ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4691/19 от 06.02.2020 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Шамгунов А.И. УИД 16RS0051-01-2019-007929-29

дело № 2-4691/2019

№ 33-2506/2020

учёт № 148г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 февраля 2020 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Валиуллина А.Х.,

судей Федотовой И.В., Мирсаяпова А.И.,

при секретаре судебного заседания Ягудине А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Гарипова Ф.Г., представляющего интересы Гариповой Динары Фаннуровны, на решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 24 октября 2019 года, которым исковые требования Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан о возмещении вреда, причинённого окружающей среде, удовлетворены. С Гариповой Д.Ф. в доход бюджета Российской Федерации взыскано 651 820 рублей в счёт возмещения вреда, причинённого окружающей среде, с зачислением суммы в Управление федерального казначейства по Республике Татарстан (Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан) с указанием реквизитов расчётного счета, а в доход бюджета муниципального образования г. Казани – государственная пошлина в сумме 9 718,20 рубля.

Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Республики Татарстан Валиуллина А.Х., выслушав объяснения представителя Гариповой Д.Ф. – Черновой Д.Ф. в поддержку доводов жалобы, объяснения Исмагиловой А.С., представляющей интересы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, просившей решение оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее – Министерство) обратилось к Гариповой Д.Ф. с иском о возмещении вреда, причинённого окружающей среде, указывая в обоснование, что постановлением государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды от 26 марта 2019 года Гарипова Д.Ф. привлечена к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ). Постановление не обжаловалось, вступило в силу. Основанием привлечения её к административной ответственности послужило то, что 6 марта 2019 года Гарипова Д.Ф. по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым № .... (далее – ЗУ:412) осуществила сброс отходов в виде мусора от сноса и разборки зданий (ФККО 81280101724) на общей площади 806 кв.м в объёме 123 кубических метра, что является нарушением экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

Министерство в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причинённого почвам как объекту охраны окружающей среды, утверждённой приказом Минприроды России от 8 июля 2010 года № 238 (далее – Методика), произвело расчёт размера вреда, причинённого ответчицей окружающей среде незаконными действиями, который определён в размере 651 820 рублей.

Министерство просило в судебном порядке взыскать с Гариповой Д.Ф. указанную сумму в счёт возмещения вреда, причинённого окружающей среде, с зачислением её на указанный в заявлении расчётный счёт.

В суде первой инстанции представители Министерства иск поддержали.

Представитель Гариповой Д.Ф. в суде заявленные исковые требования не признал.

Суд вынес решение об удовлетворении иска Министерства в приведённой формулировке.

При принятии такого решения суд первой инстанции исходил из того, что ответчица в нарушение действующих нормативных предписаний осуществила сброс несортированных отходов в виде мусора от сноса и разборки зданий на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, чем причинён вред почвенному слою, поскольку ЗУ:412 не предназначен для сброса на него несортированных отходов в виде мусора от сноса и разборки зданий. Размер взысканной суммы ущерба определён судом на основании расчёта, выполненного истцом на в соответствии с названной Методикой.

В апелляционной жалобе представителя Гариповой Д.Ф. указывается на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права и нарушение процессуальных норм. По мнению заявителя, истцом не доказаны факт и размер заявленного вреда, а также причинная связь между указанными действиями собственника земельного участка и причинённым вредом. Министерство в нарушение положений названной Методики неправильно определило размер ущерба в отсутствие необходимых для этого расчётных данных, поскольку отбор проб повреждённой почвы для этого не производился, не проверялся уровень деградации почвы в результате несанкционированного размещения несортированных отходов, не были установлены площадь сброса и объём отходов. Для выявления указанных необходимых для правильного расчёта ущерба данных ими заявлялось ходатайство о проведении по делу экологической экспертизы, которое судом необоснованно было отклонено.

Лица, участвующие в деле, в суде апелляционной инстанции свою правовую позицию по делу поддержали.

Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В силу статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате её загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Судом установлено, что постановлением государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды от 26 марта 2019 года № 114 Гарипова Д.Ф. привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 1 000 рублей. Постановление не обжаловано, вступило в законную силу.

Основанием привлечения ответчицы к административной ответственности послужило то, что 6 марта 2019 года около 10 часов 40 минут Гарипова Д.Ф. на ЗУ:412 по указанному адресу осуществила сброс несортированных отходов в объёме 123 кубических метра в виде мусора от сноса и разборки зданий (ФККО 81280101724) на общей площади 806 кв.м, что является нарушением экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

ЗУ:412 принадлежит Гариповой Д.Ф. на праве собственности. Видом разрешённого использования земельного участка является «для ведения личного подсобного хозяйства».

Факт сброса ответчицей несортированных отходов в виде мусора от сноса и разборки зданий (ФККО 81280101724) на ЗУ:412 подтверждается указанным постановлением о привлечении Гариповой Д.Ф. к административной ответственности, актом экологического обследования состояния территории, составленного государственным инспектором Республики Татарстан в области охраны окружающей среды с приобщёнными фотоснимками, предписанием заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Центрального территориального управления Министерства от 25 марта 2019 года № 855/01 в адрес Гариповой Д.Ф.

Исходя из таких данных, суд пришёл к выводу, что ответчица в нарушение действующих норм осуществила сброс несортированных отходов в виде мусора от сноса и разборки зданий на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, чем почве причинён вред, поскольку данный земельный участок не предназначен для сброса на него несортированных отходов от сноса и разборки зданий.

Министерство в соответствии с названной Методикой произвело расчёт вреда, причинённого ответчицей окружающей среде выявленными незаконными действиями. По расчёту истца размер экологического ущерба, причинённого Гариповой Д.Ф. в результате сброса несортированных отходов в виде мусора от сноса и разборки зданий на ЗУ:412 на общей площади 806 кв.м в объёме 123 кубических метра, составляет 651 820 рублей.

В силу пункта 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объёме в соответствии с законодательством.

Определение размера вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учётом понесённых убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утверждёнными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (пункт 1 статьи 78 данного Закона).

Разрешая заявленные требования, суд пришёл к выводу, что ответчица Гарипова Д.Ф. причинила вред окружающей среде в виде несанкционированного размещения несортированных отходов в виде мусора от сноса и разборки зданий на не предназначенном для этого земельном участке, в связи с чем обязана возместить его в полном объёме в соответствии с законодательством.

Суд первой инстанции согласился с представленным Министерством расчётом, находя его верным, выполненным в соответствии с утверждёнными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде (часть 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды, приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2010 года № 238 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причинённого почвам как объекту охраны окружающей среды»), на основании имеющихся документальных доказательств.

Приведённые в решении суда выводы основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах и положениях действующего законодательства, регулирующего вытекающие из природоохранного и земельного законодательства правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованном расчёте суммы ущерба судебной коллегией отклонюется, поскольку расчёт суммы ущерба произведён с использованием данных, установленных при осмотре земельного участка компетентным специалистом – государственным инспектором Республики Татарстан в области охраны окружающей среды, на основании Методики исчисления вреда, причинённого почвам как объекту охраны окружающей среды, утверждённой приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 июля 2010 года № 238.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что в результате размещения строительного мусора вред окружающей среде не причинён, доказательств наличия негативных последствий не представлено, не обоснована.

Вывод суда о причинении в результате размещения на земельном участке строительных отходов вреда окружающей среде и наличии негативных последствий для почвы как одного из компонентов природной среды подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и основан на правильном применении норм материального права.

Так, статьёй 51 Закона об охране окружающей среды установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе строительных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Захламление земельного участка строительными отходами отнесено нормами Определений основных понятий видов нарушений земельного законодательства, утверждённых Роскомземом 29 марта 1994 года № 3-14-1/14, к одному из видов негативного воздействия на окружающую среду (порчи почвы как компонента окружающей среды), влекущего её деградацию (то есть уменьшение плодородия почвы, количественное и качественное ухудшение её свойств).

Доводы апелляционной жалобы о необоснованном отклонении судом первой инстанции ходатайства о назначении по делу судебной экологической экспертизы на законность принятого по делу решения не влияют, поскольку изложенные в ходатайстве предлагаемые экспертам вопросы направлены на правовую оценку действий специалистов, в том числе государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды, при совершении действий при выявлении нарушений природоохранного законодательства, проверка правильности расчёта Министерства по определению размера причинённого ответчицей экологического ущерба специальных познаний в данной области правоотношений не требует.

По этим же основаниям отклонено ходатайство представителя Гариповой Д.Ф. о назначении по делу экологической экспертизы при его рассмотрении в суде апелляционной инстанции.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции объективно не опровергают, сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, заявлены без учёта требований закона и обстоятельств дела, что не является установленным законом основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.

Иных доводов, ставящих под сомнение или опровергающих выводы суда первой инстанции, а также указывающих на нарушение судом норм материального либо процессуального права, апелляционная жалоба не содержит.

Решение суда первой инстанции постановлено законно, обоснованно, с учётом всех юридически значимых по делу обстоятельств.

Руководствуясь статьями 199, 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 24 октября 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Гарипова Ф.Г., представляющего интересы Гариповой Д.Ф.,- без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок не превышающий трёх месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи