ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-47/2021 от 19.10.2021 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 2-47/2021 председательствующий-судья Овчинникова О.В.

УИД № 32RS0023-01-2020-002562-61

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-2653/2021

гор. Брянск 19 октября 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Мариной Ж.В.,

судей областного суда Апокиной Е.В., Катасоновой С.В.,

при секретаре Ласой А.А.,

с участием прокурора Хроленок Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ООО «Почеп-Молоко» в лице генерального директора Скращук В.А. на решение Почепского районного суда Брянской области от 02 июня 2021 года по делу по иску Брянского природоохранного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Почеп-Молоко» о понуждении к совершению действий.

Заслушав доклад судьи Апокиной Е.В., объяснения представителя ООО «Почеп-Молоко» по доверенности Данченко Г.Н., поддержавшей доводы жалобы и просившей отменить решение суда, объяснения представителя прокурора Брянской области по доверенности Хроленок Т.А., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Брянский природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что при осуществлении ООО «Почеп-Молоко» сброса сточных вод на арендуемые поля фильтрации систематически нарушаются требования природоохранного законодательства. С учетом уточнения требований просил обязать ООО «Почеп-Молоко»: разработать проект мониторинга подземных вод с целью контроля и оценки влияния полей фильтрации на природную среду; согласовать проект мониторинга подземных вод с Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области; обратиться в Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области с заявлением о необходимости включения объекта (полей фильтрации) в Программу по ведению мониторинга состояния недр и охране подземных вод от загрязнения и истощения на промышленных объектах Брянской области, разработать в соответствии с п. 1.1.16 «МДК 3-02.2001. Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утвержденных приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 №168, документацию, устанавливающую задачи и обязательства при сбросе сточной воды на поля фильтрации и условия реализации задач; положения, в которых описываются функциональные обязанности подразделений, непосредственно ответственных за эксплуатацию полей фильтрации; рабочие инструкции, технологические карты, памятки, журналы эксплуатации полей фильтрации; разработать в соответствии с п.9.2.13.2 Свода правил 32.13330.2018 Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85 документы, обосновывающие эксплуатацию полей фильтрации: благоприятные грунтовые условия, низкий уровень стояния грунтовых вод, надежность защиты подземных вод и водоисточников от загрязняющих веществ, удовлетворительные климатические условия. Запретить ООО «Почеп-Молоко» эксплуатировать поля фильтрации, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 32:20:0380643:10, до разработки и реализации проекта мониторинга подземных вод с целью контроля и оценки влияния полей фильтрации на природную среду.

В судебном заседании представитель истца старший помощник Брянского природоохранного прокурора Ларина И.Г. поддержала уточненные исковые требования. Пояснила, что при осуществлении ООО «Почеп-Молоко» деятельности по производству молочно- содержащей продукции стоки предприятия сбрасываются на поля фильтрации, которые эксплуатируются с нарушением природоохранного законодательства, что неоднократно было зафиксировано природоохранной прокуратурой и контролирующими службами регионального и федерального надзора еще с 2019 года, а в последующем и в 2020 году. В 2021 году требования природоохранного законодательства при эксплуатации полей фильтрации продолжают нарушаться, что подтверждается постановлениями о назначении административного наказания в отношении должностного и юридического лица ООО «Почеп-Молоко». Согласно заключению Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области, производственные стоки предприятия могут загрязнить водоносные горизонты, в том числе используемые для нужд централизованного питьевого водоснабжения. Согласно требованиям водного законодательства хозяйствующие субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах, которые оказывают негативное воздействие на окружающую природную среду, должны проводить мониторинг подземных вод. Из письма Росгеологии следует, что необходима разработка проекта мониторинга для создания системы объективного локального мониторинга подземных вод для оценки и контроля влияния очистных сооружений в данном случае - полей фильтрации ООО «Почеп-Молоко» на природную среду. Необходимо согласование проекта мониторинга с Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области. Необходимо ведение систематического мониторинга экологической среды в соответствии с проектом мониторинга. Требования разработать проект мониторинга подземных вод и согласовать этот проект с Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области ответчиком не исполнены, поэтому ввиду систематического нарушения ответчиком природоохранного законодательства при эксплуатации полей фильтрации, истец просит обязать ответчика разработать и согласовать проект мониторинга и запретить ООО «Почеп-Молоко» использовать поля фильтрации до разработки и реализации проекта мониторинга подземных вод. Указанное в письме Росгеологии требование о необходимости оборудования участка очистных сооружений наблюдательными скважинами в настоящий момент ответчиком исполнено, однако это не весь комплекс мер, который в отсутствие разработанного и согласованного проекта мониторинга является недостаточным для обеспечения должного контроля за состоянием и оценкой влияния полей фильтрации на природную среду.

Представители ответчика генеральный директор ООО «Почеп-Молоко» - Скращук В.А. и Данченко Г.Н. уточненные исковые требования не признали. Пояснили, что ООО «Почеп-Молоко» в рамках исполнения предписания Росприроднадзора выполнено оборудование полей фильтрации двумя смотровыми скважинами. В связи с этим предприятием осуществляется внутренний производственный контроль путем проведения раз в квартал мониторинга уровня загрязнения воды из этих скважин. Разработка проекта мониторинга подземных вод с целью контроля и оценки влияния полей фильтрации на природную среду является процедурой нецелесообразной, поскольку требует значительных материальных затрат, которыми предприятие не располагает, длительного времени для осуществления этих мероприятий не менее пол года в связи с необходимостью привлечения специалистов со специальным образованием либо соответствующей организации. В данный момент перед ООО «Почеп-Молоко» стоит вопрос не об использовании полей фильтрации, а строительства полного комплекса очистных сооружений, завершить которое планируется до конца 2021 года и получения разрешения на сброс очищенных биологическим путем сточных вод в реку Судость без использования полей фильтрации. Поэтому разрабатывать проект мониторинга также с учетом наличия наблюдательных скважин, при помощи которых предприятием осуществляется внутренний мониторинг, является нецелесообразным. Запрет использования полей фильтрации повлечет приостановку деятельности предприятия и вытекающие из него иные неблагоприятные последствия. Сам проект строительства очистных сооружений биологической очистки в настоящее время не разработан, как не разработан и не согласован проект мониторинга подземных вод с целью контроля и оценки влияния полей фильтрации на природную среду, при том, что в настоящее время предприятием используются поля фильтрации.

Дело рассмотрено в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте слушания дела представителей третьих лиц Приокского межрегионального управления Росприроднадзора и администрации Почепского района Брянской области, в представленных суду письменных пояснениях заместитель руководителя Приокского межрегионального управления Росприроднадзора просил рассмотреть дело в отсутствие представителя управления.

Решением Почепского районного суда Брянской области от 02 июня 2021 года исковые требования Брянского природоохранного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Почеп-Молоко» о понуждении к совершению действий удовлетворены. Постановлено: обязать ООО «Почеп-Молоко»: разработать проект мониторинга подземных вод с целью контроля и оценки влияния полей фильтрации на природную среду; согласовать проект мониторинга подземных вод с Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области. Запретить обществу с ограниченной ответственностью «Почеп-Молоко» эксплуатировать поля фильтрации, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 32:20:0380643:10, до разработки и реализации проекта мониторинга подземных вод с целью контроля и оценки влияния полей фильтрации на природную среду.

В апелляционной жалобе ответчик ООО «Почеп-Молоко» в лице генерального директора Скращук В.А. просит решение суда отменить, считает его незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование своих доводов ссылается на нецелесообразность разработки и согласования проекта мониторинга подземных вод, а так же запрета на эксплуатацию полей фильтрации, прировняв проект мониторинга к праву эксплуатировать данные поля фильтрации, в то время как проект направлен на осуществление контроля за сточными водами полей фильтрации, именно с целью влияния негативного воздействия сточных вод на природную среду. Не дана оценка принимаемым предприятиям мерам по охране окружающей среды. Не принято во внимание, что для исполнения требований истца необходимо определенное время на изготовление проекта мониторинга и его согласование с соответствующим органом. Удовлетворяя требование истца о запрете эксплуатации полей фильтрации, суд фактически закрывает предприятие и нарушает право работников ООО «Почеп-Молоко» на труд и на защиту от безработицы.

В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник Брянского природоохранного прокурора Ларина И.Г. просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представители администрации Почепского района Брянской области, Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не явились. Судебная коллегия в силу ч.3 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части по следующим основаниям.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что основным видом деятельности ООО «Почеп- Молоко» является производство молочно-содержащей продукции. Предприятие расположено по адресу: <адрес>.

Согласно вступившему в законную силу решению Почепского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора Почепского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов жителей г.Почепа к ООО «Почеп-Молоко» о понуждении к совершению действий удовлетворены. Суд обязал ООО «Почеп-Молоко» прекратить деятельность по сбросу сточных вод в поверхностный водный объект - р.Судость до получения разрешения на предоставление водного объекта в пользование.

В целях сброса сточных вод предприятием эксплуатируются поля фильтрации, расположенные на земельном участке с кадастровым номером по адресу <адрес>, уч.60/1, площадью 37 980 кв. м. с видом разрешенного использования «коммунальное обслуживание», относящемуся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Поля фильтрации разделены на 4 карты.

Указанный земельный участок предоставлен ООО «Почеп-Молоко» администрацией Почепского района Брянской области на основании постановления администрации Почепского района Брянской области от 18.02.2020 года №240 по договору аренды земельного участка №1-д от 18.02.2020 года сроком на 10 лет с 18.02.2020 года по 18.02.2030 года и располагается в непосредственной близости от поверхностного водного объекта - реки Судость.

Согласно свидетельству о праве пользования на землю №89, выданному 18 марта 1999 года Почепским райкомземом на очистные сооружения СПК «Почеп-Молоко», указанной организации на основании постановления администрации района от 20.09.1995 года № 381 был предоставлен в пользование для производственных целей земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 10 352 кв.м.

В сентябре 2019 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) установлен факт залпового сброса сточных вод из полей фильтрации по мелиоративной канаве в реку Судость с превышением нормативов предельно допустимых концентраций для водных объектов и рыбохозяйственных водоемов.

По фактам выявленных нарушений юридическое лицо ООО «Почеп- Молоко» и его генеральный директор Палейчук А.В. привлечены к административной ответственности по ч. 4 ст.8.13 КоАП РФ за несоблюдение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение на основании постановлений Управления Росприроднадзора по Брянской области от 16.09.2019 года №103 и №104.

10.02.2020 года Приокским межрегиональным Управлением Росприроднадзора в отношении ООО «Почеп-Молоко» внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

ООО «Почеп-Молоко» привлечено к административной ответственности по ст.8.15 КоАП РФ за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных и водоохранных сооружений и устройств на основании постановления Приокского межрегионального Управления Росприроднадзора от 10.02.2020 года №32-03- 001/2020.

Согласно акту проверки от 29.04.2020 года №14, проведенной Приокским межрегиональным управлением Росприроднадзора 28.04.2020 года, при осмотре территории г.Почепа, акватории и водоохранной зоны р. Судость установлено, что используемые ООО «Почеп-Молоко» поля фильтрации заполнены более чем на половину (исходя из высоты земляного вала, ограждающего поля фильтрации), имел место выход почвенных грунтовых вод в низине, прилегающей к западной стороне полей фильтрации, которые поступают в мелиоративную канаву. Отмечена фильтрация сточных (дренажных) вод сквозь тело земляного вала с западной стороны карт с поступлением их в ту же мелиоративную канаву. За выявленное правонарушение, связанное с несоблюдением ООО «Почеп-Молоко» экологических требований при эксплуатации сооружений, ООО «Почеп-Молоко» привлечено к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ на основании постановления от 08.05.2020 года №32-03-013/2020. 06.05.2020 года Приокским межрегиональным управлением Росприроднадзора в адрес ООО «Почеп- Молоко» внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Из акта планового (рейдового) осмотра, составленного Приокским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2020 года №16/1 следует, что с целью систематического наблюдения за исполнением требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды в водоохраной зоне р.Судость в г.Почепе Брянской области начато обследовании территории (акватории). При осмотре водоохраной зоны р.Судость в г.Почепе Брянской области было установлено, что поля фильтрации, используемые ООО «Почеп-Молоко», заполнены сточными водами на высоту 1,2 метра от верха земляного вала. Рядом с полями фильтрации во время осмотра ощущался запах сточных вод. В сравнении с результатами рейдового осмотра, проведенного 28.04.2020 года, укреплен земляной вал на 1-й по счету от производственной территории ООО «Почеп- Молоко» карте. Во время осмотра экскаватором проводились работы по укреплению земляных валов на 4-й карте. Фильтрация дренажных вод сквозь тело земляного вала полей не установлена. Вокруг полей фильтрации в понижениях рельефа установлено скопление грунтовых и дождевых вод. Мелиоративная канава, идущая от полей фильтрации к р.Судость, в 20 метрах от полей фильтрации перекрыта земляной насыпью. В мелиоративной канаве со стороны полей фильтрации перед земляной насыпью установлено скопление дренажных грунтовых вод, со стороны р.Судость после земляной насыпи присутствие сточных вод не установлено.

В ходе проведенной 06.07.2020 года Брянской природоохранной прокуратурой проверки установлено, что при осуществлении эксплуатации полей фильтрации не поддерживается надлежащее состояние поверхности карт, ограждающие элементы находятся в разрушенном состоянии, не производятся работы по скашиванию сорной растительности на картах и прилегающей территории, при выпадении обильных осадков может произойти разрушение обваловки карт с последующим загрязнением реки Судость и её поймы. Своевременно не проводятся текущие ремонты элементов полей фильтрации

Согласно информации, представленной Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области от 10.07.2020 года №4027-ДПРи: стоки, отводимые ООО «Почеп-Молоко» при использовании полей фильтрации не могут быть очищены до показателей близких к нормативным. Поля фильтрации позволяют производить очистку только бытовых и близких к ним по составу производственных сточных вод. Для очистки стоков молочного производства требуется использование очистных сооружений модульного типа с этапами химической и биологической очистки. Стоки, характеризующиеся для молоко-перерабатывающей промышленности, с многократно завышенными показателями химического и биологического потребления кислорода (ХПК и БПК), загрязнений азотной и аммонийной группы, фильтруемые через постилающие дренажные слои полей фильтрации, могут загрязнять водоносные горизонты, в том числе используемые для нужд централизованного питьевого водоснабжения.

Согласно акту планового (рейдового) осмотра, составленного Приокским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10.07.2020 года №22, установлено, что сброс сточных вод производится на карту №3 с последующим перетоком их на карты №2 и №4. Карта №1 для сброса сточных вод не используется. Поля фильтрации, используемые ООО «Почеп-Молоко» заполнены сточными водами на высоту 1,0 метра от бровки земляной обваловки. Рядом с полями фильтрации во время осмотра ощущался запах сточных вод. Фильтрация дренажных вод сквозь тело земляного вала полей не установлена. Вокруг полей фильтрации в понижениях рельефа и в мелиоративной канаве установлено скопление грунтовых и дождевых вод. Мелиоративная канава, идущая от полей фильтрации к р.Судость, в 20 метрах от полей фильтрации перекрыта земляной насыпью.

По результатам проведенной проверки природоохранным прокурором в адрес директора ООО «Почеп-Молоко» 13.07.2020 года внесено представление №56-2020 об устранении нарушений требований федеральное законодательства с требованиями проведения рекультивации земельного участка под полями фильтрации и необходимости строительства очистных сооружений.

Согласно акту планового (рейдового) осмотра, составленного Приокским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 03.08.2020 года №29, установлено, что в 250 метрах на восток от реки Судость находятся старые поля фильтрации бывшего Почепского маслозавода площадью 3,8 га, используемые для сброса сточных вод ООО «Почеп-Молоко». Поля фильтрации обвалованы земляной насыпью высотой до 3 метров и поделены на четыре карты. На карту №3 (нумерация с севера на юг) их ПВХ трубы черного цвета диаметром 20 см производится сброс сточных вод светлого цвета. Сточные воды через трубы, заложенные в земляную насыпь, перетекают на карты №2 и №4. Карты №2,3,4 заполнены сточными водами мутного светлого цвета с резким запахом. Уровень сточных вод от вершины обваловки - от 0,5 до 1,5 метра в зависимости от рельефа. Частично поверхность воды на карте №3 покрыта белой пленкой и пеной. На карту №1 сточные воды не поступают, на дне карты №1 небольшие скопления воды прозрачного цвета. Во время осмотра рабочими ООО «Почеп-Молоко» при помощи ручных опрыскивателей производилось внесение препаратов на поверхности воды на картах полей фильтрации. Видимого просачивания дренажных вод сквозь земляную насыпь по периметру полей фильтрации не установлено. В канавах и понижениях рельефа по периметру полей фильтрации установлено скопление грунтовых и дождевых вод прозрачного цвета. От полей фильтрации до реки Судость идет мелиоративная канава глубиной от 0,5 метра вблизи полей фильтрации до 3,0 метров возле реки Судость. Мелиоративная канава в 20 метрах от полей фильтрации перекрыта земляной насыпью. В мелиоративной канаве вода отсутствует, растительность на дне канавы отсутствует, почва на дне канавы сырая.

Исходя из данных Департамента по недропользованию по Центральному Федеральному округу (Центрнедра) от 06.08.2020 №11БРН- 04/553, грунтовые воды в районе полей фильтрации залегают на глубине 5 метров в песчаном грунте, что негативно может сказаться на состоянии окружающей среды из-за попадания в них неочищенных стоков ООО «Почеп - Молоко».

Проверкой, проведенной Брянской природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Приокского межрегионального Управления Росприроднадзора в августе 2020 года установлено, что продолжают иметь место нарушения норм закона при эксплуатации ООО «Почегг-Молоко» полей фильтрации.

Так, согласно акту № 31 от 10.08.2020 поля фильтрации обвалованы земляной насыпью высотой до 3 метров и поделены на четыре карты. На карту № 3 (нумерация с севера на юг) из ПВХ трубы черного цвета диаметром 20 см производится сброс сточных вод светлого цвета. Сточные воды через трубы, заложенные в земляную насыпь, перетекают на карты №2 и №4. Карты №2,3,4 заполнены сточными водами мутного светлого цвета с резким запахом. Уровень сточных вод от вершины обваловки - от 0,5 до 1,5 метров в зависимости от рельефа. Частично поверхность воды на карте №3 покрыта белой пленкой и пеной. На карту №1 сточные воды не поступают, на дне карты №1 небольшие скопления воды прозрачного цвета. В канавах и понижениях рельефа по периметру полей фильтрации установлено скопление грунтовых и дождевых вод прозрачного цвета. От полей фильтрации до реки Судость идет мелиоративная канава глубиной от 0,5 метра вблизи полей фильтрации до 3,0 метров возле реки Судость. Мелиоративная канава в 20 метрах от полей фильтрации перекрыта земляной насыпью. В мелиоративной канаве вода отсутствует, растительность на дне канавы отсутствует, почва на дне канавы сырая. Травянистая растительность вокруг полей фильтрации не окошена, наблюдательные скважины для контроля воздействия полей фильтрации на грунтовые воды отсутствуют, чем ООО «Почеп-Молоко» при эксплуатации полей фильтрации нарушены требования п. 3.5.25 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, пункт 5 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 №94.

По факту указанных правонарушений на основании постановления Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 24.08.2020 юридическое лицо - ООО «Почеп-Молоко» привлечено к административной ответственности по статье 8.15 Ко АП РФ (нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений) на основании постановления от 24.08.2020 года №32-03-042/2020.

В ходе проведенной в период с 20.10.2020г. по 03.11.2020 г. Брянской природоохранной прокуратурой в отношении ООО «Почеп-Молоко» проверки в части осуществления сброса сточных вод, выявлены дополнительные нарушения федерального законодательства. Установлено, что на производственной территории ООО «Почеп-Молоко» сооружена канализационная сеть, в которую централизованно поступают сточные воды, образующиеся на предприятии. В помещении приемки молока, цеху изготовления творога, адыгейского сыра, сухой сыворотки в результате мойки и дезинфекции производственных помещений и оборудования образуются производственные сточные воды. В цеху изготовления сухой сыворотки образуется конденсационная вода, поступающая на малогабаритную градирню для использования оборотного водоснабжения, а избыточная часть поступает в канализационную сеть предприятия. В производственном помещении расположены душевые и санузлы, где образуются бытовые сточные воды. В канализационной сети предприятия сооружены колодцы, использующиеся в качестве песколовок и жироуловителей. Производственные и бытовые сточные воды по канализационным трубам самотеком поступают в накопительную емкость, откуда перекачиваются под напором по пластиковой трубе диаметром около 20 см на поля фильтрации, расположенные в 350 метрах на юго-запад от производственной площадки. В карты полей фильтрации ООО «Почеп-Молоко» ежедневно добавляется бактериологический концентрат BIUS для предварительной очистки сточных вод, разложения органики, жировых соединений, а также нейтрализации запаха. Вблизи полей фильтрации ООО «Почеп-Молоко» обустроены две наблюдательные скважины в пойме р. Судость для мониторинга состояния подземных вод. Поля фильтрации используются ответчиком без сброса сточных вод в водный объект, в нарушение рабочего проекта, согласно которому в 1989 году поля фильтрации, эксплуатируемые ООО «Почеп- Молоко» подвергались реконструкции, согласно проекту предусмотрен сброс стока в реку после обеззараживания.

25.11.2020 года генеральный директор ООО «Почеп-Молоко» Палейчук А.В. за допущенное нарушение экологических требований при эксплуатации сооружений (полей фильтрации) привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст.8.1 КоАП РФ.

Согласно информации «Геоцентр-Брянск» филиал АО «Центральное ПГО» от 23.11.2020 № 138 для организации мероприятий по ведению мониторинга состояния недр и охране подземных вод необходимо выполнить следующие виды работ: разработать проект на создание системы объектов (локального) мониторинга подземных вод; согласовать данный проект в Департаменте природных ресурсов и экологии Брянской области; оборудовать участок размещения очистных сооружений (полей фильтрации)

наблюдательными скважинами; осуществить ведение мониторинга геологической среды в соответствии с проектом.

Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области и Отделом геологии и лицензирования по Брянской, Орловской и Смоленской областям утверждена Программа по ведению мониторинга состояния недр и охране подземных вод от загрязнения и истощения на промышленных объектах Брянской области на 2019-2021 годы. Основной целью разработки Программы является оценка и контроль экологического состояния окружающей среды и полей фильтрации очистных сооружений; создание и ведение информационной базы данных с достоверной информацией и достаточной для принятия решений по геоэкологическим вопросам. Разработчиком программы является «Геоцентр- Брянск» филиал АО «Центральное ПГО». Источником финансирования мероприятий программы являются средства предприятий природопользователей.

В нарушение вышеприведенных требований природоохранного законодательства, ст. 30 Водного кодекса РФ, пунктов 2 и 3 «Правил охраны подземных водных объектов, утв. Постановлением Правительства РФ 11.02.2016 года № 94, проект мониторинга подземных вод с целью контроля к оценки влияния полей фильтрации на природную среду ООО «Почеп-Молоко» не разработан и не согласован с Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области, что не отрицали представители ответчика в судебном заседании.

По результатам проверки, проведенной 28.01.2021 года Брянской природоохранной прокуратурой Брянской области с привлечением специалистов Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области в ходе обследования полей фильтрации ООО «Почеп-Молоко» вблизи земляной обваловки установлено скопление сточных вод, которые попадали в дренажную канаву, а далее самотеком поступали в реку Судость.

В связи с выявленными нарушениями 29.03.2021 года ООО «Почеп-Молоко» и генеральный директор ООО «Почеп-Молоко» Палейчук А.В. привлечены к административной ответственности по ст.8.15 КоАП РФ согласно постановлениям №420 и №421, и на основании постановлений Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области №419 и №418 - к административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ за самовольное занятие водного объекта в отсутствие решения о предоставлении поверхностного водного объекта с целью сброса сточных вод предприятия в водный объект.

По результатам проверки, проведенной 02.04.2020 года специалистами Приокского межрегионального управления Росприроднадзора в деятельности ООО «Почеп-Молоко» выявлено поступление в мелиоративный канал сточных вод вследствие дренажа (фильтрации) сквозь обваловку полей фильтрации, эксплуатируемых ООО «Почеп-Молоко». На полях фильтрации обеззараживание стоков происходит путем просачивания воды через фильтрующий слой грунта. Установленное при осмотре полей фильтрации накопление до верхней кромки обваловки сточных вод, объединение карт по поверхности воды свидетельствует о нарушении правил эксплуатации полей фильтрации и неправильной их работе. Нагрузка сточных вод на поля фильтрации превышает способность полей фильтрации по очистке сточных вод. Установленные дефекты обваловки полей фильтрации, переполнение карт полей фильтрации, дренаж сточных вод сквозь обваловку свидетельствуют о нарушении эксплуатации водохозяйственных сооружений.

В связи с выявленными нарушениями законодательства на основании постановления Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 22.04.2021 года №32-03-37/2021 ООО «Почеп-Молоко» привлечено к административной ответственности по ст.8.15 КоАП РФ и по ст.7.6 КоАП РФ.

Судом также установлено, что ООО «Почеп-Молоко» совершало действия по устранению нарушений, указанных в вышеприведенных предписаниях контролирующих органов, в частности, с июня 2020 года предприятием заключен договор с ООО «МИЛ» по поставке ускорителя биологических процессов для нейтрализации неприятных запахов и ускорения очистки сточных вод; частично произведена рекультивация арендуемого земельного участка, на котором расположены поля фильтрации. Установлено, что возможность для рекультивации всего земельного участка под полями фильтрации возможна после строительства новых очистных сооружений.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ст. 45 ГПК РФ, пп. 24, 25, 26 «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017года №176,п. 2, подп. «ж» п.3, п.5 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 N 94, п.1 ст. 11, пп. 1, 2 ст. 34, чч.1, 2 ст.38, ч.1 ст. 39 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 5, ч.2 ст. 55, пп.1, 2, 3, подп.3 п.5 ст. 30, ч.1 ст.65, подп. 7 п.15 ст.65 Водного кодекса РФ, п.3.5.25 «МДК 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утвержденных Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 года №168, и исходил из того, что выявленные многочисленные нарушениями ответчиком природоохранного законодательства при эксплуатации полей фильтрации, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 32:20:0380643:10, с учетом представленных актов и результатов проверок, постановлений о привлечении к административной ответственности ответчика и его руководителя, ответа Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области и других указанных уполномоченных органов, объективно подтверждают, что эксплуатация ответчиком полей фильтрации на местах их расположения осуществляется с нарушением требований федерального законодательства об охране окружающей среды, а потому представляет потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья граждан в лице неопределенного круга лиц, нарушает их законные права и интересы на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, производственные стоки предприятия ООО «Почеп-Молоко» могут загрязнить водоносные горизонты, в том числе используемые для нужд централизованного питьевого водоснабжения, пришел к выводу о том, что исковые требования Брянского природоохранного прокурора о возложении на ООО «Почеп- Молоко» обязанности разработать и согласовать проект мониторинга подземных вод с Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области, подлежащими удовлетворению.

Суд отклонил, как несостотельные, приведенные представителями ответчиков доводы о нецелесообразности разработки и согласования проекта мониторинга, запрета эксплуатации полей фильтрации до разработки и реализации проекта мониторинга, ввиду систематических нарушений ООО «Почеп-Молоко» федерального законодательства, при этом суд также принял во внимание, что согласно пояснениям представителей ответчика проект строительства очистных сооружений биологической очистки в настоящее время ООО «Почеп-Молоко»не разработан, на строительство очистных сооружений полной очистки необходимо не менее полугода и значительные финансовые вложения, которыми в настоящее время ООО «Почеп-Молоко» не располагает.

Судом также отклонены возражения представителей ответчика о том, что выявленные в 2019г. и в начале 2020г. нарушения природоохранного законодательства в настоящее время ООО «Почеп-Молоко» устранило, поскольку при рассмотрении дела установлено, и не отрицалось в судебном заседании представителями ответчика, что в настоящий момент ООО «Почеп- Молоко» не располагает полным циклом очистных сооружений и использует поля фильтрации.

Оснований не согласиться с вышеуказанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, в вышеуказанной части, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения в названной части.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части запрета ООО «Почеп-Молоко» эксплуатировать поля фильтрации, до разработки и реализации проекта мониторинга подземных вод с целью контроля и оценки влияния полей фильтрации на природную среду.

Удовлетворяя исковые требования прокурора в части запрета эксплуатации полей фильтрации до разработки и реализации проекта мониторинга подземных вод с целью контроля и оценки влияния полей фильтрации на природную среду, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что целью разработки названного проекта является предотвращение дальнейших нарушений ООО «Почеп-Молоко» природоохранного законодательства при эксплуатации полей фильтрации, а также исходил из того, что предупреждение загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, могут быть обеспечены с помощью контроля и оценки влияния полей фильтрации на природную среду посредством осуществления государственного мониторинга.

Исходя из рассмотренных судом требований прокурора о защите прав неопределенного круга лиц на охрану окружающей среды, и учитывая избранный им способ защиты права через возложение на ответчика обязанности провести мероприятия, позволяющие своевременно осуществлять государственный мониторинг влияния используемых ответчиком полей фильтрации на окружающую среду в целях реагирования и недопущения эксплуатации этих полей при возникновении реальной угрозы причинения вреда окружающей природной среде, юридически значимыми обстоятельствами по настоящему дела являлись обстоятельства совершения ответчиком действий по разработке и реализации проекта мониторинга, наличие нарушений природоохранного законодательства, подтверждающие необходимость разработки такого проекта.

Судом оставлено без внимания, что требования о запрете использования полей фильтрации ООО «Почеп-Молоко» по существу направлены на прекращение деятельности всего предприятия.

Однако самостоятельных требований об обязании ответчика ограничить, приостановить или прекратить свою деятельность (пункт 2 статьи 1065 ГК РФ, статьи 34, 56, 80 Закона об охране окружающей среды), требующих установления дополнительно иных юридически значимых обстоятельств, прокурором не заявлялись.

Пунктом 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" установлено право суда прекратить деятельность, осуществляемую с нарушением природоохранных требований, в случае, если допущенные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды носят неустранимый характер.

В соответствии с пунктом 27 приведенного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации рассматривая споры об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, суд должен соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой. При этом суду следует принимать во внимание не только факторы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей и организаций (например, применительно к деятельности градообразующих предприятий, теплоэлектроцентралей, очистных сооружений), но и соразмерность последствий прекращения (приостановления, ограничения) деятельности тому вреду окружающей среде, который может наступить как в результате продолжения данной деятельности, так и вследствие ее прекращения.

В целях установления наличия или отсутствия такого противоречия общественным интересам суд вправе вынести на обсуждение лиц, участвующих в деле, данный вопрос, а также предложить им представить соответствующие доказательства (статья 56, часть 1 статьи 57 ГПК РФ).

Ввиду отсутствия самостоятельных требований прокурора о приостановлении или прекращении деятельности ООО «Почеп-Молоко», данные обстоятельства судом первой инстанции не устанавливались, доводы представителей ответчика о том, что приостановление деятельности предприятия нарушает трудовые права работников ООО «Почеп-Молоко» судом не проверялись.

В суде апелляционной инстанции установлено, что в период рассмотрения настоящего дела, ответчиком предприняты меры для добровольного удовлетворения требований прокурора - изготовлен проект мониторинга подземных вод с целью контроля и оценки влияния полей фильтрации на природную среду. Указанный проект разработан филиалом ЦЛАТИ по Брянской области ФБГУ «ЦЛАТИ по ЦФО». Копия проекта направлена в адрес природоохранной прокуратуры Брянской области, что не отрицалось в суде апелляционной инстанции прокурором, участвующим в деле.

28.06.2021г. вышеуказанный проект направлен в адрес Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области.

Письмом от 18.10.2021 г. № 6676ДПРиер директор Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области Мокренко Ю.В. сообщил суду апелляционной инстанции о том, что проект мониторинга подземных вод с целью контроля и оценки влияния полей фильтрации на природную среду ООО «Почеп-Молоко» на текущую дату находится на рассмотрении в департаменте.

При указанных обстоятельства, судебная коллегия учитывает возложенную на суд обязанность по соблюдению баланса между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой, и приходит к выводу о том, что представленные прокурором доказательства не свидетельствуют о причинении ответчиком в настоящее время вреда окружающей среде, требования прокурора направлены на предотвращение причинения ущерба в будущем, в связи с чем, приостановление деятельности всего предприятия в виде запрета по использованию полей фильтрации, не приведет к достижению предполагаемого истцом результата без причинения ущерба в большем размере трудовым и социальным правам работникам ООО «Почеп-Молоко».

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции в части запрета ООО «Почеп-Молоко» эксплуатировать поля фильтрации, до разработки и реализации проекта мониторинга подземных вод с целью контроля и оценки влияния полей фильтрации на природную среду подлежит отмене в силу п.1 ч.1 ст.330 ГПК РФ, как постановленное при неправильно установленных фактических обстоятельствах дела, с вынесением в данной части нового решения об отказе в удовлетворении иска Брянского природоохранного прокурора Брянской области в указанной части.

В остальной части решение суда отмене либо изменению не подлежит по вышеизложенным основаниям.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Почепского районного суда Брянской области от 02 июня 2021 года в части запрета ООО «Почеп-Молоко» эксплуатировать поля фильтрации, расположенные на земельном участке с кадастровым номером , до разработки и реализации проекта мониторинга подземных вод с целью контроля и оценки влияния полей фильтрации на природную среду отменить, в удовлетворении иска Брянского природоохранного прокурора Брянской области в указанной части – отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ООО «Почеп-Молоко» в лице генерального директора Скращук В.А.- без удовлетворения.

Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Почепский районный суд Брянской области в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Ж.В. Марина

Судьи Е.В. Апокина

С.В. Катасонова

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 26 октября 2021 года.