Судья Панов Д.В.
дело № 2-480/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 11-1324/2021
1 февраля 2021 г. г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Скрябиной С.В.,
судей Жуковой Н.А., Мокроусовой Л.Н.,
при секретаре судебного заседания Татаринцевой А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и нахождения на курсах повышения квалификации, назначить досрочную страховую пенсию,
по апелляционным жалобам ФИО1, Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) на решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 2 июня 2020 г.
Заслушав доклад судьи Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения истца ФИО1, поддержавшей доводы своей жалобы и возражавшей против доводов жалобы ответчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) (далее – УПФР) с учетом уточнения о признании незаконным отказа от 27 декабря 2019 г. в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», возложении на УПФР обязанности включить в специальный стаж периоды работы: с 1 сентября 1993 г. по 1 июня 1994 г., с 24 августа 1994 г. по 29 февраля 1996 г., а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 24 апреля 2006 г. по 6 мая 2006 г., с 4 сентября 2006 г. по 15 сентября 2006 г., с 26 октября 2009 г. по 6 ноября 2009 г. и период нахождения в командировке с 1 ноября 2006 г. по 2 ноября 2006 г., назначении досрочной страховой пенсии с 25 сентября 2019 г.
В обоснование иска указала, что обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», но решением УПФР от 27 декабря 2019 г. ей отказано со ссылкой на отсутствие необходимой продолжительности стажа педагогической деятельности, в который не были включены спорные периоды. Считала отказ во включении спорных периодов в специальный стаж необоснованным, поскольку в период с 1 сентября 1993 г. по 1 июня 1994 г. она работала в должности <данные изъяты> в Кингисеппском Доме творчества юных, а с 24 августа 1994 г. по 29 февраля 1996 г. в должности <данные изъяты> в Агаповском муниципальном Центре внешкольной работы, данная работа являлась педагогической деятельностью во внешкольных учреждениях и подлежит включению в специальный стаж. Кроме того, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в командировке, в которые за ней сохранялись место работы и средняя заработная плата, также подлежат включению в специальный стаж, поскольку имели место в период педагогической деятельности.
Истец ФИО1 в судебном заседании суда первой инстанции поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика УПФР ФИО2 в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признала, указав о законности вынесенного решения.
Суд принял решение о признании незаконным решения УПФР № от 27 декабря 2019 г. в части отказа во включении в специальный стаж ФИО1, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периодов работы с 1 сентября 1993 г. по 30 сентября 1993 г., с 28 апреля 1994 г. по 29 февраля 1996 г., периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 24 апреля 2006г. по 6 мая 2006 г., с 4 сентября 2006 г. по 15 сентября 2006 г., с 26 октября 2009г. по 6 ноября 2009 г. и период нахождения в командировке с 1 ноября 2006 г. по 2 ноября 2006 г. Обязал УПФР включить в специальный стаж ФИО1, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», указанные периоды, в удовлетворении остальной части исковых требований отказал. Взыскал с УПФР в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении ее исковых требований, принять новое решение об удовлетворении требования о возложении обязанности на ответчика назначить ей страховую пенсию с 25 марта 2020 г. Указывает, что по правилам, установленным частью 1.1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», приложением 7, с учетом переходных положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. №350-ФЗ, лицам, право на досрочную пенсию которых возникло в 2019 году, страховая пенсия назначается не ранее, чем через 6 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости. Поскольку на день обращения с заявлением о назначении пенсии – 25 сентября 2019 г. с учетом спорных периодов у нее имелся необходимый специальный стаж, полагает возможным назначить ей досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 25 марта 2020 г.
В апелляционной жалобе представитель ответчика УПФР просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение. Указывает, что при исчислении стажа на соответствующих видах работ по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 не могут быть засчитаны периоды работы с 1 июля 1993 г. по 16 мая 1994 г., с 24 августа 1994 г. по 29 февраля 1996 г., поскольку наименование должности и тип учреждения не соответствуют Списку от 29 октября 2002 г. №781, пунктом 5 Правил от 11 июля 2002 г. №516 (далее – Правила №516), не предусмотрена возможность включения в стаж на соответствующих видах работ периодов нахождения на курсах повышения и в командировке. Выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица данные периоды отражены на общих основаниях. В справках, уточняющих характер работы, указано, что норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы, в данные периоды не выполнена.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика истец ФИО1 указала, что объем ее учебной нагрузки не влияет на зачет спорных периодов в педагогический стаж, поскольку работа в должности учителя в расположенных в сельской местности общеобразовательных школах включается в стаж, независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 27 августа 2020 г. решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 2 июня 2020 г. отменено в части признания незаконным решения УПФР за № от 27 декабря 2019 г. в части отказа во включении в специальный стаж ФИО1, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периода работы с 28 апреля 1994 г. по 29 февраля 1996 г., обязании УПФР включить в специальный стаж ФИО1, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», период работы с 28 апреля 1994 г. по 29 февраля 1996 г. В указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В остальной части это же решение оставлено без изменения, апелляционные жалобы ФИО1, УПФР – без удовлетворения (л.д. 182-195).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2020 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 27 августа 2020 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции Челябинский областной суда (л.д. 219-228).
При новом рассмотрении дела представитель УПФР о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен, в суд не явился, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда в части, в связи с неправильным установлением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, ФИО1 (до брака <данные изъяты>) Н.В. с 1 июля 1993 г. принята на работу <данные изъяты> в Кингисеппский Дом творчества юных, 1 июня 1994 г. уволена, 24 августа 1994 г. принята <данные изъяты> в Агаповский муниципальный Центр внешкольной работы, 5 марта 1996 г. уволена, 6 марта 1996 г. принята в Наровчатскую среднюю образовательную школу <данные изъяты>, с 1 сентября 1997г. переведена <данные изъяты>, где работает до настоящего времени (л.д.13-16).
В период работы <данные изъяты> в муниципальном общеобразовательном учреждении «Наровчатская средняя общеобразовательная школа» ФИО1 направлялась в командировку на Всероссийскую практическую конференцию г.Магнитогорска с 1 по 2 ноября 2006 г., а также на курсы повышения квалификации с 24 апреля 2006 г. по 6 мая 2006 г., с 4 по 15 сентября 2006 г., с 26 октября 2009 г. по 6 ноября 2009 г. В период нахождения на курсах повышения квалификации и в командировке за ФИО1 сохранялась заработная плата (л.д. 50,98-100).
25 сентября 2019 г. ФИО1 обратилась в УПФР с заявлением о назначении пенсии (л.д.37, 38).
Решением УПФР от 27 декабря 2019 г. № истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, рекомендовано обратиться за страховой пенсией по старости при условии наличия педагогического стажа в учреждениях и должностях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, не менее 25 лет (л.д.17-22).
При этом определена продолжительность стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей по постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. №665 при последовательном применении нормативных правовых актов, действовавших в период выполнения работы, – 23 года 5 месяцев 17 дней, по постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 – 23 года 5 месяцев 17 дней, с учетом норм постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. №2-П – 23 года 5 месяц 17 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента – более <данные изъяты>.
В стаж на соответствующих видах работ по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» по постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 засчитаны периоды работы: с 1 марта 1996 г. по 31 августа 1997 г. в должности <данные изъяты> (совместительство) в муниципальном образовательном учреждении «Наровчасткая средняя общеобразовательная школа», с 1 сентября 1997 г. по 23 апреля 2006 г., с 7 мая 2006 г. по 3 сентября 2006 г., с 16 сентября 2006 г. по 31 октября 2006 г., с 3 ноября 2006 г. по 25 октября 2009 г., с 7 ноября 2009 г. по 25 сентября 2019 г. в должности <данные изъяты> в муниципальном образовательном учреждении «Наровчасткая средняя общеобразовательная школа».
В стаж на соответствующих видах работ по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» не включены периоды работы: с 1 июля 1993 г. по 16 мая 1994 г. в должности <данные изъяты> в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования (далее - МОУ ДО) «Дом творчества юных», так как наименование должности не предусмотрено Списком №781; с 24 августа 1994 г. по 29 февраля 1996 г. в должности <данные изъяты> в Агаповском муниципальном Центре внешкольной работы, так как тип учреждения не соответствует Списку №781; периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 24 апреля 2006 г. по 6 мая 2006 г., с 4 по 15 сентября 2006 г., с 26 октября 2009 г. по 6 ноября 2009 г., так как Правилами №516 не предусмотрено их включение в стаж на соответствующих видах работ; период нахождения в командировке: с 1 по 2 ноября 2006 г., так как Правилами №516 не предусмотрено их включение в стаж на соответствующих видах работ.
Удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж истца периода работы с 24 августа 1994 г. по 29 февраля 1996 г. в должности <данные изъяты> в Агаповском Центре внешкольной работы, суд первой инстанции исходил их того, что Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, в разделе «Наименование должности» в пункте 2 указана должность «<данные изъяты>», в разделе «Наименование учреждения» - учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), в том числе и дома пионеров и школьников, центры внешкольной работы.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, установленным на основании имеющихся в деле доказательств, и требованиям законодательства.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в редакции, действовавшей на момент подачи истцом в УПФР заявления о назначении пенсии, (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «м» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 (далее - Список 2002 года); Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», (далее - Список 1999 года) с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно; Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» (далее - Список 1991 года), с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») (далее - Перечень 1959 года), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Из решения УПФР от 27 декабря 2019 г. № усматривается, что пенсионные права истца оценивались на основании Списка 2002 года.
Разделом 2 Списка 2002 года предусмотрены должность <данные изъяты> и учреждения дополнительного образования детей внешкольные учреждения), в том числе центры внешкольной работы.
Установленные пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, условия зачета в стаж периодов работы в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, распространяются на периоды, начиная с 1 января 2001 г.
Спорный период работы истца имел место с 24 августа 1994 г. по 29 февраля 1996 г., поэтому вопреки доводам апелляционной жалобы правомерно зачтен судом первой инстанции в специальный стаж.
Разрешая требования о включении в специальный стаж периода работы ФИО1 периода работы с 1 сентября 1993 г. по 1 июня 1994 г., суд первой инстанции исходил из того, что в указанный период истец, работая в должности <данные изъяты>, также выполняла педагогическую нагрузку кружковой работы ИЗО на 0,5 ставки. Действовавшее в спорный период до 1 октября 1993 г. законодательство не содержало исчерпывающего перечня должностей, работа в которых во внешкольных детских учреждениях засчитывалась в работу по специальности применительно к праву на досрочную пенсию, поэтому период работы в должности <данные изъяты> в Кингисеппском Доме творчества юных, относящимся к числу внешкольных детских учреждений, в период с 1 по 30 сентября 1993 г. подлежит включению в специальный стаж.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Вместе с тем, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ должен применяться один из вариантов: по законодательству, действующему на момент назначения пенсии, то есть по Списку 2002 года, либо при последовательном применении нормативных правовых актов, действовавших в период выполнения работы, по Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. №665 или с учетом норм постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П.
Как следует из материалов дела, пенсионные права истца оценивались УПФР на основании Списка 2002 года, который является для истца наиболее выгодным, поскольку позволяет зачесть в специальный стаж период работы с 24 августа 1994 г. по 29 февраля 1996 г. продолжительностью 1 год 6 месяцев 6 дней.
Списком 2002 года не предусмотрена профессия <данные изъяты>. Исчисление продолжительности специального стажа истца на основании действующего законодательства и применение к одному периоду работы с 1 по 30 сентября 1993 г. Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. №1397, не соответствует нормам Федерального закона «О страховых пенсиях».
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1 на удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж периода работы с 1 по 30 сентября 1993г. не настаивала. Таким образом, истец выбрала вариант расчета пенсии на основании действующего законодательства.
Учитывая изложенное, решение суда в части удовлетворения требований о признании незаконным решения УПФР № от 27 декабря 2019 г. в части отказа во включении в специальный стаж истца периода работы с 1 сентября 1993 г. по 30 сентября 1993 г. и о возложении на ответчика обязанности включить данный период в специальный стаж не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
Удовлетворяя исковые требования в части спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в командировке, суд первой инстанции, исходил из того, что эти периоды являются периодами работы, в течение которых за истцом сохранялись место работы (должность) и средняя заработная плата, с которой производились отчисления на уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах материального права и обстоятельствах дела.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
В соответствии с частью 1 статьи 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебной командировкой считается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранением места работы и среднего заработка, что предусмотрено частью 1 статьи 167 Трудового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 21 Рекомендаций Международной организации труда № 148 от 24 июня 1974 г. «Об оплачиваемых учебных отпусках» установлено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Принимая во внимание, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в командировке приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы и в командировку; в указанные периоды за истцом сохранялась заработная плата, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, суд обоснованно включил спорные периоды в специальный стаж истца, дающий право на досрочную пенсию по старости. Поэтому доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации судебная коллегия считает необоснованными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица спорные периоды отражены на общих основаниях, в справках, уточняющих характер работы, указано, что норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы, в данные периоды не выполнена, не могут быть приняты во внимание, поскольку на курсы повышения квалификации и в командировку ФИО1 направлялась работодателем, в указанные периоды за ней сохранялось место работы и средняя заработная плата, с которой удерживались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, трудовые отношения в эти периоды не прерывались.
Истец в спорные периоды работала в муниципальном общеобразовательном учреждении «Наровчатская средняя общеобразовательная школа», расположенном в поселке Наровчатка Агаповского района Челябинской области, относящимся к сельской местности.
В соответствии с пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, работа в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Не указание работодателем в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета кодов особых условий труда не свидетельствует о не подтверждении им специального стажа работника, поскольку обусловлено требованиями Пенсионного фонда России.
В соответствии с пунктом 2.3.26 Порядка заполнения формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)», утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. № 507п, для застрахованных лиц, работающих в территориальных условиях труда или на видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, код территориальных условий труда или код особых условий труда и условий для досрочного назначения страховой пенсии не указывается, если при отражении сведений в графе 11 «Дополнительные сведения» формы указаны следующие дополнительные сведения, в том числе повышение квалификации с отрывом от производства – «КВАЛИФ».
Отказывая в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности назначить истцу пенсию, суд первой инстанции исходил из того, что на дату обращения с заявлением о назначении пенсии продолжительность специального стажа истца составляла 25 лет 2 месяца 1 день, право на страховую пенсию по старости у истца возникло в 2019 году, вместе с тем в силу части 1.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» и приложения 7 к этому закону страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отказе в удовлетворении требования о возложении обязанности назначить истцу пенсию, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону (при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 году она назначается не ранее через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости).
Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. №350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Из названных нормативных правовых актов следует, что страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, у которых возникло право на страховую пенсию по старости в 2019 году, то есть имеется стаж на соответствующих видах работ продолжительностью 25 лет и иные необходимые условия, назначается не ранее чем через 6 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
На момент обращения с заявлением о назначении пенсии продолжительность специального стажа истца с учетом включения спорных периодов работы (с 28 апреля 1994 г. по 29 февраля 1996 г., с 24 апреля 2006г. по 6 мая 2006 г., с 4 сентября 2006 г. по 15 сентября 2006 г., с 26 октября 2009г. по 6 ноября 2009 г. с 1 ноября 2006 г. по 2 ноября 2006 г.) составляла 25 лет 1 месяц 1 день.
Право на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» возникло у истца после того, как продолжительность ее специального стажа достигла 25 лет, то есть 25 августа 2019 г., после этой даты она обратилась в УПФР 25 сентября 2019 г. с заявлением о назначении пенсии.
С учетом установленного в приложении 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» периода ожидания продолжительностью 12 месяцев и его сокращения на основании пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. №350-Ф3 на 6 месяцев, страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» могла быть назначена истцу с 25 февраля 2020 г.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В силу пункта 18 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 884н, (далее – Правила) граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком.
Пункт 19 Правил не имеет отношения к правоотношениям сторон, так как им предусмотрено, что заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста. Истец обращалась за назначением пенсии не в связи с достижением возраста, с которого наступает право на назначение пенсии, а в связи с наличием стажа на соответствующих видах работ требуемой продолжительности.
Действующим пенсионным законодательством не предусмотрено ограничений по срокам обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии в период ожидания, установленный законом.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что в оспариваемом решении УПФР от 27 декабря 2019 г. № не указано в какую конкретно дату должна обратиться ФИО1 с заявлением о назначении пенсии, а определенная ответчиком продолжительность стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей истца не соответствует действительности, поскольку в него неправомерно не включены периоды работы в Центре внешкольной работы и курсов повышения квалификации, командировки. Данные обстоятельства лишили истца возможности обратиться с заявлением о назначении пенсии по истечении шестимесячного периода ожидания с момента возникновения права на пенсию.
Учитывая изложенное, решение суда об отказе в удовлетворении требования о возложении обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием нового решения о возложении обязанности на УПФР назначить ФИО1 страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 25 февраля 2020 г.
В остальной части оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 2 июня 2020 г. отменить в части признания незаконным решения Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) от 27 декабря 2019 г. №837024/19 в части отказа во включении в специальный стаж ФИО1, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периода работы с 1 сентября 1993 г. по 30 сентября 1993 г., возложения обязанности включить в специальный стаж ФИО1., необходимый для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периода работы с 1 сентября 1993 г. по 30 сентября 1993 г. и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении данных исковых требований.
Это же решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) обязанности назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости и принять в этой части новое решение.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) назначить ФИО1 страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 25 февраля 2020 г.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО1, Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: