ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-473/20 от 23.09.2020 Томского областного суда (Томская область)

Судья Корнеева Т.С. Дело № 33-2228/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 сентября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Марисова А.М.,

судей Куцабовой А.А., Величко М.Б.,

при секретарях Климашевской Т.Г., Шнайдер К.А.,

помощнике судьи Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело №2-473/2020 по исковому заявлению ФИО1 Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение №1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области о понуждении осуществить перерасчет заработной платы, взыскании компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Томска от 29 июня 2020 года.

Заслушав доклад судьи Куцабовой А.А., представителя истца ФИО1 ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение №1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области (далее - ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области), в котором просил обязать ответчика осуществить перерасчет суммы денежного довольствия, причитающейся выплате истцу при увольнении, включив во время несения службы время для сдачи боеприпасов, чистки и сдачи оружия, подведение итогов службы, в размере 25 минут за каждую отработанную им смену, за период с 01.02.2017 по 10.07.2019; взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.

В обоснование заявленных требований указывал, что 11.07.2019 уволен на пенсию по линии УИС по статье 84.2.4 Трудового кодекса Российской Федерации по выслуге лет. Полагал, что при увольнении с ним не был произведен полный расчет его довольствия. При увольнении разница между фактически отработанным временем (21 час 55 минут) и табелируемым (21 час 30 минут), которая также подлежит оплате – время для сдачи боеприпасов, чистки и сдачи оружия, подведение итогов службы, выплачена не была.

Согласно ответу Прокуратуры г. Томска от 24.01.2020, прокуратурой Октябрьского района г. Томска проводились дополнительные проверочные мероприятия, в ходе которых установлен факт привлечения сотрудников охраны ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области к работе сверх нормальной продолжительности служебного времени, нарушения прав работников на своевременное окончание рабочей смены и предоставлении времени отдыха нашел свое подтверждение. Как следует из заключения о результатах служебной проверки от 12.08.2019, приказом Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации от 26.09.2013 № 533 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. В силу пунктов 5, 8, 9 указанного Положения, продолжительность смены устанавливается по участкам службы, как правило 8, 10, 12 или 24 часа. С учетом специфики работы, при условии соблюдения нормы рабочего времени за учетный период, может быть установлена иная продолжительность смены. В течение смены сотруднику предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. При работе в ночное время при продолжительности смены 12 и более часов, сотрудникам может быть предоставлен дополнительный перерыв продолжительностью от одного до четырех часов в специально оборудованном помещении или месте. Указанный перерыв в рабочее время не включается. С учетом методических рекомендаций ФСИН России от 18.11.2016 № исх.-04-67318, табелирование рабочего времени личного состава отдела охраны учреждений ФСИН России, заступающим на службу на 24 часа, производится следующим образом: 08.00 час. – прибытие на службу, 09.00 час. – начало смены, окончание смены 09.00 час. Следующего дня, убытие со службы 09.30 час. После сдачи поста, оружия и подведения итогов несения службы, в указанное время включены 4 часа, предоставлены для приема пищи и не подлежащие включению в рабочее время. Таким образом, общее время несения службы составляет 25 часов 30 минут, без учета времени приема пищи в табель подлежит включению рабочее время продолжительностью 21 час 30 минут. Указанные требования ФКУ ЛИУ-1 проигнорированы. 15.01.2019 врио начальника учреждения утвержден Распорядок для личного состава караула, согласно которому время начала несения службы установлено в 08.00 часов, окончание – 09.55 часов. В служенное время не включены перерывы для отдыха и питания (4 часа) и сдачи оружия и подведения итогов несения службы (25 минут). В нарушение положений закона общая продолжительность смены личного состава караула составляет 25 часов 55 минут, тогда как должно составлять 25 часов 30 минут. При этом время для сдачи оружия и подведения итогов несения службы необоснованно исключено ФКУ ЛИУ-1 из служебного. При фактическом времени несения службы 25 часов 55 минут и необоснованном исключении из служебного времени 25 минут, отведенных для сдачи оружия и подведения итогов несения службы, в табель учета рабочего времени вносятся данные о продолжительности смены 21 час 30 минут, что является недопустимым. В то время как в табель рабочего времени должны вноситься сведения о продолжительности рабочего времени в 21 час. 55 минут.

Истец ФИО1, его представитель ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что фактически у сотрудника отдела охраны ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области несущих службу 24 часа, служебное время составляет 21 час. 30 мин. В Правилах внутреннего служебного распорядка в части указания на окончание несения службы с 09.30 часов до 09.55 часов допущена техническая ошибка, которая приказом ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области от 30.07.2019 № 382 исправлена.

Представитель ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Обжалуемым решением Ленинского районного суда г.Томска на основании ст. 37, 45 Конституции Российской Федерации, ст. 2, 5, 21, 392 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 2, 55, 56, 84, 92 Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить, вынести по делу новое решение.

В обоснование указывает, что выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, судом допущены нарушения применения норм материального и процессуального права, что является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Так, вывод суда о недоказанности факта нахождения истца на службе на протяжении оспариваемого периода при общей продолжительности смены 25 часов 55 минут, вместо табелируемого – 21 час 30 минут без учета времени приема пищи, отдыха (4 часа) материалами дела не подтверждается. Оценивая содержание Правил внутреннего служебного распорядка, утвержденных приказом руководителя учреждения ответчика, распорядка дня, утвержденного врио начальника учреждения ответчика, суд необоснованно пришел к выводу о том, что период рабочего времени длительностью 25 минут, предусмотренный для сдачи оружия и подведения итогов несения службы, является только документальным расхождением в части убытия сотрудника отдела охраны со службы. В ответе прокуратуры г. Томска от 24.01.2020 указано, что в ходе дополнительных проверочных мероприятий нашел подтверждение факт привлечения сотрудников ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области к работе сверх нормальной продолжительности служебного времени, нарушения прав работников на своевременное окончание рабочей смены и предоставление времени отдыха, поскольку общая продолжительность смены истца составляла 25 часов 55 минут, вместо положенных 21 часа 30 минут, при этом в табелируемое время не засчитывалось время приема пищи, отдыха (4 часа) и сдача боеприпасов, чистка и сдача оружия, подведение итогов службы (25 минут). Указал, что имеются основания для критической оценки распорядков дня личного состава караула от 16.01.2019 и от 17.12.2019, согласно которым спорные 25 минут времени не учитываются. Данные доказательства противоречат результатам служебной проверки, основанной, в том числе и на основании анализа распорядков дня, как представленного в надзорный орган, так и в суд, что свидетельствует о подлоге доказательств. Данному доводу истца суд оценку не дал. Кроме того, представленные в суд распорядки дня личного состава караула от 16.01.2019 и от 17.12.2019 противоречат друг другу, поскольку согласно их содержанию создается ситуация, когда сотрудник ФСИН будет отсутствовать на посту в течение 30 минут. То обстоятельство, что требуемая продолжительность сдачи и чистки оружия, подведения итогов несения службы не может быть менее 30 минут, согласуется и с показаниями свидетеля Г., который с августа 2015 года по ноябрь 2018 года проходил службу в учреждении ответчика в качестве начальника отдела охраны ФКУ ЛИУ-1 и являлся непосредственным руководителем истца. Иные представленные в суд доказательства (постовые ведомости, должностная инструкция младшего инспектора 2 категории отдела охраны ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области от 31.12.2016) подтверждают, что спорные 25 минут являются необходимыми для исполнения служебных обязанностей. Вместе с тем бремя доказывания судом распределено неправильно, ответчиком не представлены доказательства учета указанного времени как рабочего. В нарушение положений п. 75 Приказа ФСИН России от 27.05.2013 № 269 при увольнении истца разница между фактически отработанным временем (21 час 55 минут) и табелируемым (21 час 30 минут) выплачена не была, что стороной ответчика и не оспаривалось. Кроме того, указал, что в случае несогласия с формулировкой требований, суд апелляционной инстанции не лишен возможности ее изменить.

Руководствуясь ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующему.

Условия прохождения службы сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в силу ст. 21 Федерального закона от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» регулировались Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года № 4202-1), а с 01 августа 2018 года названные условия регулируются Федеральным законом от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе РФ и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 1 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ контракт прекращается, а сотрудник может быть уволен со службы в уголовно-исполнительной системе по достижении предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе, установленного статьей 91 настоящего Федерального закона.

Согласно части 8 статьи 92 Федерального закона от 19 июля 2018 г. №197-ФЗ в последний день службы сотрудника уполномоченный руководитель или по его поручению иное должностное лицо обязаны выдать этому сотруднику трудовую книжку и осуществить с ним окончательный расчет.

Федеральным законом от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что обеспечение сотрудника денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации (статья 68). Таким законом является Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ.

Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 27 мая 2013 года № 269 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с пунктами 2 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН от 27 мая 2013 года № 269, денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Из смысла пункта 3 указанного Порядка, сотрудникам могут устанавливаться ежемесячные и иные дополнительные выплаты.

Как следует из материалов дела, ФИО1 проходил службу в уголовно-исполнительной системе ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области в должности младшего инспектора 2 категории отдела охраны, с 11.07.2019 уволен со службы на основании п. 4 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, что подтверждается приказом врио руководителя ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области от 14.06.2019 № 164-лс.

Согласно положениям п. 4.5 контракта № 41/16 от 31.03.2017 начальник обязуется устанавливать режим службы согласно правилам внутреннего распорядка в учреждении (органе) уголовно-исполнительной системы.

Пунктами 15,16 должностной инструкции младшего инспектора 2 категории отдела охраны ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области прапорщика внутренней службы ФИО1 установлено, что он должен в совершенстве знать и иметь всегда исправное, вычищенное и готовое к применению оружие; порядок применения оружия и специальных средств; при несении службы в составе караула руководствоваться инструкцией по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов УИС.

Согласно справке бухгалтера ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области, ФИО1 при увольнении выплачено денежное довольствие в следующем размере: должностной оклад – /__/ руб. за 10 дней, звание – /__/ руб. за 10 дней, выплата за особые условия службы (7%) – /__/ руб., выплата за выслугу лет – /__/ руб., выплата за особые условия службы (10 % охрана) – /__/ руб., ежемесячная премия – /__/ руб., районный коэффициент – /__/ руб., сверхурочные – /__/ руб., выходное пособие – /__/ (в размере 2- окладов денежного содержания).

В адрес врио начальника ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области поступило представление прокуратуры Октябрьского района г. Томска от 08.07.2019 № 1-447в-2019 об устранении нарушений трудового законодательства, согласно которому в ходе проведенной прокуратурой Октябрьского района г. Томска по поручению прокуратуры Томской области проверки соблюдения ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области норм трудового законодательства выявлены отдельные нарушения и недостатки: в нарушение положений закона общая продолжительность смены личного состава караула составила 25 часов 55 минут, тогда как должно составлять 25 часов 30 минут. При этом время сдачи оружия и подведение итогов несения службы необоснованно исключено ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области из служебного. При фактическом времени несения службы 25 часов 55 минут и необоснованном исключении из служебного времени 25 минут, отведенных для сдачи оружия и подведения итогов несения службы, в табель учета рабочего времени вносятся данные о продолжительности смены 21 час 30 минут, что является недопустимым. В табель учета рабочего времени должны вноситься сведения о продолжительности рабочего времени в 21 час. 55 мин. Вопреки требованиям ст. 104 Трудового кодекса Российской Федерации ведение суммированного учета рабочего времени должным образом не обеспечено. Неисполнение норм трудового законодательства повлекло за собой нарушение прав сотрудников Учреждения на режим рабочего времени, предоставление компенсации за сверхурочную работу и обоснованное обращение гражданина в органы прокуратуры. В связи с выявленными в ходе проведенной проверки нарушениями, прокурор потребовал рассмотреть данное представление безотлагательно; принять исчерпывающие меры по недопущению подобных фактов и нарушений законов в дельнейшей деятельности ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области; решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц организации, допустивших нарушение закона, указанных в представлении.

Согласно заключению заместителя начальника ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области от 09.08.2019, проведена служебная проверка по фактам выявленных нарушений, изложенных в представлении прокурора от 08.07.2019 № 1-447в-2019.

В ходе проведения служебной проверки установлено, что при разработке распорядка дня личного состава караула, начальником отдела охраны ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области не были учеты требования служебного письма УФСИН России по Томской области от 11.01.2019 № исх-72/ТО/1/15-158, в части табелирования рабочего времени сотрудников отдела охраны. Тем самым начальником отдела охраны несвоевременно выполнены требования пунктов 11.2, 11.3 должностной инструкции, утвержденной 04.12.2018. Изменения в Правила внутреннего служебного распорядка были внесены 30.07.2019. За нарушение служебной дисциплины, несвоевременное выполнение пунктов 11.2, 11.3 должностной инструкции, утвержденной 04.12.2018, выразившееся в неисполнении требований Методических рекомендаций ФСИН России от 18.11.2016 № исх-04-67318 «По расчету денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени при суммированном учете рабочего времени сотрудникам уголовно-исполнительной системы» и служебного письма УФСИН России по Томской области от 11.01.2019 № исх-72/ТО/1/15-158 «О табелировании рабочего времени», заместителю начальника учреждения – начальнику отдела охраны ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области постановлено объявить выговор публично в устной форме по выходы на службу, указать на необходимость своевременного и точного выполнения требований руководящих документов.

Из показаний свидетеля Г. следовало, что службу он закончил в августе 2018 года. При 24 часовой смене прибывали сотрудники к 8-15, 09-20, 09-25 приступали к смене караула, убывали после 10 часов. Количество отработанных часов на размер заработной платы не влияло, оклад зависел от должности и от звания, оплачивалась только переработка. Подведение итогов и сдача оружия занимает 20-25 минут. Подведение итогов заканчивалось примерно в 10-15.

Разрешая заявленные ФИО1 требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку не подтвержден факт того, что общее время несения службы сотрудников заступающих на службу на 24 часа составляет 25 часов 55 минут, без учета времени предоставленного для отдыха и приема пищи. Свидетельские показания Г. доказательствами данного факта не являются, поскольку противоречат материалам дела. Для сотрудников отдела охраны учреждений ФСИН России, заступающих на службу на 24 часа, продолжительность рабочего времени исчисляется следующим образом: 08.00 час. – прибытие на службу, 09.00 час. – начало смены, окончание смены 09.00 час. следующего дня, убытие со службы 09.30 час. после сдачи поста, оружия и подведения итогов несения службы, при этом в указанное время подлежит включению время - 4 часа, которое предоставляется сотруднику для отдыха и приема пищи и не подлежит включению в рабочее время. Таким образом, общее время несения службы сотрудников заступающих на службу на 24 часа составляет 25 часов 30 минут, а без учета времени предоставленного для отдыха и приема пищи, 21 час 30 минут, которое вносится в табель рабочего времени. Вместе с тем, начальником отдела охраны ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области в нарушении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 26.09.2013 № 533, методических рекомендаций по расчету денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени при суммированном учете рабочего времени сотрудникам уголовно-исполнительной системы, а также письма УФСИН России «О табелировании рабочего времени», несвоевременно внесены изменения в Правила внутреннего служебного распорядка, в части указание на время убытия со службы в 09.30 часов следующего дня после сдачи поста, оружия, подведения итогов несения службы, которые внесены 30.07.2019, что привело к документальному расхождению в части убытия сотрудника отдела охраны со службы. За указанное нарушение начальник отдела охраны ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области привлечен к дисциплинарной ответственности.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ служебное время - время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени.

Согласно ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ, нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.

Сотрудник, в случае необходимости, может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (ч. 6 ст. 55 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ).

В соответствии со ст. 56 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ режим служебного времени сотрудника устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностной инструкцией и контрактом. Режим служебного времени сотрудника должен предусматривать определенное количество служебных и выходных дней в неделю, продолжительность служебного дня и перерыва в течение служебного дня. Правила внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы утверждаются в порядке, определяемом федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

Приказом ФСИН России от 26.09.2013 № 533 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. В силу пунктов 5, 8, 9 указанного Положения продолжительность смены устанавливается по участкам службы, как правило, 8, 10, 12 или 24 часа. С учетом специфики работы, при условии соблюдения нормы рабочего времени за учтенный период, может быть установлена иная продолжительность смены. В течение смены сотруднику предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. При работе в ночное время, при продолжительности смены 12 и более часов, сотрудникам может быть предоставлен дополнительный перерыв продолжительностью от одного до четырех часов в специально оборудованном помещении или месте. Указанный перерыв в рабочее время не включается.

Согласно письму УФСИН России по Томской области от 11.01.2019 «О табелировании рабочего времени» личному составу, заступающему на службу на 24 часа, табелирование производится следующим образом: 08.00 час. – прибытие на службу, 09.00 час. – начало смены, окончание смены 09.00 час. следующего дня, убытие со службы 09.30 час. после сдачи поста, оружия и подведения итогов несения службы. В указанное время включены 4 часа, предоставленные для приема пищи и не подлежащие включению в рабочее время. С 08.00 до 09.30 следующего дня – 25,5 часов, куда включены 1 час проведение инструктажа и инструктивных занятий, 30 минут сдача поста, оружия, подведение итогов несения службы, за вычетом времени на отдых и прием пищи. 25,5 час. - 4,00 час. = 21,5 час. – рабочее время, подлежащее табелированию.

Таким образом, общее время несения службы составляет 25 часов 30 минут, без учета времени приема пищи, в табель подлежит включению рабочее время продолжительностью 21 час 30 минут.

Приказом руководителя Учреждения от 04.03.2019 утверждены Правила внутреннего служебного распорядка (далее по тексту Правила).

В силу положений п. 2.1 Правил для всех сотрудников Учреждения устанавливается служебное время продолжительностью 40 часов в неделю.

Табель учета использования рабочего времени по форме ОКУД 0504421, утвержденной приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета» ведется по отделам, отделениям (службам) и т.п. на всех сотрудников в случае их привлечения в календарном месяце к несению службы за пределами нормальной продолжительности служебного времени (сверхурочно, в выходные и праздничные дни, а также по усиленному варианту несения службы) (п. 2.4 Правил).

Организация ведения табельного учета служебного времени и контроль за его выполнением возлагается на отдел кадров и работы с личным составом учреждения (п. 2.5 Правил).

Привлечение к службе сверхурочно, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также по усиленному варианту несения службы производится на основании приказа Учреждения, либо графика, утвержденного приказом Учреждения, который составляется в соответствии с приказами, регламентирующими несение службы отдела, отделения (службы) и т.п. (п. 2.8).

Приказы о привлечении к службе сверхурочно, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также по усиленному варианту несения службы являются основанием для учета служебного времени в табеле учета использования рабочего времени и для предоставления компенсации за отработанное время за пределами нормальной продолжительности служебного времени в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2.10).

В соответствии с пунктом 2.15 Правил для сотрудников отдела охраны режим служебного времени и времени отдыха устанавливается заместителем начальника Учреждения – начальником отдела охраны и отражается в его решениях на сутки и месяц, которые утверждаются начальником Учреждения. В течение смены сотрудникам отдела охраны предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью 03 час. 30 мин. днем, 00 час. 30 мин. ночью – начальникам караулов отдела охраны; 03 час. 30 мин. днем, 00 час. 30 мин. ночью – специалистам – кинологам, заступающим сотрудникам отдела охраны, несущим службу в составе караула. Указанные перерывы в служебное время не включаются.

В силу пункта 2.15.1 Правил, подготовка сотрудников отдела охраны к несению службы по охране объекта устанавливается с 08.00 час. до 09.00 час. (30 мин. – занятия по служебно-боевой подготовке (теоретические), 10 мин. – получение оружия, боеприпасов и необходимого для несения службы имущества, 20 минут – инструктаж и инструктивные занятия) согласно распорядку дня Учреждения. По окончании несения службы с 09.30 час. до 09.55 час. производится сдача оружия и подведение итогов несения службы.

График дежурств на месяц утверждается начальником Учреждения или приказом Учреждения и является основанием для учета времени службы в табеле учета использования рабочего времени сотрудников, указанных отделов. Изменение графика несения службы (замены сотрудников) производится в порядке, установленном в п. 2.9 настоящих Правил (п. 2.18 Правил).

Для сотрудников, указанных в пункте 2.15 настоящих Правил, ведется суммированный учет рабочего времени. Компенсация за работу сверхнормальной продолжительности служебного времени начисляется из годовой нормы часов: декабрь предыдущего года и 11 месяцев (январь-ноябрь) текущего года, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 2.19 Правил).

В целях выяснения существенных обстоятельств дела на основании п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» ответчику было предложено представить доказательства учета режима рабочего времени истца в спорный период.

В суд апелляционной инстанции представлены:

- постовые ведомости за период с 03 января 2019 года по 10 апреля 2019 года, согласно которым несение службы караулом, в который включен и ФИО1, осуществлялось с 09 часов 00 минут до 09 часов 00 минут следующего дня (24 часа);

- акты на уничтожение постовых ведомостей караулов по охране учреждений ФКУ (ЛИУ-1, ИК-2, ИК-3, ИК-4, СИЗО-1, СИЗО-2, Томская ВК-2) УФСИН России по Томской области за 2017 год, за 2018 год;

- распорядок дня личного состава караула утвержденный начальником ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области 16.07.2019, согласно которому сдача боеприпасов, чистка и сдача оружия; подведение итогов службы проводится с 09 час. 00 мин. до 09 час. 30 мин.;

- задачи по охране объекта учреждения на сутки с января 2019 года по апрель 2019 года, период охраны объекта определен с 08 час.00 мин. до 09 час.30 мин. следующего дня;

- справка, из которой следует, что прапорщику внутренней службы ФИО1, младшему инспектору 2 категории отдела охраны ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области предоставлялись:

13.04.2019 – 27.05.2019 – основной отпуск за 2019 год с (основание: отпускное удостоверение от 01.04.2019 № 55 приказ ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области от 03.04.2019 № 42-к),

15.05.2019 – 20.05.2019 – нахождение на листке освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности (основание: листок освобождения от 15.05.2019 № 32217),

28.05.2019 – 02.06.2019 – продлен основной отпуск за 2019 год (основание: отпускное удостоверение от 23.05.2019 № 90, приказ ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области от 28.05.2019 № 63-к),

27.05.2019 – 03.06.2019 – нахождение на листке освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности (основание: листок освобождения от 03.06.2019 № 03432),

04.06.2019 – 10.06.2019 – продлен основной отпуск за 2019 год (основание: отпускное удостоверение от 03.06.2019 № 102, приказ ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области от 04.06.2019 № 67-к),

11.06.2019 – 25.06.2019 – нахождение на листке освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности (основание: листок освобождения от 11.06.2019 № 32666),

26.06.2019 – 09.07.2019 – нахождение на листке освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности (основание: листок освобождения от 10.07.2019 № 32911),

10.07.2019 – уволен по выслуге лет, дающей право на получение пенсии (ч.2 ст. 84 Федерального закона № 197-ФЗ) приказом ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области от 14.06.2019 № 164-лс;

- табели учета использования рабочего времени за 2017, 2018, 2019 гг., согласно которым смена истца, как лица, входящего в состав караула, составляла 21,5 час.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку совокупность представленных в материалы дела доказательств бесспорно не подтверждает, что общая продолжительность смены личного состава караула в спорный период составляла 21 часов 55 минут при табелировании 21 час. 30 мин. (без учета перерывов для отдыха и питания).

Позиция истца основана на выводах прокуратуры Октябрьского района г. Томска, согласно которым в нарушение положений закона общая продолжительность смены личного состава караула составила 25 часов 55 минут, тогда как должно составлять 25 часов 30 минут. При этом время сдачи оружия и подведение итогов несения службы необоснованно исключено ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области из служебного.

Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

К органам, рассматривающим индивидуальные трудовые споры, относятся суды. Прокуратура не наделена правом по разрешению трудовых споров, не является органом по их рассмотрению и не может их подменять.

Таким образом, изложенная позиция прокуратуры подлежит оценке с учетом иных представленных в материалы дела доказательств в совокупности.

Вместе с тем по результатам служебной проверки в связи с представлением прокуратуры Октябрьского района г. Томска, работодатель установил, что 15.01.2019 врио начальника Учреждения утвержден распорядок для личного состава караула в соответствии с которым время приема пищи и отдыха устанавливается согласно постовой ведомости, при этом начало несения службы установлено в 08 час. 00 мин., окончание 09 час. 55 мин. (25 часов 55 минут), при этом при разработке распорядка дня личного состава караула требования служебного письма УФСИН России по Томской области от 11.01.2019 в части табелирования рабочего времени сотрудников отдела охраны заместителем начальника учреждения – начальником отдела охраны ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области С. учтены не были. Изменения в Правила внутреннего служебного распорядка внесены 30.07.2019.

Представленные в материалы дела распорядки дня личного состава караула, утвержденные 16.07.2019, 17.12.2019, содержат сведения о регламентации сдачи поста, чистки и сдачи оружия, подведения итогов несения службы в период до 09 час. 30 мин.

Из постовых ведомостей за период с января по апрель 2019 г., 10-11 июля 2019г., следует, что окончание несения караула определено 09 час. 00 мин.

Как указано выше, в силу положений п.2.15 Правил внутреннего служебного распорядка для сотрудников отдела охраны режим служебного времени и времени отдыха устанавливается заместителем начальника Учреждения – начальником отдела охраны и отражается в его решениях на сутки и месяц, которые утверждаются начальником Учреждения.

Данные документы представлены в суд апелляционной инстанции (задачи по охране объекта учреждения на сутки) за период с января 2019 года по апрель 2019 года, согласно которым временной период охраны объекта определен с 08 час.00 мин. до 09 час.30 мин. следующего дня.

В силу Приказа от 30 марта 2015 года № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и методических указаний по их применению» основанием для начисления заработной платы, стипендий, пособий, иных выплат, осуществляемых физическим лицам, служат: приказ (распоряжение) руководителя учреждения о приеме на работу, увольнении и перемещении сотрудников (студентов, учащихся), приказ о назначении пособий, договоры гражданско-правового характера, табель учета использования рабочего времени (ф. 0504421).

Расчет денежного довольствия осуществлялся на основании сведений табелей учета рабочего времени, что участниками процесса не оспаривалось.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца пояснил, что ФИО1 к работодателю о несогласии с учетом рабочего времени в спорный период не обращался, за разъяснениями обратился в прокуратуру перед тем как оформить пенсию, поскольку обращение в прокуратуру во время службы означало бы полное служебное несоответствие.

Изложенная позиция не противоречит позиции истца в судебном заседании, согласно которой он не обращался к работодателю, если его что-то не устраивало, поскольку боялся потерять работу.

Таким образом, учет рабочего времени, в течение которого, как утверждает истец, он был занят (с 09.30 час. до 09.55 час.), в учреждении не велся, с соответствующими рапортами об учете этого времени истец к ответчику не обращался, и соответствующих приказов, в том числе о привлечении истца к работе (службе) сверх установленной продолжительности рабочего времени ответчиком не издавалось.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии в материалах дела достаточной совокупности доказательств, которая бы свидетельствовала о фактическом нахождении истца на рабочем месте по причине указания в Правилах внутреннего служебного распорядка, распорядке дня личного состава караула от 15.01.2019 окончания рабочего времени в 09 час. 55 мин., в том числе с 09 час. 30 мин. до 09 час. 55 мин. для сдачи оружия и подведения итогов несения службы.

Довод жалобы о фальсификации, по мнению истца, письменных доказательств по делу не может быть принят во внимание, поскольку установленная статьей 186 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возможность заявить о подложности доказательств суду, само по себе не влечет автоматического исключения такого доказательства из числа доказательств, собранных по делу, так как именно на сторонах лежит обязанность доказать наличие фиктивности конкретного доказательства. Истцом же, допустимых доказательств объективно свидетельствующих о подложности имеющихся в деле документов, не представлено.

Что касается доводов, содержащих оценку распорядков дня личного состава караула, то данные доводы также о наличии оснований для удовлетворения требований не свидетельствуют, поскольку анализ данных документов основан на субъективной оценке документов стороной спора без учета содержания иных представленных в суд доказательств.

Принимая во внимание, что требования истца о перерасчете денежного довольствия не удовлетворены, оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда, у суда не имелось. В части требований о возмещении компенсации морального вреда судебный акт не оспаривается.

Поскольку доводы апелляционной жалобы истца правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.

Доказательств, опровергающих выводы суда, автором жалобы в суд апелляционной инстанции не представлено.

Нарушений норм процессуального законодательства, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих отмену решения, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь п.1 ст.328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Томска от 29 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи