автономного учреждения. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 3 указанного Закона имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено ч. 6 указанной статьи.
Право оперативного управления в силу ст. 216 Гражданского кодекса РФ является разновидностью вещных прав.
Пунктом 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Статьями 296, 298 Гражданского кодекса РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание имущества.
Проанализировав положения статей 123,21, 123.22, 216, 296, 298, Гражданского кодекса РФ, статей 2, 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», пунктов 1.5, 1.11-1.13, 2.4, Устава ГАУ РК «Коми республиканская филармония» применительно к установленным по делу обстоятельствам, суд первой инстанции правильно установил, что надлежащим лицом, на которое должна быть возложена обязанность провести мероприятия по созданию условий для самостоятельного передвижения инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями в здании по адресу: ..., является ГАУ РК «Коми республиканская филармония» как владелец данного объекта. Законных оснований для возникновения у Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений и Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми субсидиарной ответственности по обязательствам ответчика, относящимся к предмету спора, не имеется.
Доводы представителя ГАУ РК «Коми республиканская филармония» о том, что требования Свода правил 59.13330.2016, утратившие силу с 1 июля 2021 года и не имеющие обратной силы, не подлежат применению к спорному зданию, возведённому в ... году, которое не проектируется, не реконструируется, не включено в планы капитальных ремонтов, основаны на субъективном толковании норм права, направлены на иную оценку доказательств.
Действительно приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр утвержден и введён в действие с 01.07.2021 Свод правил СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». При этом с даты введения в действие СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» признан не подлежащим применению СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденный приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр, за исключением пунктов СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 № 985 (далее – Перечень), до внесения соответствующих изменений в Перечень.
Частью 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований указанного Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 ст. 6 данного Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
В силу положений частей 1, 2, 4 ст. 6 указанного Закона правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона (ч. 1). В перечень национальных стандартов и сводов правил, указанный в ч. 1 данной статьи, могут включаться национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил), содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений (в том числе входящих в их состав сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения), а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) (ч. 2). Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в ч. 1 данной статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями (ч. 6).
Постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 № 985 утверждён перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В указанный перечень внесён частично СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а именно: разделы 1 (пункты 1.1 - 1.3), 2, 4 (кроме пункта 4.6), 5 (пункты 5.1.2 - 5.1.8, 5.1.10, 5.1.11, абзацы первый - четвертый, пятый и шестой пункта 5.1.12, пункты 5.1.13 - 5.1.16, абзац второй пункта 5.1.17, 5.2.1 - 5.2.5, 5.3.1 - 5.3.3), 6 (6.1.1, 6.1.2, 6.1.4 - 6.1.6, 6.1.8 (кроме абзаца седьмого), 6.1.9, 6.2.1 - 6.2.9, 6.2.10 (кроме абзаца второго), 6.2.11 - 6.2.13, абзац первый пункта 6.2.14, пункты 6.2.16 (кроме абзацев первого и третьего), 6.2.19 - 6.2.22, 6.2.24 - 6.2.32, 6.3.1 - 6.3.9, 6.4.1 - 6.4.3, 6.5.1, 6.5.2, абзац первый пункта 6.5.3, пункты 6.5.5, 6.5.6, 6.5.9), 7 (кроме абзацев второго и третьего пункта 7.1.7, абзаца второго пункта 7.2.2), 8 (за исключением пунктов 8.1.1, 8.1.5, 8.1.6, 8.2.5, абзаца второго пункта 8.5.8), 9 (пункты 9.1, 9.2, 9.4 - 9.10), приложение А.
Свод правил СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» с 01.07.2021 включён в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утверждённый приказом Росстандарта от 02.04.2020 № 687.
СП 59.13330.2016 из перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» с 01.07.2021 исключён.
Таким образом, СП 59.13330.2016 является обязательным для применения в части его норм, включённых в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Согласно п. 4.1 СП 59.13330.2016 требования данного свода правил подлежат выполнению не только при проектировании новых, реконструкции существующих зданий, но и в отношении зданий, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению. Требования распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, отведённые для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения для предоставления услуг (обслуживания), а также на информационное и инженерное обустройство зданий, сооружений и земельных участков.
Также из п. 4.1 СП 59.13330.2016 следует, что в случае невозможности при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационных мероприятий по адаптации объекта в рамках «разумного приспособления» (в понимании Конвенции о правах инвалидов).
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции правильно указал, что исполнение установленной в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от времени строительства и реконструкции такого объекта.
Само по себе введение в эксплуатацию здания ГАУ РК «Коми республиканская филармония» в ... году, проведение капитального ремонта/реконструкции здания в ... году, не освобождает ответчика от исполнения предусмотренной законом обязанности по обеспечению доступности здания для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения и не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
Следует также отметить, что наличие у ГАУ РК «Коми республиканская филармония» технической возможности обеспечить условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание по адресу: ..., подтверждено заключением проведенной по делу судебной экспертизы.
Так, согласно представленному суду экспертному заключению ...», здание по адресу: ... не соответствует обязательным требованиям СП 59.13330.2016, направленным на обеспечения доступности для маломобильных групп населения. Для маломобильных групп населения возможно организовать пути движения в здании в пределах первого этажа, минуя цокольный, в котором находятся гардероб и туалеты. В части пользования гардеробом возможно предусмотреть организацию альтернативной формы обслуживания – вызов персонала, обустройство места на первом этаже. В части пользования санитарной комнатой (туалетом) возможно обустроить санузел за зрительным залом, для чего необходимо расширить дверные проёмы в кирпичных стенах и перегородках, что не является реконструкцией. Для осуществления подъёма на сцену, помимо имеющейся лестницы, возможно предусмотреть организацию альтернативной формы обслуживания (вызов персонала).
По результатам обследования объекта эксперт пришел к выводу о том, что для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в спорное здание необходимо выполнить следующие мероприятия:
1) На территории, прилегающей к зданию:
а) произвести комплекс работ по ремонту лестницы путем приведения ширины ступеней в нормативное состояние (в соответствии с п. 5.1.12 СП 59.13330.2016);
б) устранить выбоину (неровности) между тротуаром по ул. ... г.Сыктывкара и асфальтированной площадкой здания для беспрепятственного проезда лиц использующих кресло-коляску ко входу в здание;
2) Вход в здание:
а) произвести комплекс работ по ремонту лестницы, а именно восстановления покрытия, приведения в нормативное состояние ширины ступеней, устройство ограждения (в соответствии с п. 5.1.12 СП 59.13330.2016);
б) обустроить пандус в соответствие с нормативными требованиями (регламентированными п. 6.1.2 СП 59.13330.2016);
в) заменить по одному дверному блоку при входе в здание и в тамбуре на дверные блоки с шириной створки дверного полотна не менее 0,9 м (в соответствии с п. 6.1.5 СП 59.13330.2016);
г) устранить препятствия в виде порогов или обустройства не превышающих нормативные 0,014 м (в соответствии с п. 6.1.5 СП 59.13330.2016);
3) Оборудовать один из туалетов для инвалидов (в соответствии с п.п. 6.3.1, 6.3.3, 6.3.6 СП 59.13330.2016);
4) Пути движения внутри здания, в том числе пути эвакуации, для маломобильных групп населения:
а) произвести комплекс работ по ремонту спуска лестницы в цокольный этаж путем восстановления покрытия, приведения в нормативное состояние ширины и высоты ступеней, а также состояния ограждений в нормативное состояние (в соответствии с п.6.2.8 СП 59.13330.2016);
б) для прохода к буфету через лестницу установить подъемник либо пандус (в соответствии с п. 6.2.13 СП 59.13330.2016);
в) на лестнице, ведущей к буфету, привести ограждение в нормативное состояние (в соответствии с п. 6.2.11 СП 59.13330.2016);
г) дверь в вестибюле (выход из кассового фойе) заменить на дверной блок с шириной створки двери не менее 0,9 м (в соответствии с п. 6.2.4 СП 59.13330.2016);
д) заменить по одному дверному блоку на входе в зрительный зал и на аварийных выходах в нём, буфете и в туалете (оборудованном для инвалидов) на дверные блоки с шириной створки двери в свету не менее 0,9 м (в соответствии с п.6.2.4 СП 59.13330.2016);
е) устранить препятствия на всём пути движения для маломобильных групп населения в виде порогов путем их ликвидации или обустройства в соответствии с нормативными требованиями (согласно п. 6.2.4 СП 59.13330.2016);
5) Зона целевого назначения (зрительный зал):
а) провести ремонт лестниц путём приведения высоты и ширины ступеней (в соответствие с нормативными требованиями, установления ограждений (в соответствие с п. 6.2.8, п. 8.6.7 СП 59.13330.2016);
б) организовать альтернативную форму обслуживания (вызов персонала) для осуществления доступа маломобильных групп на сцену;
в) высоту и ширину окна с прилавком в помещении кассы, а также высоту и ширину прилавка в помещении буфета привести в соответствие с нормативными требованиями (согласно п. 8.1.7 СП 59.13330.2016);
г) предусмотреть альтернативную форму обслуживания гардероба в виде вызова персонала либо обустроить место на 1 этаже в кассовом фойе под гардероб;
д) оборудовать в зрительном зале места для инвалидов на креслах-колясках согласно нормативным требованиям (согласно п. 8.1.5 СП 59.13330.2016);
6) Системы информирования: обеспечить объект визуальными, акустическими и тактильными средствами информации (мномосхема; кнопка вызова; акустические устройства, аудио-системы и индукционными контурами; тактильные, контрастные разметки; таблички с рельефным шрифтом (в соответствие с п. 6.5.1, п. 6.5.9 СП 59.13330.2016).
Эксперт в заключении указал, что указанные мероприятия не относятся к реконструкции и могут быть выполнены в рамках капитального и текущего ремонта, то есть в рамках разумного приспособления.
Свои выводы, приведенные в заключении, эксперт ФИО1 поддержала при допросе в судебном заседании суда первой инстанции, пояснив, что в отношении прилавка буфета необходимо привести его в соответствие с п. 8.1.7 СП 59.13330.2016 в той части, которая необходимая для обслуживания одного лица, относящегося к маломобильным группам населения, использующего для передвижения кресло-каталку. Окна в буфете не имеется. Также эксперт пояснила, что определение путей передвижения маломобильных групп населения в здании, в том числе путей эвакуации, относится к полномочиям владельца здания, который также должен обеспечить возможность передвижения таких лиц по таких путям следования и обеспечить при этом надлежащее информационное сопровождение. Состав и места расположения таких средств получения информации также определяется владельцем здания при составлении соответствующей проектной документации.
Суд первой инстанции обоснованно согласился с данным заключением, признав его допустимым и достоверным доказательством по делу, так как оно отвечает требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержит подробное описание произведенных исследований, оснований сомневаться в объективности и компетентности эксперта не имеется. Экспертное заключение составлено лицом, обладающим специальными познаниями в области строительства и оценки объектов социальной инфраструктуры на соответствие доступности для инвалидов и маломобильных групп населения, по результатам визуального и детального (инструментального) обследования здания (...) в соответствии с требованиями СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», исследования представленных на экспертизу документов; эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения; нарушений требований закона при назначении и проведении экспертизы не допущено.
У судебной коллегии не имеется правовых оснований для иной оценки представленного в материалы дела экспертного заключения.
Какими-либо объективными данными заключение эксперта сторонами по делу не опровергнуто; ходатайств о назначении повторной или дополнительной экспертизы в суд первой инстанции не поступало.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с проведенной по делу экспертизой, нарушении судом норм процессуального права, поскольку при назначении экспертизы поставлены вопросы, выходящие за пределы заявленных исковых требований; экспертом применялся не подлежащий применению СП 59.13330.2016, а на основе норм СП 59.13330.2020 экспертиза не назначалась и не проводилась; суд ошибочно удовлетворил исковые требования, указав, что мероприятия могут быть выполнены в рамках капитального и текущего ремонта; эксперт не разделил мероприятия по обеспечению доступности по видам ремонтов, выполняемых при капитальном и текущем ремонтах; почти все исковые требования возможно исполнить только при капитальном ремонте, эти требования направлены на изменение строительных конструкций здания и его отдельных элементов, что невозможно без разработки проектной (рабочей) документации, данные работы в силу п. 8.2 Устава ответчик самостоятельно производить не может, - по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и повторяют правовую позицию ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которая основана на неверном субъективном толковании норм материального и процессуального права.
Вопросы, поставленные перед экспертным учреждением, и оценка заключения судебной экспертизы в обжалуемом решении суда не свидетельствуют о выходе за пределы исковых требований.
При повторном допросе в судебном заседании в суде апелляционной инстанции эксперт ФИО1 пояснила, что провести текущий или капитальный ремонт определяет собственник здания в зависимости от финансовой возможности, текущий ремонт возможно провести последовательно, распределяя затраты; в данном случае нет критериев текущего и капитального ремонта; замену дверей можно отнести к текущему ремонту; для маломобильных групп населения достаточно обустроить, переоборудовать одну входную группу и обозначить его как вход для маломобильной группы; использование санузла в ВИП-зале предложено самим представителем филармонии, в подвале туалеты недоступны, а за зрительном залом санузлы не соответствуют по дверным проемам, оборудовать санузел – значит предусмотреть кнопку и поручни; указанные работы не требуют проектной документации, их можно сделать посредством текущего ремонта (т.3 л.д. 48-50).
Понятие реконструкции дано в п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ. Согласно указанной норме под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Характерные признаки капитального и текущего ремонта определены в пункте 14.2 статьи 1, статье 55.24 Градостроительного кодекса РФ, Положении об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденном приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312.
Основным отличительным признаком капитального ремонта от текущего является цель его проведения. Если текущий ремонт предназначен для поддержания параметров устойчивости и надежности зданий, то капитальный ремонт направлен на восстановление, замену изношенных конструкций (в том числе несущих) или изменение параметров здания. Для проведения капитального ремонта требуется оформление предусмотренной частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектной документации. При проведении текущего ремонта такая документация не оформляется.
Основываясь на имеющихся в деле доказательствах, суд первой инстанции учел, что мероприятия, возложенные на ответчика по устранению нарушений Свода правил 59.13330.2016 в здании по адресу: ... возможно выполнить в рамках текущего ремонта, то есть в рамках разумного приспособления; у ответчика имеется техническая возможность выполнить указанные экспертом работы без проведения реконструкции или капитального ремонта здания ... года постройки, и что владелец данного объекта, в данном случае ГАУ РК «Коми республиканская филармония», за которым закреплено право оперативного управления данным зданием, обязан создать необходимые условия для удобства пребывания в здании маломобильных групп населения.
Ответчиком по правилам части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено достаточных и неоспоримых доказательств отсутствия технической возможности принять указанные судом меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения на объекте социальной инфраструктуры.
Поскольку пункт 8.1.5 СП 59.13330.2016 к настоящему времени утратил силу, суд не усмотрел оснований для удовлетворении исковых требований об обязании ответчика предусмотреть в зрительном зале места для инвалидов из расчета не менее 5% общего числа зрителей, в том числа инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, 0,75% и 0,25% мест со свободным доступом повышенной комфортности (ширина места 0,5 м, ширина прохода между рядами не менее 0,65 м), остальные 4% мест предусмотреть в зоне действия системы усиления звука, в зоне видимости «бегущей строки» или сурдопереводчика и зоне слышимости аудиокомментирования.
Утверждение в жалобе о том, что ответчик осуществляет свою деятельность в здании, которое построено как концертный зал Культпросветучилища и не отвечает нуждам филармонической деятельности, подлежит отклонению, поскольку противоречит Техно рабочему проекту. Том 1. Чертежи на дополнительные работы, связанные с переоборудованием концертного зала «Переоборудование концертного зала культпросветучилища под концертный зал филармонии».
Ссылка на то, что на ответчика не распространяет действие Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ, утвержденного приказом Минкультуры России от 16.11.2015 № 2800, несостоятельна.
В п.1 и 2 Приказа Минкультуры России от 16.11.2015 № 2800 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ» указано, что настоящий порядок обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ определяет правила оказания помощи инвалидам в преодолении барьеров, препятствующих получению ими услуг в сфере культуры наравне с другими лицами, а также обеспечения доступности для инвалидов: - объектов (административных зданий, строений, сооружений и помещений) (далее - объекты) Министерства культуры Российской Федерации и его территориальных органов, федеральных государственных унитарных и казенных предприятий, федеральных государственных бюджетных учреждений культуры - театров, концертных организаций, кинотеатров, цирков, культурно-досуговых (культурно-просветительских) и других организаций, осуществляющих деятельность по активному участию инвалидов в культурной жизни (как создателей произведений культуры или участников самодеятельного художественного и культурного творчества) (далее - организации культуры); - культурных ценностей и благ, услуг в сфере культуры, предоставляемых организациями культуры (пункт 1); для обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере культуры осуществляется взаимодействие организаций культуры с собственниками объектов. Организация указанного взаимодействия осуществляется Министерством культуры Российской Федерации (пункт 2).
Данный нормативный акт распространяет также свое действие и на ГАУ РК «Коми республиканская филармония», как на учреждение, осуществляющее деятельность концертных залов, по распространению культурных ценностей и т.п.
То обстоятельство, что ранее государственной программой Республики Коми «Культура Республики Коми», утвержденной Постановлением Правительства Республики Коми от ..., предусматривалось финансирование реконструкции здания Филармонии в объеме ... в ... году, согласно перечня объектов капитального строительства для государственных нужд Республики Коми, подлежащих строительству (реконструкции) за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, в которую входили мероприятия капитального характера, в том числе, и по обеспечению доступности, в последующем в данную программу были внесены изменения, исключающие финансирование реконструкции здания, не влечет отмену решения суда, поскольку данное обстоятельство не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на достойную жизнь и свободное развитие.
Обязанность у ГАУ РК «Коми республиканская филармония» по обеспечению доступности инвалидов к объектам социальной инфраструктуры возникла из п. 1 абзаца 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которая не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств либо иных условий.
В соответствии с п.7 и подп. 50 п.11 Положения о Министерстве культуры, туризма и архивного дела Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства РК от 08.12.2015 № 494, Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении государственных учреждений Республики Коми в области культуры и искусства, туризма, в сфере архивного дела, государственных образовательных организаций Республики Коми в области культуры и искусства согласно приложению к настоящему Положению; Министерство исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств республиканского бюджета Республики Коми в части средств, предусмотренных на финансовое обеспечение деятельности Министерства, государственных учреждений Республики Коми и на реализацию возложенных на Министерство функций.
При недостаточности денежных средств для выполнения мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других мобильных групп населения ГАУ РК «Коми республиканская филармония» вправе обратиться в Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми, как к учредителю, с целью отыскания денежных средств, необходимых для исполнения требований и.о. прокурора г. Сыктывкара по настоящему делу.
Ссылка в жалобе на установление судом неразумного срока по устранению нарушений является несостоятельной, с учетом определений суда от 02 августа 2021 года от 08 сентября 2021 года об исправлении описок в решении суда установленный судом первой инстанции срок - ... года является разумным для устранения нарушений по приведению вышеуказанного здания в соответствии с требованиями действующего законодательства. В случае наличия объективной невозможности выполнения возложенной судом обязанности в установленный решением срок ответчик не лишен права обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта в порядке, предусмотренном ст. 203 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, сделанные с учетом обстоятельств дела и конституционных гарантий и прав граждан, не подтверждают нарушений норм материального и норм процессуального права, повлиявших на исход дела.
Заявленное представителем ответчика при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции ходатайство о назначении повторной судебной экспертизы на предмет установления и разграничения видов работ по приведению здания филармонии в соответствие для обеспечения доступности маломобильных групп населения, удовлетворению не подлежат.
В силу статьи 87 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту (часть 1); в связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения, наличием противоречий в заключениях нескольких экспертов суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту или другим экспертам (часть 2).
Из материалов дела видно, что в суде первой инстанции представитель ответчика ходатайство о назначении повторной или дополнительной экспертизы не заявлял.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции принимает дополнительные (новые) доказательства, если признает причины невозможности представления таких доказательств в суд первой инстанции уважительными.
К таким причинам относятся, в частности, необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании, о приобщении к делу, об исследовании дополнительных (новых) письменных доказательств либо ходатайств о вызове свидетелей, о назначении экспертизы, о направлении поручения; принятие судом решения об отказе в удовлетворении иска (заявления) по причине пропуска срока исковой давности или пропуска установленного федеральным законом срока обращения в суд без исследования иных фактических обстоятельств дела.
Обязанность доказать наличие обстоятельств, препятствовавших лицу, ссылающемуся на дополнительные (новые) доказательства, представить их в суд первой инстанции возлагается на это лицо (статья 12, часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) (пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16).
В пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 разъяснено, что если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.
Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ).
По настоящему делу обжалуемое решение принято при правильном и полном определении судом всех юридически значимых обстоятельств, подлежащих выяснению по спорным правоотношениям, заключение эксперта ...» не вызывает сомнения в его правильности и обоснованности, оно содержит подробное описание проведенного исследования и сделанные по результатам исследования выводы, которые изложены достаточно полно и ясно с учетом вопросов, поставленных в определении суда; ответы на поставленные вопросы более конкретизированы экспертом при допросе в суде первой и второй инстанций со ссылками на нормативные требования, поэтому предусмотренных законом оснований для принятия новых доказательств, в том числе, посредством назначения по делу повторной или дополнительной судебной экспертизы не установлено. Само по себе несогласие стороны по делу с результатами судебной экспертизы не является объективным основанием к назначению ее судом повторно или дополнительно.
В целом доводы апелляционной жалобы фактически выражают несогласие с выводами суда, однако, по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, так как иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.
С учетом изложенного принятое по делу решение следует признать законным, а доводы апелляционной жалобы – необоснованными.
Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 июля 2021 года, (с учетом определений того же суда от 02 августа 2021 года и от 08 сентября 2021 года об исправлении описок) оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного автономного учреждения Республики Коми «Коми республиканская филармония» – без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 30 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи