ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-471/2022 от 27.09.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

УИД 91RS0023-01-2022-000628-55

№2-471/2022

№ 33-8709/2022

Председательствующий судья первой инстанции Кутепов Т.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 сентября 2022 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи Белоусовой В.В.,

судей Белинчук Т.Г., Бондарева Р.В.,

при секретаре Максименко Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по исковому заявлению Хлыпенко А.Д. к Сельскохозяйственному кооперативу «Золотое руно», Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, третьи лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрация Черноморского района Республики Крым, Сельскохозяйственный кооператив «Золотое руно» о признании права аренды земельного участка отсутствующим, признании права на аренду земельного участка,

по апелляционной жалобе Хлыпенко А.Д. на решение Черноморского районного суда Республики Крым от 29 июля 2022 года,

у с т а н о в и л а:

Хлыпенко А.Д. обратился в суд с иском к Администрации Черноморского района Республики Крым, сельскохозяйственному кооперативу «Золотое руно», Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании отсутствующим права сельскохозяйственного кооператива «Золотое руно» на аренду земельного участка с кадастровым номером для ведения товарного сельскохозяйственного производства площадью 749,9988 га, расположенного <адрес>, по договору аренды земельного участка, заключенному 24.06.2005 между Черноморской районной государственной администрацией и сельскохозяйственным кооперативом «Золотое руно» сроком на 49 лет; признании за истцом право аренды на данный участок на оставшиеся 32 года срока аренды.

Требования мотивированы тем, что истец являлся членом сельскохозяйственного кооператива «Золотое руно».

Решением общего собрания кооператива от 20 ноября 2014 года истец исключен из его членов в связи с добровольным выходом.

В счет возмещения внесенного им паевого взноса в сумме 20 000 гривен, ему передано право аренды на земельный участок для ведения товарного сельскохозяйственного производства площадью 749,9988 га, находящийся на территории Новосельского сельского совета за границами населенных пунктов на землях запаса.

Первоначально договор аренды заключен 24 июня 2005 года между Черноморской районной государственной администрацией и сельскохозяйственным кооперативом «Золотое руно» сроком на 49 лет.

СК «Золотое руно» не перерегистрировал свою деятельность в рамках законодательства Российской Федерации.

В настоящее время функции арендодателя в отношении земель сельскохозяйственного назначения государственной формы собственности исполняет Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.

18 апреля 2022 года истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о переоформлении договора аренды на него, однако ему отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих его правопреемство или право переоформления данного договора.

В связи с этим, он лишен возможности зарегистрировать свое право аренды в установленном законом порядке.

Решением Черноморского районного суда Республики Крым от 29 июля 2022 года исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Хлыпенко А.Д. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым иск удовлетворить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение по делу, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение по делу, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам по делу, неправильное применение норм материального и процессуального права.

В судебном заседании истец поддержал апелляционную жалобу.

Иные лица, принимающие участие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, сведения о причинах неявки суду неизвестны.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Рассмотрением дела установлено, что Хлыпенко А.Д. являлся членом сельскохозяйственного кооператива «Золотое руно» (Свидетельство о регистрации юридического лица ) (л.д.8, 18-32).

20 мая 2005 года между Черноморской районной государственной администрацией, как арендодателем, и сельскохозяйственным кооперативом «Золотое руно» (свидетельство о регистрации юридического лица ), как арендатором, заключен договор аренды земельного участка для ведения товарного сельскохозяйственного производства площадью 749,9988 га, в том числе: пастбище площадью 700,2654 га, каменистые места площадью 3,9118 га, овраги площадью 44,7562 га, под дорогами и прогонами площадью 1,0654 га, расположенного <адрес>, сроком на 49 лет (л.д.9-13,86-88).

Земельный участок передан в аренду сельскохозяйственному кооперативу «Золотое руно» (свидетельство о регистрации юридического лица ) на основании акта приема-передачи от 24 июня 2005 года (л.д.17).

Протоколом общего собрания сельскохозяйственного кооператива «Золотое руно» от 20 ноября 2014 года Хлыпенко А.Д. исключен из членов кооператива в связи с добровольным выходом. В счет причитающегося пая Хлыпенко А.Д. передано право аренды земельного участка по договору от 24 июня 2005 года заключенному между Черноморской районной государственной администрацией и сельскохозяйственным кооперативом «Золотое руно» (Свидетельство о регистрации юридического лица ) (л.д.33).

Указанные объекты недвижимости приняты Хлыпенко А.Д. по акту приема-передачи от 20 ноября 2014 года (л.д.34).

20 ноября 2014 года между сельскохозяйственным кооперативом «Золотое руно» в лице директора ФИО1 и Хлыпенко А.Д. заключен договор уступки права по договору аренды земельного участка (л.д.35-36).

В соответствии с пунктом 1.1. Договора уступки, арендатор (СК «Золотое руно») передало новому арендатору (Хлыпенко А.Д.) права и обязанности, предусмотренные договором аренды земельного участка, заключенным 24 июня 2005 года.

Земельному участку площадью 7499988 кв. м, расположенному <адрес> присвоен кадастровый . Сведения о зарегистрированных правах на земельный участок кадастровый в ЕГРН отсутствуют (л.д.37, 138).

Из ответа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 20.06.2022 следует, что сведений о зарегистрированных правах на земельный участок кадастровый в ЕГРН отсутствуют (л.д.138).

В соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" земельный участок с кадастровым находится в собственности Республики Крым.

Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" с дополнениями, внесенными Федеральным законом от 5 мая 2014 г. (далее - Закон N 52-ФЗ), в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 года, если иной срок не установлен Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Федеральным законом "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" или настоящим пунктом.

Пунктом 9 данной статьи предусмотрено, что указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи юридические лица, которые не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц и не приобрели статус филиала (представительства) иностранного юридического лица в срок, установленный настоящей статьей, Федеральным законом "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" или статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", по истечении этого срока не имеют права осуществлять деятельность на территории Российской Федерации (за исключением деятельности, направленной на исполнение обязательств указанных юридических лиц, возникших до истечения этого срока, в объеме, необходимом для исполнения данных обязательств и прекращения деятельности указанных юридических лиц) и подлежат ликвидации.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено и сторонами не оспаривается, что в срок до 1 марта 2015 г. СК «Золотое руно» (Свидетельство о регистрации юридического лица ) не привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратилось с заявлением о внесении сведений о нем в единый государственный реестр юридических лиц, в связи с чем в силу п. 9 ст. 19 Закона №52-ФЗ считается прекратившим свою деятельность.

Согласно ст. 2 Закона № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» предусмотрено, что уполномоченным органом по рассмотрению заявления о предоставлении земельных участков и об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности, является Совет министров Республики Крым или уполномоченный Советом министров Республики Крым исполнительный орган государственной власти Республики Крым.

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, к основным задачам которого относится защита имущественных прав и интересов Республики Крым в соответствии с законодательством, а также осуществление в пределах своей компетенции контроля за использованием и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Крым. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым осуществляет функции по управлению в пределах своей компетенции землями государственной собственности Республики Крым (п.п. 2.5, 2.7 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 157).

В соответствии с п. 4.71 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым № 157 от 27.06.2014 года, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым рассматривает в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, заявления об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым.

18.04.2022 г. Хлыпенко А.Д. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о переоформлении права аренды на земельный участок с кадастровым в порядке переоформления прав (л.д.38-40).

Согласно ответа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 26.04.2022 г., Хлыпенко А.Д. отказано в переоформлении права аренды в связи с тем, что изначально договор аренды земельного участка от 20.05.2005 г. был заключен между Черноморской районной государственной администрацией и сельскохозяйственным кооперативом «Золотое руно» и документов, подтверждающих правопреемство или иных документов, подтверждающих право на переоформление заключенного договора, истцом не предоставлено (л.д.41-42).

Сведений об обжаловании отказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 26.04.2022 г. материалы дела не содержат.

На основании закрепленных в Федеральном конституционном законе от 21.03.2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в редакции от 28.12.207 г.) положений сохраняется действие документов, в том числе, подтверждающих право пользования, выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, в силу статьи 12.1 - до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Закон № 38-ЗРК установил особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.

В силу ч. 9 ст. 3 Закона № 38-ЗРК право аренды земельного участка, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, соответствуют праву аренды, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии с положениями ч. 13 ст. 3 названного Закона Стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 1 января 2020 года внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

В случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка (п.14 ст. 3 Закона № 38-ЗРК).

Право аренды земельного участка и иных объектов недвижимости, право залога земельного участка и иных объектов недвижимости, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитута, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возникшие у юридических лиц до вступления в силу Федерального конституционного закона, подлежат прекращению в судебном порядке в случае неприведения указанными юридическими лицами учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также невнесения сведений о себе в Единый государственный реестр юридических лиц в установленный законом срок (п.19 ст. 3 Закона № 38-ЗРК).

Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что договор аренды земельного участка был заключен между Черноморской районной государственной администрацией и СК «Золотое руно» (Свидетельство о регистрации юридического лица ), участок, предоставленный в долгосрочную аренду, зарегистрирован в установленном законом порядке, действие договора аренды не прекращено, не отменено, не оспорено, ввиду чего отсутствуют основания для признания права арендатора отсутствующим.

На основании статьи 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно статье 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

На основании п.3 статьи 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

С учетом изложенного, у Хлыпенко А.Д. не возникли права по аренде земельного участка, поскольку не установлено наличие необходимых юридических фактов, совокупность которых влечет возникновение и существование арендного правоотношения.

Кроме того, судом первой инстанции обоснованно указано, что фактически исковые требования истца направлены не на защиту от неправомерного бездействия ответчика, а на проведение государственной регистрации договора в обход установленной процедуры и, как следствие, на перезаключение в соответствии с требованиями действующего законодательства договора аренды.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и такими что не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.

Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и постановил законное и обоснованное решение, нарушений норм материального права и процессуального закона не допущено, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного решения по доводам жалобы судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Черноморского районного суда Республики Крым от 29 июля 2022 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Хлыпенко А.Д. оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено и подписано 4 октября 2022 года.

Председательствующий судья

Судьи