ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4775/2021 от 09.02.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

дело № 2-4775/2021 (№ 33-1570/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Екатеринбург 09.02.2022

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Волошковой И.А., судей Подкорытовой Н.П., Шиховой Ю.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гиревой М.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированного размещения отходов на земельных участках

по апелляционной жалобе ответчика на решение Кировского районного суда города Екатеринбурга от 15.10.2021.

Заслушав доклад председательствующего Волошковой И.А., объяснения представителя ответчика Остаповой М.И., действующей в интересах Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, поддержавшей доводы жалобы, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Карауш С.А., возражавшего относительно доводов жалобы и согласного с решением суда первой инстанции, судебная коллегия

установила:

решением Кировского районного суда города Екатеринбурга от 15.10.2021 удовлетворен иск Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированного размещения отходов на земельных участках, на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированного размещения отходов, размещенных на земельном участке с кадастровым номером <№> и земельном участке, находящемся в кадастровом квартале <№>, размещенных в координатах: 56,79916 с.ш. 60,48662 в.д.; 56,79944 с.ш. 60,48685 в.д.; 56,79961 с.ш. 60,48644 в.д.; 56,79969 с.ш. 60,48602 в.д.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение Кировского районного суда города Екатеринбурга от 15.10.2021 отменить, принять по делу новое решение, которым отказать прокурору в удовлетворении иска к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области. Считает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права. По мнению автора жалобы, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области является ненадлежащим ответчиком.

В поступивших возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение Кировского районного суда города Екатеринбурга от 15.10.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилось третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация Верх-Исетского района города Екатеринбурга. Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено на 09.02.2022 определением от 28.12.2021, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация Верх-Исетского района города Екатеринбурга извещено о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении дела размещена на сайте Свердловского областного суда (oblsud.svd.sudrf.ru). Поскольку в материалах дела имеются доказательства извещения третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Верх-Исетского района города Екатеринбурга о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, неявившееся лицо, об уважительных причинах своей неявки не сообщило, об отложении разбирательства по делу не просило, своего представителя в суд апелляционной инстанции не направило, судебная коллегия, руководствуясь статьями 167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила рассмотреть дело приданной явке.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебного решения в обжалуемой части, в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на жалобу в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании обращения Администрации Верх-Исетского района города Екатеринбурга от 04.05.2021 проведена проверка по факту размещения несанкционированной свалки на территории земельных участков, находящихся в Верх-Исетском районе по адресу: <адрес>

В результате выездной проверки с привлечением специалистов Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, ГКУ СО «ЦЭМиК» установлено, что на земельных участках размещены следующие виды отходов: мусор от сноса и разборки зданий (код отхода по ФККО 81290101724), отходы сучьев, ветвей и вершинок от лесоразработок (код отхода по ФККО 15211001215), древесные отходы от сноса и разборки зданий (код отхода по ФККО 81210101724), лом строительного кирпича незагрязненный (код отхода по ФККО 82310101215), лом бетона при строительстве и ремонте производственных зданий и сооружений (код отхода по ФККО 82221111204), отходы грунта при проведении земляных работ (код отхода по ФККО 81110000000), покрышки пневматических шин отработанные (код отхода по ФККО 92113000000) IV класса опасности, отходы теплоизоляционных материалов на основе минерального волокна (код отхода по ФККО 45710000000), отходы рубероида (код отхода по ФККО 82621001514), отходы при демонтаже автотранспортных средств (код отхода по ФККО 92150000000). Объём размещенных отходов составляет не менее 7000 - 10000 м3, площадь размещения – не менее 5000 м2. Фактически отходы размещены на земельном участке с кадастровым номером <№> и на земельном участке, находящемся в кадастровом квартале <№>, в географических координатах: 56,79916 с.ш. 60,48662 в.д.; 56,79944 с.ш. 60,48685 в.д.; 56,79961 с.ш. 60,48644 в.д.; 56,79969 с.ш. 60,48602 в.д. Указанные земельные участки размещены в границах Верх-Исетского района МО «город Екатеринбург», правообладатели земельных участков отсутствуют.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются информацией, представленной Администрацией Верх-Исетского района города Екатеринбурга исх. 62/07-03-17/001/342 от 29.03.2021, ЕМУП «Спецавтобаза» исх. 03-010321 от 08.04.2021, актом фиксации несанкционированного размещения отходов от 31.03.2021, справкой от 24.05.2021, составленной ведущим специалистом отдела регионального государственного экологического надзора, государственным инспектором в области охраны окружающей среды Свердловской области Васильевым Д.Л., экспертным заключением №26-2021 от 24.05.2021 по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды, составленным начальником экспертно-аналитического отдела ГКУ СО «Центр экологического мониторинга и контроля» Владимировой М.В.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 11.07.2021, земельный участок с кадастровым номером <№> имеющий местоположение: город Екатеринбург, в границах улиц Феофанова-Хрустальногорская-Удельная, разрешенное использование: общественное использование объектов капитального строительства, площадью 5385 +/- 26 кв.м., относится к категории земель, право государственной собственности на которые не разграничено, сведения о регистрации прав на указанный земельный участок отсутствуют, как усматривается из публичной кадастровой карты, права и ограничения на земельные участки, расположенные в кадастровом квартале <№>, не зарегистрированы, не разграниченные участки расположены на территории МО «город Екатеринбург», лица, разместившие отходы, не установлены.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", с учетом части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В части 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов (абзац 16 статьи 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

В силу пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным законом.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в частности, организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно статье 8.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частями 1.2 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Областным законом от 19.12.1997 N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере обращения с отходами производства и потребления: участвует в разработке и выполнении федеральных программ в сфере обращения с отходами производства и потребления; осуществляет сбор, обработку и подготовку аналитических материалов в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области; ведет Свердловский областной кадастр отходов производства и потребления; участвует в организации обеспечения доступа к информации в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области; осуществляет экологическое просвещение в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области; организует и осуществляет государственный надзор в сфере обращения с отходами производства и потребления на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; осуществляет иные полномочия в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области в соответствии с законами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами Свердловской области и нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Губернатором Свердловской области и Правительством Свердловской области.

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в частности, разрабатывает порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления); организует деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; осуществляет иные полномочия в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области в соответствии с законами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами Свердловской области и нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Губернатором Свердловской области и Правительством Свердловской области (статья 4).

Согласно статье 5 Областного закона "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок); организация экологического воспитания формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" объем полномочий органов местного самоуправления определен только в области обращения с твердыми коммунальными отходами, при этом перечень полномочий существенно отличается от полномочий субъектов Российской Федерации, сферой которых выступает обращение с отходами и, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Названным выше Областным законом "Об отходах производства и потребления" полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта в области обращения с отходами иным образом не перераспределены.

В составе выявленных отходов обнаружены мусор от сноса и разборки зданий, отходы сучьев, ветвей и вершинок от лесоразработок, древесные отходы от сноса и разборки зданий, лом строительного кирпича незагрязненный, лом бетона при строительстве и ремонте производственных зданий и сооружений, отходы грунта при проведении земляных работ, покрышки пневматических шин отработанные, отходы теплоизоляционных материалов на основе минерального волокна, отходы рубероида, отходы при демонтаже автотранспортных средств.

Кроме того, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования, в частности санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).

По смыслу пункта 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N1156, при обнаружении несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов обязанность по ликвидации места их несанкционированного размещения подлежит возложению на собственника земельного участка.

Согласно пункту 7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

На основании пункта 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

В силу пункта 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 3.3 данного Закона.

На основании пункта 4 статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Исходя из статьи 2 Закона Свердловской области от 24.11.2014 N98-ОЗ полномочия органов местного самоуправления муниципального образования "г. Екатеринбург" по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отнесены к полномочиям органов государственной власти Свердловской области.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 Положения о Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области данное Министерство является уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами, находящимися в областной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "город Екатеринбург". Полномочия по распоряжению земельными участками является неотъемлемым полномочием собственника земельного участка, без которого право собственности на земельный участок прекращается.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что несанкционированное размещение отходов находится на земельных участках из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми принадлежат органам государственной власти Свердловской области (в лице Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области).

Руководствуясь приведенными выше нормами права, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения иска Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированного размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером <№> и земельном участке, находящемся в кадастровом квартале <№>, размещенных в координатах: 56,79916 с.ш. 60,48662 в.д.; 56,79944 с.ш. 60,48685 в.д.; 56,79961 с.ш. 60,48644 в.д.; 56,79969 с.ш. 60,48602 в.д.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.01.2021 N 88-423/2021 и в Определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.04.2021 N 88-5853/2021.

Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области о необходимости возложения соответствующей обязанности на Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области с учетом предусмотренных положением об указанном органе, утвержденном постановлением Правительства Свердловской области от 14.03.2008 N 189-ПП, полномочий. Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к соответствующим выводам, подробно изложены в решении суда первой инстанции, признаются судом апелляционной инстанции правомерными. Вопреки доводам жалобы, отсутствуют и предусмотренные законом основания для признания надлежащим ответчиком по настоящему иску Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (исходя из изложенных выше обстоятельств и норм права).

Суд первой инстанции оценил все доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, исходя из следующих критериев: относимость доказательств; допустимость доказательств; достоверность доказательств; достаточность доказательств; взаимная связь доказательств в их совокупности.

Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства, влекущие необходимость отмены обжалуемого решения, направлены исключительно на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой не имеется. Вопреки доводам апелляционной жалобы, именно Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области является надлежащим ответчиком по настоящему иску.

Решение Кировского районного суда города Екатеринбурга от 15.10.2021 постановлено с соблюдением положений статей 2, 5, 8, 10, 12, 56, 59, 60, 67, 195, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, приведенных в пунктах 1-6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении».

Нарушения или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению дела, судом не допущены, постановленное по делу решение является законным и обоснованным, а доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не влекут изменение или отмену решения суда первой инстанции.

Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда города Екатеринбурга от 15.10.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11.02.2022.

Председательствующий И.А. Волошкова

Судьи Н.П. Подкорытова

Ю.В. Шихова