ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
№ 2-472/2022 | |
г. Симферополь | Судья: Серикова В.А. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 апреля 2022 года № 33-4006/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Беляевской О.Я.
судей Кирюхиной М.А.
ФИО1
при секретаре Мусийчук В.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к ГУП РК «Крымэнерго» о возложении обязанности отменить задолженность за потребленную электроэнергию, взыскании суммы переплаты за электроэнергию,
по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 13 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Беляевской О.Я., объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
ФИО3 обратился в суд с иском с учетом уточнений к ГУП РК «Крымэнерго» о возложении обязанности отменить задолженность за потребленную электроэнергию в сумме 8 784 рубля 95 копеек, взыскании суммы переплаты за электроэнергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 31 825 рублей 92 копейки.
В обоснование исковых требований указал, что является собственником жилого дома расположенного по адресу: <адрес>. В установленном порядке у него должен был быть заменён прибор учёта по истечении межповерочного интервала, однако прибор учёта в согласованные сроки установлен не был из-за отсутствия документов, подтверждающих его работоспособность, после чего поставщик сообщил о переходе в расчётах за поставленную электроэнергию по нормативу. Оплата формировалась расчётным способом, затем ответчик указал на наличие задолженности из-за замены оплаченных счетов, после оплата происходила по показаниям прибора учёта с истекшим межповерочным интервалом. Полагая, что имело место противоречие порядку эксплуатации приборов учёта с истёкшим межповерочным интервалом, порядку расчёта стоимости электроэнергии, истец обратился в суд с исковым заявлением. Указав, что замена ранее оплаченных счётов и высчитывание средних показаний прибора учёта не предусмотрены действующей нормативной базой.
Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 13 января 2022 года в удовлетворении исковых требований ФИО3 отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец ФИО3 обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда первой инстанции и принять новое об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение норм процессуального права и неправильное применение норм материального права, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование апелляционной жалобы указал на то, что судом первой инстанции дана ненадлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО3 выразил свое несогласие с приведенными в ее обоснование доводами, считая решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО3 доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять новое, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель к ГУП РК «Крымэнерго» ФИО4 с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения. Ссылаясь на то, что прибор учета электроэнергии истца был установлен при Украине при ПАО «Крымэнерго», правопреемником которого ГУП РК «Крымэнерго» не является, но из исторической карточки лицевого счета известно, что он вышел до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до того момента, когда ГУП РК «Крымэнерго» было признано гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Республики ФИО2. После чего все потребители перешли к ответчику на прямые договоры. У прибора учета истек срок межпроверочного интервала, в связи с чем было направлено уведомление в адрес потребителя. Истец обратился в суд с иском в ДД.ММ.ГГГГ года, и на тот момент произошел ряд изменений в энергетическом законодательстве. В Постановление № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» были внесены изменения, что с ДД.ММ.ГГГГ замену приборов учета, а также их проверку осуществляет, гарантирующий поставщик. В п.81 данного постановления указано, что поставщик вправе провести проверку в течении срока эксплуатации прибора. Также учитывая, что те приборы учета, у которых по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истек срок межпроверочного интервала, до момента установки нового прибора учета, показания прибора принимаются для расчета. По нормативу был произведен расчет, истцу было направлено уведомление в феврале 2020 года, потом был произведен перерасчет в вязи с тем, что были внесены изменения в Постановление №354, в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой. Изменения были связаны с тем, что если выходит межпроверочный интервал, то показания прибора учета, считаются действующими, но учитывая то, что в сентябре 2020 были разъяснения о том, что те приборы учета, у которых истек межпроверочный интервал на ДД.ММ.ГГГГ, то начисления необходимо производить по среднему начислению. В декабре ДД.ММ.ГГГГ были еще внесены изменения, в которых указано, что у технических приборов учета, у которых истекает срок межпроверочного интервала до ДД.ММ.ГГГГ, подлежат расчету по показаниям прибора учета. Законодатель обязывает до 2023 года установить приборы учета. Начисления по среднему нормативу возможно провести только в том случае, когда при проверке прибора учета будет установлено несоответствие прибора учета по законодательным нормам. Истец проверку прибора учета не производил, были применены расчеты по действующему законодательству, оснований сделать перерасчет не имеется.
Учитывая, что все лица, участвующие в деле, были извещены судом апелляционной инстанции о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, на основании ч. 1 ст. 327, ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы при установленной явке.
В соответствии с п. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации №23 «О судебном решении» от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Вышеуказанных оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебной коллегией не установлено.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции правильно установил все обстоятельства, имеющие значение для дела, верно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в результате чего пришел к обоснованным выводам.
Заслушав явившихся лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив изложенные в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО3 является собственником жилого дома расположенного по адресу: <адрес>.
Для осуществления начислений за коммунальную услугу по энергоснабжению по адресу: <адрес>, открыт лицевой счет №.
Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымэнерго» создано в соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04. 2014 г. № 2006-6/14 «О Государственном унитарном предприятии Республики Крым «Крымэнерго», для обеспечения стабильного функционирования энергетической системы и энергетической безопасности Республики Крым.
Согласно распоряжению Совета министров Республики Крым от 30.04.2014 № 371-р «О вопросах Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго», ГУП РК «Крымэнерго» является собственностью Республики Крым и находится в сфере управления Министерства топлива и энергетики Республики Крым.
В соответствии с Приказом государственного комитета по ценам и тарифам РК от 30.12.2015 г. №82/21 «Об определении границ зон деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Республики Крым» (с изменениями и дополнениями) ГУП РК «Крымэнерго» признано гарантирующим поставщиком.
Договор энергоснабжения между ГУП РК «Крымэнерго» и ФИО3 в письменной форме не заключался.
По вышеуказанному адресу размер платы за электрическую энергию, определяется, исходя из показаний прибора учета за расчетный период ежемесячно передаваемых заявителем в «личном кабинете абонента», указываемых при оплате, а также показаний, зафиксированных сотрудниками ГУП РК «Крымэнерго», и тарифа (цены) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации,
Отпуск электрической энергии по лицевому счету № производится по тарифу, установленного п.1.1. приложения № 2 Приказа Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 18.12.2020г. № 49/1 «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории «население», по <адрес> на 2021г.» как населению, проживающему в городах.
Согласно извлеченным данным из лицевого счета №, открытого по адресу: <адрес>, у прибора учета № межповерочный интервал прибора учета истек до ДД.ММ.ГГГГ.
О необходимости замены прибора учета № потребитель уведомлялся Симферопольским городским РЭС в ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. по адресу истца направлено уведомление о замене прибора учета силами и за счет средств ГУП РК «Крымэнерго», для этого потребителю необходимо обеспечить доступ к прибору учета и согласовать дату выполнения работ. Со стороны потребителя действий, направленных на устранение выявленного недостатка предпринято не было, доступ к прибору учета не обеспечен, прибор учета не заменен, тем самым владелец вышеуказанного помещения нарушил обязательства по обеспечению проведения проверок установленных индивидуальных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета. ДД.ММ.ГГГГ. потребитель уведомлен о необходимости в сжатые сроки заменить прибор учета, и что объем потребленной электрической энергии с ДД.ММ.ГГГГ определяется на основании расчетных способов, предусмотренных законодательством РФ, а именно согласно п.п. 59, 60 Правил № 354. То есть, показания установленного прибора учета фиксируются и вносятся в карточку лицевого счета, но в расчет не принимаются.
Таким образом, расчет потребленной электрической энергии по вышеуказанному адресу, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., произведен согласно п. 59 Правил №, именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 228 кВт*ч; с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ – 228 кВт*ч.; с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ – 228 кВт*ч.
При потреблении 228кВт*ч в месяц расчет производился следующим образом: 75кВт*ч * 3,04руб * 50% (или 75кВт*ч * 1,52руб) = 114,00руб (с учетом льготы «Инвалиды ОЗ на 2чел»); 150кВт*ч - 75кВт*ч = 75кВт*ч * 3,04руб = 228руб.; 228кВт*ч - 150кВт*ч = 78кВт*ч * 3,81руб = 297,18руб; 114 + 228 + 297,18 = 639,18руб.
В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции, Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020г. N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", действие подпункта "д" пункта 81.12 Правил №354, в части использования приборов учета с истекшим сроком госповерки, было приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2020г. № 554 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии» приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы), используемые до 1 июля 2020г., не соответствующие требованиям, указанным в разделе X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442), могут быть использованы вплоть до истечения установленного для них межповерочного интервала, до истечения срока эксплуатации либо до момента выхода таких приборов учета из строя или их утраты.
Таким образом, в случае если по состоянию на 1 апреля 2020 г. или ранее у прибора учета электрической энергии истек срок эксплуатации, то такой прибор учета не считается вышедшим из строя, расчет стоимости потребленной электроэнергии осуществляется по фактическим показаниям.
Также в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции, с целью минимизации контактов с гражданами в 2020г. приостановлено выполнение работ за исключением аварийных. Этим обусловлено приостановление работ по замене приборов учета, в том числе по вышеуказанному адресу, так как прибор учета установлен в жилом помещении (гараж).
На основании вышеизложенного, ответчиком для приведения расчетов в соответствие с требованиями законодательства РФ, по лицевому счету № с ДД.ММ.ГГГГ. произведен перерасчет потребленной электрической энергии по фактическим показаниям прибора учета №, предоставленных потребителем и зафиксированными сотрудниками предприятия за тот расчетный период, за который были сняты показания в соответствии с требованиями действующего законодательства (п. 31ж, 42 Правил №).
ДД.ММ.ГГГГ. на показания, переданные потребителем «104060» по лицевому счету № начислена сумма к оплате в размере 4466,11 руб., на ДД.ММ.ГГГГ. по вышеуказанному лицевому счету, на показания потребителя «106617» задолженность составила 5582,44руб.
Таким образом, согласно предоставленным потребителем показаний, ГУП РК «Крымэнерго» произведен перерасчет объема потребленной электрической энергии не по нормативу потребления (228 кВтч), а по фактическим показаниям прибора учета.
Суммы к оплате потребленной электрической энергии в указанных счет-квитанциях отличаются в связи с тем, что в счете-квитанции за услугу энергоснабжения № за ДД.ММ.ГГГГ., сформированном ДД.ММ.ГГГГ. расчет произведен на абонентские показания «106617» и конечные показания «107405», потребление составило 887 кВтч на сумму 3370,11 руб. В счете-квитанции за услугу энергоснабжения № за ДД.ММ.ГГГГ., сформированном ДД.ММ.ГГГГ., расчет осуществлен на абонентские показания «106617» и «107545», потребление за месяц составило 928 кВтч на сумму 3576,34 руб., разница между счетами составляет 41 кВтч, на сумму 206,23 руб.
Сумма переплаты в размере 1939,49руб, была отражена в лицевом счете № ввиду начислений по п. 59 а) Правил №.
За период с ДД.ММ.ГГГГ. потреблено электроэнергии 456кВт*ч на сумму -1278,36руб.
Произведено оплат за данный период на сумму 7683,96руб.
Таким образом, переплата по оплате за указанный период составила (4466,11(сальдо) + 1278,36 (начисления)– 7683,96(оплаты) = -1939,49руб.)
1 июля 2020г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 29.06.2020 № 950 «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии», согласно которого ответственность по установке, обслуживанию и ремонту счётчиков электроэнергии в многоквартирных домах закрепляется за энергосбытовыми организациями, в частных домах – за сетевыми компаниями.
Согласно п. 80.2 правил № 354 установка индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме и допуск их к эксплуатации, в случае если по состоянию на 1 апреля 2020 г. или ранее прибор учета электрической энергии отсутствовал, истек срок его эксплуатации или он вышел из строя, должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до 31 декабря 2023 г., а в случае если по состоянию на 1 апреля 2020 г. или ранее истек интервал между поверками прибора учета, то поверка прибора учета или установка нового прибора учета должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до 31 декабря 2021 года (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 N 2184).
В связи с окончанием срока государственной поверки прибора учета электрической энергии, установленного по вышеуказанному адресу, сотрудниками ГУП РК «Крымэнерго» 29.03.2021г. осуществлена замена прибора учета в присутствии заявителя, без замечаний, что подтверждается подписью в Акте проверки/допуска прибора учета от 29.03.2021г.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. на показания № с учетом поступившей оплаты в размере 3033, руб., числилась задолженность в размере 7989,33 руб.
После внесения показаний прибора учета 116726 кВт*ч от ДД.ММ.ГГГГ, произведенного перерасчета и оплаты от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2627,70руб. задолженность за потреблённую электрическую энергию на ДД.ММ.ГГГГ год составила 8874,79руб, образовавшаяся в результате ежемесячной не доплаты.
Полагая, что имело место противоречие порядку эксплуатации приборов учёта с истёкшим межповерочным интервалом, порядку расчёта стоимости электроэнергии, истец обратился в суд с исковым заявлением, указав, что замена ранее оплаченных счётов и высчитывание средних показаний прибора учёта не предусмотрены действующей нормативной базой.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в силу действующей в гражданском праве презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений и разумности их действий (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации), на сторону возлагается бремя доказывания недобросовестного, противоправного поведения другой стороны.
На ФИО3 лежит обязанность по предоставлению доказательств совершения ответчиком действий, нарушающих права истца, которые им в рамках данного дела не представлены.
Между тем истцом не представлено ни одного доказательства, бесспорно подтверждающего отсутствие у него перед Гарантирующим поставщиком задолженности за потребленную электрическую энергию и заявленных им требований к ответчику.
Также судом указано, что в силу п. 34 Правил № 354 потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний приборов учета коммунальных ресурсов.
Согласно п. 42 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что расчеты за потребленную электрическую энергию по лицевому счету № произведены ГУП РК «Крымэнерго» в полном соответствии с требованиями действующего законодательства РФ на основании предоставленных показаний приборов учета, в связи с чем исковые требования истца подлежат отклонению.
Решение суда ответчиком не оспаривается.
Оспаривая решение суда первой инстанции, апеллянт истец просил отменить решение суда первой инстанции и принять новое об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение норм процессуального права и неправильное применение норм материального права, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование апелляционной жалобы указал на то, что судом первой инстанции дана ненадлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам.
Проверив доводы апелляционной жалобы в указанной части, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 544 ГК РФ).
Положениями части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Рассматривая исковые требования истца, суд первой инстанции правомерно применил к настоящим правоотношениям сторон нормы Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее Правила №354) в редакции, действующей на момент рассмотрения спора в. суде, в связи с чем пришел к верному выводу о том, что требование истца об отмене задолженности за потреблённую электрическую энергию в размере 8 784 рубля 95 копеек и взыскании с ГУП РК «Крымэнерго» суммы переплаты в размере 31 825 рублей 92 копейки, основаны на неверном толковании норм права.
Согласно абзацев 1 - 3, 5 пункта 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
В ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению гарантирующие поставщики и сетевые организации обязаны осуществлять контроль соблюдения требований, при которых допускается использование прибора учета электрической энергии для коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также извещать заинтересованных субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии (мощности) и иных владельцев приборов учета электрической энергии о нарушении указанных требований.
Гарантирующие поставщики в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в отношении многоквартирного дома и помещений в многоквартирных домах, электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику, а также последующую их эксплуатацию.
Порядок реализации обязанностей, предусмотренных абзацами третьим и четвертым настоящего пункта, в части приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и иного оборудования, используемых для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе состав такого оборудования, а также порядок реализации указанных обязанностей в отношении ветхих и аварийных объектов, точек поставки на розничных рынках, совпадающих с точками поставки, входящими в состав групп точек поставки на оптовом рынке, определяется правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках.
Указанные изменения внесены Федеральным законом от 27.12.2018 N 522-ФЗ, пункт 5 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике" вступившим в силу с 01.07.2020 года.
Таким образом, положениями абзаца 3 пункта 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике установлена обязанность гарантирующего поставщика с 01.07.2020 по установке, замене, допуску в эксплуатацию приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах, жилых домах и в абзаце 5 пункта 5 названной статьи указан порядок реализации обязанностей, предусмотренных ее абзацами 3 и 4 пункта 5, который определяется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442).
Для осуществления начислений за коммунальную услугу по энергоснабжению по адресу: <адрес>, открыт лицевой счет №, на имя ФИО3
Договор энергоснабжения между ГУП РК «Крымэнерго» и ФИО3 по данному адресу в письменной форме не заключался.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (пункт 1 ст. 540 ГК РФ).
Как следует из пояснений сторон, по вышеуказанному адресу размер платы за электрическую энергию, определяется, исходя из показаний прибора учета за расчетный период ежемесячно передаваемых заявителем в «личном кабинете абонента», указываемых при оплате, а также показаний, зафиксированных сотрудниками ГУП РК «Крымэнерго», и тарифа (цены) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации,
Отпуск электрической энергии по лицевому счету № производится по тарифу, установленного п.1.1, приложения № Приказа Государственного комитета по ценам и тарифам Республики ФИО2 от 18.12.2020г. № «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории «население», по Республике ФИО2 на 2021г.» как населению, проживающему в городах.
Согласно данным лицевого счета №межповерочный интервал
прибора учета истек до ДД.ММ.ГГГГ.
О необходимости замены прибора учета № потребитель неоднократно уведомлялся Симферопольским городским РЭС в ДД.ММ.ГГГГ году.
ДД.ММ.ГГГГ. по вышеуказанному адресу направлено уведомление о замене прибора учета силами и за счет средств ГУП РК «Крымэнерго», для этого потребителю необходимо обеспечить доступ к прибору учета и согласовать дату выполнения работ.
Со стороны потребителя действий, направленных на устранение выявленного недостатка предпринято не было, доступ к прибору учета не обеспечен, прибор учета не заменен, тем самым владелец вышеуказанного помещения нарушил обязательства по обеспечению проведения проверок установленных индивидуальных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета.
Как усматривается из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ. потребитель был уведомлен о необходимости в краткие сроки заменить прибор учета, и что объем потребленной электрической энергии с ДД.ММ.ГГГГ определяется на основании расчетных способов, предусмотренных законодательством РФ, а именно согласно п.п. 59, 60 Правил №.
В новой редакции пунктов 80(1) и (2) Правил N 354, действовавшей на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, конкретизирована обязанность гарантирующего поставщика по установке, замене или поверке приборов учета, определены сроки ее исполнения и пункты в этой редакции подлежали применению при разрешении настоящего спора судом первой инстанции.
Гарантирующие поставщики в целях организации учета электрической энергии после истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии, в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику, вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, осуществлять их поверку в течение срока их эксплуатации, установленного заводом-изготовителем, вместо их замены. Обязанности по организации проведения такой поверки и сопутствующие расходы несут гарантирующие поставщики. Проведение гарантирующими поставщиками поверки приборов учета электрической энергии, установленных потребителями электрической энергии допускается до 1 января 2025 г. С даты истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии и до проведения такой поверки показания такого прибора учета электрической энергии используются для определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению.
В случае если в результате поверки прибора учета электрической энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не подтверждено их соответствие метрологическим требованиям, то объем потребленной электрической энергии должен быть пересчитан в соответствии с подпунктом "г" пункта 59 настоящих Правил (абзац 2 пункта 80(1) Правил N 354).
В редакции пункта 80(2) Правил N 354 (Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 N 2184) установка индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме и допуск их к эксплуатации, в случае если по состоянию на 1 апреля 2020 г. или ранее прибор учета электрической энергии отсутствовал, истек срок его эксплуатации или он вышел из строя, должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до 31 декабря 2023 г., а в случае если по состоянию на 1 апреля 2020 г. или ранее истек интервал между поверками прибора учета, то поверка прибора учета или установка нового прибора учета должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до 31 декабря 2021 г. С даты истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии и до даты проведения поверки соответствующего прибора учета его показания используются для определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в порядке, установленном абзацем вторым пункта 80 (1) настоящих Правил. В случае если в результате поверки прибора учета электрической энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не подтверждено его соответствие метрологическим требованиям, то объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению должен быть пересчитан за указанный период в порядке, предусмотренном пунктом 59 настоящих Правил, исходя из среднемесячных показаний прибора учета электрической энергии или норматива потребления. В иных случаях установка, замена или поверка (с учетом положений пункта 80 (1) настоящих Правил) индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев.
В связи с окончанием срока государственной поверки прибора учета электрической энергии, установленного по адресу истца, сотрудниками ГУП РК «Крымэнерго» ДД.ММ.ГГГГ. осуществлена замена прибора учета в присутствии заявителя, без замечаний, что подтверждается подписью в Акте проверки/допуска прибора учета от ДД.ММ.ГГГГ.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. на показания «013244» с учетом поступившей оплаты в размере 3 033 рублей числилась задолженность в размере 7 989 рубле 33 копейки.
При этом необходимо отметить, что согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Согласно пункту 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков, и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу (часть 6 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (Далее Закона N 36-ФЗ)).
Основные положения N 442 и Правила N 354 подпадают под действие части 6 статьи б Закона N 36-ФЗ.
Следовательно, имеется прямое указание федерального закона, которое в силу статьи 4 ГК РФ является необходимым условием для распространения акта гражданского законодательства на правоотношения сторон по энергоснабжению.
Соответственно, согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ, пункту 4 статьи 426 ГК РФ, части б статьи 6 Закона N 36-ФЗ, положения абзаца 2 пункта 80(1) Правил N 354, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 N 2184 и измененная данным Постановлением Правительства Российской Федерации редакция пункта 80(2) Правил N 354 обязательны для сторон публичного договора со дня вступления их в силу (с 31.12.2020) и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Таким образом, согласно предоставленных потребителем показаний, ГУП РК «Крымэнерго» правомерно произведен перерасчет объема потребленной электрической энергии не по п.59,60 Правил №354, а по фактическим показаниям прибора учета.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с произведенной судом оценкой доказательств, отклоняются судебной коллегией как необоснованные, поскольку представленные в материалы дела доказательства оценены судом в соответствии со ст. ст. 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года №566-О-О, от 18 декабря 2007 года №888-О-О, от 15 июля 2008 года №465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из приведенных положений закона следует, что суд первой инстанции оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Из содержания обжалуемого решения следует, что правила оценки доказательств судом первой инстанции соблюдены.
Несовпадение результата оценки доказательств суда с мнением заявителя жалобы обстоятельством, влекущим отмену решения, не является.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при разрешении спора, судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
определила:
решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 13 января 2022 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение 3-х месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29.04.2022г.
Председательствующий: О.Я. Беляевская
Судьи: М.А. Кирюхина
ФИО1