ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-46/20 от 01.09.2020 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Фоменко Г.В. Дело № 33-5538/2020 (№ 2-46/2020)

УИД 22RS0003-01-2019-000976-02

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 сентября 2020 года г.Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Секериной О.И.,

судей Алешко О.Б., Шипунова И.В.,

при секретаре Трифаченкове Ю.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца М. на решение Бийского районного суда Алтайского края от 27 мая 2020 года по делу

по иску М. к администрации Малоенисейского сельсовета Бийского района Алтайского края о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет, взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии за выслугу лет.

Заслушав доклад судьи Алешко О.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

М. замещала должность главы администрации Малоенисейского сельсовета Бийского района Алтайского края в период со 2 сентября 2007 года по 9 августа 2010 года, исполняла обязанности главы администрации в период с 12 апреля 2007 года по 1 сентября 2017 года.

9 августа 2010 года М. уволена с должности по собственному желанию на основании части 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Распоряжением главы администрации Малоенисейского сельсовета Бийского района Алтайского края от 4 июня 2012 года ***М., как замещавшей высшую муниципальную должность – главы администрации Малоенисейского сельсовета, исходя из стажа муниципальной службы в администрации Малоенисейского сельсовета Бийского района Алтайского края – 20 лет 3 месяца 23 дня, в соответствии с решением Малоенисейского сельсовета Бийского района Алтайского края от 26 ноября 2008 года № 22 «Об утверждении Положения о назначении, выплате и перерасчете ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещающим должности муниципальной службы в администрации Малоенисейского сельсовета Бийского района Алтайского края» (далее – Положение от 26 ноября 2008 года № 22), установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии с 6 июня 2012 года в размере 3 278 руб. 59 коп.

Решением Малоенисейского сельского совета народных депутатов Бийского района Алтайского края от 12 ноября 2015 года № 150-СНД утверждено «Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих администрации Малоенисейского сельсовета Бийского района Алтайского края, ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим выборные должности в органах местного самоуправления» (далее – Положение от 12 ноября 2015 года № 150-СНД). Положение от 26 ноября 2008 года № 22 признано утратившим силу.

Согласно пункту 2 Положения от 12 ноября 2015 года № 150-СНД лицам, замещавшим выборные муниципальные должности в органах местного самоуправления не менее одного срока полномочий, устанавливается ежемесячная доплата к пенсии за счет средств бюджета сельсовета.

На основании пункта 4 Положения от 12 ноября 2015 года № 150-СНД размер пенсии за выслугу лет, устанавливаемый лицам, замещавшим должности муниципальной службы администрации Малоенисейского сельсовета Бийского района Алтайского края, при наличии стажа муниципальное службы менее 15 лет, ежемесячной доплаты к пенсии, лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления не менее одного срока полномочий, составляет 500 руб. в месяц.

Решением Малоенисейского сельского совета народных депутатов Бийского района Алтайского края от 6 июля 2018 года № 73-СНД утверждено «Положение о порядке назначения, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет и доплаты к пенсии в Администрации Малоенисейского сельсовета Бийского района» (далее – Положение от 6 июля 2018 года № 73-СНД). Положение от 12 ноября 2015 года № 150-СНД признано утратившим силу.

В соответствии с пунктом 5 Положения от 6 июля 2018 года № 73-СНД доплата к пенсии лицам, замещавшим не менее одного срока полномочий должность главы Малоенисейского сельского совета Бийского района Алтайского края назначается в размере 45 % среднемесячного денежного содержания по замещавшейся должности за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений указанной выплаты, установленных в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». За каждый полный год стажа работы в соответствующей должности свыше одного срока полномочий размер доплаты к пенсии увеличивается на 1 % среднемесячного денежного содержания, при этом общая сумма страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии повышений указанной выплаты и доплаты е пенсии не может превышать 55 % среднемесячного содержания.

Распоряжением администрации Малоенисейского сельсовета Бийского района Алтайского края от 12 ноября 2018 года ***М., как замещавшей высшую муниципальную должность – главы администрации Малоенисейского сельсовета Бийского района Алтайского края, исходя из стажа муниципальной службы в администрации Малоенисейского сельсовета Бийского района Алтайского края – 20 лет 3 месяца 23 дня, установлена с 1 июля 2018 года ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере 3 439 руб. 70 коп.

В результате проведенной в администрации Малоенисейского сельсовета Бийского района Алтайского края ревизии финансово-хозяйственной деятельности 24 мая 2019 года выявлена ошибка в определении размера пенсии за выслугу лет М., поскольку не было учтено, что период замещения высшей муниципальной должности последней составил менее одного срока полномочий главы администрации Малоенисейского сельсовета Бийского района Алтайского края.

Распоряжением главы администрации Малоенисейского сельсовета Бийского района Алтайского края от 4 июня 2019 года ***, а затем распоряжением от 20 ноября 2019 года ***М., как замещавшей должности муниципальной службы специалиста, заместителя главы администрации Малоенисейского сельсовета Бийского района Алтайского края, исходя из стажа муниципальной службы – 20 лет 3 месяца 23 дня с 1 июня 2019 года установлена пенсия за выслугу лет в размере 1 028 руб. 97 коп.

Распоряжением главы администрации Малоенисейского сельсовета Бийского района Алтайского края от 27 марта 2020 года *** (в редакции распоряжения от 27 мая 2020 года ***) М., как замещавшей должности муниципальной службы специалиста, заместителя главы администрации Малоенисейского сельсовета Бийского района Алтайского края, исходя из стажа муниципальной службы – 20 лет 3 месяца 23 дня с 1 июля 2019 года установлена пенсия за выслугу лет в размере 1 435 руб. 90 коп.

М. обратилась в суд с иском к администрации Малоенисейского сельсовета Бийского района Алтайского края с учетом уточнения требований о:

- признании распоряжений главы администрации Малоенисейского сельсовета Бийского района Алтайского края от 20 ноября 2019 года ***, от 27 марта 2020 года *** (в редакции распоряжения от 27 мая 2020 года ***) недействующими;

- признании действий ответчика, выразившихся в перерасчете доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет в сумме 1 028 руб. 97 коп., с ДД.ММ.ГГ в сумме 1 435 руб. 90 коп., незаконными;

- возложении обязанности произвести перерасчет доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет в соответствии с решением Малоенисейского сельского совета народных депутатов Бийского района Алтайского края от 6 июля 2018 года № 73-СНД, распоряжением главы Малоенисейского сельсовета Бийского района Алтайского края от 12 ноября 2018 года № 32 в размере 4 638 руб. 72 коп. с 1 июля 2018 года по 30 ноября 2019 года с учетом индексации;

- взыскании доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет в размере 22 870 руб. 21 коп.

В обоснование требований указала, что замещала младшую муниципальную должность – специалист, главную муниципальную должность главы, высшую замещающую должность – главы администрации Малоенисейского сельсовета Бийского района Алтайского края. Стаж муниципальной службы при выходе на пенсию по старости составил 20 лет 3 месяца 23 дня, из них замещала высшую муниципальную должность – 3 года 3 месяца 27 дней. Распоряжением главы администрации Малоенисейского сельсовета Бийского района Алтайского края от 4 июня 2012 года *** ей с 6 июня 2012 года была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере 3 278 руб. 59 коп. Распоряжением администрации Малоенисейского сельсовета Бийского района Алтайского края от 12 ноября 2018 года *** истцу с 1 июля 2018 года установили ежемесячную доплату к трудовой пенсии в сумме 3 439 руб. 70 коп. Распоряжением главы администрации Малоенисейского сельсовета Бийского района Алтайского края от 4 июня 2019 года ***, а затем распоряжением от 20 ноября 2019 года *** ей, как замещавшей должности муниципальной службы специалиста, заместителя главы администрации Малоенисейского сельсовета Бийского района Алтайского края, исходя из стажа муниципальной службы – 20 лет 3 месяца 23 дня установлена пенсия за выслугу лет с 1 июня 2019 года в размере 1 028 руб. 97 коп., а с 1 июля 2019 года – 1 435 руб. 90 коп. Полагает, что вновь принятые администрацией сельсовета акты нарушают ее права, ухудшают социальное положение как пенсионера.

Решением Бийского районного суда Алтайского края от 27 мая 2020 года исковые требования М. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец М. просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на то, что нормативно-правовой акт, определяющий новый порядок исчисления размера доплаты к пенсии, обратной силы не имеет и распространяется на отношения, возникшие после его вступления в законную силу; Положение от 26 ноября 2008 года № 22 не предполагает пересмотра в сторону уменьшения размера социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам, получающим указанную меру социальной поддержки, в связи с чем обжалуемое решение, содержащее выводы о придании последующим нормативным актам обратной силы, являются несостоятельными; судом первой инстанции не приняты во внимание определение Верховного Суда Российской Федерации от 1 октября 2018 года № 53-КГ18-18, апелляционное определение Верховного суда Российской Федерации от 23 мая 2018 года № 5-АПГ18-13.

В суде апелляционной инстанции истец М. и ее представитель – ФИО1 просили решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела ходатайств не заявляли. Руководствуясь нормами части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность постановленного судом решения в пределах доводов жалобы по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения постановленного по делу решения.

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

Согласно части 3 статьи 7 Федеральный закон от 23 мая 2016 года № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» за лицами, проходившими государственную службу субъектов Российской Федерации, государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, муниципальную службу, приобретшими право на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты), устанавливаемую в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления в связи с прохождением указанной службы, и уволенными со службы до 1 января 2017 года, лицами, продолжающими замещать на 1 января 2017 года должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы и имеющими на 1 января 2017 года стаж государственной гражданской службы, стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к пенсии, иных выплат) не менее 20 лет, лицами, продолжающими замещать на 1 января 2017 года должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы, имеющими на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретшими до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», сохраняется право на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты) в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом в пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В пункте 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 25-ФЗ) предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 24 Федерального закона № 25-ФЗ).

На основании статьи 9 Закона от 7 декабря 2007 года № 134-ЗС «О муниципальной службе в Алтайском крае» на муниципальных служащих в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственных гражданских служащих, установленные федеральными законами и законами Алтайского края. Условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим за счет средств местного бюджета определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Максимальный размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего не может превышать максимального размера пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего Алтайского края по соответствующей должности государственной гражданской службы Алтайского края с учетом соотношения должностей муниципальной службы в Алтайском крае и должностей государственной гражданской службы Алтайского края, установленного статьей 3 настоящего Закона.

Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, в таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Как следует из части 9 статьи 34 и части 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований; исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 37 Федеральный закон № 131-ФЗ главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве от 8 июля 2003 года № 35-ЗС срок, на который избираются органы государственной власти Алтайского края, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливается соответственно Уставом (Основным Законом) Алтайского края, законами Алтайского края, уставами муниципальных образований. Устанавливаемый срок не может составлять более пяти лет.

На основании статьи 30 Устава муниципального образования Малоенисейский сельсовет <адрес> Алтайского края глава сельсовета является высшим должностным лицом поселения. Срок полномочий главы сельсовета составляет четыре года. Глава сельсовета осуществляет свои полномочия на постоянной основе.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что истец освобождена от занимаемой должности по собственному желанию, замещала должность 3 года 3 месяца 23 дня, то есть менее одного срока (менее четырех лет), пришел к выводу об отсутствии у последней права на пенсию по выслуге лет в соответствии с пунктом 15 Положения от 6 июля 2018 года № 73-СНД как замещавшей не менее одного срока полномочий должность главы Малоенисейского сельского совета Бийского района Алтайского. Также районный суд нашел необоснованными и доводы истца о наличии у нее права на получение пенсии за выслугу лет как у лица, замещавшего должность главы администрации Малоенисейского сельсовета Бийского района Алтайского края в соответствии с подпунктом «в» пункта 3 с отсылкой на пункт 4 маркированного списка подпункта «б» пункта 3 Положения о назначении, выплате и перерасчете ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в Бийском районе, утвержденного решением Бийского районного Совета народных депутатов от 29 марта 2004 года № 1/9, предусматривающего право на ежемесячную доплату к пенсии при условии замещения муниципальных должностей муниципальной службы не менее 24 месяцев подряд перед увольнением с муниципальной службы по собственному желанию после достижения возраста, дающего право на пенсию по старости, поскольку на дату увольнения (9 августа 2010 года) М., ДД.ММ.ГГ года рождения не достигла возраста дающего права на трудовую пенсию по старости.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном толковании и применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что нормативно-правовой акт, определяющий новый порядок исчисления размера доплаты к пенсии, обратной силы не имеет, Положение от 26 ноября 2008 года № 22 не предполагает пересмотра в сторону уменьшения размера социальной доплаты к пенсии, не могут повлечь отмену судебного акта, поскольку правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих (пенсия за выслугу лет), осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять условия и порядок выплаты такой пенсии.

В связи с тем, что пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, само по себе изменение органами местного самоуправления размера и правил исчисления таких пенсий не является нарушением прав на пенсионное обеспечение муниципальных служащих.

Данные выводы согласуются с правовой позицией, высказанной в апелляционных определениях Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 51-АПА19-6, от 28 ноября 2018 года № 2-АПГ18-15, в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 года.

Иных доводов, которые опровергали бы выводы суда и влекли отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем не подлежит удовлетворению.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального и процессуального права.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Бийского районного суда Алтайского края от 27 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца М. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: