ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-472/2023 от 15.11.2023 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33-7150/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 15 ноября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего

Пучковой Л.В.,

судей

при секретаре

Горбатовой Л.В., Нестеровой М.В.,

Логиновой Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-472/2023 по апелляционным жалобам государственного казенного учреждения Ленинградской области «Ленавтодор», Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 23 мая 2023 года.

Заслушав доклад судьи Пучковой Л.В., объяснения государственного казенного учреждения Ленинградской области «Управление автомобильных дорог Ленинградской области» - Дрынова А.Д., возражения представителя Ленинградской областной прокуратуры Чигаркиной Е.Н., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Гатчинский городской прокурор Ленинградской области обратился в Гатчинский городской суд Ленинградской области в защиту неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Пудомягское сельское поселение» Гатчинского района Ленинградской о признании незаконным бездействия по обустройству стационарного электрического освещения на автомобильной дороге «Красное село-Гатчина-Павловск» от км 32+160 (координаты 59.604170, 30.337538) до км 34+079 (координаты 59.615835,30.367898) в границах населенного пункта д. Антелево протяжённостью 2,145 км; обязании администрации муниципального образования «Пудомягское сельское поселение» Гатчинского района Ленинградской обсутроить стационарное освещение на автомобильной дороге «Красное село-Гатчина-Павловск» от км 32+160 (координаты 59.604170, 30.337538) до км 34+079 (координаты 59.615835, 30.367898) в границах населенного пункта д. Антелево протяжённостью 2,145 км в течение 11 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований указано, что Гатчинской городской прокуратурой в рамках осуществления надзора за состоянием законности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения совместно с отделом ГИБДД УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области была проведено обследование территории муниципального образования Пудомягское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области.

В ходе проведенной проверки на автомобильной дороге «Красное село-Гатчина-Павловск» от км 32+160 (координаты 59.604170, 30.337538) до км 34+079 (координаты 59.615835, 30.367898) в границах населенного пункта д. Антелево протяжённостью 2,145 км были выявлены недостатки улично-дорожной сети, а именно отсутствие стационарного электрического освещения.

Определением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 16 августа 2022 года произведена замена ненадлежащего ответчика администрации муниципального образования Пудомягского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области на ГКУ «Ленавтодор», осуществлён переход к рассмотрению искового заявления по правилам гражданского судопроизводства, гражданское дело передано на рассмотрение по подсудности в Тосненский городской суд Ленинградской области.

В судебном заседании суда первой инстанции помощник Гатчинского городского прокурора Сергеев И.С. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ГКУ «Ленавтодор» - Черепанова К.А. возражала против удовлетворения исковых требований.

Представители третьих лиц Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области, ЛОГП «Гатчинское дорожно-строительное ремонтно-строительное управление», ЛОГП «Киришское дорожно-строительное ремонтно-строительное управление» в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного разбирательства.

Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 23 мая 2023 года постановлено исковые требования Гатчинского городского прокурора Ленинградской области, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к ГКУ «Ленавтодор» о признании незаконным бездействия, обязании обустроить стационарное электрическое освещение на автомобильной дороге удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ГКУ «Ленавтодор» по обустройству стационарного электрического освещения на автомобильной дороге «Красное село-Гатчина-Павловск» от км 32+160 (координаты 59.604170, 30.337538) до км 34+079 (координаты 59.615835, 30.367898) в границах населенного пункта д. Антелево протяжённостью 2.145 км.

Обязать ГКУ «Ленавтодор» обустроить стационарное электрическое освещение на автомобильной дороге «Красное село-Гатчина-Павловск» от км 32+160 (координаты 59.604170, 30.337538) до км 34+079 (координаты 59.615835,30.367898) в границах населенного пункта д. Антелево протяжённостью 2,145 км в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе ГКУ «Ленавтодор» просит решение суда первой инстанции отменить по следующим основаниям.

Суд первой инстанции не дал оценку тому факту, что в обоснование исковых требований прокурор сослался на недостатки в параметрах и характеристиках эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов сельских поселений, установленных ГОСТ Р 50597-2017, между тем данный ГОСТ Р не устанавливает общие требования к элементам обустройства автомобильной дороги, а распространяет свое действие на уже оборудованные элементы обустройства автомобильных дорог, то есть устанавливает сроки по их обслуживанию.

Требования к элементам обустройства автомобильных дорог установлены ГОСТ Р 52766-2007, между тем требования данного ГОСТа не относятся к обеспечению безопасности автомобильных дорог при их эксплуатации и не обязывают существующие дороги обустраивать дополнительными элементами. ГОСТ Р 52766-2007 применяется при строительстве, реконструкции автомобильных дорог и указывает на правила их обустройства.

Действующее нормативно-техническое регулирование в области обеспечения безопасности дорожного движения не содержит обязанности обустройства элементов дорог, если они изначально не были предусмотрены при строительстве дорог, а само по себе требование организации стационарного электрического освещения и тротуаров не отвечает принципам обеспечения безопасности дорожного движения.

Автомобильная дорога «Красное село-Гатчина-Павловск» от км 32+160 (координаты 59.604170, 30.337538) до км 34+079 (координаты 59.615835,30.367898) в границах населенного пункта д. Антелево протяжённостью 2,145 км отвечает всем требованиям безопасности, а отсутствие стационарного освещения, тротуаров и удерживающих ограждений не является нарушением требований безопасности при ремонте и эксплуатации дорог, поскольку на дату введения автодороги в эксплуатацию она соответствовала техническим требованиям.

Истцом не представлено допустимых доказательств возможности обустройства на указанном участке дороги электрического освещения с соблюдением требований ГОСТ; не представлено доказательств, что имеется необходимая ширина обочины автомобильной дороги; не представлено доказательств, что проведение работ по организации стационарного электрического освещения возможно без реконструкции указанного участка дороги и нарушения границ частной собственности и без изъятия земельных участков у граждан для государственных нужд; не представлено доказательств, что линия застройки не подходит вплотную к проезжей части.

Таким образом, что у суда отсутствовали основания для удовлетворения требований о признании бездействия ответчика незаконным, поскольку ГКУ «Ленавтодор» не является органом государственной власти.

Полагает, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.

Ответчик полагает, что требование об обязании организовать работы в течение 11-ти месяцев со дня вступления в законную силу решения не соответствует принципу исполнимости суда, поскольку на проведение работ требуется значительные временные затраты.

В дополнении к апелляционной жалобе ГКУ «Ленавтодор» указано, что в соответствии с распоряжением Правительства Ленинградской области от 19.04.2023 № 236-р в отношении ответчика проводилась реорганизация путем выделения из его состава ГКУ ЛО «Дирекция дорожного строительства».

Работы по обустройству стационарного электрического освещения относятся к капитальному ремонту дороги и требуют расходования бюджетных средств.

Полномочия по реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог у ГКУ «Ленавтодор» отсутствуют.

Обеспечение реализации полномочий Комитета по дорожной деятельности в части реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог относится к деятельности ГКУ ЛО «Дирекция дорожного строительства».

Таким образом, ответчик не может исполнить решение суда первой инстанции, поскольку заключение государственных контрактов в отсутствие полномочий по реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог будет являться нецелевых расходованием бюджетных средств.

Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области (далее Комитет) также не согласился с решением суда первой инстанции, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить по следующим основаниям.

Срок для исполнения решения суда определен без учета реально необходимого времени на производство работ, подпадающих под категорию капитального ремонта автомобильной дороги.

Суд первой инстанции не принял во внимание, что ГОСТ Р 52766-2007 введен в действие 01 июля 2008 года и не применяется в отношении объектов, построенных до введения его в действие.

Спорная автомобильная дорога введена в действие до 01 июля 2008 года, а значит, отсутствуют основания для оборудования ее освещением до момента ее реконструкции или капитального ремонта.

Истцом не представлено доказательств, что на дату ввода дороги в эксплуатацию, она не соответствовала требованиям законодательства Российской Федерации.

Действия истца направлены на вмешательство в планирование дорожной деятельности и распределение денежных средств.

Также Комитет указывает на наличие дефицита областного бюджета Ленинградской области.

Судом не учтено, что для выполнения капитальных работ требуется осуществить проектно-изыскательные работы, а затем строительно-монтажные работы и иные мероприятия, связанные с разработкой проектной документации.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГКУ «Ленавтодор» - Дрынов А.Д. доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержал.

Представитель Ленинградской областной прокуратуры Чигаркина Е.Н. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Гатчинский городской прокурор представил возражения на апелляционную жалобу ГКУ «Ленавтодор».

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не направили своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из вышеназванного Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов (статья 4 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения", установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года N 270-ст утвержден ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", который распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт также устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.

Пунктом 2.5 СНиПа 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" предусмотрено обязательное наличие стационарного освещения на автомобильных дорогах в пределах населенных пунктов.

Согласно пункту 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 предписывает, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают, в том числе на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

Стационарное электрическое освещение: искусственное освещение, обеспечивающее в темное время суток видимость дороги и дорожных сооружений для их эффективного использования и предотвращения дорожно-транспортных происшествий (ГОСТ Р 52765-2007).

Исходя из данных положений законодательства, содержание автомобильных дорог включает в себя обустройство стационарного освещения на участках автомобильных дорог, проходящих по населенным пунктам, на остановках маршрутных транспортных средств и пешеходных переходах.

Судом инстанции установлено, что автодорога «Красное село-Гатчина-Павловск» входит в перечень дорог общего пользования регионального значения.

Распоряжением Ленинградского областного Комитета по управлению государственным имуществом от 16.09.2015 № 622 "О передаче государственного имущества Ленинградской области в оперативное управление Государственному казенному учреждению Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" указанные дороги переданы ГКУ «Ленавтодор» в оперативное управление.

26 ноября 2021 года государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги «Красное село-Гатчина-Павловск», а именно отсутствие стационарного электрического освещения на участке от км 32+160 (координаты 59.604170, 30.337538) до км 34+079 (координаты 59.615835,30.367898) в границах населенного пункта д. Антелево протяжённостью 2,145 км.

В ходе судебного разбирательства выявленные нарушения при содержании автомобильных дорог со стороны ответчика не оспаривались, доказательств устранения данных нарушений суду не предоставлено.

С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора, указав, что отсутствие наружного искусственного освещения на спорном участке дороги угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц, пользующихся автомобильной дорогой регионального значения, и требует устранения выявленных дефектов, установив срок для исполнения решения суда в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.

Пунктом 4 распоряжения Правительства Ленинградской области от 02.12.2011 N 709-р "О Государственном казенном учреждении Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" предусмотрено, что предметом деятельности Учреждения является организация дорожной деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Ленинградской области (далее - автомобильные дороги), обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах при осуществлении дорожной деятельности и организации дорожного движения.

Целями деятельности Учреждения являются выполнение государственных программ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах при осуществлении дорожной деятельности и организации дорожного движения, а также материально-техническое обеспечение реализации отдельных полномочий Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области в сфере дорожной деятельности и организации дорожного движения.

В пункте 5 распоряжения Правительства Ленинградской области от 02.12.2011 N 709-р (ред. от 07.03.2023) "О Государственном казенном учреждении Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" указано, что для достижения целей и реализации предмета деятельности, указанных в пункте 4 настоящего распоряжения, Учреждение осуществляет в установленном действующим законодательством порядке следующие виды деятельности:

осуществление мероприятий по выполнению государственных программ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах при осуществлении дорожной деятельности после их утверждения в установленном порядке; приобретению дорожной техники;

выполнение установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд функций государственного заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Ленинградской области по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах при осуществлении дорожной деятельности, приобретению дорожной техники, в том числе:

обеспечение подготовки землеустроительной и кадастровой документации по объектам строительства (реконструкции), разработки проектной документации на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также документации по ремонту и содержанию автомобильных дорог, внесение изменений в указанную документацию;

заключение государственных контрактов и контроль их исполнения подрядными организациями;

осуществление функций получателя средств областного бюджета Ленинградской области;

обеспечение ведения учета автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, подготовки и заполнения информационных карт автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, сведений об автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения для их внесения в Единый государственный реестр автомобильных дорог;

осуществление полномочий собственника земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения при заключении соглашений об установлении частных сервитутов с гражданами или юридическими лицами в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта ими объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций;

проведение оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Ленинградской области: в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Аналогичные положения содержаться и в Уставе ГКУ «Ленавтодор», где указано, что предметом деятельности Учреждения является ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения, обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах при осуществлении дорожной деятельности и организации дорожного движения (пункт 2.1).

В соответствии с положениями пункта 2.2. Устава ГКУ «Ленавтодор» целями деятельности ГКУ «Ленавтодор» являются: обеспечение реализации полномочий Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области по осуществлению дорожной деятельности в части ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения (далее - автомобильные дороги), обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах мри осуществлении дорожной деятельности и организации дорожного движения; выполнение государственных программ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах при осуществлении дорожной деятельности и организации дорожного движения; материально-техническое обеспечение реализации полномочий Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области в сфере дорожной деятельности.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному вводу о том, что в соответствии с целями и задачами, определенными Уставом, ГКУ «Ленавтодор» обязано обеспечивать сохранность автомобильных дорог регионального значения Ленинградской области, улучшать их техническое состояние путем обеспечения безопасного бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения Ленинградской области.

Доводы апелляционной жалобы Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области на отсутствие финансирования основанием для отмены решения суда первой инстанции не являются, поскольку данное обстоятельство не может быть признано препятствием для выполнения ответчиком возложенной не него обязанности по содержанию автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов,

Отсутствие надлежащего освещения на улице в темное время суток нарушает права граждан, создает угрозу причинения вреда их здоровью и жизни, влечет реальную опасность возникновения аварийных ситуаций в сфере дорожного движения и уличной преступности.

Не являются основанием и доводы апелляционной жалобы ГКУ «Ленавтодор» о том, что 08 августа 2023 года имела место реорганизация учреждения путем выделения из его состава ГКУ ЛО «Дирекция дорожного строительства» с возложением на Дирекцию обязанности по капитальному ремонту автомобильных дорог, поскольку суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность постановленного решения суда, тогда как реорганизация имела место после вынесения решения судом первой инстанции

Таким образом, вопросы, связанные с исполнением решения суда, подлежат разрешению на стадии исполнительного производства.

Судебная коллегия также полагает, что установленный судом срок для исполнения решения суда в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу является обоснованным, поскольку иные сроки не являются разумными, могут привести к увеличению угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц, пользующихся автомобильными дорогами.

Иные доводы апелляционных жалоб также не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судом норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.

Нарушений положений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статей 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения.

Доводы апелляционных жалоб не опровергают правильности выводов суда, направлены на иную оценку доказательств, ошибочное толкование норм действующего законодательства, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.

Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 23 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы государственного казенного учреждения Ленинградской области «Ленавтодор», Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: