ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-473/20 от 03.11.2020 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД 66RS0014-01-2020-000723-64

Судья Арзамасцева Л. В. Дело № 33-14324/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03.11.2020 г. Екатеринбург

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Петровской О. В.,

судей Беляевой М. Н., Звягинцевой Л. М.,

при ведении протокола помощником судьи Очековой Л. Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-473/2020 по иску Алапаевского городского прокурора в интересах Кириченко Виктории Валерьевны к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 1 о возложении обязанности включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области,

по апелляционной жалобе представителя ответчика и представителя третьего лица – Министерства социальной политики Свердловской области на решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 31.07.2020.

Заслушав доклад судьи Беляевой М. Н., пояснения представителя Министерства социальной политики Свердловской области Пустынных Ю. А., действующей по доверенности от 20.01.2020, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Прокуратуры Свердловской области Волковой М. Н., возражавшей относительно доводов жалобы, судебная коллегия

установила:

Алапаевский городской прокурор, в соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд в защиту интересов Кириченко В. В. с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Алапаевску и Алапаевскому району о возложении обязанности включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, в связи с переменой места жительства путем исключения ее из списка по прежнему месту жительства на территории городского поселения п.Оссора Карагинского муниципального района Камчатского края.

В обоснование исковых требований указано, что Кириченко (Митрофанова) В.В. до 18 лет относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и в период с 18 до 23 лет - к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать - Ощепкова Елена Николаевна решением Карагинского районного суда КАО от 25.01.2002 лишена родительских прав, отец - Митрофанов Валерий Борисович умер <дата> согласно свидетельства о смерти от <дата> I-MJI-V<№>.

Постановлением главы Карагинского района Корякского автономного округа от 31.01.2002 № 23 Кириченко (Митрофанова) В. В. с 01.02.2002 была передана на воспитание попечителю Гутовой Н. В., где воспитывалась до достижения совершеннолетнего возраста. Указанным постановлением за ней было закреплено жилое помещение, находящееся в <адрес> Карагинского муниципального района Камчатского края, в последующем ее проживание в котором было признано невозможным.

В соответствии с решением Комиссии Министерства образования и науки Камчатского края по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений от 09.11.2016 (протокол от 09.11.2016 № 13), приказом Министерства образования и науки Камчатского края от 09.11.2016 № 1327 Кириченко (Митрофанова) В. В. включена в список на 2016 год с определением места жительства городское поселение п. Оссора Карагинского муниципального района Камчатского края. В последующем Кириченко (Митрофанова) В. В. сменила место жительства на Свердловскую область, <адрес>, что подтверждается сведениями о ее регистрации по указанному адресу (дата регистрации <дата>).

В связи с указанным обстоятельством 23.12.2019 она обратилась в Управление социальной политики по городу Алапаевску и Алапаевскому району с заявлением об исключении ее из списка по прежнему месту жительства и включению в список по новому месту жительства в Свердловской области. В рамках рассмотрения указанного заявления Управлением был направлен запрос в Карагинский муниципальный район о предоставлении учетного дела Кириченко (Митрофановой) В. В.

Министерством образования Камчатского края проведена проверка отсутствия оснований, предусмотренных п.п. 1,2,4 п. 3,1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» посредством направления межведомственного запроса, по результатам которой оснований для исключения Кириченко (Митрофановой) В. В. из списка Камчатского края не установлено. В связи с чем, 29.01.2020 в адрес Управления направлено учетное дело Кириченко В. В. По результатам рассмотрения заявления Кириченко В. В. Управлением отказано во включении ее в список по новому месту жительства в Свердловской области, поскольку к моменту обращения Кириченко В. В. достигла 23 лет, в связи с чем, утратила право на обращение с соответствующим заявлением. Учетное дело Кириченко В. В. 17.02.2020 Управлением возвращено обратно в Министерство образования Камчатского края.

Федеральным законодательством определены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с п.9 ст.8 указанного Закона право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

До настоящего времени Кириченко В. В. жилым помещением не обеспечена. То обстоятельство, что Кириченко В. В. состоит на учете в Камчатском крае в списке нуждающихся в получении жилого помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не изменила до 23 лет место учета на Свердловскую область, само по себе не означает, что Кириченко В. В. не может обратиться к уполномоченному органу о включении в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства. Тем более это не влияет на право такого лица на обеспечение жилым помещением по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ.

Кириченко В. В. была выявлена и поставлена на учет в Карагинском районе Камчатского края, где она учтена и как лицо, нуждающееся в обеспечении жильем. Однако это обстоятельство не означает, что и жилое помещение должно быть предоставлено такому лицу только по месту его выявления, без учета его фактического места жительства. Единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральный законодатель назвал место жительства этих лиц. Обратное суждение основано на ошибочном толковании норм федерального законодательства и свидетельствовало бы о нарушении прав этих лиц, в том числе конституционного права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ.

Истец Кириченко В. В. в ходе судебного заседания требования Алапаевского городского прокурора поддержала по доводам, указанным в иске.

Представитель ответчика Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №1 Задворных Ю. Л. в ходе судебного заседания возражала против удовлетворения требований прокурора, указав, что Кириченко (Митрофанова) В. В., 06.02.1987 года рождения, до 06.02.2010 относилась к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Выявлялась в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей на территории Камчатского края, где за ней сохранялось право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> В данном жилом помещении Кириченко В. В. до 2016 года была зарегистрирована по месту жительства.

Учитывая, что Кириченко В. В. была включена в список Камчатского края в возрасте 29 лет, уважительных причин пропуска срока обращения в органы местного самоуправления по месту жительства с заявлением о включении в список устанавливался компетентными органами Камчатского края, судебное решение о включении в список в документах учетного дела отсутствует, а также тот факт, что место жительства заявительницей было изменено за пределами 23-летнего возраста, правовые основания для включения Кириченко В. В. в список Свердловской области по новому месту жительства отсутствуют. Предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда относится к финансовым обязательствам Камчатского края.

Представитель третьего лица - Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, направил отзыв, в котором указал, что гарантии, установленные Федеральным законом №159-ФЗ, в том числе на обеспечение жилой площадью, в соответствии с действующим законодательством распространяются исключительно для лиц, не достигших возраста 23 лет. В связи с чем, в удовлетворении иска прокурора просил отказать.

Представитель третьего лица - Министерства образования Камчатского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, направил отзыв, в котором указал, что по смыслу ФЗ от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Постановления Правительства РФ от 04.04.2019г. №397 следует, что правила формирования списка, включения в список и исключения из него распространяются не только на лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и на лиц, которые ранее относились к категории детей сирот (перешагнувших 23-летний возраст), но не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями. В Камчатском крае уполномоченным органом по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, является Министерство.

На основании решения комиссии, приказом Министерства от 09.11.2016 №1327 Кириченко В. В., 06.02.1987 года рождения, включена в Список на предоставление жилого помещения в п.Оссора Карагинского района Камчатского края.

С 2018 года Кириченко В. В. сменила постоянное место жительства и по настоящее время проживает в г.Алапаевске Свердловской области.

23.12.2019 Кириченко В. В. в связи со сменой места жительства, направила заявление установленного образца в Управление социальной политики по г.Алапаевску и Аапаевскому району об исключении ее из списка по Карагинскому району Камчатского края и включении в Список по г.Алапаевску Свердловской области.

Пунктом 9 ст.8 ФЗ №159-ФЗ предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется и за лицами из числа детей-сирот, достигшими возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, а положениями Постановления Правительства РФ от 04.04.2019 №397 определен порядок включения указанных лиц, которые относились к категории детей сирот и достигли возраста 23 лет, в список в субъекте РФ по новому месту жительства.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что в настоящее Кириченко В. В. проживает в г.Алапаевске, Министерство полагает, что заявленные требования прокурора являются обоснованными.

Представитель третьего лица ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, направил отзыв, в котором указал, что в соответствии с п. 23 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397, при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот обращаются их законные представители.

Таким образом, ограничения во включении в список по новому месту жительства, связанные с достижением возраста детей-сирот 23 лет и более действующим законодательством не установлены.

Считает, что отказ в удовлетворении требований Алапаевского городского прокурора может повлечь за собой ущемление прав Кириченко В. В. как гражданина, имеющего право на предоставление жилого помещения, предусмотренного как мера социальной поддержки лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Представители третьих лиц Администрации Карагинского муниципального района Камчасткого края, Министерства социальной политики Свердловской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не явились, отзыва не направили.

Решением Алапаевского городского суда Свердловской области от 31.07.2020 исковые требования Алапаевского городского прокурора удовлетворены.

Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 1 обязано включить Кириченко В. В. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.

Кириченко В. В. подлежит исключению из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по прежнему месту жительства на территории городского поселения п.Оссора Карагинского муниципального района Камчатского края.

Оспаривая законность и обоснованность постановленного судом решения, представитель ответчика в апелляционной жалобе просит суд апелляционной инстанции отменить решение суда первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, настаивая на своих прежних доводах.

Ссылаясь на то, что п.23 Правил формирования Списка, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по прежнему месту жительства и включения их в Список в субъекте РФ по новому месту жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 №397, содержит исчерпывающий список лиц, которые могут обратиться с заявлением об исключении из списка в орган по новому месту жительства. В связи с чем, федеральный законодатель определил круг граждан, в отношении которых органы власти субъекта РФ имеют обязательств по обеспечению жилыми помещениями за счет средств собственных бюджетов. Учитывая, что Кириченко В. В. была включена в Список Камчатского края в возрасте 29 лет, уважительный характер причин пропуска срока обращения в органы местного самоуправления по месту жительства с заявлением о включении в Список устанавливался компетентными органами Камчатского края, судебное решение о включении в Список в документах учетного дела отсутствует, а также тот факт, что место жительства заявительницей было изменено за пределами 23-летнего возраста, правовые основания для включения Кириченко В. В. в Список Свердловской области по новому месту жительства отсутствуют.

Доводы жалобы Министерства социальной политики Свердловской области аналогичны доводам жалобы представителя ответчика.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просил жалобу представителя ответчика оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения, полагая его законным и обоснованным, поскольку указанные в жалобе доводы являлись предметом проверки судом первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка.

В заседание суда апелляционной инстанции Кириченко В. В., представитель ответчика, представители третьих не явились. Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы было назначено на 03.11.2020. О дате и времени рассмотрения дела участники процесса извещены заблаговременно. Кроме того, участники процесса извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со ст.ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Свердловского областного суда.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия, определила о рассмотрении дела.

Заслушав прокурора и представителя Министерства социальной политики Свердловской области, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционных жалоб и возражений, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор, суд правильно установил характер спорных правоотношений и нормы закона, подлежащие применению. При этом все изложенные в решении выводы подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал надлежащую, отвечающую правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правовую оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Кириченко (Митрофанова) В. В. до 18 лет относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и в период с 18 до 23 лет - к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать - Ощепкова Елена Николаевна решением Карагинского районного суда КАО от 25.01.2002 лишена родительских прав, отец - Митрофанов Валерий Борисович умер <дата>, согласно свидетельства о смерти от <дата> I-MJI-V<№>.

Постановлением главы Карагинского района Корякского автономного округа от 31.01.2002 № 23 Кириченко (Митрофанова) В. В. с 01.02.2002 была передана на воспитание попечителю Гутовой Н. В., где воспитывалась до достижения совершеннолетнего возраста. Указанным постановлением за ней было закреплено жилое помещение, находящееся в <адрес>, Карагинского муниципального района Камчатского края, в последующем ее проживание в данном жилом помещении было признано невозможным.

В соответствии с решением Комиссии Министерства образования и науки Камчатского края по формированию Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений от 09.11.2016 (протокол от 09.11.2016 № 13), приказом Министерства образования и науки Камчатского края от 09.11.2016 № 1327 Кириченко (Митрофанова) В. В. включена в список на 2016 год с определением места жительства городское поселение п. Оссора Карагинского муниципального района Камчатского края.

В последующем Кириченко (Митрофанова) В. В. сменила место жительства на <адрес>, что подтверждается сведениями о ее регистрации по указанному адресу (дата регистрации <дата>).

Надлежащим образом оценив имеющиеся доказательства, руководствуясь Федеральным законом от <дата> N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 N 397, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заиленных требований прокурора о возложении обязанности на Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 1 включить Кириченко В. В. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, в связи с постоянным ее проживанием на территории данного субъекта РФ.

Судебная коллегия, вопреки доводам апелляционных жалоб, не находит указанный вывод суда первой инстанции ошибочным.

Разрешая данное дело, суд обоснованно исходил из того, что п. 23 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, предусматривает возможность изменения места жительства лиц из числа указанных в Законе N 159-ФЗ категорий граждан и влечет начало процедуры изменения места учета такого лица. При этом никаких ограничений, связанных с возрастом этого лица, ни Закон N 159-ФЗ, ни Правила не содержат, поскольку п. 9 ст.8 Закона N 159-ФЗ прямо указано, что к числу лиц, на которых распространяются предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии права обеспечения жилыми помещениями, отнесены лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет, но не обеспечены жилыми помещениями.

Указанная позиция также отражена в Обзоре судебной практики от 27.09.2006 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года», в силу которой, достижение лицом 23-летнего возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Вопреки доводам жалобы, в соответствии со ст. 3, 20 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции).

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ст. 17). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции).

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17 Конституции).

К одним из таких прав относится право на жилище. Право на жилище гарантировано Конституцией (ст. 40), согласно которой каждый имеет право на жилище.

Право на жилище, определяющее достойный уровень жизни каждого человека, гарантировано Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966 (ст.11).

К основным правам человека относится и право на заботу о детях (ст. 38 Конституции). Обеспечение государственной поддержки детства отнесено к основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 7 Конституции) и элементам социальной политики государства. Особая поддержка детства гарантирована международными нормами (ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; ст. 23 - 24 Международного пакта о гражданских и политических правах), являющимися согласно ст. 15 Конституции составной частью правовой системы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 27 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 (вступила в силу для СССР 15.09.1990), государства - участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

В Российской Федерации среди мер социальной поддержки детей предусмотрено обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как категории граждан, для которой ст. 40 Конституции устанавливает обязанность государства по решению жилищной проблемы.

Это связно с тем, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» признаются находящимися в трудной жизненной ситуации и поэтому нуждающимися в особой поддержке со стороны общества и государства.

Восполнение реализации вышеуказанных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 7-КГ17-9.

В силу п.9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Не обеспечение указанных граждан жилыми помещениями по достижении ими возраста 23-х лет по месту жительства при включении в Список, также не может ограничивать их право на возможность смены постоянного места жительства в пределах территории РФ.

В соответствии со ст.12 Международного пакта о гражданских и политических правах (ратифицированного Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 N 4812-VIII), каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства.

Аналогичные права граждан РФ закреплены в ст.27 Конституции Российской Федерации, согласно которой, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами.

В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Изменение гражданином места жительства влечет снятие его с регистрационного учета по прежнему месту жительства. Таким образом, в один период времени у гражданина не может быть более одного места жительства.

Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу нерешенности их жилищного вопроса вынуждены менять место своего фактического проживания, переезжая по месту работы, аренды жилого помещения, исходя из финансовых возможностей, при создании семьи – по месту жительства новых ее членов. Поскольку предоставляемое жилое помещение из специализированного жилищного фонда для указанных лиц признано обеспечивать жилищную потребность лиц указанной категории, предоставление такого жилого помещения вне места фактического проживания лица из числа детей-сирот, удаленного от места работы и проживания семьи льготника, не отвечает целям реализации государственной гарантии решения жилищного вопроса сирот и лиц из их числа.

При указанных обстоятельствах, доводы жалобы о том, что место жительства Кириченко В. В. было изменено за пределами 23-летнего возраста, правового значения не имеют и не могут влиять на ее конституционные права выбора места жительства в пределах территории РФ, в виду того, что ранее за ней уже было признано право на обеспечение ее жилым помещением из специализированного жилищного фонда. Данное право не было ею реализовано по независящим от нее обстоятельствам. При этом, проверка обоснованности и правомерности включения Кириченко В. В. в указанный Список Министерством образования и науки Камчатского края не входит в компетенцию Управления социальной политики по настоящему месту жительства Кириченко В. В.

Согласно представления Администрации Карагинского муниципального района от 12.10.2016 основанием для включения в Список Кириченко В. В. указано на невозможность проживания в закрепленной за ней квартире, в связи с тем, что квартира находится в собственности ее матери Ощепковой Е. Н., лишенной родительских прав (л.д.152).

Более того, решением Карагинского районного суда от 28.09.2016 Кириченко В. В. признана утратившей право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> по иску Ощепковой Е. Н.

Основания исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из Списка прямо предусмотрены п.3.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и расширительному толкованию не подлежат - это: предоставление им жилых помещений; утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При этом основанием для исключения из Списка для Министерства образования и науки Камчатского края будет включение в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства.

Иные основания исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из Списка действующим законодательством не предусмотрены.

Право исследования и оценки доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу, при этом судебная коллегия не усматривает правовых оснований для переоценки доказательств по доводам жалоб.

Доводы апелляционных жалоб представителя ответчика и представителя Министерства социальной политики Свердловской области повторяют их правовую позицию, изложенную в ходе разбирательства дела в суде первой инстанции, и по существу сводятся к несогласию с выводами суда, однако не свидетельствуют о нарушении судом норм материального или процессуального права и не содержат фактов, которые не были бы непроверенны и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Само по себе несогласие с решением суда первой инстанции не может служить основанием для удовлетворения требований, содержащихся в жалобе.

В силу ч. 6 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 320, 327, 327.1, п. 1 ст. 328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 31.07.2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий О. В. Петровская

Судьи М. Н. Беляева

Л. М. Звягинцева