ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-477/2022 от 16.06.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Аулов А.А. Дело №33 –18565/22

По первой инстанции № 2-477/22

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Краснодар 16 июня 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Одинцова В.В.,

судей Тимофеева В.В., Поповой С.К.,

при секретаре - помощнике судьи Трудовой В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам сторон на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 15 марта 2022 года по делу по иску Шпак В.Б. к ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края УФНС России по Краснодарскому краю Министерства Финансов России о взыскании невыплаченной части компенсации при увольнении в связи с сокращением численности (штата) сотрудников.

Заслушав доклад судьи Тимофеева В.В. об обстоятельствах дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционных жалоб сторон и поступивших на жалобу истца возражений ответчика, выслушав выступление истца в поддержку своей жалобы, выступления представителя ответчика по доверенности Глазовой О.Ю. и представителя третьего лица УФНС России по Краснодарскому краю по доверенности Жарковой А.Е. в поддержку жалобы ответчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Шпак В.Б. обратилась в суд с иском к ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края УФНС России по Краснодарскому краю Министерства Финансов России (далее по тексту ИФНС) о взыскании невыплаченной части компенсации при увольнении в связи с сокращением численности (штата) сотрудников.

В обосновании исковых требований указала, что 30 июня 2021 года приказом ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края от 23 июня 2021 года был прекращен служебный контракт от 20 июня 2019 года, заключенный между ней и ИФНС, в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе. В связи с этим ей положена по закону компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. Согласно представленного ИФНС расчетного листа ей была выплачена денежная компенсация в размере месячного денежного содержания в сумме 38 037 рублей 21 копейки, которую она полагала не верной, так как она была произведена без учета материального стимулирования. В доплате невыплаченной части компенсации ИФНС ей было отказано. В связи с чем она обратилась в суд и просила взыскать с ответчика невыплаченную часть в размере 117 937 рублей 09 копеек.

В судебном заседании истец Шпак В.Б. заявленные исковые требования поддержала по изложенным доводам и основаниям.

Представитель ответчика Глазова О.Ю. в судебном заседании заявленные исковые требования полагала необоснованными, а задолженность перед истцом отсутствующей.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, УФНС России по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте разбирательства дела, об отложении не просил, дело рассмотрено в его отсутствии.

Обжалуемым решением Анапского городского суда от 15 марта 2022 года исковые требования Шпак В.Б. удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскана невыплаченную часть компенсации при увольнении в размере 47 329 рублей 72 коп., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец выражает несогласие с решением суда, считает его не соответствующим нормам материального и процессуального права. Указывают, что предоставленный ответчиком по запросу суда расчет компенсации при увольнении не содержит всех выплат материального стимулирования и премий, просила решение суда изменить, сумму компенсационной выплаты увеличить до 86 108 рублей.

В апелляционной жалобе представитель ответчика полагает состоявшееся решение противоречащим п. 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 года №562. По мнению апеллянта ИФНС не имеет задолженности перед своим бывшим работником, поскольку средства дополнительного материального стимулирования не учитываются при выплате пособия. Просили решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционных жалоб и поступивших на жалобу истца возражений ответчика, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, выслушав выступления истца, представителей ответчика и третьего лица, полагает решение суда не подлежащим отмене на основании следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.

Как следует из материалов дела, приказом начальника ИФНС от 20 июня 2019 года Шпак В.Б. назначена на должность специалиста 1 разряда в отдел камеральных проверок №3 и 20 июня 2019 года с ней был заключен служебный контракт №647 о прохождении государственной службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ в ИФНС.

Приказом установлено денежное содержание: месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью в размере 3 324 рублей; дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 1 995 рублей (60%); ежемесячное денежное поощрение в размере 3 324 рублей.

В соответствии с пунктами 9, 10 служебного контракта денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы РФ в размере 3 324 рублей; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы РФ в размере 60% этого оклада; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада в месяц; премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций ИФНС, исполнения должностного регламента; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании приказов начальника ИФНС дсп от 02 июля 2020 года, дсп от 28 сентября 2020 года, дсп от 16 декабря 2020 года, от 02 марта 2021 года Шпак В.Б. выплачены средства материального стимулирования в размере 30 000 рублей, в размере 31 200 рублей, в размере 39 000 рублей, в размере 4 789 рублей 24 копеек, соответственно.

Приказом начальника ИФНС России от 23 июня 2021 года прекращено действие служебного контракта от 20 июня 2019 года №647 и Шпак В.Б. уволена с государственной гражданской службы по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.

При увольнении ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края Шпак В.Б. выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 64 589 рублей 20 копеек, исходя из расчета размера ежемесячного денежного содержания в сумме 16 147 рублей 30 копеек.

Как усматривается из расчета денежного содержания истца оно состоит из: должностной оклад государственного гражданского служащего - 3 572 рубля; ежемесячное денежное поощрение - 3 572 рубля; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы - 2 144 рубля; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - 358 рублей; месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы - 1 038 рублей, итого: 10 684 рубля. Дополнительные выплаты, учитываемые в размере 1/12 фактически начисленных сумм, за расчетный период с 01 июля 2020 года по 30 июня 2021 года: сентябрь 2020 года - премия за выполнение особо важных и сложных заданий - 13 030 рублей 28 копеек, учтено в расчете 1 085 рублей 86 копеек; ноябрь 2020 года - премия за выполнение особо важных и сложных заданий - 16 026 рублей, учтено в расчете 1 335 рублей 50 копеек; декабрь 2020 года - премия за выполнение особо важных и сложных заданий - 12 562 рубля 46 копеек, учтено в расчете 1 046 рублей 87 копеек; январь 2021 года - премия за особо важные и сложные задания без учета фактического отработанного времени предыдущего месяца - 2 108 рублей, учтено в расчете 175 рублей 67 копеек; февраль 2021 года - премия за особо важные и сложные задания без учета фактического отработанного времени предыдущего месяца - 2 297 рублей, учтено в расчете 191 рубль 42 копейки; март 2021 года - премия за особо важные и сложные задания без учета фактического отработанного времени предыдущего месяца - 5 894 рубля 79 копеек, учтено в расчете 491 рубль 23 копейки; апрель 2021 года - премия за особо важные и сложные задания без учета фактического отработанного времени предыдущего месяца - 189 рублей, учтено в расчете 15 рублей 75 копеек; апрель 2021 года - материальная помощь за счет ФОТ - 4 610 рублей, учтено в расчете 384 рубля 17 копеек; апрель 2021 года - единовременная выплата к отпуску государственного служащего - 9 220 рублей, учтено в расчете 768 рублей 33 копейки; май 2021 года - премия за особо важные и сложные задания без учета фактического отработанного времени предыдущего месяца - (- 378 рублей), учтено в расчете – (-31 рубль 50 копеек); итого 65 559 рублей 53 копейки, учтено в расчете 5 463 рубля 30 копеек.

При этом при расчете денежного содержания для исчисления компенсации при увольнении не были учтены средства материального стимулирования, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда.

30 сентября 2021 года 7, полагая, что ей не в полном размере выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера денежного содержания, в котором указала, что при расчете ежемесячного денежного содержания, из которого производилось исчисление компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, инспекцией неверно был определен годовой доход с июля 2020 года по июль 2021 года, который составил 467 922 рубля 90 копеек и не были учтены начисленные и выплаченные ей средства материального стимулирования, что, по мнению 7, привело к занижению размера ее денежного месячного содержания, а также неправильному расчету сумм компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.

По результатам рассмотрения данного обращения истец была проинформирована о том, что расчет компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы произведен в соответствии с п.3.1. ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ "О государственной службе РФ", а также в соответствии с Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 года . Выплата компенсации при увольнении произведена 30 июня 2021 года в сумме 49 068 рублей 28 копеек, а также 06 октября 2021 года в сумме 13 421 рубля 92 копеек.

Частично удовлетворяя исковые требования, городской суд пришел к обоснованному выводу, что дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года №601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 17 октября 2007 года .

Разрешая спор и удовлетворяя частично заявленные истцом требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 06.09.2007 N 562, которым утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, Указа Президента РФ от 25.07.2006 N 763 о денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих, письма Минфина РФ от 15.07.2014 N 14-04-05/34482, пришел к выводу, с которым суд апелляционной инстанции соглашается, о взыскании недополученной истцом компенсации при увольнении с учетом включения выплат материального стимулирования в расчет среднего заработка федерального государственного гражданского служащего для исчисления компенсаций при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы.

Суд апелляционной инстанции не видит оснований для того, что бы не согласиться с выводами городского суда, правильно разрешившего возникший спор без нарушения либо неправильного применения действующего законодательства.

Ссылаясь в обоснование выводов на положения п. 4 части 1 статьи 14, частей 1 2, 5, 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ", Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562, применительно к данному спору суд апелляционной инстанции полагает, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч. ч. 2 и 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих, а следовательно к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных 7 требований о составе её денежного содержания для исчисления компенсационных выплат в связи с увольнением относится определение правовой природы произведенных ей в течение 12 месяцев перед увольнением (а именно с июля 2020 года по июль 2021 года) выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения за счет средств материального стимулирования.

В случаях, предусмотренных пп. "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" п. 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абз. 1 п. 8 Правил).

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пп. "а" - "г" п. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных пп. "д" - "ж" п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз. 2 п. 8 Правил).

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона 27.07.2004 N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом РФ; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.

В силу п. 8 Указа Президента РФ от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

П. 9 Указа Президента РФ от 25.07.2006 N 763 фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности РФ; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами РФ; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом РФ; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 8 пп. "р" п. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству РФ было поручено до 1.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Из представленных в материалы дела работодателем сведений установлено, что в указанный расчетный период истцу было выплачено в виде материального стимулирования и единовременного поощрения за счет средств материального стимулирования 467 922 рубля 90 копеек, однако указанные выплаты в расчет исчисления компенсаций при увольнении не включены, как верно указал суд апелляционной инстанции, в нарушение изложенных выше положений закона.

Доводы жалобы истца судебная коллегия находит основанными на ошибочных расчетах, поскольку истец при их исчислении не учитывает фактически отработанное время за предыдущий период.

Доводы жалобы ответчика сводятся к несогласию с правовой позицией городского суда, однако правильность применения судом норм материального права не опровергают, основаны на субъективном ошибочном применении положений Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 06.09.2007 N 562, Указов Президента РФ от 25.07.2006 N 763, от 07.05.2012 N 601, письма Минфина РФ от 15.07.2014 N 14-04-05/34482 к спорным правоотношениям, поэтому не могут служить причиной для отмены в апелляционном порядке решения суда.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих, поэтому аргументы жалобы ответчика о том, что средства дополнительного материального стимулирования доводятся сверх фонда оплаты труда, а их включение в расчет компенсации при увольнении государственного служащего по сокращению штата приведет к нецелевому использованию бюджетных средств, судебная коллегия состоятельными и способными повлечь отмену в апелляционном порядке решения суда признать не может.

Суд первой инстанции правильно применил к спорным отношениям нормы материального права о составе денежного содержания федерального государственного служащего обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора обстоятельства установили в полном объеме.

Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.

Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводы суда первой инстанции, повторяют позицию сторон по делу, которой суд первой инстанции уже дал обоснованную оценку, и с которой соглашается судебная коллегия, основаны на неправильном толковании норм права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции, не подтверждают нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а потому не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного решения.

Таким образом, оснований не согласиться с правовой оценкой суда обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает, учитывая, что существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Анапского городского суда Краснодарского края от 15 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы истца Шпак В.Б. и ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края УФНС России по Краснодарскому краю Министерства Финансов России - без удовлетворения.

Определение изготовлено в окончательной форме 22 июня 2022 г. и может быть обжаловано в трехмесячный срок в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: