ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-470/20 от 05.11.2020 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья: Грушко Е.Г. Дело 2-470/2020

Докладчик: Крейс В.Р. 33-8488/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Недоступ Т.В.,

судей Крейса В.Р., Карболиной В.А.,

при секретаре Косаревой В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 5 ноября 2020 года гражданское дело

по иску Министерства сельского хозяйства Новосибирской области к А.С.С. о взыскании субсидии,

по апелляционной жалобе Министерства сельского хозяйства Новосибирской области на решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 08 июля 2020 года.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Крейса В.Р., объяснения представителя А.С.С.А.Р.М., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Министерство сельского хозяйства Новосибирской области обратилось в суд с иском к А.С.С.

В обоснование требований указано, что между сторонами заключено соглашение о предоставлении субсидии на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в Новосибирской области от 17.03.2017 № 12/37.

В 2018 году ИП ФИО1 КФХ А.С.С. предоставлена субсидия на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства на общую сумму 488518,93 руб. на основании заявлений о предоставлении субсидии от 28.02.2018 и от 26.04.2018.

В связи с не достижением конкретных показателей результативности, министерство направило ответчику письмо от 19.03.2019 о добровольном возврате бюджетных денежных средств в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления; добровольно требования министерства не были исполнены.

13.09.2018 деятельность А.С.С. в качестве индивидуального предпринимателя прекращена в связи с признанием банкротом.

Сумма, подлежащая возврату А.С.С. в бюджет из средств, перечисленных 06.04.2018 (до принятия заявления о признании банкротом) составляет 142482, 20 рублей; сумма, подлежащая возврату в бюджет из средств, перечисленных должнику 28.04.2018 (после принятия заявления о признании должника банкротом) составляет 229253, 67 рублей.

Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 20.08.2019 по делу А45-11580/2018 требования Министерства сельского хозяйства Новосибирской области в размере 142482,20 признаны обоснованными и подлежащим удовлетворению за счет имущества должника индивидуального предпринимателя главы КФХ А.С.С., оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

Вторая часть субсидии была перечислена А.С.С. 28.04.2018, т.е. после даты возбуждения дела о банкротстве, следовательно, требование в размере 229253, 67 рублей является текущим.

Определение арбитражного суда от 20.08.2019 имеет преюдициальное значение для признания требований в сумме 229253,67 рублей текущими.

Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов, а подлежат погашению во внеочередном порядке. В соответствии с п.п. 3, 5 ст. 213.28 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), освобождение гражданина от обязательств после завершения расчетов с кредиторами не распространяются на требования кредиторов по текущим платежам.

Истец просил взыскать с А.С.С. в пользу Министерства сельского хозяйства Новосибирской области субсидию в сумме 229253, 67 руб., предоставленную за счет средств областного бюджета Новосибирской области, в том числе источником финансового обеспечения которых является субсидии из федерального бюджета.

Решением Ордынского районного суда Новосибирской области от 08 июля 2020 года отказано Министерству сельского хозяйства Новосибирской области в удовлетворении исковых требований к А.С.С.

В апелляционной жалобе Министерство сельского хозяйства указывает, что доказательств расходования субсидии в полном объеме на проведение весенне-полевых работ в материалы дела ответчиком не представлены; факт целевого расходования субсидии ответчиком не доказан.

Обращает внимание на то, что уменьшение посевной площади влечет за собой сокращение затрат на посевные работы, и как следствие - уменьшение суммы возмещения указанных затрат. Средства государственной поддержки сверх произведенных затрат подлежат возврату в бюджет.

На апелляционную жалобу ответчиком поданы возражения.

Рассмотрев дело в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Частью 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 02.02.2015 N 37-п утверждена государственная программа Новосибирской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2015-2020 годы» (далее - Постановление № 37-п), целями которой являются содействие в повышении объемов производства продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в Новосибирской области, а также ее конкурентоспособности с целью обеспечения продовольственной безопасности Новосибирской области, создание условий для воспроизводства и повышения эффективности использования в сельском хозяйстве земельных ресурсов.

Приложениями №2 и №3 к Постановлению №37-п предусмотрено предоставление государственной поддержки в соответствии со ставками на 1 гектар посевной площади посева зерновых, и зернобобовых, и кормовых культур для каждого муниципального района Новосибирской области, рассчитываемые министерством с учетом коэффициентов перевода культуры в универсальные единицы, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства Новосибирской области № 37 от 17.03.2017.

В соответствии с п. 10 приложения № 2 и п. 14 приложения №3 к Постановлению № 37-п, поддержка предоставляется при условии сохранения посевных площадей в текущем году не менее уровня предыдущего года.

В соответствии с п. 23 приложения №2 Министерство и органы государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий субъектами государственной поддержки.

За нарушение условий, целей, порядка предоставления субсидий, выявленных по фактам проверок, к субъекту государственной поддержки применяются следующие меры ответственности:

1) в случае нарушения субъектом государственной поддержки условий, установленных при их предоставлении, субъект государственной поддержки возвращает денежные средства, полученные в счет субсидии, в полном объеме в бюджет Новосибирской области;

2) в случае недостижения результатов предоставления субсидии и значений показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, установленных министерством в соглашении, объем средств, подлежащих возврату в бюджет Новосибирской области, по каждому направлению государственной поддержки, предусмотренному пунктом 3 настоящего Порядка, рассчитывается по формуле.

Общий объем средств, подлежащих возврату в бюджет Новосибирской области, определяется как сумма средств к возврату по каждому направлению государственной поддержки, предусмотренному пунктом 3 настоящего Порядка.

В случае установления в соглашении значений показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, за недостижение указанных значений показателей к субъектам государственной поддержки применяются штрафные санкции, размер которых определяется соглашением, за исключением случаев, когда значения показателей, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии, не достигнуты вследствие чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, действия обстоятельств непреодолимой силы.

Министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления указанных в настоящем пункте нарушений направляет субъекту государственной поддержки уведомление о возврате полученных денежных средств и (или) уведомление о выплате штрафа.

Субъект государственной поддержки обязан в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления о возврате полученных денежных средств и (или) уведомления о выплате штрафа перечислить указанные средства в областной бюджет Новосибирской области. В случае отказа от добровольного возврата денежных средств их взыскание осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 17.03.2017 между Министерством сельского хозяйства Новосибирской области и Главой крестьянско-фермерского хозяйства А.С.С. заключено соглашение о предоставлении субсидии на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в Новосибирской области №12/37 (далее по тексту – Соглашение) и дополнительное соглашение № 2 от 28.02.2018 к соглашению.

В 2018 году ИП ФИО1 КФХ А.С.С. предоставлена субсидия на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства на общую сумму 488518,93 руб. на основании заявлений о предоставлении субсидии от 28.02.2018 и от 26.04.2018.

Бюджетные средства были перечислены, что подтверждается платежными поручениями № 721286 от 06.04.2018 в размере 186099,20 рублей (л.д. 27) и № 1329 от 28.04.2018 в размере 302419, 73 рублей (л.д.28).

В связи с не достижением конкретных показателей результативности, министерство направило ответчику письмо № 1031-09/23 от 19.03.2019 о добровольном возврате бюджетных денежных средств в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления; добровольно требования министерства не были исполнены.

13.09.2018 деятельность А.С.С. в качестве индивидуального предпринимателя прекращена в связи с признанием ее банкротом.

Согласно представленному истцом расчету (л.д. 10) сумма, подлежащая возврату в бюджет А.С.С. из средств, перечисленных должнику 06.04.2018 (до принятия заявления о признании должника банкротом) составляет 142482, 20 рублей; сумма из средств, перечисленных 28.04.2018 (после принятия заявления о признании должника банкротом) составляет 229253, 67 руб.

Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 20.08.2019 по делу А45-11580/2018 требования Министерства сельского хозяйства Новосибирской области в размере 142482,20 руб. признаны обоснованными и подлежащим удовлетворению за счет имущества должника индивидуального предпринимателя главы КФХ А.С.С., оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

Вторая часть субсидии была перечислена А.С.С. 28.04.2018, т.е. после даты возбуждения дела о банкротстве, следовательно, требование в размере 229253, 67 рублей является текущим.

Судом установлено, что на территории Кочковского района, в котором расположены земельные участки, подлежащие засеву, имелось опасное агрометеорологическое явление - «переувлажнение почвы», что повлекло за собой последующее объявление режима чрезвычайной ситуации.

Невыполнение ответчиком показателей результативности предоставления субсидии явилось следствием чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, обусловленных погодно-климатическими условиями, сложившимися в мае - сентябре 2018 года, приведших к переувлажнению верхнего слоя почвы и замедлению темпов весенне-полевых работ.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о нецелевом использовании ответчиком полученной субсидии.

Суд также исходил из того, что получив субсидию по Соглашению, ответчик действовал добросовестно, денежные средства освоил в полном объеме в соответствие с целевым назначением, доказательств обратного не предоставлено.

Поскольку невозможность засева всей планируемой площади произошла в результате чрезвычайной ситуации, руководствуясь ст. ст. 309, 310, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями ФЗ «О несостоятельности» (банкротстве)» ст. ст. 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика ответственности за не достижение показателей результативности в виде возврата субсидий.

Однако судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может.

Действительно, статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (пункт 3).

Между тем, правоотношения сторон урегулированы статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Постановлением Правительства Новосибирской области от 02.02.2015 N 37-п, нормы которых не предусматривают возможности освобождения получателя субсидии от ее возврата вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Постановлением № 37-п предусмотрен лишь случай не применения штрафных санкций, когда значения показателей, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии, не достигнуты вследствие чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, действия обстоятельств непреодолимой силы.

Однако, иск не содержит требований о применении штрафных санкций в отношении ответчика.

В соответствии с п. 4.3.2 Соглашения субъект государственной поддержки обязуется обеспечить достижение показателей результативности, установленной министерством в п. 4.1.4.

Согласно п. 4-3.3 Соглашения субъект государственной поддержки обязуется предоставлять в министерство отчет о достижении показателей результативности ежегодно в срок до 20 февраля года следующего за отчетным, информацию о текущих производственных показателях деятельности, в том числе сведения об итогах сева сельскохозяйственных культур под урожай по форме № 4-СХ ежегодно не позднее 15 июля текущего года.

В соответствии с п. 4.3.5.1 Соглашения субъект государственной поддержки обязуется возвращать в областной бюджет Новосибирской области субсидию в размере и сроки, определенные в уведомлении.

Из материалов дела усматривается, что предоставленная ответчику субсидия была рассчитана из размера посевной площади, которая должна составлять 1240 га и 1280 га.

При этом показатели фактической посевной площади сельскохозяйственных культур отражены в сведениях об итогах сева под урожай, согласно которым посевная площадь составила 300 га и 300 га (л.д. 29-34).

В соответствии с п. 12 Приложения №1 к Постановлению № 37-п, несвязанная поддержка в области растениеводства предоставляется на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнических работ в расчет на 1 гектар посевной площади.

Таким образом уменьшение посевной площади влечет за собой сокращение затрат на посевные работы и как следствие – уменьшение суммы возмещения затрат. Средства государственной поддержки сверх произведенных затрат подлежат возврату в бюджет.

Суд апелляционной инстанции, исходя из положений ст. 327 ГПК РФ и п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" поставил на обсуждение вопрос о представлении ответчиком дополнительных (новых) доказательств, касающихся освоения субсидии.

Ответчиком доказательств расходования субсидии в полном объеме на проведение весенне-полевых работ в материалы дела не представлены; факт целевого расходования субсидии не доказан.

Судебная коллегия считает, что указанное обстоятельство является достаточным основанием для вывода о нецелевом использовании средств субсидии.

При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

Объем средств, подлежащих возврату в бюджет области, рассчитан истцом по формуле, предусмотренной Соглашением; ответчиком не оспорен.

Принимая новое решение по делу, коллегия полагает, что исходя из изложенных выше обстоятельств и доказанности факта нецелевого использования субсидии, иск Министерства сельского хозяйства подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 08 июля 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым взыскать с А.С.С. в пользу министерства сельского хозяйства Новосибирской области субсидию в сумме 229 253 руб. 67 коп., предоставленную за счет средств областного бюджета Новосибирской области, в том числе источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета.

Апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Новосибирской области удовлетворить.

копия

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи